Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 11:03, курсовая работа
Такие движения средних веков как крестовые походы и конкиста движимые как материальными так и религиозными целями, имеют общеисторический интерес , как выражение идей и настроения умов в определённые периоды средневековой истории. Составляя весьма важный отдел западноевропейской истории, крестовые походы так же как конкиста обильны внешними фактами и богаты результатами, которые хотя и куплены были весьма дорогой ценой, но оказали очень мощное влияние на духовное развитие европейских народов.
Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1.Религиозные корни Крестовых походов и Конкисты.
&1.Религиозные причины крестовых походов………………………………..7
&2. Религиозные корни Конкисты…………………………………………….15
Глава 2. Социальный состав участников движений.
&1.Крестовые походы…………………………………………………………..22
&2.Конкиста……………………………………………………………………..25
Глава 3. Цели обоих движений на практике.
&1. Взаимоотношения Европейцев с народами Ближнего востока………….30
&2. Евангелизация индейцев…………………………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………….46
Список литературы………………………………………………………………48
&2Конкиста.
Характер Испанского завоевания Америки сложен и неоднозначен, так же как социальный состав участников конкисты. В этом вопросе существуют две так называемые легенды «розовая» и «чёрная».
«Розовая» легенда укоренилась
прежде всего в Испании — что
вполне объяснимо. Конкистадоры не были
изгоями, за чьи поступки никто не
в ответе, — они действовали
во имя государства и от лица государства;
поэтому оценка испанского завоевания
Америки — это оценка исторической
роли Испании, может даже, оценка всей
нации как таковой. А когда
к интерпретации исторических событий
примешиваются национальные чувства
— тут уж не до объективности. К
тому же Испании в течение всего
XVI в. приходилось отбиваться от обвинений
европейских соседей, не успевших урвать
самые лакомые куски
«Черная» легенда более всего прижилась в Латинской Америке и в России, причем в последней она утвердилась в самом плоском, публицистически заостренном, подчас карикатурном варианте. Ее родоначальником стал испанский гуманист Бартоломе де Лас Касас. Его заслуги как гуманиста, общественного деятеля, историка, юриста воистину неисчислимы; и все же в своей ревностной защите индейцев он интерпретировал конкисту и ее вершителей очень однолинейно и тенденциозно. Он первым упростил представления о конкисте, увидев в ней одну-единственную цель — грабеж. Он исказил подлинный сложный облик конкистадора и свел всю мотивацию его деяний к жажде личного обогащения. Причины распространения «черной» легенды в Латинской Америке достаточно очевидны. В начале XIX в. в испанских колониях началась Война за независимость, которая в конечном счете привела к появлению на карте Америки новых государств. Естественно, что долгую, упорную и кровопролитную войну повстанцы вели под антииспанскими лозунгами. Эта идеология очень глубоко вошла в сознание креолов (так называли себя белые жители Латинской Америки) и во многом стала определять развитие молодых культур. Кроме того, перед новорожденными американскими нациями встала насущнейшая проблема — найти и утвердить свою характерность. Ведь народ, как и отдельный человек, чувствует себя полноценным, лишь когда в полной мере осознает свое отличие от другого. В чем могли испаноамериканцы отыскать свою особость? В природном мире и в индейском культурном наследии. Где-то оно сохранилось, а где-то и вовсе нет; но его отсутствие нисколько не смущало писателей и поэтов, взывавших к своим индейским корням, к тем славным временам, когда индейцы были хозяевами своей земли. Любовь к индейскому прошлому рождает ненависть к конкистадорам, наглым захватчикам, а к этому примешиваются анти испанские чувства, выпестованные в эпоху освободительной войны.
А в Советской России «черная»
легенда была освящена и утверждена
официальной идеологией, которая, будучи
идеологией тоталитарной, не терпела
иных мнений. Причиной послужили суждения
К. Маркса и Ф. Энгельса: их труды
в Советском Союзе
Сказанное, однако, не
означает, будто бы все, что
было написано о конкисте и
о конкистадорах, говорилось с
пристрастных позиций: всегда
находились те, кто старался придерживаться
золотой середины, то есть быть
объективным. Они-то и
В публицистическом запале адепты «черной» легенды невольно, а чаще вполне сознательно внушали, будто конкистадоры были человеческим отребьем, худшими представителями нации. В советской литературе об испанском завоевании Америки постоянно встречается расхожая фраза: «из Испании в Новый Свет хлынули авантюристы, подонки и преступники всех мастей». На самом деле такие представления не имеют ничего общего с исторической истиной и основываются на превратно интерпретированных фактах. Действительно, когда возникли трудности с набором экипажа для первой экспедиции Колумба (многим морякам задуманное предприятие казалось гибельным), 30 апреля 1492 г. королевская чета подписала указ об отсрочке разбора гражданских и уголовных дел, возбужденных против тех, кто давал согласие отправиться в экспедицию. Так в составе экспедиции оказались четверо помилованных преступников. С целью привлечь колонистов в Новый Свет (пока что не суливший золотые горы) Изабелла и Фердинанд в 1497 г. повторили и конкретизировали этот указ: «…Все лица мужеского пола, повинные в убийстве, нанесении телесных повреждений и в любых других преступлениях, за исключением ереси, да будут помилованы с тем условием, что они отправятся на остров Эспаньолу: приговоренные к смертной казни — на два года, а приговоренные к отсечению части тела — на год». На этом основании делается вывод, будто «Америка с самого начала превратилась в прибежище для преступников».
