Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 22:45, дипломная работа
Цель дипломной работы - исследование, сравнение и противопоставление источниковой базы источников личного происхождения по событиям русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализировать оценки и мнения высказанные на русско-турецкую войну 1877-1878 гг. членами общества, правящей элитой и армией Российской империи.
2. Определить роль идеологических и ценностных приоритетов общества, а также социально-политической мотивации правящей элиты и военной среды в формировании отношения к войне с Турцией, понимание ее целей и ценностей для внутреннего развития страны и определить его место в мире.
3. Определить роль средств массовой информации в формировании общественного мнения по важнейшим вопросам войны 1877-1878 гг.
4. Показать эволюцию отношения к войне 1877-1878 гг. и к балканским славянам, которые имели место во время самой войны и установить ее причину.
5. Отобразить взаимодействие общественного мнения, политики правительства и отношений в военной среде до и во время русско-турецкой войны.
Содержание
Введение 4
1. Предпосылки и характер войны 16
2. Источники личного происхождения 25
2.1. Мемуары (воспоминания, записки) 27
2.2. Дневники 38
2.3 . Эпистолярии (личные письма) 44
3. Сборники документов 46
Заключение 54
Список использованных источников и литературы 64
«Сборник» содержит более полутора миллионов документов. Война 1877-1878 гг. была первой кампанией, где широко применялся «боевой» документ: составляемые в ходе боевых действий и перед ними диспозиции, полевые записки, донесения и т. д. Однако большая часть подобных документов, особенно журнал боевых действий, завершалась уже после войны, ибо во время самих действий они велись неполно или не велись вообще. Редакция «Сборника» понимала это91, равно как и то, что за время пребывания на местах (1879-1886) многие документы были либо утрачены, либо пришли в негодность92, что до некоторой степени снижает ценность публикации.
Все 97 выпусков можно классифицировать по тематическому признаку. Во-первых, тома, относящиеся к предвоенному периоду, из которых видно, в каких условиях (в широком смысле слова) начинались военные действия; во-вторых, материалы, характеризующие уровень руководства и управления войсками; в-третьих, выпуски, относящиеся к боевым действиям, и, наконец, документы по различному обеспечению армии. Рассмотрим подробнее все четыре группы.
Достаточно полно в «Сборнике» отражена военно-стратегическая обстановка на театрах войны. Один из выпусков93 содержит краткую политическую справку довоенного времени и обширное топографическое описание. Небольшой по объему, он дает достаточно полное представление о турецкой, румынской и сербской армиях накануне войны94. Особенно большую ценность имеют материалы о деятельности русских добровольцев в Сербии.
К этой же группе относятся документы, говорящие о состоянии и использовании железных дорог в России и Румынии (вып. 19), и три тома документов, посвященных мобилизации русской армии, ее сосредоточению в Бессарабии и стратегическому развертыванию в Румынии.
Важный материал содержится в выпуске о тактической подготовке армии накануне войны95. В нем 155 документов о тех нормах и способах действий, которыми должны руководствоваться войска на поле боя- наставления, уставы, положения, инструкции - весь тог свод правил, который могла предложить армии военная мысль того времени96.
Документы выпуска говорят о существенных изъянах в подготовке армии к войне. Например, в одном из них сказано: «Войска и многие из начальников недостаточно ознакомлены с правилами совокупных действий различных родов оружия и не вполне умеют пользоваться местными закрытиями»97.
Выпуск о тактике
Таким образом, семь выпусков документов раскрывают состояние сил воюющих сторон, обстановку на театре военных действий и анализируют процесс отхода армии на стратегические рубежи.
Ко второй группе относятся документы о руководстве и управлении войсками (в основном о высшем уровне управления боевыми действиями). Эти материалы говорят об ограниченности высшего командования и недостатках управления армией. Журнал боевых действий Штаба армии98 был доведен лишь до 19 октября 1877 г. Далее следуют распоряжения Штаба вплоть до заключения Сан-Стефанского мира. В отчете Штаба, помещенном в 1-м выпуске, содержатся сообщения о деятельности наградного отдела, системе пополнения действующей армии, санитарном состоянии войск, организации полевого казначейства99. Выпуск дает представление о том, насколько значительным был приведенный в действие механизм, но не о том, по каким внутренним законам развивалось его действие. В нем есть, пожалуй, лишь одна крайне важная подборка документов: переписка по поводу содействия образованию вооруженных сил молодого болгарского государства. Речь шла о создании на территории Восточной Румелии складов для хранения стрелкового оружия (70 тыс. винтовок) и раздаче его «в случае неприязненных действий со стороны Турции...»100. Склады были существенным подспорьем для формирующейся болгарской армии.
