Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 20:08, курсовая работа
После поражения революции конца XVIII в. во Франции термидорианцы призвали к власти генерала Наполеона Бонапарта. Совершив государственный переворот 9—10 ноября (18—19 брюмера) 1799 г., он закрепил власть крупной буржуазии, а в 1804 г. провозгласил себя императором.
Будучи ставленником крупной буржуазии и защищая ее интересы, Наполеон подтвердил буржуазные итоги антифеодальной революции. На это были направлены принятые гражданский, уголовный и коммерческий кодексы.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Экономическая политика Наполеона 8
1.1 Общая характеристика экономики Наполеона 8
1.2 Кодекс Наполеона 22
1.3 Континентальная блокада Наполеона 29
Глава 2. Социальная политика Наполеона 37
2.1 Религиозная политика Наполеона 37
2.2 Реформирование системы образования 43
2.3 Политика Наполеона в области печати 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
Наконец, рядом с Бонапартом было четыре собрания: государственный совет, который разрабатывал проекты законов первого консула; трибунал (уничтоженный в 1806 году), их обсуждавший, но без права решения; законодательный корпус, который их не обсуждал, а голосовал среди молчания, — настоящее собрание немых, языки которых освободились только при его уничтожении; и, наконец, сенат, который предназначался быть хранителем конституции.
Но, так как все члены этих собраний назначались Бонапартом, то они могли только одобрять проекты законов, предложенные повелителем. Простое голосование в сенате или сенатское решение, в конце концов, к тому же заменяло собою во многих случаях эту длинную и сложную канитель.3
К 1804 году популярность первого консула еще более выросла после его первых правительственных действий; тогда он побудил сенат дать себе титул наследственного императора. Только один член трибунала имел отвагу протестовать против этого: республиканец Лазарь Карно, которого Бонапарт не осмелился исключить из этого собрания тотчас же после 18 брюмера.
И в то время, как республиканский этикет постепенно исчезал, новый повелитель государства окружал себя все больше и больше пышностью старой монархии; он имел свой двор, высоких сановников и крупных судебных и военных чиновников: маршалов, обер-епископа, обер-камергера, обер-шталмейстера, обер-церемониймейстера, которые получали большие оклады. В 1807 году он учредил даже наследственное имперское дворянство для крупных чиновников: некоторые из них получили графство, другие — баронство. Во главе всей этой знати стояли принцы крови, братья и сестры императора.
В конце концов монархия по праву народному была заменена снова старой монархией по праву божественному; и, как до 89 года, судьба народа находилась в руках одного повелителя. В этом отношении революция потерпела крушение.
В 1804 году был опубликован гражданский кодекс, в основу которого был положен принцип охраны буржуазной собственности. Этот кодекс, который обычно чрезвычайно восхваляется буржуазной юриспруденцией, не был результатом оригинального творчества Наполеона, он являлся умелой компиляцией из римского права и средневековых законов, сведенной в ясную систему.
Сам Наполеон очень гордился этим кодексом: «Моя истинная слава,— писал он на острове св. Елены,— не в том, что я выиграл 40 сражений: Ватерлоо изгладит память о всех этих победах. Но что не может быть забыто, что будет жить в веках — этой мой гражданский кодекс».
В действительности этот кодекс заслужил высокую оценку буржуазной науки тем, что он является документом, последовательно защищающим интересы буржуазного общества. Этот кодекс и поныне существует во Франции в мало измененном виде.4
В гражданском кодексе декларировалось всеобщее равенство перед законом в метрополии, но не отменялось рабство в колониях. Однако и принцип буржуазного равенства был с течением времени нарушен восстановлением майората и возрождением дворянских титулов.
В погоне за увеличением мирового престижа Франции Наполеон, по его собственным словам, стремился французские порядки «привести в гармонию с европейскими».
Он требовал, чтобы блеск его двора не уступал былому блеску двора Людовика XVI; в качестве «награды за преданность» император стал раздавать дворянские звания. Приближенные Наполеона начали получать титулы герцогов, графов, баронов, князей вместе с крупными поместьями.
Был возрожден майорат — закон о неотчуждаемости поместья, передаваемого по наследству старшему в роде. Это открыто попирало устои революции в области гражданского равенства.
Кодекс Наполеона устанавливал гражданский брак В целях укрепления буржуазной семьи Наполеон считал целесообразным лишить женщину защиты закона: она, согласно кодексу, становилась в полную зависимость от мужчины (мужа или брата) в вопросах наследования, воспитания детей, развода. Одна из статей гласила, что «розыски отцовства запрещаются». Освобождая мужчину от обязанности заботиться о внебрачном ребенке, статья всю тяжесть этого перекладывала на плечи женщины.