Однако то было на ранних этапах колонизации. Когда же поток колонистов возрос, монархи в апреле 1505 г. отменили этот указ и приняли ряд жестких ограничений. Отныне любой пожелавший отправиться за океан был в обязан подать прошение Торговую Палату, позже преобразованную в Королевский Совет по делам Индий, пройти рассмотрение своего дела, иногда собеседование и получить разрешение властей. Строжайше запрещался въезд в заокеанские колонии преступникам, людям находившимся под следствием, испанским крещеным евреям и арабам, а также иностранцам, которые могли отправиться в Индии лишь по специальному разрешению короля.26
Запрет на выезд в Америку евреям и арабам был продиктован заботой о чистоте веры в испанских колониях. Там и без того языческой ереси хватало. Иностранцы не допускались в Индии, поскольку, как свидетельствует хронист, по убеждению Изабеллы, «никто, кроме ее собственных подданных, не станет лучше подчиняться ей и исполнять ее приказы».27 Что же касается преступников и подследственных, то в их отношении власти руководствовались также вполне практическими соображениями: лихие люди, смутьяны, склонные к неподчинению законам, в любое время могли создать угрозу мятежа. И особенно бунтовщики были опасны вдалеке от метрополии, там, где власть еще толком не устоялась, где неосвоенных неподнадзорных территорий хватило бы на то, чтобы укрыть сколько угодно мятежных отрядов и целых армий. Впрочем, как показали события XVI в., вроде бы благонадежные и проверенные люди сумели доставить властям немало головной боли своими смутами и междоусобицами.
В любом случае Новый Свет
вовсе не был сточной канавой,
куда нация сливала человеческие
отбросы. Кто отправлялся за океан
в первой половине XVI в.? Весьма пестрый
люд во всех отношениях. Основную массу
колонистов составляли представители
низших и средних социальных слоев
— крестьяне, горожане, ремесленники;
зато среди конкистадоров в
Что же касается численности
конкистадоров то по некоторым данным
в эпоху конкисты, то есть до 1556 г.,
в Америку эмигрировало около
восьмидесяти тысяч человек однако
эти цифры включают в себя и
большое количество колонистов. Самих
же конкистадоров тех кто
Как видно из приведённых
выше данных участие в обоих движениях
принимали практически все слои
населения, начиная от бедняков ,крестьян,
людей среднего класса до аристократов,
графов, баронов и даже королей. Тоже
касается и участия в движениях
обоих полов, в большей степени
это были конечно мужчины, однако
если вспомнить суматоху перед скажем
первым крестовым походом то мы можем
наблюдать отправления в поход
целыми семьями причем такое наблюдалось
как у крестьян так и у людей
высших сословий например графов. Что
же касается конкисты то здесь будет
уместно вспомнить о колонистах
в Испанской Америке среди
которых так же были женщины и
люди невоенных профессий. Так же
как и в эпоху крестовых
походов когда все основные завоевания
производились непосредственно
крестоносными армиями именно людьми
военного дела, так и в эпоху
конкисты исследования и завоевания
были совершены войнами-
Существует так же небольшое отличие одного движения от другого в плане участия в них королей. Начиная со второго крестового похода в движении начинается непосредственное участие королей таких как Людовик VII,Конрад III,Рожер II,и Балдуин III Иерусалимский, Ричард I Львиное Сердце и т. д. В то время как король Испании Карл V участия в завоевании не принимал. Но тем не менее с именем Карла V связаны все крупнейшие предприятия и завоевания конкистадоров, и получилось так, что его правление почти в точности совпало с хронологическими рамками конкисты.
Глава 3.Цели обоих движений на практике.
&1 Взаимоотношения
Европейцев с народами
Целью крестовых походов
с религиозной точки зрения было
изгнание неверных- то есть освобождение
Гроба Господня. Религиозные настроения
по этому поводу, наиболее мощно
проявлялись при первом крестовом
походе. Подогретые речами Папы Римского
рыцари или же бедняки воодушевлённые
хождениями Петра Пустынника, были
готовы на все дабы освободить земли
гроба Господня от неверных. Как
известно 15 июля 1099г армия крестоносцев
захватила Иерусалим после
Однако по мере распространения власти франков(так народы востока называли Европейцев) и завоевании всё новых территорий, начинается период сосуществования, неравного сосуществования но тем не менее. Однако для того что бы лучше понять взаимоотношения между Европой и Востоком нужно рассмотреть так же ситуацию которая сложилась на самом Востоке до прихода крестоносных армий, а именно эсхатологические ожидания.
Средневековые мусульмане так
хорошо представляли себе все детали
конца света, что арабский хронист
XIV века Ибн Касир смог закончить
свой исторический труд «Начало и
конец» описанием грядущих событий.
Во времена крестовых походов
многие мусульмане верили в то, что
конец света наступит тогда, когда
на западе встанет черное солнце, а
за ним последуют варварские орды
Гога и Магога. Так ж в арабских
верования о конце света
Как вдно из этого время перед появлением первых крестоносцев было для мусульман (и для евреев) периодом напряженных эсхатологических ожиданий (в частности – в связи с приближением 500-го мусульманского года, что соответствовало 1106–1107 году н. э.).29
XI век на Ближнем Востоке
был временем неуверенности в
будущем и для мусульман, и
для христиан, и для евреев. Одни
ожидали усиления ислама в
конце пятого мусульманского
века, другие со страхом готовились
к приходу Махди и к