Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 12:15, курсовая работа
Мир, в котором мы живём, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А всё потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.
С введением в начальной школе с 1 сентября 2011 года федеральных государственных образовательных стандартов появилась надежда, что ситуация кардинально изменится, ведь с введением стандартов в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучающихся, к которым относятся освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
По мнению специалистов (М.Е. Бершадский, М.В. Кларин, П.И. Третьяков, А.В. Хуторской и др.), специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая являются наиболее успешными в развитии УУД.
При этом отмечается, что принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Это составление деревьев понятий, кластеров, схем «фишбон», приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).
Общим в позициях многих авторов является понимание того, что метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. Метапредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ формирования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечивает формирования целостной картины мира в сознании ребёнка. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире23.
То есть метапредметность, как сформированная целостная картина мира в сознании ребенка, - это результат освоения основной образовательной программы через целостную систему предметных результатов и средств обучения. Это достигается через метапредметные уроки, определения сущности которого также неоднозначны.
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося, подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.
Метапредметный урок-это урок, с помощью которого происходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения, обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Авторы этих определений выделяют ряд признаков метапредметного урока, которые должны быть присущи ему всегда:
* - самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;
* рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
* активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося. Комплексные, компетентностные задания в учебнике:
* задания по проектам (на предметном материале),
* жизненные (компетентностные) задачи (на предметном материале)
* технология продуктивного чтения (задания по работе с текстом)
* задания по групповой работе
Обобщая сказанное можно констатировать, что из-за недостаточной определенности в научных трактовках сущности понятия метапредметных связей, возникает немало проблем и трудностей в решении практических вопросов: как развивать и совершенствовать их у учеников, какие методы мы должны взять на вооружение и всё - таки тождественны они или нет развитию и совершенствованию УУД.
Принимая во внимание различные мнения и суждения о предмете исследования, мы склоняемся к следующему определению «метапредметности», которое будем использовать в качестве теоретической основы при последующем рассмотрении вопросов.
Метапредметность – это способность видеть процессы, явления, события в целостном виде, применяя при их оценке свой жизненный опыт.
Соглашаясь с тем, что формирование УУД неразрывно связано с достижением метапредметных результатов в обучении, в рамках настоящего курсового исследования мы особо останавливаемся на проблеме развития и совершенствования обобщенных информационных умений школьников в процессе изучения гуманитарных дисциплин, в частности учебного предмета «История».
§ 1.3 Образовательные стратегии и технологии формирования метапредметных умений и навыков при изучении гуманитарных дисциплин
Обилие инновационных моделей, планов, стратегий их реализации на практике - признак современного образования. Инновационные тенденции обсуждаются не только и не столько теоретиками в педагогике, сколько педагогами и методистами в частных методиках обучения. Нас интересует дискуссия по формированию и совершенствованию метапредметных умений и навыков учащихся.
Учебный метапредмет предполагает необходимость другого педагогического нововведения — метапредметной деятельности. Такой деятельностью, например, является творческая деятельность.
За рамки обычных школьных предметов выходят творческие работы учеников, выполненные при проведении педагогического эксперимента, что в случае совершенствования метапредметных связей является основным методом выявления уровня владения ими.
Творческая учебная деятельность - это всегда выход за рамки, в частности за рамки первоначально обозначенных учебных тем и предметов. Не считая целесообразным ограничивать творческие достижения учащихся стандартными темами базовых учебных дисциплин, мы в то же время должны обеспечить и задать структурную основу их деятельности. Данная основа, прежде всего, должна обеспечивать не внешние границы учебных предметов, а направлять саму деятельность, т.е. быть метапредметной. Отсюда возникает инновационное отличие такой образовательной деятельности от традиционной24.
Интересным нововведением при формировании метапредметных умений и навыков в изучении исторической дисциплины, в этой связи, является «Культурно - исторический аналог». Такая технология включает в себя следующие этапы:
При изучении культурно - исторических ценностей применяются следующие способы. Исследуются аналоги разных времен, например, сопоставляются точки зрения на проблему происхождения человека древнего и современного ученых. Или сравниваются некие аналоги из разных пространственных областей, например из разных стран. Эффективно рассмотрение культурно-исторических аналогов из разных областей человеческой деятельности, но относящихся к одному объекту. Например, интересно сравнить точки зрения на звезды астронома, поэта и астролога25.
Таким образом, ученики воспроизводят определенные культурные образцы деятельности, развивая свой внутренний мир и реализуя свой индивидуальный познавательный потенциал, что и требуется от метапредметных результатов образования.
Еще одна технология «Образовательный продукт», характеризуется наличием у учащихся собственных образовательных продуктов, получаемых в процессе обучения.
Согласно принципу продуктивности главным ориентиром обучения является личное образовательное «приращение» ученика, складывающиеся из его внутренних и внешних образовательных продуктов учебной деятельности.
Продукты учебной деятельности ученика могут выходить за рамки индивидуальных или общешкольных приращений и переходить в приращения общекультурные: первоклассники могут сочинять оригинальные загадки или считалки, вполне сопоставимые с фольклорными аналогами; пятиклассники - составлять родословную славянских богов; шестиклассники - находить математические доказательства теорем; десятиклассники – писать философские эссе. В детских образовательных продуктах могут содержаться самобытные и оригинальные мысли, достойные пера профессионалов.
