Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 19:18, курсовая работа
Цель исследования: исследование творческого наследия Н. А. Бердяева и значений результатов данного исследования для изучения менталитета русской цивилизации.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучение проблемы национального характера в трудах Н. А. Бердяева.
2. Изучение современного прочтения Н. А. Бердяева, в связи с чем, выделение продуктивных и устаревших положений его подхода к проблеме национального характера.
3. Определение значения работ Н. А. Бердяева для современного изучения менталитета русской культуры.
Введение
Глава 1. Проблема русского национального характера в творчестве Н. А. Бердяева
1.1 Соотношение понятий менталитет, ментальность и национальный характер
1.2 Антиномичность, как важнейшая черта русского характера в творчестве Н. А. Бердяева
1.3 Основные типологические черты русского национального характера в трудах Н. А. Бердяева
Глава 2. Н.А. Бердяев о соотношении культуры и цивилизации
2.1 Концепция развития цивилизации Н.А. Бердяева
2.2 Значение работ Н. А. Бердяева для современного исследования в области менталитета русской культуры
Заключение
Список используемых источников
По мнению, уже многократно упомянутого И. В. Кондакова: «Оппозиция «Запад – Восток», является одним из важнейших, исходных для самопознания культуры России предпосылок, несущая в себе ее метафизические и географические, мифорелигиозные и геополитические, исторические и социальные интенции». В современном россиеведение оппозиция «Запад – Восток» - понимается как условная смысловая конструкция, исторически выработанная культурологической мыслью человечества для первичной (космогонической) типологии мировой культуры и действующая как парная категория, которая выражает дихотомию поляризованного целого всемирной культуры; она одновременно характеризует и амбивалентное символическое единство культуры человечества, и ее разделенности на принципиально отличные друг от друга, а во многом и противоположные модели культурной идентичности, которые друг друга взаимополагают, и в тоже время взаимоисключают, воплощая собой дополнительность и антиномичность полярных начал, диалектику единства и множественности мировой культуры как сложного целого.
Таким образом, рассуждения Бердяева на эту тему не новы, но роль Бердяева в разработке этой темы велика, так как он во-первых, суммировал размышления на эту тему, во-вторых, внес в ее развитие нечто свое, настаивая на своеобразии национального характера русских и исторического пути вследствие срединного положения государства, но не впадая при этом в крайности, какие были свойственны например, сторонникам «евразийства». В современном представлении уже на основе природно-географических предпосылок формирования менталитета русской культуры, можно отметить следующее. Природой и климатом Россия серьезно отличается от соседствующих с не Европой и Азией. В виду этого мы не можем не видоизменяя, применять те или иные их парадигмы развития на территории культуры России. Значимость природно-климатического фактора, столь серьезно влиявшего на становление нашего менталитета, остается сильна и по сей день и продолжает играть значимую роль в различных сферах общественных отношений [].
Довольно подробно тема русской религиозности была разработана Бердяевым в книге «Философия неравенства». В ней Бердяев говорит о своеобразной религиозности русского народа, корни которой он видит в том, что «русский народ получил иное религиозное воспитание, чем народы Запада». Бердяев изобретает оригинальный метод: сопоставляя две веры: католическую и православную, он сопоставляет два столь непохожих национальных типа: западный и славянский. Конечно, своеобразное воспитание русской православной церкви не могло не отразиться на русском национальном характере, породив в нем некоторые, только ему свойственные черты.
Из православной религиозности
Бердяев выводит и некоторые
парадоксально противоречивые качества
русского человека, его «веками воспитанный
дуализм». Одно из таких дуалистических
качеств, взращенных русским православием,
философ охарактеризовал
Склонность Бердяева к негативному толкованию, проявляется даже тогда когда он выделяет те черты, которые с позиции религиозного мировоззрения видится положительными. По его мнению, религиозная формация русской души выработала некоторые устойчивые свойства: догматизм, аскетизм, способность нести страдания и жертвы во имя своей веры. В тоже время, он говорит о том, что религиозная энергия русской души обладает способностью переключаться и направляться к целям, которые не являются уже религиозными, в этом случае он, конечно же, имеет ввиду социальные идеи. «В силу религиозно-догматического склада души русские всегда ортодоксы или еретики, раскольники, они апокалиптики или нигилисты».
