Судебная система США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:19, доклад

Краткое описание

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, субъектом которой является суд, занимающий особое место в системе государственных органов и реализующий свои функции в особой процессуальной форме.
На конституционном уровне находят отражение следующие аспекты организации и деятельности судебной власти:
судебная власть – составная часть системы разделения властей;
основы организации судебной системы;
гарантии прав граждан в отношениях с органами юстиции;
основы правового статуса судей.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 76.93 Кб (Скачать файл)

 

Тема 14. Политико-территориальное устройство США, организация публичной власти на местах в США, Основы американского  федерализма.

1)Основы американского  федерализма (конституционно-правовая  природа федерации).

 

2)Разграничение  полномочий федерации и штатов. Федеративная интервенция.

Конституция США (разд. 8 ст. I) установила четкий перечень самых  существенных предметов ведения, относящихся  к исключительной компетенции Конгресса. Все остальные предметы ведения  относятся к компетенции штатов, о чем прямо говорится в X поправке к Конституции. К ведению штатов относится принятие своей конституции и законов, в том числе уголовных и многих гражданских, проведение выборов (в том числе Президента и Конгресса США), регулирование внутриплатной торговли, организация здравоохранения и образования, дорожное строительство, установление местных налогов, установление местного управления и судебной системы штата, охрана общественного порядка, создание национальной гвардии. 
Кроме того, существует сфера совпадающих полномочий федерации и штатов: налогообложение, социальное обеспечение, регулирование деятельности банков и др. Конституция США прямо запрещает штатам (разд. 10 ст. I) заключать международные договоры, вступать в союзы и конфедерации, выпускать деньги и кредитные билеты, самостоятельно облагать пошлинами или сборами ввоз или вывоз товаров, содержать в мирное время войска или военные суда.

Разграничение полномочий между федерацией и штатами в действительности не препятствует вмешательству центральных органов власти по многим вопросам в прерогативы штатов. Этому в немалой степени способствует заинтересованность штатов в финансовых дотациях из федерального бюджета, потребность в общегосударственных стандартах обеспечения армии, полиции и других правоохранительных органов и в других сферах. Органы государственной (исполнительной) власти федерации и штатов нередко договариваются о создании совместной администрации по отдельным вопросам, различными путями достигается унификация федерального и штатного законодательства. В этих целях, например, проводятся общенациональные и региональные конференции губернаторов, генерал-атторнеев и других высших должностных лиц. 
Борьба двух тенденций - "за" и "против" усиления вмешательства центральных органов власти в полномочия штатов - находит свое выражение в столкновении теорий "скрытых полномочий" и "прав штатов". Первая утверждает, что Конгресс обладает рядом подразумеваемых прав, которые хоть прямо и не записаны в Конституции, но содержатся в ней, позволяя вторгаться в законодательное поле штатов. Вторая, напротив, обосновывает незыблемость полномочий и прерогатив штатов, не подлежащих ограничению. На практике эти тенденции (периодически одна из них как бы обретает преимущественное значение) тесно переплетаются между собой. Не следует, однако, думать что унитаристская тенденция в развитии американского федерализма означает полное попрание конституционных прерогатив штатов.