К образовательной продукции учеников относятся творческие работы не только по учебным предметам, но и по методологии их деятельности. Для оценки степени творчества ученика выведена формула: ОП=Реп+Суб+Об, где ОП- образовательный продукт; Реп- репродуктивная часть образовательного продукта; Об- объективно новая часть образовательного продукта. Продукт ученика может заключаться в постановки проблемы, в неизвестном решении неизвестной проблемы и т.д.
Нельзя упускать из вида и «Образовательную ситуацию», которая выполняет функцию стимула и условий создания учениками образовательной продукции. Включенность учителя в решение проблем типа: откуда произошел мир, что такое точка, каковы причины грозы - позволяет всякий раз по-новому взглянуть на бесконечные в своем познании первопричинные вопросы. Например, проблема происхождения мира является актуальной как для ребенка, так и для взрослого. Учитель, находясь в одновременном поиске с учеником, реализует себя не только как педагог, но и как человек познающий, поскольку всякий раз по-новому открывает для себя глубины одних и тех же образовательных объектов. Искреннее незнание учителем окончательной истины помогает ему не только выстраивать образовательную ситуацию, но и продвигать собственное образование в направлении преподаваемого предмета. Методы познания, которые педагог демонстрирует на уроке применительно к самому себе, играют колоссальную обучающую роль для учеников и перенимаются ими.
Технология образовательной ситуации включает следующие этапы.
1. Фиксация или создание образовательной напряженности.
2. Уточнение
образовательного объекта и
3. Конкретизация задания.
4. Решение ситуации каждым учеником.
5. Демонстрация образовательной продукции.
б. Систематизация полученной продукции.
7. Работа
с культурно-историческими
8. Рефлексия.
Условием
гарантированного обеспечения
Несмотря на то, что внедрение инновационных технологий вызывает немало трудностей у учителей, многие из них используются успешно и имеют большой практический потенциал. Особо удачны те, где основную работу выполняют ученики, чаще всего – работа с информацией и ее представление в виде проектов.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ЧЕРЕЗ ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ
§2.1 Организация и результаты педагогической диагностики по теме исследования
Метапредметность, которая присутствует в стандартах в качестве универсального способа деятельности, пока не представлена там в качестве фундаментального ядра содержания образования. Между тем, результаты наших исследований свидетельствуют о необходимости отражения метапредметности не только в деятельностной форме, но и в содержании отдельных учебных метапредметов и метапредметных тем. Именно отсюда должна вытекать наша организация метапредметной деятельности и ее диагностика.
Самый простой способ диагностирования, это работа учеников с текстом, где можно выявить основные умения, которыми должны владеть ученики на различных этапах работы с информацией. На этапе определения потребности в информации мы выявляли степень сформированности умений видеть проблему и задавать вопросы; на этапе приобретения и обработки информации – умения выделять главное и формулировать его в виде тезисов, составлять таблицу/схему, вербализировать проблему; на этапе презентации информации - умение озаглавливать текст.
Для осуществления диагностики по проблеме исследования среди учащихся 8 класса СОШ № 36 г. Мурманска, в котором проходила педагогическая учебно-воспитательная практика, были составлены два текста по уже изученным темам: «Экономика конца XIX века26» и «Общественное движение в 80-90-х гг. XIX века27». Тексты представляли собой информационную основу для выполнения ряда заданий, имитирующих учебное исследование, выполнение которых требовало строго определенной последовательности. Проявление каждого умения оценивалось по трехбалльной шкале: 0- умение не сформировано, 1- умение сформировано частично, 2- умение сформировано полностью.
На основе полученных результатов, составлялась сводная таблица, по которой выяснялся уровень сформированности проверяемых метапредметных умений ученика класса (Таблица 1).
Умения первого этапа работы с информацией - видеть проблему и задавать вопросы, у 60% и 75 % учеников соответственно сформированы полностью и лишь у 15 % эти умения не сформированы (Таблица 2). Это говорит о том, что большая часть класса умеет видеть и выделять проблему текста для дальнейшей работы с информацией. Но следует обратить внимание на оставшиеся 25% и 10 % соответственно, эта часть учеников, которые выделили не совсем точно или полно проблему текста, это говорит том, что возможно они невнимательно или невдумчиво прочитали предоставленную им информацию.
Умения второго этапа работы с информацией – выделять главное, формулировать главную мысль его в виде тезисов и преобразовать информацию в форму таблицы/схемы, вербализировать проблему, у 40%, 35% и 50 % соответственно сформированы полностью (Таблица 3). Можно заметить, что данные умения недостаточно сформированы у большей части учащихся класса. Возможно, на уроках истории они мало выполняли работ по составлению таблиц и по выделению главного из текста. Следовательно, работа над данным аспектом требует особого внимания.
Умение третьего этапа работы с информацией - озаглавливать текст, у 85% сформировано полностью. Лишь у 5% оно не сформировано и у 10% сформировано частично28. Можно сделать вывод о том, что даже если ученик не увидел основную проблему текста, он понимает его общий смысл и дает адекватное название тексту или его части.