Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 16:33, контрольная работа
Нарастание разногласий между СССР и КНР. Ухудшение советско-китайских отношений принято связывать с изменениями позиции советского руководства, провозглашенными на ХХ съезде КПСС. Мао Цзэдун отрицательно отнесся к осуждению культа личности И. Сталина. Во-первых, новые лидеры КПСС, готовя выступление на съезде, не проводили консультаций с политическим руководством других социалистических стран, а во-вторых, Мао искренне считал, что личный вклад И.
1. Китайский фактор в международных отношениях. Советско-китайские отношения. Отношения КНР с США.
2. Война во Вьетнаме (предпосылки военного конфликта, вооруженное вмешательство США, политика «вьетнамизации» войны, мирное урегулирование, итоги войны).
3. Индия в международных отношениях. Индия в движении неприсоединения. Советско-индийское сотрудничество. Отношения между Индией и США. Политика Индии в Южной Азии. Индийско-пакистанские отношения. Индийско-китайские отношения.
медицинских препаратов и другой продукции. Одновременно со строительством
промышленных объектов СССР передавал Индии технологии, привлекал к
проектным работам индийских специалистов для передачи опыта. Осуществлялась
крупномасштабная подготовка кадров. При содействии СССР подготовлено в
общей сложности более 120 тыс. индийских специалистов.
Распад Советского Союза крайне негативно сказался на российско-индийских
отношениях, особенно в сфере экономики. Если в 1990-91 гг. доля СССР в
экспорте Индии составила 16,2%, а импорте - 5,8% (более 10% внешнеторгового
оборота), то в1993-94 гг. - 2,9% и 1,1% соответственно (или менее 2%
внешнеторгового оборота). Это при том, что на долю России в составе СССР
приходилось примерно 80% советско-индийской торговли.
Утрата индийского рынка промышленного оборудования усугубила трудности
российской тяжелой промышленности, особенно предприятий ВПК, которые
оказались без заказов, без средств, а инженеры и рабочие, составляющие цвет
научно-технической
Товары широкого потребления, в том числе и индийского производства, которые
СССР прежде закупал в Индии, теперь приобретались на Западе за твердую
валюту.
Веским аргументом в пользу восстановления российско-индийского
сотрудничества стал долг Индии России по ранее предоставленным кредитам,
который превышал 10 млрд. долл., а ежегодные выплаты по которому составляли
около 1 млрд. долл. Если учесть, что среди всех должников бывшего Союза
Индия была чуть ли не единственной страной, которая исправно платила долги,
то станет понятным, что для обескровленной и находящейся в глубоком кризисе
российской экономики эти
Обрыв российско-индийских связей тяжело сказался и на Индии. Уменьшились
ее возможности для
арене. В тяжелом положении оказались вооруженные силы Индии, которые
оказались без запасных частей для военной техники советского производства.
Понимая все неудобства зависимости армии от одного или немногих источников
снабжения, Индия накануне распада СССР начала диверсифицировать источники
снабжения военной техники. Однако этот процесс не получил своего
завершения. Наконец, резкий спад торгово-экономических связей с Россией
отразился на положении производителей товаров, которые прежде закупал СССР,
а также для потребителей советских товаров, которые теперь приходилось
покупать на свободном рынке.
Поворотным моментом в развитии российско-индийского сотрудничества стал
официальный визит Президента России Б.Н. Ельцина в Индию в январе 1993 г. В
ходе визита были подписаны Договор о дружбе и сотрудничестве и 13
межправительственных соглашений. Договор признавал преемственность с
Договором о мире, дружбе и сотрудничестве между СССР и Индией от 9 августа
1971 г. и провозглашал решимость обеих стран активно развивать свои
отношения в политической, торгово-экономической, научно-технической,
культурной и других областях. В Договоре 1993 г. были сохранены положения о
взаимных консультациях «по всем важным вопросам, затрагивающим интересы
обеих сторон». Россия и Индия обязались незамедлительно вступать друг с
другом в контакт в случае возникновения ситуаций, создающих угрозу миру или
нарушение мира для согласования своих позиций в интересах устранения
возникшей угрозы или восстановления мира.