Однако религиозному преображению в деле воспитания человека Бердяев отводил центральную роль и согласно его взглядам «дело религиозного преображения в России – дело будущего. Особенность России – в сильно выраженной направленности к религиозному преображению жизни, к чуду, ибо она не скована «символикой культуры и прагматизмом цивилизации». В связи с этим встает вопрос о религиозности русского сознания целом. Религиозность русского сознания проявляется во всех сферах его культуры, что подчеркивается в работах многих отечественных философов. Как считает Д. В. Полежаев «Русский народ был издревле народом глубоко религиозным и христианским. Даже мирская жизни наших соотечественников заключала в себе глубоко религиозный смысл». Русская религиозность несет в себе особенные черты русского народа и именно по этому может рассматриваться как характерная его черта. Выделенный религиозный элемент не стоит рассматривать только в аксиологическом аспекте, поскольку в этом случае указанный признак нельзя в полной мере отнести к сфере функционирования феномена менталитета. Здесь важно обозначить глубинно-психическую сущность этой установки русского национального сознания, которая осуществляется в том числе и в несознательной сфере или на границе сознаваемого и неосознаваемого.
Вывод: религиозному фактору в процессе формирования и становления менталитета русской культуры в современной научной литературе уделяется огромное значение. Среди таких авторов стоит отметить А. Я. Гуревича, И. В. Кондакова, В. А. Щученко, А. И. Шаповалова, К. Касьянову, С. М. Поздяеву и др. Но в отличие от Бердяева, они склонны к более положительной трактовке тех свойств русского характера которые воспитало в русской душе православие. В современной основе за основу берется та форма влияния религии, но заполняется она качественно новым содержанием. Многие основополагающие черты русского характера выросли именно из православия и под воздействием импульсов православия, это у Бердяева не вызывает никаких сомнений. А негативную трактовку этих черт стоит рассматривать, как стремление Бердяева обогатить русский характер путем преодоления этих слабостей, и опирается он в своем стремлении несомненно на все те же православные ценности.
Заключение
Проблема менталитета
русской культуры достаточно сложна,
и в ее изучении необходим комплексный
подход историков, политологов, философов,
социологов, этнографов. Но все эти
направления исследования, стремящиеся
к объективному осмыслению менталитета
русской культуры должны осуществляться
на основе рефлексии духовного и
интеллектуального опыта
Необходимо сформулировать те выводы, которые были сделаны в результате проведенного исследования. Ведь первостепенной задачей современного изучения Бердяева является определение роли его трудов в процессе изучения менталитета русской культуры.
Излюбленный подход Н. Бердяева в изучении русского характера основанный на антиномичности на сегодняшний день является теоретически продуктивным. При всей его слабости и противоречивости, нельзя не замечать его плодотворности. Так, он позволил выделить основные противоречия русского характера, наметить в нем массу опасных черт, требующих корректировки. Более того, как отмечает М. С. Уваров: «Дихотомический (бинарный) анализ оказывается весьма существенным эвристическим средством на пути познания закономерностей развития». Метод антиномичности является амбивалентным способом описания разнообразных культурных явлений, дающих наиболее полное и целостное представление об основных чертах национального характера. Рассмотрение русской культуры и русского менталитета с позиций антиномий позволяет понять, что русская культура призвана демонстрировать миру утонченность чувствования универсальных противоречий бытия. Но не стоит возвеличивать эту антиномичнность. Автор работы считает истинный смысл русской культуры заключается в «попытках нахождения неклассического типа синтеза, что является одним из оснований русской мысли, которую крайне не корректно сводить к идее бинарной противопоставленности культурных смыслов».
Необходимо отметить те положительные стороны, достигнутые Бердяевым при разработке вопроса касающегося данного исследования. Отметим, что философ не дает ни каких «рецептов» - это не совсем верно. Бердяев указывает, что совершенствование русского характера и, следовательно, судьба России зависит от двух факторов. Первый из них повествует об оформляющем свойстве личностного начала. Бердяев восклицает: «…Пора уже закончить период разрыхления русской души. Пора уже перейти к личной религиозной дисциплине, к организации духовной жизни изнутри». Этих строки, возможно, трактовать как напутственные слова будущим поколениям, в них чувствуется глубокая вера в русский народ. Бердяев стремится показать роль каждой отдельной личности в духовном созревании нации. Второй фактор – Культурный синтез, который должна осуществить Россия. Существует первоначальная необходимость преодоления для России существующей отсталости, а затем переходить к вопросу о выполнении своей миссии. Поэтому – «то, что обычно называют «европеизацией» России, неизбежно и благостно». Этот отрезвляющий взгляд Бердяева на Россию вполне оправдан, Россия нуждается в прививке, и адаптации с учетом собственных особенностей, выработанных западноевропейской цивилизацией безусловных ценностей.
Так же несомненным достижением
Бердяева является определение и
описание факторов, повлиявших на формирование
русского характера. Большое внимание
он здесь уделял влиянию природно-
Таким образом, анализ русского
национально характера и
Список используемых источников
Информация о работе Характерные черты русской цивилизации философии Бердяева