Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 14:56, реферат
Краткое описание
Целью работы является изучение происхождения славян и их расселение в Европе. Задачи: 1. Изучение происхождения славян. 2. Изучение жизни, обычаев и религии славян. 2. Изучение расселения славян в Европе.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3 Глава 1. Происхождение славян………………………………………………...4 1.1. Образ жизни и обычаи…………………………………………………........8 1.2. Особенности религии………………………………………………………14 Глава 2. Расселение славян в Европе…………………………………………..15 Заключение …………………………………………………………………….. 19 Список использованных источников ………………………………………….20
Так же во II—III вв. в среде раннеславянских
племен происходят значительные изменения.
Они связаны, с одной стороны, с расширением
территории славянского мира и дальнейшим
проникновением их на территорию балтов
и других народов. А, с другой стороны,
славяне
были подвержены политическому и культурному
влиянию с юга, со стороны сарматов, готов
и других племен, границы расселения которых
постоянно менялись из-за начавшегося
великого переселения народов и вторжения
варваров в пределы Римской империи. Постоянные
перемещения и ассимиляции привели к тому,
что в начале III в. некоторые племена славян
были вытеснены в Верховья Днепра, на Десну.
черняховцев наблюдается значительный
прогресс по пути накопления имущественного
неравенства и классообразования. Наличие
монет в археологических находках свидетельствует
о широких как внутренних, так и внешних
торговых связях, широком развитии ремесла.
Среди украшений встречаются римские
фибулы, дорогие изделия из стекла и сделанные
по форме стеклянных сосудов глиняные
сосуды. В значительной своей массе посуда
сделана на гончарном круге.
У черняховцев был высокий для того времени
уровень экономической и социальной жизни.
Это подтверждается наличием развитого
ремесла, широких и устойчивых торговых
связей, развитого пашенного земледелия,
изготовленной на гончарном круге посуды,
римских вещей.
Со II по IV века наблюдается резкий подъем
в социальной и хозяйственной жизни древних
славян. В это время Римская империя
завоевала Данию. В результате этого она
становится «соседкой» славянских племен.
Занятиями славян данного времени становится:
экспортное земледелие (на продажу Римской
Империи), земледелие было плужным, появляются
жернова, мукомольни, развивается выпечка
хлеба, совершенствуется выплавка железа,
появляется гончарный круг, кроме этого
появляются первые ювелирные украшения
(с камнями).
В IV-V веках идет великое переселение народов.
Праслявяне разделились на 3 ветви:
- западная (в дальнейшем даст
начало полякам, чехам, словакам);
- восточная (русским, украинцам, белорусам);
- южная (болгарам, сербам, хорватам).
В V-VI вв. н. э. в результате расселения
древних славян по территории балтов и
разложения первобытнообщинных отношений
складываются новые образования – территориально-политические
союзы, знаменующие собой конец первобытной
истории и начало сложения феодальных,
классовых отношений. Восточнославянские
объединения упоминаются как вполне конкретные
образования в древнерусской летописи
— «Повести временных лет». Эти новые
объединения стали называться по названию
возглавлявшего их племени. По летописи
первые славянские поселения на нашей
земле – это поселения полян и древлян.
Внутри этих союзов складывается свой
диалект языка, своя культура, особенности
хозяйства и представление о территории.
В верховьях Днепра в это время создается
многочисленное объединение
славянских племен — кривичей. Установлено,
что кривичи пришли в верхнее Приднепровье,
поглотив живших там балтов. С кривичами
связан обряд захоронения в длинных курганах.
Правда, теория переселения славян, впоследствии
была пересмотрена советскими историками:
восточные славяне – местные жители Восточной
Европы. По их мнению, процесс образования
народов есть следствие укрупнения этноса,
а не дробления. Расчленение индоевропейцев
действительно характерно для первобытно-общинного
строя, а с переходом к классовому обществу
начинается процесс укрупнения на базе
языка народности, формируется язык нации.
Советские историки сначала определяли
родину индоевропейцев в Азии, так как
считали их скотоводами, которые кочевали
к востоку от Азовского моря и занесли
индоевропейские языки в Азию. В дальнейшем
данная точка зрения изменилась в связи
с археологическими открытиями.
