Противостояние между Германской ВВС и ВВС СССР в 1941-1945 гг.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель темы - показать несостоятельность, неготовность ВС СССР к тяжёлым поворотам судьбы, в частности к войне.
Задачи этой работы заключаются в следующем:
Дать лёгкую оценочную характеристику военно-воздушным силам Советского Союза и Германии.
Показать начальное превосходство противника.
Выявить слабости Вооружённых сил СССР.
Показать способность русского народа объединиться, наладить производство и сокрушить своего врага.

Содержание

Введение.
Характеристика и состояние Военно-воздушных сил Германии.
Люфтваффе в составе вермахта.
Структурная организация и обозначение.
Флоты.
Эскадра.
Эскадрилья.
Деление разведывательной и морской структур люфтваффе.
Спецназ люфтваффе.
Наземные части люфтваффе.
Характеристика и состояние Военно-воздушных сил Советского Союза.
Коренной перелом в ходе войны.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 82.31 Кб (Скачать файл)

Главное управление политической пропаганды с помощью командиров и политработников авиационных  соединений и частей обобщало опыт партийно-политической работы в войсках  и авиации в период боевых действий на реке Халхин-Гол и в советско-финляндской войне.

В авиачастях, в том числе  во время полетов, на аэродромах систематически выпускались боевые листки, повышалась авангардная роль коммунистов и  комсомольцев. Широко было развито  социалистическое соревнование, которое  способствовало повышению качества боевой подготовки авиачастей.

В апреле 1940 г. в Военно-воздушных  силах было проведено совещание  по вопросам состояния боевой подготовки и аварийности в ВВС. На этом совещании  принял участие руководящий состав от командиров авиационных соединений и выше.

Политические органы, партийные  и комсомольские организации  ВВС всю партийно-политическую работу направляли на оказание помощи командованию в повышении боеготовности авиачастей, морально-политического уровня авиаторов, укрепление воинской дисциплины, на борьбу с аварийностью, освоение новых самолетов, воспитание у личного состава  чувства патриотизма и преданности  социалистической Родине.

В предвоенные годы проводились  многие мероприятия по увеличению численности  и всестороннему укреплению ВВС. Эти мероприятия сыграли важную роль в повышении боеспособности ВВС. Советские летчики отличались высокими морально-политическими и  боевыми качествами. Это было ярко продемонстрировано знаменитыми перелетами через Северный полюс в Америку  экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова, подвигами летчиков в ходе гражданской  войны в Испании, в боях на реке Халхин-Гол, успехами передовиков боевой подготовки в освоении новой авиационной  техники.

К началу войны немецко-фашистская авиация обладала количественным и  качественным превосходством над авиацией приграничных военных округов. Например, в полосе ВВС Западного Особого  военного округа противник имел более  чем полуторное превосходство в  боевых самолетах. На направлениях главных  ударов это превосходство было еще  более значительным.

Авиационные полки приграничных военных округов жили буднями  мирной учебы: проводили учебно-тренировочные  полеты, изучали новые самолеты. Часть летчиков находилась в учебных  центрах по переучиванию на новую  авиационную технику. Таким образом, наша авиация приступила к отражению  внезапного нападения агрессора  в неблагоприятных условиях, находясь в стадии реорганизации, перевооружения и переучивания личного состава  на новые типы самолетов.

 

Авиация в контрнаступлении под Сталинградом

 

Почти полтора года Красная  Армия вела напряженную борьбу против армий фашистского блока. Создавшаяся  тяжелая обстановка в первом периоде  войны не сломила советский народ  и его Вооруженные Силы. Сопротивление  Красной Армии с каждым днем нарастало. Противник не смог достичь целей  войны, поставленных на лето 1942 г.

К этому времени советские  Военно-воздушные силы качественно  изменились. Промышленность наращивала темпы выпуска авиационной техники, вооружения и боеприпасов. Повышалась живучесть самолетов за счет усиления броневой защиты экипажа и наиболее важных агрегатов, улучшения проектирования баков с горючим и противопожарного оборудования. В основном было завершено  перевооружение ВВС на новые типы самолетов, что создавало условия  для более успешного решения  боевых задач.

Командование и штаб ВВС  Красной Армии имели уже необходимый  опыт в организации и ведении  боевых действий авиации в крупных  операциях и войне в целом. Стали лучше осуществляться взаимодействие авиации нескольких фронтов и  маневр ее силами по направлениям. Окреп  авиационный тыл, хотя оснащенность его специальным и грузовым автомобильным  транспортом была еще недостаточной. Батальоны аэродромного обслуживания получили опыт обеспечения авиационных полков в трудных условиях боевой обстановки. Более организованно осуществлялось перебазирование, улучшилась охрана и наземная оборона аэродромов, большое внимание уделялось их маскировке. Неустанно трудились инженерно-технический состав и воины других служб авиационных частей, обеспечивая своевременную подготовку самолетов к предстоящим боевым действиям. В ВВС имелось уже много авиационных полков, получивших боевые ордена и гвардейские знамена.