В 1808 году Наполеон опубликовал коммерческий кодекс, который регулировал торговые и промышленные отношения.5
В 1811 году был издан уголовный кодекс. В нем устанавливались крайне суровые наказания за преступления против собственности. Уголовным преступникам ставили клеймо, что было равносильно гражданской смерти.
Что из приобретений революции было Наполеоном удержано. — Но восстановить старый порядок полностью было сверх сил Наполеона, да это и не входило к тому же в его планы.
Между старым порядком и новым обществом протекли реки крови и лежали груды обломков, переступить через которые назад нельзя было заставить поколение.
Поэтому, большинство великих социальных реформ революции сохранились сами собою.
Продажа национальных имуществ не была отменена.
В основание общественного устройства было положено: равенство перед законом и налогом, право всех граждан на доступ ко всем общественным должностям, свобода культа для всех религий и свобода совести для всех людей, свобода труда и свобода конкуренции, хотя рабство, уничтоженное конвентом, было снова восстановлено в колониях.
Наполеон оставил все эти завоевания. Но обязаны французы ими, конечно, революции.6
Учреждения консульства и империи; новый административный режим. — Наполеон сохранил разделение на департаменты, округи (старые уезды) и коммуны, установленное учредительным собранием; но в то время, как эти различные округи раньше управлялись выборными советами, которых не контролировали представители центрального правительства, Наполеон отдал управление департаментами префектам, управление округами суб-префектам, а управление коммунами мерам, назначаемым им самим. В помощь этим чиновникам давались советы (главный, окружной, муниципальный), избираемые опять-таки им по списку нотаблей; эти советы, впрочем, не имели действительного значения. Коммуны находились под полною опекою префекта, т. е. центрального правительства; в новом строе префекты, представители всей местной администрации, заняли место интендантов старого монархического режима.
Другие крупные административные органы, введенные учредительным собранием и конвентом, были переделаны в том же духе.
В области судопроизводства был сохранен кантональный мировой судья, трибунал первой инстанции, гражданский и уголовный одновременно — для округов, уголовный суд с присяжными для департамента и кассационная палата; организация эта была пополнена еще апелляционной палатой. Но самым крупным новшеством была, конечно, замена выборного начала при назначении судей определением их властью правителя государства; для того чтобы гарантировать независимость судей, была признана несменяемость их. Что же касается до чиновников министерства юстиции, то они были не только назначаемы, но и сменяемы правительством.
Университет, которому предоставлялась монополия образования, был обязан подготовлять в лицеях хороших чиновников и служителей правительства; народ же считалось бесполезным, а может быть даже и небезопасным, наделять образованием; поэтому, низшее образование было в таком же пренебрежении.
Провозглашением конкордата Наполеон надеялся устроить в духовенстве организацию чиновников столь же полезную, как жандармерия в деле укрепления духа подчиненности и повиновения среди масс.
Конкордат и органические стати. — В начале правления Наполеона во Франции не было такой религии, которая бы находилась на иждивении у государства, протестантские пасторы, еврейские раввины, папистское католическое духовенство, конституционное католическое духовенство поддержку себе находили только у своих пасомых.
Папа с тоскою видел, что раскол в среде французского духовенства упрочивается, и опасался, чтобы французская церковь, лишенная своих прежних доходов, лишенная даже жалования, которое назначило ему учредительное собрание в вознаграждение за потерю имущества, не впала в нищету и полное бессилие.
В свою очередь и первый консул, особенно в начале консульства, нуждался в папе. Не придерживаясь сам никакого религиозного принципа, Наполеон знал, что часть населения признает римскую церковь; он постарался снискать симпатии этой части народа особенно в начале своего консульства, в то время значит, когда он уже мечтал о том, чтобы, как сказал ему это Лафайет: «разбить над своею головой маленький пузырек святого масла». Католическое духовенство казалось ему к тому же по характеру своего воспитания весьма подходящим для роли «священной жандармерии», употребляя его собственные слова.7
Нуждаясь друг в друге, папа и Бонапарт не медлили соглашением. Конвенцией, получившей название конкордата режим разделения церкви и государства, продолжавший существовать во время конвента, был уничтожен; конституционное духовенство должно было вступить в лоно римской церкви и государство согласилось выдавать жалование епископам и кантональным священникам.
Взамен этих уступок папа согласился на продажу церковных имуществ и признал за правительством право назначать епископов, которые уже сами назначали священников. Конкордат был пополнен еще органическими статьями, против которых папа протестовал, что, впрочем, не помешало ему прибыть в Нотр-Дам для венчания Наполеона на императорство.