Федера́льная интерве́нция — в ряде государств с федеративной формой устройства (США, Бразилия, Венесуэла, Индия, ФРГ) в установленном федеральнойконституцией или законом порядке вмешательство центра в дела субъекта федерации в случае нарушения властями последнего федеральной конституции или федеральных законов, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушений прав человека, серьёзных беспорядков, возникновения угрозы целостности государства, задержки налоговых и других платежей. Федеральная интервенция обычно объявляется специальным декретом главы федеративного государства и может заключаться в принудительном смещении виновных должностных лиц, назначении на их место представителей центра, временном роспуске законодательных органов субъекта федерации, вводе на территорию последнего федеральных войск и применении других репрессивных мер. В Индии институт федеральной интервенции носит название «президентского правления», в Германии — «федерального принуждения». Конституционному праву Российской Федерацииинститут федеральной интервенции неизвестен. В то же время обновленная редакция Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» № 184-ФЗ [1] содержит целый ряд новелл в сфере законодательного закрепления форм и механизмов конституционно-правовой ответственности субъектов Российской Федерации. В частности, ею учреждается достаточно новый для российской практики правовой институт – временная финансовая администрация как разновидность временного возложения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации на федеральные органы государственной власти, которое, в свою очередь, является одной из форм федерального вмешательства (федеральной интервенции) в дела субъектов Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ — в федеративном государстве основанное на законе вмешательство федерального правительства в дела субъекта федерации в случае нарушения властями последнего федерального законодательства, неподчинения законным требованиям федерального правительства, нарушения прав человека, беспорядков, возникновения угрозы целостности федеративного государства, задержки налоговых и др. платежей. Ф.и. есть вмешательство, принудительное вторжение федеральной власти во внутренние дела субъекта федерации для восстановления, наведения порядка. В современной конституционной практике зарубежных государств случаи вмешательства федерации в дела ее субъектов имели место. Так, в 1957 г. Президент США Д. Эйзенхауэр ввел войска в штат Арканзас с целью принудительного осуществления решений федеральных судов о десегрегации школ. Аналогичную акцию в тех же целях в 1962 и 1963 гг. предпринял Дж. Кеннеди, введя войска в штаты Миссисипи и Алабама. Акт Ф.и. предпринимался администрацией США для подавления массовых беспорядков, поджогов, учиненных негритянским населением в центре Вашингтона.

В отличие от конституций  многих федеративных зарубежных государств, Конституция РФ не содержит нормы, в  которой прямо определялись бы юридические  основания для Ф.и., т.е. законного вмешательства федеральных органов власти в сферу прав субъектов РФ. В то же время ч. 4 ст. 78 и ч. 2 ст. 80 Конституции РФ закрепляют общее дозволение, предоставляющее Президенту РФ право для такого вмешательства. Так, ч. 2 ст. 80 возлагает на Президента РФ обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности. К числу юридических средств оказания воздействия на субъекты РФ Конституция относит: возможность Президента РФ использовать согласительные процедуры для разрешения возникших разногласий между федеральными органами и органами власти субъектов РФ либо между органами власти субъектов РФ (ч. 1 ст. 85); право Президента РФ приостанавливать действие актов исполнительных органов государственной власти субъектов РФ в случае их противоречия федеральному законодательству (ч. 2 ст. 85); право Президента РФ вводить на территории субъектов РФ военное положение (ч. 2 ст. 87). Право Президента РФ в исключительных случаях использовать Вооруженные силы страны прямо вытекает из международно-правовых норм. В частности, Дополнительным протоколом II от 8 июня 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающимся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, устанавливается обязанность правительства всеми законными средствами поддерживать или восстанавливать правопорядок в государстве, защищать национальное единство и территориальную целостность государства. Радикальные средства федерального принуждения предусмотрены Федеральным законом от 29 июня 2000 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". К таким средствам Закон относит роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и отрешение от должности высшего должностного лица.

В качестве одной из мер  Ф.и. специалисты в области конституционного права, политики предлагают закрепить в действующей Конституции РФ возможность введения института президентского правления при возникновении чрезвычайных обстоятельств, обозначенных в Основном законе страны. Применение этой меры допускается, например, Конституцией Индии в случае массовых беспорядков, исчезновения в штате конституционных властей, иных чрезвычайных обстоятельств, в т.ч. массовой коррупции в органах власти штатов. По Конституции Индии (ст. 36) введение президентского правления возможно в случае, если "какой-либо штат не подчинится распоряжениям или не проведет в жизнь распоряжения, данные Союзом в порядке осуществления им исполнительной власти на основании какого-либо из положений Конституции".