Была завершена перестройка  партийно-политических органов. С введением  единоначалия они стали больше уделять  внимания укреплению авторитета командиров, усилению работы по воспитанию, а также  бытовым вопросам личного состава. Значительно выросли партийные  и комсомольские организации  частей и соединений. Они пополнились  молодыми воинами-авиаторами, большая  часть из которых получила суровую  закалку в минувших боях. Таким  образом, советские ВВС к осени 1942 г. значительно укрепились.

Немецкие ВВС вместе с  авиацией своих союзников к этому  времени насчитывали на советско-германском фронте 3300 самолетов. По-прежнему отводилась решающая роль бомбардировочной авиации. Вместе с тем в германской промышленности наметилась тенденция к увеличению выпуска истребителей. Если в 1941 г. их было построено больше, чем бомбардировщиков, только на 11%, то в 1942 г. - уже на 27%98. Поступили  на фронт модифицированные истребители  Ме-109ф, Ме-109Г-2 и новый тип истребителя  ФВ-190, летно-тактические данные которого были несколько лучше ранее выпускаемых  самолетов.

Производственная мощность германской авиационной промышленности была по-прежнему высокой. В 1942 г. она  обеспечила выпуск 15400 самолетов, но восполнить потери ей не удавалось.

Воздушная обстановка к середине ноября 1942 г. характеризовалась повышением боеспособности и активности наших  ВВС, которые уже имели численное превосходство над немецкой авиацией.

Советское Верховное Главнокомандование решило в ходе наступательных операций зимой 1942/43 г. лишить противника инициативы ведения войны и добиться коренного  перелома в ходе войны. Главный удар предусматривалось нанести на юго-западном направлении по одной из самых  крупных и самой активной вражеской  группировке. В дальнейшем планировалось  развернуть решительное наступление  на южном крыле советско-германского  фронта, а также провести одновременно ряд операций по улучшению положения  наших войск на северо-западном и  западном направлениях и ликвидировать  блокаду Ленинграда.

Для контрнаступления привлекались войска Юго-Западного, Донского и Сталинградского  фронтов. В их состав соответственно входили 17, 16 и 8-я воздушные армии. Для усиления воздушных армий  трех фронтов решением Ставки ВГК  из резерва было направлено два смешанных  авиационных корпуса и семь отдельных  дивизий. Кроме того, в интересах  Юго-Западного фронта привлекалась авиация 2-й воздушной армии Воронежского фронта. Общее руководство всеми  силами авиации осуществлял представитель  Ставки ВГК по авиации командующий  ВВС Красной Армии генерал  А. А. Новиков, находившийся с небольшой  оперативной группой в районе Сталинграда.

С учетом прибывших на пополнение авиационных частей и соединений к началу контрнаступления было сосредоточено 1414 самолетов, из которых 426 (По-2, Р-5, СБ) действовали только ночью. Противник на данном направлении имел 1216 самолетов.

Особое внимание обращалось на усиление фронтов штурмовой авиацией. Двухместные штурмовики Ил-2 к тому времени отлично зарекомендовали  себя как самолеты поля боя, успешно  взаимодействующие с пехотой  и танками в наступлении и  обороне. В самолетном парке четырех  воздушных армий имелось 575 самолетов  Ил-2.

Базирование авиационных  полков 17-й и 16-й воздушных армий  было приближено к участкам прорыва обороны противника. Авиационные части 8-й воздушной армии располагались на западном берегу Волги на расстоянии 100 150 км от участков прорыва. Из-за отсутствия разветвленных путей подвоза и малого количества автотранспорта ее аэродромы не были полностью подготовлены и располагали весьма ограниченными запасами бензина и боеприпасов. К началу контрнаступления наступил осенний ледоход, который еще более затруднил связь с правым берегом Волги.

В соответствии с замыслом Ставки ВГК войска трех фронтов в  предстоящем контрнаступлении должны были нанести два мощных удара  по флангам врага из районов северо-западнее и южнее Сталинграда по сходящимся направлениям на Калач, Советский, чтобы  окружить, а затем разгромить его  группировку.

На авиацию фронтов  в ходе контрнаступления возлагалась  задача прикрытия и поддержки  ударных группировок, особенно танковых и механизированных корпусов, и ведения  воздушной разведки. Большое внимание уделялось борьбе с немецкой авиацией. Завоевание господства в воздухе  являлось одной из главных задач  воздушных армий.