Естественно, что подробнее хочется рассмотреть
восточных славян, ведь именно они являются
нашими предками.
Как было сказано выше, их история начинается
с 6 века н.э. В этот период славяне делились
на племенные союзы. Каждый племенной
союз включал в себя более мелкие объединения.
Занимали они территории Предднепровья
и соседние территории. По реке Русь жили
поляне ( позже в литературе их называют
русичи). По реке Припять – древляне. Севернее
– дреговичи. В верховье Днепра и по Западной
Двине –
родимичи. Все эти племена вели оседлый
образ жизни, занимались земледелием,
скотоводством, охотой, бортничеством
(сбор меда диких пчел). В то беспокойное
время, когда войны не только разными племенами,
но и между соседними общинами были постоянным
явлением, люди часто селились в труднодоступных
местах, окруженных высокими склонами,
глубокими оврагами или водой. Они возводили
вокруг своих поселений земляные валы,
копали глубокие рвы и обносили свои жилища
деревянным тыном.
Остатки таких маленьких крепостей называются
городищами. Жилища строились в виде землянок,
внутри были глинобитные или каменные
печи. В каждом селении жили обычно родственники,
которые нередко вели свое хозяйство общиной.
В VI-IX веках в хозяйственной жизни восточных
славян переплелись производящие и непроизводящие
виды деятельности. Еще в древности они
пережили первое общественное разделение
труда, то есть отделение земледелия от
скотоводства.
В земледелии возникли новые большие изменения:
а) залежная и переложная система
обработки земли;
б) двух- и трехпольная система
земледелия;
в) происходит рост количества
выращиваемых культур: ржи, пшеницы, овса,
конопли, льна, капусты, лука, репы, редьки,
гороха.
На рубеже VIII-IX веков у восточных
славян произошло второе общественное
разделение труда, то есть отделение ремесла
от
земледелия и возникли центры ремесла
– города. Земледельческое хозяйство
того времени очень мало походило на современное.
Тяжелым трудом добывали люди себе пропитание.
Чтобы подготовить землю для посева, нужно
было сначала вырубить или выжечь участок
в лесу.
Зимний месяц, в течение которого рубили
лес, назывался сечень (от слова "сечь"
- рубить). Далее следовали месяцы сухий
и березол, во время которого лес сушили
и сжигали. Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную
деревянной сохой, или ралом. Такое земледелие
называется огневым или подсечным. Чаще
сеяли просо, но были известны и другие
злаки: пшеница, ячмень и рожь.
Месяц жатвы назывался серпень,
а месяц молотьбы - вресень (от слова "врещи"
- молотить). То что названия месяцев у
древних славян связаны с земледельческими
работами, свидетельствует о первостепенном
значении земледелия в их хозяйстве. Каждая
семья или группа родственников изготовляла
для себя все необходимое. В маленьких
глиняных печах - домницах - или ямах из
местных руд выплавляли железо. Кузнец
выковывал из него ножи, топоры, сошники,
наконечники стрел и копий, мечи. Женщины
лепили глиняную посуду, ткали полотна
и шили одежду. В большом ходу была деревянная
посуда и утварь, а также изделия из бересты
и луба. Покупали лишь то, что нельзя было
добыть или сделать на месте. Самым распространенным
товаром издавна была соль - ведь месторождения
её встречались далеко не везде.
Торговали также медью и драгоценными
металлами, из которых
изготовляли украшения. За все это расплачивались
ходкими и ценными товарами, которые играли
роль денег: пушниной, медом, воском, зерном,
скотом.
Около древних славянских городищ нередко
можно встретить круглые или удлиненные
земляные насыпи - курганы. При раскопках
в них находят остатки сожженных человеческих
костей и обгоревшую в огне
утварь то есть отсюда мы узнаем об обычае
славян сжигать покойников на погребальном
костре и останки хоронить в курганах.