Распространенная практика принятия субъектами РФ нормативных  актов, в т.ч. конституций, уставов, в которых содержатся положения, противоречащие федеральной Конституции, указывает на обоснованность такой меры принуждения (правовой защиты), как досрочное прекращение полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в случае систематического нарушения им принципа конституционности. Такая мера федерального принуждения, как роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, предусмотрена Федеральным законом от 29 июня 2000 г. Кроме того, Закон (ст. 29) предусматривает применение и такого радикального средства, как отрешение от должности высшего должностного лица органа исполнительной власти субъекта РФ. Бюджетным кодексом РФ (ч. 2 ст. 112) предусмотрена возможность введения в субъекте РФ внешнего управления: если субъект РФ не выдерживает параметры Бюджетного кодекса по долговой политике и при этом он (субъект) не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств, уполномоченный орган государственной власти РФ вправе передать исполнение регионального бюджета под контроль вышестоящего федерального финансового органа (Министерства финансов РФ).

Среди возможных мер Ф.и. (принудительных акций) РФ по отношению к ее субъектам предлагается учредить в России институт признания несостоятельности территории субъекта РФ в том статусе, который ей предоставлен Основным законом, с принятием решения о его преобразовании (присоединении к другому субъекту РФ, преобразовании в административно-территориальную единицу в составе другого субъекта Федерации либо преобразовании в федеральную территорию). Применение такой акции возможно, если в данном субъекте РФ сложилась устойчивая практика нарушения прав и свобод человека, ухудшается уровень жизни людей в связи с неконституционной политикой органов власти субъекта РФ, затянувшегося кризиса власти на данной территории и если все возможности превентивного воздействия федеральных властей исчерпаны.

3)Органы законодательной  власти штатов.

Законодательная власть в  системе разделения властей. Конституция  США исходит из принципа разделения властей в его "жёстком" варианте. Статья I конституция посвящена законодательной  власти (конгресс США), ст. II — исполнительной (президент), ст. III — судебной (преимущественно Верховному суду США).

Структура и порядок формирования конгресса США. Конгресс США состоит из двух палат: представителей сената. Палата представителей избирается на два года в составе 435 депутатов по одномандатным округам. Сенаторы избираются сроком на шесть лет, по два от каждого штата.

Конгресс создаёт из своих  членов различные комитеты: постоянные объединённые комитеты обеих палат, которые работают над законопроектами, организуют парламентские слушания, контролируют деятельность администрации  и т.д.; временные специальные  комитеты для расследования отдельных  вопросов.

Председатели комитетов  обладают большими полномочиями: определяют повестку дня, назначают дату парламентских  слушаний, докладчиков на пленарном  заседании палаты по законопроектам, пользуются дисциплинарными полномочиями.

В обеих палатах конгресса  имеются партийные фракции большинства  и меньшинства, возглавляемые лидерами, избранными на собраниях фракций.

При конгрессе действует  множество административно-технических  и вспомогательных служб. Их общий  штат превышает 30 тыс. человек.

Полномочия конгресса. Полномочия конгресса изложены в конституции. К числу общих полномочий конгресса относятся полномочия: финансовые, в области экономики, в области обороны; в области охраны общественного порядка. В конституции говорится также и о других полномочиях конгресса: издавать законы о приёме в гражданство, создавать подчинённые Верховному суду федеральные суды, осуществлять исключительные законодательные полномочия для особого района местопребывания правительства, а также на территориях, приобретённых у какого-либо штата для федеральных складов, арсеналов, доков и т.д. Ряд полномочий конгресса, записанных в конституции в настоящее время не соответствуют международному праву и не осуществляются конгрессом. Некоторые из них официально отменены международными соглашениями.

Деятельность конгресса. Конгресс работает в сессионном порядке. Ежегодно созывается одна сессия, и длится она обычно 7—8 месяцев с перерывами. Во время сессии проводятся пленарные заседания, работают постоянные и другие комитеты, принимаются законы и резолюции, проводятся парламентские слушания, организуются дебаты по общественно значимым вопросам внешней и внутренней политики.

