Совершенствование метапредметных умений учащихся средствами учебного предмета «история»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 12:15, курсовая работа

Краткое описание

Мир, в котором мы живём, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А всё потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.
С введением в начальной школе с 1 сентября 2011 года федеральных государственных образовательных стандартов появилась надежда, что ситуация кардинально изменится, ведь с введением стандартов в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучающихся, к которым относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Вложенные файлы: 1 файл

Моисеева Е. Окончательная курсовая работа.docx

— 97.24 Кб (Скачать файл)

По мнению специалистов (М.Е. Бершадский, М.В. Кларин, П.И. Третьяков, А.В. Хуторской и др.), специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая являются наиболее успешными в развитии УУД.

При этом отмечается, что принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление деревьев понятий, кластеров, схем «фишбон», приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).

Общим в позициях многих авторов является понимание того, что  метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире23.

То есть метапредметность, как сформированная целостная картина мира в сознании ребенка, - это результат освоения основной образовательной программы  через целостную систему предметных результатов и средств обучения. Это достигается через метапредметные уроки, определения сущности которого также неоднозначны.

Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.

Метапредметный урок-это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Авторы этих определений выделяют  ряд  признаков  метапредметного урока, которые должны быть присущи ему всегда:

* - самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность  учащихся;

* рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;

* активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося. Комплексные, компетентностные задания в учебнике:

* задания по проектам (на предметном материале),

* жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)

* технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)

* задания по групповой работе

Обобщая сказанное можно констатировать,  что из-за недостаточной определенности в научных трактовках сущности понятия метапредметных связей, возникает немало проблем и трудностей в решении практических вопросов: как развивать и совершенствовать их у учеников, какие методы мы должны взять на вооружение и всё - таки тождественны они или нет развитию и совершенствованию УУД.

Принимая во внимание различные мнения и суждения о предмете исследования, мы склоняемся к следующему определению «метапредметности», которое будем использовать в качестве теоретической основы при последующем рассмотрении вопросов.

Метапредметность – это способность видеть процессы, явления, события в целостном виде, применяя при их оценке свой жизненный опыт.

Соглашаясь с тем, что  формирование УУД неразрывно связано с достижением метапредметных результатов в обучении, в рамках настоящего курсового исследования мы особо останавливаемся на проблеме развития и совершенствования  обобщенных информационных умений школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин, в частности учебного предмета «История».

 

§ 1.3 Образовательные стратегии и технологии формирования метапредметных умений и навыков при изучении гуманитарных дисциплин

 

Обилие инновационных моделей, планов, стратегий их реализации на практике - признак современного образования. Инновационные тенденции обсуждаются не только и не столько теоретиками в педагогике, сколько педагогами и методистами в частных методиках обучения. Нас интересует дискуссия по формированию и совершенствованию метапредметных умений и навыков учащихся.

Учебный метапредмет предполагает необходимость другого педагогического нововведения — метапредметной деятельности. Такой деятельностью, например, является творческая деятельность.

За рамки обычных школьных предметов выходят творческие работы учеников, выполненные при проведении педагогического эксперимента, что в случае совершенствования метапредметных связей является основным методом выявления уровня владения ими.

Творческая учебная деятельность - это всегда выход за рамки, в частности за рамки первоначально обозначенных учебных тем и предметов. Не считая целесообразным ограничивать творческие достижения учащихся стандартными темами базовых учебных дисциплин, мы в то же время должны обеспечить и задать структурную основу их деятельности. Данная основа, прежде всего, должна обеспечивать не внешние границы учебных предметов, а направлять саму деятельность, т.е. быть метапредметной. Отсюда возникает инновационное отличие такой образовательной деятельности от традиционной24.

Интересным нововведением при формировании метапредметных умений и навыков в изучении исторической  дисциплины, в этой связи, является «Культурно - исторический аналог». Такая технология включает в себя следующие этапы:

  • определение учителем или разработчиком программы образовательной области
  • фундаментального образовательного объекта и связанных с ним проблем, эвристических ориентиров для учеников в виде заданий;
  • заданные ориентиры предусматривают образ предполагаемых ученических продуктов и заранее обеспечиваются культурно-историческими аналогами.

При изучении культурно - исторических ценностей применяются следующие способы. Исследуются аналоги разных времен, например, сопоставляются точки зрения на проблему происхождения человека древнего и современного ученых. Или сравниваются некие аналоги из разных пространственных областей, например из разных стран. Эффективно рассмотрение культурно-исторических аналогов из разных областей человеческой деятельности, но относящихся к одному объекту. Например, интересно сравнить точки зрения на звезды астронома, поэта и астролога25.

Таким образом, ученики воспроизводят определенные культурные образцы деятельности, развивая свой внутренний мир и реализуя свой индивидуальный познавательный потенциал, что и требуется от метапредметных результатов образования.

Еще одна технология «Образовательный продукт», характеризуется наличием у учащихся собственных образовательных продуктов, получаемых в процессе обучения.

Согласно принципу продуктивности главным ориентиром обучения является личное образовательное «приращение» ученика, складывающиеся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.

Продукты учебной деятельности ученика могут выходить за рамки индивидуальных или общешкольных приращений и переходить в приращения общекультурные: первоклассники могут сочинять оригинальные загадки или считалки, вполне сопоставимые с фольклорными аналогами; пятиклассники - составлять родословную славянских богов; шестиклассники - находить математические доказательства теорем; десятиклассники – писать философские эссе. В детских образовательных продуктах могут содержаться самобытные и оригинальные мысли, достойные пера профессионалов.