1.2. Особенности
религии
Древние славяне были язычниками. Идеи
некоторых исследователей о том, что славянское
язычество было бедной, бесцветной религией,
должны быть сейчас оставлены. В этом язычестве
можно обнаружить все те стадии, которые
были свойственны и другим языческим культурам,
существовавшим у других народов. Поклонения
предметам и явлениям ближайшего окружения
были вплетены в жизнедеятельность человека.
Основными причинами возникновения языческой
религии славян являются познавательные
и психологические корни, связанные с
загадками сна, болезней, жизни и смерти.
С помощью языческих представлений славяне
пытались объяснить свое существование
и происходившие на их глазах природные
процессы. Распространен был тотемизм
(вера в происхождение человеческого рода
от какого-либо животного). Так же объектами
поклонения были деревья, лес, природные
стихии. Таким образом, все главные праздники
славянского языческого календаря вытекали
из одного основного представления —
из представления о том, что чередование
времен года есть последствие взаимной
борьбы светлых и темных сил природы. Религия
выполняла регламентирующую функцию через
систему ритуальных запретов и разрешений.
Это должно было вырабатывать в сознании
славян нравственные ценности. Славянские
боги продолжали сливаться со стихиями,
когда появилось христианство. Смешав
новую веру со старой, народное сознание
частью слило своих богов с христианскими
святыми, частью низвело их в положение
«бесов». Борьба светлых и темных сил природы,
плодородия с бесплодием, теплого лета
с холодной зимой, светлого дня с ночной
тьмой. Условно верования можно разделить
на три большие группы:
1) вера в богов, которые представляли
собой основные стихии, и богов-покровителей
тех или иных видов хозяйственной деятельности;
2) вера в духов;
3) культ предков.
К высшему уровню богов относились
два праславянских божества: Перун и Велес.
В дальнейшем религия сыграла немаловажную
роль и в становлении государства. В 980г.
была принята новая религиозная реформа
– сооружен языческий пантеон из языческих
божеств - это своего рода идеологическая
акция, с помощью которой киевский князь
надеялся удержать власть над покоренными
племенами.
Древнерусское язычество было настолько
распространено, что Древняя Русь и после
принятия христианства в мировоззренческом
отношении и практических действиях долгое
время являла собой языческое общество
с формальным существованием в нем элементов
христианской веры и культа.
ГЛАВА 2. РАССЕЛЕНИЕ
СЛАВЯН В ЕВРОПЕ
С конца IV века н.э. племена Восточной
Европы оказываются вовлеченными в грандиозное
миграционное движение, полностью перекроившее
как этническую, так и политическую карту
континента на протяжении IV - VIII веков.
Это явление носит название Великого переселения
народов. Начало активизации миграционных
процессов положили тюркоязычные кочевники
– гунны, вторгшиеся из Центральной Азии
в Причерноморские степи в конце IV века.
Разбив готов, готы заставили их уйти на
Балканы, а затем в Центральную и Западную
Европу (в пределы Римской империи). Овладев
Северным Причерноморьем, гунны, кочуя
между Волгой и Дунаем, образовали огромное
воинственное государство, в котором были
объединены покоренные ими многочисленные
племена. Наибольшую известность в середине
V века приобрел гуннский предводитель
Атилла, совершавший опустошительные
походы от Константинополя до Галии и
Северной Италии. После 453 года могущество
гуннского союза племен в результате междоусобиц
и восстаний покоренных народов стремительно
падает. Вместо гуннов из Азии в VI веке
на просторы причерноморских степей выдвигается
новое тюркоязычное племя – авары, сохранявшие
свое могущество в Причерноморье и на
равнинах в современной Венгрии до VIII
века. Одновременно к VI веку археологическими
данными достоверно определяются собственно
славянские археологические культуры
пражско-корчакская и пеньковская. Именно
со второй половины VI века славяне становятся
главным действующим лицом Великого переселения
народов, которое примерно с VI - VII веков
в исторической литературе именуется
расселением славян.