В конце июня - начале июля 1994 г. в Москве состоялась вторая российско-
индийская встреча на высшем уровне. По итогам визита премьер-министра Индии
Нарасимха Рао были подписаны Московская декларация о защите интересов
многонациональных государств, Декларация о дальнейшем углублении
сотрудничества и 9 соглашений по отдельным направлениям двусторонних
отношений.
Индия приветствовала образование Содружества Независимых Государств и
поддержала усилия России, направленные на утверждение духа добрососедства и
сотрудничества в пространстве бывшего СССР. Она с пониманием отнеслась к
озабоченности России соблюдением прав человека на территории бывшего Союза.
В свою очередь Россия поддержала действия Индии по созданию атмосферы
доверия в Южной Азии, налаживанию отношений добрососедства и сотрудничества
между государствами этого региона.
В конце марта 1997 г. состоялись визит премьер министра Индии X.Д. Деве
Гавда в Москву и его встречи с Б.Н.Ельциным и членами российского
правительства. В результате переговоров правительственных делегаций
подписан новый пакет
двойного налогообложения, о сотрудничестве и взаимопонимании в таможенных
делах, в деле защиты растений, в области физической культуры и спорта.
Сторонами принято окончательное решение о строительстве российскими
специалистами двух атомных электростанций в Индии. Были обсуждены вопросы
расширения военно-
области торговли, сельского хозяйства, добычи угля и нефти и т.д. Обе
стороны оценили общее состояние российско-индийских отношений как высоко
доверительные и близкие. Таким образом, Москва и Дели сумели создать
правовую базу двухсторонних отношений, восстановить прежний уровень доверия
и наметить ряд конкретных направлений сотрудничества.
На базе достигнутых договоренностей окрепли связи между руководителями
обеих стран, между парламентами, министерствами и ведомствами. Развиваются
отношения между регионами, между банковскими и коммерческими структурами. В
1992 г. была учреждена
торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству.
На трех заседаниях комиссии (сентябрь 1994 г., октябрь 1995 г. и март 1997
г.) был рассмотрен комплекс вопросов стимулирования торгово-экономических
связей между двумя странами. В результате принятых мер удалось остановить
падение торгового оборота, который в 1995-96 финансовом году составил около
2 млрд. долларов.
Сегодня формируется новая модель российско-индийских отношений, существо
которой выражается формулой "Россия и Индия - стратегические партнеры".
Официальное признание этой формулы Москвой и Дели свидетельствует о том,
что и в новых геополитических условиях Россия и Индия придают важное
значение отношениям друг с другом и собираются их строить на долговременной
основе, что они готовы заменить прежнюю политизированную модель
союзнических отношений новой, деполитизированной и более прагматической
моделью партнерства, свободного от каких бы то ни было предвзятостей и
основанного на принципах равенства и взаимной выгоды.
Однако формула
глубокой научно проработанной основы и организационного обеспечения. Эта
формула нуждается в дальнейшей конкретизации. Разрабатывая эту формулу,
стороны должны прежде всего исходить из положений, которые не вызывают у
них сомнений и которые уже зафиксированы в основополагающих документах,
принятых во время встреч на высшем уровне. К числу таких положений
относятся:
Первое. У России и Индии нет пограничных, территориальных и других
трудноразрешимых проблем. Толерантность культур обеих стран,
маловероятность значительных миграционных потоков населения исключают
возможность возникновения конфликтов на этнической, религиозной или
национальной основе.
Второе. Коренные национальные интересы России и Индии совпадают. Обе
страны стремятся не допустить, чтобы на смену двуполярному миру пришел мир
однополярный, с явным доминированием одной группы стран или одного "центра
влияния". Оба государства осудили агрессию США и Великобритании против
Ирака в декабре 1998 г.[3] Россия заинтересована в том, чтобы Индия
оставалась единой и неделимой страной, чтобы ее роль на глобальном и
региональном уровнях
мест в мировой экономике и политике, в международных организациях. С другой
стороны, и Индии нужна великая, единая и сильная Россия, как один из
важнейших центров мирового влияния.