К образовательной продукции учеников относятся творческие работы не только по учебным предметам, но и по методологии их деятельности. Для оценки степени творчества ученика выведена формула: ОП=Реп+Суб+Об, где ОП- образовательный продукт; Реп- репродуктивная часть образовательного продукта; Об- объективно новая часть образовательного продукта. Продукт ученика может заключаться в постановки проблемы, в неизвестном решении неизвестной проблемы и т.д.

Нельзя упускать из вида и «Образовательную ситуацию», которая выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции. Включенность учителя в решение проблем типа: откуда произошел мир, что такое точка, каковы причины грозы - позволяет всякий раз по-новому взглянуть на бесконечные в своем познании первопричинные вопросы. Например, проблема происхождения мира является актуальной как для ребенка, так и для взрослого. Учитель, находясь в одновременном поиске с учеником, реализует себя не только как педагог, но и как человек познающий, поскольку всякий раз по-новому открывает для себя глубины одних и тех же образовательных объектов. Искреннее незнание учителем окончательной истины помогает ему не только выстраивать образовательную ситуацию, но и продвигать собственное образование в направлении преподаваемого предмета. Методы познания, которые педагог демонстрирует на уроке применительно к самому себе, играют колоссальную обучающую роль для учеников и перенимаются ими.

Технология образовательной ситуации включает следующие этапы.

1. Фиксация  или создание образовательной  напряженности.

2. Уточнение  образовательного объекта и проблемы.

3. Конкретизация  задания.

4. Решение  ситуации каждым учеником.

5. Демонстрация  образовательной продукции.

б. Систематизация полученной продукции.

7. Работа  с культурно-историческими аналогами.

8. Рефлексия.

 Условием  гарантированного обеспечения творчества  учащихся в ходе образовательных  ситуаций являются грамотные  действия педагога. Но здесь уже  каждый учитель решает сам  для себя, что именно он положит  в основу метапредметных связей  и как будет их осуществлять. Мы во второй главе попытаемся  дать некоторые аспекты формирования  метапредметных умений в процессе обучения истории через овладение способами работы с различными источниками информации.

Несмотря на то, что внедрение инновационных технологий вызывает немало трудностей у учителей, многие из них используются успешно и имеют большой практический потенциал. Особо удачны те, где основную работу выполняют ученики, чаще всего – работа с информацией и ее представление в виде проектов.

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ

§2.1 Организация и результаты педагогической диагностики по теме исследования

 

Метапредметность, которая присутствует в стандартах в качестве универсального способа деятельности, пока не представлена там в качестве фундаментального ядра содержания образования. Между тем, результаты наших исследований свидетельствуют о необходимости отражения метапредметности не только в деятельностной форме, но и в содержании отдельных учебных метапредметов и метапредметных тем. Именно отсюда должна вытекать наша организация метапредметной деятельности и ее диагностика.

Самый простой способ диагностирования, это работа учеников с текстом, где можно выявить основные умения, которыми должны владеть ученики на различных этапах работы с информацией. На этапе определения потребности в информации мы выявляли степень сформированности умений видеть проблему и задавать вопросы; на этапе приобретения и обработки информации – умения выделять главное и формулировать его в виде тезисов, составлять таблицу/схему, вербализировать проблему; на этапе презентации информации - умение озаглавливать текст.

Для осуществления диагностики по проблеме исследования среди учащихся 8 класса СОШ № 36 г. Мурманска, в котором проходила педагогическая учебно-воспитательная практика, были составлены два текста по уже изученным темам: «Экономика конца XIX века26» и «Общественное движение в 80-90-х гг. XIX века27». Тексты представляли собой информационную основу для выполнения ряда заданий, имитирующих учебное исследование, выполнение которых требовало строго определенной последовательности. Проявление каждого умения оценивалось по трехбалльной шкале: 0- умение не сформировано, 1- умение сформировано частично, 2- умение сформировано полностью.

На основе полученных результатов, составлялась сводная таблица, по которой выяснялся уровень сформированности проверяемых метапредметных умений ученика класса (Таблица 1).

Умения первого этапа работы с информацией - видеть проблему и задавать вопросы, у 60% и 75 % учеников соответственно сформированы полностью и лишь у 15 % эти умения не сформированы (Таблица 2). Это говорит о том, что большая часть класса умеет видеть и выделять проблему текста для дальнейшей работы с информацией. Но следует обратить внимание на оставшиеся 25% и 10 % соответственно, эта часть учеников, которые выделили не совсем точно или полно проблему текста, это говорит том, что возможно они невнимательно или невдумчиво прочитали предоставленную им информацию.

Умения второго этапа работы с информацией – выделять главное,  формулировать главную мысль его в виде тезисов и преобразовать информацию в форму таблицы/схемы, вербализировать проблему, у 40%, 35% и 50 % соответственно сформированы полностью (Таблица 3). Можно заметить, что данные умения недостаточно сформированы у большей части учащихся класса. Возможно, на уроках истории они мало выполняли работ по составлению таблиц и по выделению главного из текста. Следовательно, работа над данным аспектом требует особого внимания.

Умение третьего этапа работы с информацией - озаглавливать текст, у 85% сформировано полностью.  Лишь у 5% оно не сформировано и у 10% сформировано частично28. Можно сделать вывод о том, что даже если ученик не увидел основную проблему текста, он понимает его общий смысл и дает адекватное название тексту или его части.

Информация о работе Совершенствование метапредметных умений учащихся средствами учебного предмета «история»