К «управленческим» документам относятся еще три труппы: рапорты главнокомандующего великого князя Николая Николаевича (старшего) царю, телеграфная переписка между ними и приказы по действующей армии101.
Рапорты великого князя отличаются большой подробностью, можно сказать, дотошностью. Он явно стремится разделить ответственность, ищет совета, опеки, что говорит о его некомпетентности в таком сложном деле, как руководство воюющей армией. Царь «идет навстречу этому стремлению главнокомандующего», ведет с ним обширную телеграфную переписку. В итоге возникает «двоеначалие», пагубно отражавшееся на армии. В выпуске содержатся все рапорты, за исключением тех, которые были написаны во время пребывания Александра II в войсках (с мая до начала декабря 1877 г.). Великий князь плохо исполнял свои обязанности главнокомандующего, о чем говорят телеграммы царя, где он сам сообщает о положении дел в Рущукском отряде, которым командовал наследник, будущий император Александр III102. Многие генералы (в том числе и корпусные командиры) наряду с официальными докладами Штабу составляли личные донесения царю. В «Сборнике» есть выпуск, подтверждающий подобного рода переписку. Это донесения командующего Рущукским отрядом цесаревича Александра отцу, т. е. не главнокомандующему, а прямо царю103. Более половины последнего, 97-го выпуска составляют приказы о перемещениях и наградах. Там нет ни боевых приказов, ни стратегических установок. Все эти документы говорят о том, что на руководство армией сильно влияли родственные узы царской семьи.
Но больше всего документов в «Сборнике» относятся к боевым действиям. Часть из них - это выпуски, целиком составленные по журналам боевых действий: корпусов и дивизий (3, 4, 6, 7, 44, 58, 65, 76 и др.), часть - отдельных отрядов на отдельных направлениях (24, 25, 28, 36, 48 и др.). Последние дают наиболее-полное представление о характере боевых действий в пределах района или направления. По первым - легче-проследить боевой путь части, но труднее понять место и роль ее действий в условиях сложной обстановки. Выпуски, как правило, содержат документы управления войсками на поле боя: приказы, диспозиции, донесения. Особое место занимают «полевые записки». К сожалению, составители «Сборника» очень широко» толкуют этот термин: это и предписания к движению войск, и приказы по отдельным подразделениям. Однако часть из них - это документы, составлявшиеся прямо в бою. Они говорят и о реакции Главной квартиры на быстрое изменение обстановки, и об отношении командиров частей и соединений к своим подразделениям. «Полевые записки», например, дают яркое представление о боях под Плевной104.
Все выпуски имеют приложения. Как правило, это описания итогов того или иного сражения, сведения о погибших, награжденных и т. д.
По некоторым документам можно проследить боевые действия отрядов, состоявших из трех родов войск: (выпуски 24, 34, 40, 69, 71, 73 и др.), а также о тех принципах войскового боя, которые проявились уже в самом начале войны.
Документы о боевых действиях дают богатый материал по тактическому искусству. Здесь есть что изучать и обобщать. Правда, не все они правдиво и полно отражают действительность. После вмешательства Куропаткина, например, (Критические материалы в выпусках попросту исключались. В них можно найти замечания в адрес майора - коменданта города, подполковника- командира батальона по поводу неверного маневра его подразделения, но нет критики в адрес командира дивизии или корпуса, не говоря о Штабе. Поэтому, чтобы составить действительно ясное представление о событиях, материалы «Сборника» необходимо сопоставить с материалами мемуаров и монографий.
Несмотря на эти недостатки, «Сборник» достаточно полно, конкретно и многосторонне отражает военные события.
Четвертая группа выпусков раскрывает систему обеспечения воюющей армии. Их довольно много, и они отражают все возрастающее значение службы тыла в условиях увеличения численности армии и роста ее технической оснащенности. Документы этой группы характеризуют устройство и деятельность тыловых учреждений за сравнительно небольшой срок (в среднем два месяца). Это дает возможность проследить снабжение всех родов войск, а также и то, как решалась проблема медицинской помощи105- Документы по военным сообщениям106 показывают масштабы -использования в армии железных дорог и телеграфа.
Завершается он указателем, изданным отдельным томом, состоящим из трех частей. В первой - помещен указатель по войсковым частям. Он построен соответственно с их упоминанием в выпусках. Во второй части - географические названия. Наиболее важная, третья часть «По тактике и администрации». Недостатком «указателя», который в принципе сделан достаточно разумно и совершенно необходим при работе со сборником, является ограниченное число выделенных проблем в третьей части107.