Этими органическими статьями государство принимало против церковной власти меры предосторожности; ни один собор не мог собраться во Франции, никакая архиерейская булла — быть обнародована без разрешения правительства; преподавание в семинариях, так же как и преподавание катехизиса не должно было содержать ничего такого, что противно закону или враждебно правительству.
В катехизисе времен империи можно прочесть: «Мы обязаны особенно по отношению к императору оказывать любовь, почтение, повиновение, верность, нести военную службу, платить установленные налоги — для защиты империи и ее трона. Почитать императора и служить ему, это то же самое, что почитать и служить самому Богу. Те люди, которые будут грешить в своих обязанностях по отношению к нашему императору — достойны вечного осуждения».
Судьи и жандармы, профессора и священнослужители — все были обязаны в различных направлениях и соответствующими средствами побуждать народ к повиновению.
Рекрутские наборы, которые были сохранены, дали государству много солдат; что касается денег, то в общественных кассах их было теперь в изобилии благодаря прямым налогам, установленным конвентом, и благодаря косвенным налогам на потребление, уничтоженным революцией, но восстановленным императором. Администрация прямых сборов с ее сборщиками для каждой группы коммун, с ее особыми сборщиками для каждого окружного городка, с ее генеральными казначеями для главного города в департаменте, обеспечили регулярное поступление четырех прямых налогов (поземельного, личного, на окна и двери и на право торговли) в то время, как администрация косвенных налогов с армией своих акцизных чиновников, своих «подвальных крыс», скоро ставших столь же непопулярными, как соляные надсмотрщики старого порядка, следила за циркуляцией и продажей питей, чтобы воспрепятствовать тем, кто подлежит подати, избежать самых тяжелых косвенных налогов.
Чтобы пробудить рвение чиновников всякого рода, Наполеон, уже распоряжавшийся производством в чинах, создал новое побудительное средство: Почетный легион, дававшийся за гражданские и военные заслуги и за верность правительству.
Административная централизация. — При старом порядке государство никогда не имело в своем распоряжении такого простого и такого усовершенствованного административного механизма для обеспечения общественной службы, водворения повсюду порядка, извлечения о самыми малыми издержками и без особой тягости для обложенных налогами масс, такого количества денег или солдат.
Администрация старого порядка уже сосредоточила в руках короля чудовищную власть; административная организация, созданная Наполеоном, продолжала и закончила работу королевского деспотизма. Это триумф бюрократизма и административной централизации.
Новый правящий класс: буржуазия. — Политическая конституция, данная Франции Наполеоном, могла измениться, но социальная и административная организация сохранилась и до наших дней почти в своем первоначальном виде. Эта перестройка общества и администрации была совершена не одним только Наполеоном; она носит на себе печать его сотрудников, государственных советников, помогавших ему в этом социальном переустройстве. Среди этих советников не было ни одного рабочего, ни одного крестьянина. Все они принадлежали к классу буржуазии, который благодаря своей просвещенности, своему богатству и своей энергии произвел революцию и сумел руководить революционным движением всегда сообразно своим собственным интересам. Потому общество, которое они создали вместе с Бонапартом, человеком тоже из их класса, хоть и — было менее аристократическим, чем общество старого порядка, но еще заключало в себе правящий и привилегированный класс; этот класс составляла буржуазия, в состав которой входили все те, кто имел достаточно денег, чтобы оплатить свое среднее образование и не работать физически.
Всем тем, кто родился в буржуазной семье, была предоставлена монополия образования, открывающая доступ почти что ко всем должностям; им были предоставлены все так называемые свободные профессии, должности поверенных, нотариуса, — судебного пристава, которые так же продавались, как это было и до революции; места судей, предоставлявшиеся только после дорого стоившей подготовки; в индустрии, торговле и земледелии на их долю выпал труд по управлению и надзору, который льстил тщеславию, привлекал внимание, давал досуг и доставлял иногда роскошь и богатство, и всегда удобство и благополучие, так широко раскрывшиеся всем имущим, благодаря успехам науки и ее применениям; им же выпадало иногда на долю и права жить с своих доходов, наследственно не работая и тем не менее не уменьшая нисколько своих капиталов, так как их деньги были помещены в доходных предприятиях. И наряду с благами материальными в их распоряжении находились также и блага умственные, наслаждения искусством и литературою. Наконец, прекрасные связи позволяли им в случае неблагоприятной фортуны избегать кары закона, а влияние, которым они пользовались, давало им возможность избегать отчасти или совсем воинской повинности (богатые могли тогда покупать себе заместителя).8