На основе поставленных задач  авиационные штабы разработали  планирующие документы на боевые действия авиации. В 8-й воздушной  армии (командующий генерал Т. Т. Хрюкин, заместитель по политической части бригадный комиссар А. И. Вихорев, начальник штаба полковник Н. Г. Селезнев) основные усилия авиации сосредоточивались на поддержку ударной группировки фронта - 57-й и 51-й общевойсковых армий. Авиационную подготовку предусматривалось провести в ночь перед наступлением силами ночных бомбардировщиков По-2 и ударами штурмовиков по штабам и узлам связи перед атакой.

Содействие вводу в  сражение и наступлению в глубине 13-го, 4-го механизированных и 4-го кавалерийского корпусов намечалось осуществлять ударами  штурмовой авиации по огневым  точкам и резервам противника, а  прикрытие войск от воздействия  вражеской авиации патрулированием  истребителей в воздухе. В целях успешного осуществления взаимодействия с механизированными корпусами в глубине обороны противника каждому из них было придано по одному штурмовому и одному истребительному авиационному полку.

Для действий по резервам противника выделялась одна бомбардировочная дивизия. Часть сил авиации намечалось применить в интересах 62-й армии  в случае перехода противника в наступление  в полосе ее обороны.

Впервые боевые действия 8-й  воздушной армии в наступательной операции были спланированы в форме  авиационного наступления, которое  предусматривало непрерывные действия авиации при подготовке атаки, в  период атаки и во время действий пехоты и танков в глубине обороны  противника.

В 17-й воздушной армии (командующий генерал С. А. Красовский, заместитель по политической части  бригадный комиссар В. Н. Толмачев, начальник  штаба полковник К. И. Тельнов) истребительные и штурмовые дивизии были оперативно подчинены командующим общевойсковыми и танковой армиями. По указанию командующего войсками Юго-Западного фронта генерала Н. Ф. Ватутина предусматривалось массированное применение авиации при нанесении ударов по резервам, танковым и моторизованным дивизиям противника.

В 16-й воздушной армии (командующий генерал С. И. Руденко, заместитель по политической части  полковник А. С. Виноградов, начальник  штаба генерал М. М. Косых) боевые действия авиации были спланированы на операцию с определением объектов действий и времени ударов на период прорыва тактической зоны обороны  противника.

Авиации дальнего действия ставилась задача вести боевые действия в полосе Юго-Западного фронта по разрушению аэродромов, железнодорожных  узлов, станций и воспрещению  подхода резервов противника из глубины.

В соответствии с задачами и планами боевого применения авиации была проведена перегруппировка  сил. Для усиления поддержки ударной  группировки войск Юго-Западного  фронта три авиационные дивизии 2-й воздушной армии Воронежского фронта (командующий армией генерал  К. Н. Смирнов, заместитель по политической части генерал С. Н. Ромазанов, начальник штаба полковник Н. Л. Степанов) были перебазированы на правое крыло Юго-Западного фронта. Часть авиационных дивизий 2, 17 и 8-й воздушных армий за один-два дня до начала контрнаступления были перебазированы на передовые аэродромы.

В целях осуществления  взаимодействия авиации с сухопутными  войсками были разработаны плановые таблицы действий войск и авиации  фронтов, в штабы общевойсковых  армий направлены авиационные представители  со средствами радиосвязи, а в 5 ю  танковую и 21-ю армии Юго-Западного фронта оперативные группы.

Для маскировки действительной дислокации авиационных частей строились  ложные аэродромы. В 8-й воздушной  армии на 25 действующих аэродромов было подготовлено 19 ложных, на 14 из них  имитировались полеты ночью.

Много было сделано политорганами и партийно-комсомольскими организациями. Для воспитания личного состава на боевых традициях героического прошлого Красной Армии широко пропагандировалось обращение участников Царицынской обороны к защитникам города-героя. Накануне контрнаступления в частях и подразделениях проводились партийные и комсомольские собрания о задачах коммунистов и комсомольцев в предстоящей операции, а в ночь перед наступлением всему личному составу были зачитаны приказы военных советов фронтов.

Утром 19 ноября 1942 г. войска Юго-Западного фронта после мощной артиллерийской подготовки перешли  в контрнаступление. Туман и низкая облачность исключили возможность  действий авиации по намеченному  плану. Только одиночные штурмовики наносили удары по войскам противника на направлении главного удара 5-й танковой армии.

После ввода в сражение 1-го и 26-го танковых корпусов войска фронта в первый же день прорвали тактическую  зону обороны противника и продвинулись на 30 - 35 км. На пятый день операции, пройдя с боями до 150 км, наши войска освободили Калач и захватили несколько  аэродромов противника. Это вынудило его срочно перебазировать авиацию  на тыловые аэродромы и сократить  ее действия в полосе наступления  наших войск. Вследствие плохой погоды наша авиация продолжала действовать  ограниченными силами.

Информация о работе Противостояние между Германской ВВС и ВВС СССР в 1941-1945 гг.