Далее рассмотрим органы законодательной  власти на примере Великобритании и  сравним их работу с законодательными органами в США.

4)Органы исполнительной  власти штатов.

5)Самоуправление  и управление в графствах США.

Система местного самоуправления и управления в штатах строите? на основе административно-территориального деления, а последнее входит в  компетенцию штатов. Поэтому системы  местного самоуправления в разных штатах различны. 
Большинство штатов (кроме двух) делятся на графства (это название унаследовано от средневековой Англии, хотя графов в США никогда не было; дворянские титулы были сразу после образования США отменены). Всего в США более 3 тыс. графств. Их население избирает советы 
графств и многих должностных лиц — шерифа, отвечающего за общественный порядок, прокурора или атторнея — представителя штата, казначея и др. Под руководством совета и этих должностных лиц работают муниципальные чиновники, утверждаемые советом. Коллегиального исполнительного органа совет не образует. Совет решает главным образом вопросы местного бюджета, определяет программы развития. 
Города выделены из графств и имеют свою систему самоуправления. В США существуют три системы городского самоуправления. В большинстве городов применяется система совет — управляющий Население избирает совет, который избирает мэра; но мэр только председательствует в совете и не занимается управленческой деятельностью. Управление осуществляет нанимаемый по контракту специалист — чиновник-менеджер. Он отвечает за исполнение бюджета, нанимает чиновников для управления конкретными сферами, руководит их работой. Приблизительно в 40% городов существует система совет — мэр. Население отдельно избирает городской совет и мэра, который управляет городом. Он имеет право отлагательного вето по отношению к решениям совета, назначает чиновников, исполняет бюджет и решения совета. В очень немногих городах существует комиссионная система: население избирает комиссию в составе обычно 3—7 человек, которые одновременно осуществляют функции городского совета и ведают поделенными между ними отраслями управления. 
Графства подразделяются на тауны и тауншипы. Эти названия сложились исторически, и, по существу, разницы между ними нет, хотя иногда таунами называют мелкие города с прилегающими окрестностями, а тауншипами — группу примерно однородных поселков. В этих мелких административно-территориальных единицах проводятся собрания жителей, на которых решаются общие вопросы и избирается исполнительный комитет (3—5 человек). В более крупных единицах собрания жителей проводятся по поселкам. Наряду с решением общих вопросов и избранием исполнительного комитета собрания выбирают также некоторых должностных лиц: казначея, констебля — ответственного за общественный порядок. 
Компетенция органов местного самоуправления определяется конституциями и законами штатов. Она соответствует общим принципам местного самоуправления: принятие и исполнение местного бюджета, вопросы общественного порядка, оказание социальных услуг (муниципальное жилье, больницы, местные дороги, помощь нуждающимся), хозяйственная деятельность (муниципальные предприятия и др.), контроль за местными управленческими органами, информация населения об актах федерации и штата и исполнение этих актов. 
Кроме административно-территориальных единиц в США создано множество специальных округов (школьные, экологические, противопожарные и др.), которые не совпадают с административно-территориальным делением, а обусловлены естественными причинами и природными факторами. В таких округах население избирает либо комитеты, либо должностных лиц или орган, создавший округ, назначает сюда чиновников. Но ведают эти органы только вопросами, относящимися к профили: 
округа. 
В административно-территориальных единицах, городах населением или городским советом избираются также различные советы и комитеты по разным вопросам (школьные советы, опекунские советы по делам о помощи нуждающимся, библиотечные советы и др.). 
Местное самоуправление играет большую роль в США. На службе в его органах занято более половины работников управленческого труда, доходы муниципальных бюджетов в совокупности равны приблизительно 40% федерального бюджета, хотя в местные бюджета отчисляются налоги со статей, дающих небольшие доходы. Полномочия местных органов расширяются по той же причине, что и полномочия штатов: им передаются социальные вопросы, отягощающие федеральный бюджет и бюджет штата.

Информация о работе Судебная система США