Между Россией и Индией существуют разные подходы к Договору о
нераспространении ядерного оружия и Договору о всеобъемлющем запрещении
ядерных испытаний. Это, пожалуй, самые крупные расхождения между нашими
странами по ключевым международным проблемам. Но по этим вопросам Индия
расходится и с США, и многими другими государствами. Расхождения такого
рода существовали во времена Советского Союза и не мешали нашей дружбе.
Наличие этих расхождений не мешает США и другим членам западного сообщества
вкладывать миллиарды долларов в индийскую экономику.
Третье. В результате изменений геополитической ситуации в Азии и
особенно на пространствах, разделяющих границы России и Индии, образовалась
зона особых интересов и повышенной заботы обеих государств. Эта зона
характеризуется политической и социальной нестабильностью, чревата
конфликтами, которые могут иметь продолжение и на территориях России и
Индии и угрожать их внутриполитической стабильности и территориальной
целостности. А это значит, что российско-индийское сотрудничество в
современных условиях приобретает жизненно важное значение для обеих стран.
"Доктрина Гуджрала", определяющая приоритеты внешней политики Индии и
названная по имени ее автора - Министра иностранных дел, - имеет много
общего с концепцией внешней политики России. Оба государства придают
первостепенное значение отношениям с соседями. Таким образом, районы,
находящиеся между границами России и Индии, попадают в зону их взаимных
интересов. Сотрудничество Индии с государствами Средней Азии и Казахстаном
отвечает интересам России, поскольку оно служит противовесом активности
соседних мусульманских стран, США и других западных государств. По той же
причине Индии выгодно присутствие в этом регионе России.
Ключевую роль на азиатском материковом геополитическом пространстве, как
известно, играют Россия, Индия и Китай. Для России, как и для Индии, Китай
- не выбор, а судьба. При любых условиях и Россия и Индия должны стремиться
к миру и взаимопониманию с этой великой азиатской страной. Но отношения
Москвы и Дели с Пекином в прошлом не были простыми. Москву и по сей день
беспокоит нелегальная миграция китайцев в Сибирь и на Дальний Восток.
Отношения между Индией и Китаем осложняют проблема тибетских беженцев, а
также удержание части индийской территории в Гималаях, захваченной
китайцами в 1962 г. Но у России, Индии и Китая есть и общие интересы - мир,
стабильность в Центральной Азии, противодействие исламскому и всякому
другому экстремизму и сепаратизму, борьба с международным терроризмом и
наркобизнесом.
Исторический опыт (в том числе и негативный) показывает, что Россия и
Индия способны влиять на отношения в треугольнике Пекин-Москва-Дели. А это
значит, что российско-индийское взаимодействие на этом направлении не может
быть компенсировано их сотрудничеством по отдельности с любой третьей
страной. В последние годы внешняя политика Китая претерпела заметные
перемены. Развивается его сотрудничество с Россией и с Индией, что
содействует интересам мира и стабильности в Азии.
Имеются достаточно благоприятные возможности для наращивания российско-
индийского торгово-
страны располагают большими природными ресурсами, научно-техническим
потенциалами, растущими внутренними рынками; решают сходные задачи -
перестройки производства на базе современных технологий и выхода на мировые
рынки наукоемкой продукции; испытывают при этом одинаковые трудности и при
решении своих стратегических задач могут в основном рассчитывать на
собственные силы. К тому же экономики обеих стран взаимно дополняют друг
друга. С учетом сказанного напрашивается идея - в перспективе вести дело к
организации крупномасштабной кооперации природных, научно-технических и
производственных потенциалов России и Индии, их растущих рынков для
ускорения темпов экономического развития и обеспечения обеим странам
достойного места в системе международного разделения труда. Задача не из
легких. Но даже частичное продвижение в этом направлении могло бы стать
серьезным ускорителем развития России и Индии.