Расселение славян во второй половине
I тысячелетия на европейском континенте
проходило по трем основным направлениям:
на юг в Балканский полуостров, включая
Пелопонесс, на восток и север по Восточно-Европейской
равнине; на запад v в Среднее Подунавье
и междуречье Одера и Эльбы. На всех направлениях
в процессах миграции участвовали носители
как пражско-корчакской, так и пеньковской
археологических культур. В результате
славянского расселения ими были заселены
обширные пространства Восточной, центральной
и Юго-Восточной Европы. В ходе расселения
по Восточно-Европейской равнине славянские
племена пришли в соприкосновение с проживавшими
в VI веке к северу от Припяти, десны и в
верхнем течении Оки балтоязычными племенами.
А в междуречье Волги и Оки и далее не север
и северо-запад обитали финно-угорские племена (предки современных
эстонцев, финнов, карелов, марийцев, мордвы,
вепсов и др.). Проникновение славянских
племен в северные районы Восточно-Европейской
равнины носило в основном мирный и постепенный
характер. Мирное сосуществование славян
с балтами и финно-угорскими племенами
приводило к их ассимиляции.
В ходе перемещений и расселения (VI - VIII
века) у славян, так же как и у германцев,
шла постепенная ломка родоплеменных
отношений. Одновременно расселение по
Европе служило и мощным толчком к активной
дифференциации славян. Согласно лингвистическим
данным, на рубеже VII-VIII веков происходит
распад праславянской языковой общности
и начинается формирование отдельных
славянских языков. В результате дробления
и смешивания племен складывались новые
общности, носившие уже исключительно
территориально-политичесий характер.
Их название чаще всего образовывались
от местности обитания: особенностей ландшафта
(например, поляне, живущие в поле; древляне,
живущие в лесах) или названия реки (например,
бужане от реки Буг, мораване от реки Моравы).
Структура этих общностей была двухступенчатой:
несколько относительно небольших образований,
которые условно можно определить как
"племенные княжества", составляли,
как правило, более крупные - "союзы
племенных княжеств".
Три направления расселения славян предопределили
постепенное разделение их на три основные
ветви: восточные, западные и южные. На
территории Восточно-Европейской равнины,
как известно из летописных источников,
к VIII - IX векам сложилось 12 славянских союзов
племенных княжеств. В Среднем Поднепровье
обитали поляне. К северо-востоку от них
жили древляне. Западнее древлян, вплоть
до Западного Буга, - волыняне (бужане).
В верховье Днестра поселились хорваты
(часть крупного праславянского племени,
распавшегося в VI - VII веках на несколько
частей). Ниже по Днестру – тиверцы, а южнее
полян в Поднепровье – уличи. На днепровском
Левобережье в бассейнах рек Десна и Сейм
располагался союз славянских племенных
княжеств, носивший наименование Север,
в бассейне реки Сож (левый приток Днепра,
севернее Десны) жили радимичи, а на Верхней
Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной,
к северу от древлян, обитали дреговичи,
а в верховьях Двины, Днепра и Волги –
кривичи. Самая северная славянская общность,
располагавшаяся в районе озера Ильмень
и рек Волхов и Мста до Финского залива,
носила название словене, совпадающее
с общеславянским самоназванием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучая начало нашей истории,
мы сейчас увидели, как выделялись славяне
из этнографической массы с неопределенными
племенными обликами, некогда населявшей
восточную припонтийскую Европу. В VII в.,
когда уже было известно собственное родовое
имя славян, мы замечаем признаки их внутреннего
видового разделения, местного и племенного.
Трудно обозначить с точностью время,
к которому можно было бы приурочить обособление
их западной и восточной ветви; но до VII
в. видим, что их судьбы складываются в
тесной взаимной связи, в зависимости
от одинаковых или сходных обстоятельств
и влияний. С этого века, когда в жизни
восточных славян обозначились явления,
которых можно признать начальными фактами
нашей истории, эта славяне, расселяясь
с Карпат, вступают под действие особых
местных условий, сопровождающих и направляющих
их жизнь на протяжении многих дальнейших
столетий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.
1. История России / под ред. А.Д.
Сахарова Т.I. – М., 1996.
2. История России с древнейших
времен до наших дней / под ред. М.Н. Зуева
– М., 1994.
3. Славяне в древности / В.В.
Седов – М., 1994.
4. История России: Учебник
/ А.Ю. Дворниченко, Ю.В. Тот, М.В. Ходяков.
– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 472
с.