Военные действия на Кавказе получили в документах значительно меньшее освещение, чем на Балканах. Тифлисская группа Военно-исторической комиссии работала отдельно от петербургской. Ее возглавлял военно-исторический отдел штаба Кавказского военного округа. В 1897 г. работа была закончена и отправлена в Главный штаб. Окончательное редактирование материалов по Кавказскому театру войны было поручено-генерал-лейтенанту Чернявскому, члену Военно-исторической комиссии108. Однако Чернявский успел отредактировать лишь четыре тома. Остальные после его» смерти издавались в Тифлисе под редакцией штаба Кавказского округа.
«Материалы» дают анализ военных действий по источникам, помещенным в приложениях к каждому тому. В первом томе содержатся документы о мобилизации войск на данном театре, формировании действующего корпуса на Кавказе, а также военных действиях с 12 апреля по 10 июня 1877 г.109 Они аналогичны тем, которые вошли в выпуски «Сборника», но менее подробны - по ним трудно воспроизвести картину каждого-отдельного сражения.
Больше всего документов содержится во 2-м томе «Материалов»110. По ним можно проследить события до начала декабря 1877 г., в том числе такое важное для развития военного искусства сражение, как Авлияр-Аладжинское. 3-й том воссоздает картину подготовки и. ночного штурма Карса, одной из сильнейших крепостей на Кавказе111.
Наряду с обзором военных действий против турецкой армии на Кавказе «Материалы» содержат подборки документов о военных действиях русской армии в целях «замирения» мусульманских областей, присоединенных к России. Так, материалы по Терской области и Дагестану содержатся в 6-м томе112.
В 1903 г. наряду с публикацией «Материалов» Военно-историчеокая комиссия выпустила четыре небольших тома «Сборника материалов по русско-турецкой войне 1877-1878 гг. на Кавказско-Малоазиатском театре»113, где помещены документы, соединенные между собой небольшими текстовыми вставками, и относятся лишь к боевым действиям, не затрагивая руководства и управления войсками, инженерного обеспечения и тыловой службы. А сами действия отражены менее подробно, чем на Балканском театре. Здесь значительно больше штабной переписки, но зато меньше документов оперативно-тактического характера.
Военно-историческая комиссия фактически монополизировала издание всех документов по русско-турецкой войне. Положительную роль в деятельности Комиссии сыграли видные военные специалисты: Домонтович, Гудим-Левкович, Войде, Артамонов, Паренсов, Свяцкий и др. Богатый фактический материал, содержащийся в публикациях, говорит о том, что русская военная мысль развивалась своим оригинальным путем, многого достигла как в области теории, так и практики. Важно еще и то, что документы дают возможность оценить ту роль, которую сыграла Россия в освобождении народов Балканского полуострова от турецкого господства.
Однако необходимо принимать во внимание общественно-политические условия, в которых работала Военно-историческая комиссия. Александр II в своем «высочайшем предуказании» сформулировал главное направление ее деятельности: «Составить полное систематическое описание всех событий войны, не вдаваясь в несвоевременную критику, но излагающее с полной правдивостью фактическую сторону». В результате - тенденциозные обобщения и оценка опыта войны. Самодержавие стремилось объявить войну «крестовым походом» за славянское освобождение и Военно-историческую комиссию рассматривало как орудие для достижения этой цели. Вот почему работа Комиссии проходила под неусыпным контролем Военного министерства. Это необходимо учитывать при оценке содержания документов, изучать их с позиций критического анализа и перепроверки с помощью другого материала.
Несмотря на то, что Военно-историческая комиссия старалась монополизировать все документальные публикации, несколько сборников вое же вышло без ее участия. Из них наиболее важны: «Сборник материалов о русско-турецкой войне 1877-4878 гг., заключающий в себе акты предварительных дипломатических сношений, Высочайший манифест о войне, всеподданнейшие адреса, официальные телеграммы и донесения с театра войны, специальные военные сообщения, Сан-Стефанский мирный договор, иностранные политические и другие корреспонденции» и «Сборник турецких документов о последней войне».
Первый опубликован в Москве в 1878 г. Он содержит материалы со времени российского ультиматума; Турции о прекращении кровопролития в Сербии (октябрь 1878 г.) до подписания Сан-Стефанского мира. По своему характеру данная публикация была правительственной.
В некоторых томах «Сборника» имеются подборки высказываний ведущих органов западной печати о действиях русской армии, а также материалы английских корреспондентов, аккредитованных в Константинополе.
После форсирования русской армией Дуная в «Правительственном вестнике» стали печататься статьи о военных действиях в этом районе. Вся эта информация «для народа» проходила предварительную цензуру, после чего приобретала ту направленность, которая необходима была самодержавию. Этой же цели служили рапорты главнокомандующего царю, донесения командиров корпусов и отрядов, победные реляции об успехах армии и т. д.
Информация о работе Русско-турецкая война 1877-1878 гг. (по источникам личного происхождения)