Царский судебник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:43, реферат

Краткое описание

"Законы Ману" (manavadharma sastra) - самый известный широкому кругу
читателей и наиболее часто используемый специалистами-индологами
памятник древнеиндийской литературы и исторический источник.

Содержание

Предисловие

Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII
Глава IX
Глава Х
Глава XI
Глава XII
Примечания

Вложенные файлы: 1 файл

ЗМ.doc

— 2.79 Мб (Скачать файл)

стоимости испорченной драгоценности; Кул. добавляет, что собственник

испорченной вещи должен получить компенсацию.

 

IX, 290. ...штраф в две с' т и  [пан]- если же результатом таких

действий будет смерть, виновный предается смертной казни (Кул.).

 

IX, 294. Страна-имеется в виду население  страны (Нар.).

 

IX, 296. Семичленное царство-т, е.  имеющее все семь элементов,

упомянутых в IX, 294.

 

IX, 312. ...в чужой-откуда они являются  в его страну для грабежа.

 

IX, 313. ...могут уничтожить его-магическими  обрядами и заклинаниями.

 

IX, 314. Этот и следующие стихи  содержат намеки на легенды,

рассказанные в "Махабхарате".

 

IX, 320. ...может наказать сам брахман  - при помощи магических

действий.

 

Кшатрий произошел от брахмана- существует несколько легенд,

объясняющих это часто повторяемое утверждение.

 

IX, 321. Огонь произошел от воды-вот  некоторые из имеющихся

объяснений: молния исходит из тучи; огонь исходит из дерева, которое

берет влагу из земли, и т. д.

 

...угасает в отношении источников  своего существования- огонь гасится

водой, кшатрий бессилен против брахмана, меч тупится от удара по

камню.

 

IX, 326. Хозяйственная деятельность (vartta)-im этим термином

подразумевается хозяйственная деятельность вообще: земледелие,

скотоводство и торговля.

 

IX, 334-335. CM. X, 121-129.

 

X, 1. Согласно II, 241-242 брахман может  изучать Веду и у

учителя-небрахмана.

 

X, 5. ...о т жен равных- брахман  от брахманки, кшатрий от кшатрийки  и

т. д.

 

X, 6. ...от жен, принадлежащих к  следующей низшей касте-сын брахмана  и

кшатрийки, кшатрия и вайщийки, вайщия и щудрянки.

 

Порицаемые-по Нар., это означает, что  он исключен из отцовской касты.

 

X, 8. П а ра щ а в а- см. IX, 178.

 

X, 12. В период составления дхармащастры  кастовый строй имел уже

длинную историю; происхождение джати, возникавших постепенно, было

неизвестно. Наиболее естественным казалось объяснение, к которому и

прибегают брахманы, что джати произошли  от древних варн в результате

смешанных браков. Некоторые из названий этих джати (нишада, магадха,

вайдеха, чандала, дравида и др.) являются названиями племен, и это

лучше всего показывает недостоверный, искусственный характер

излагаемой классификации.

 

X, 14. Следующий (anantara) - т. е. принадлежащий  к следующей варне.

Если мать была более низкой варны, сын считался принадлежащим  к варне

матери (Медх.). См. также комментарий  Медх. к X, 24,41 и т.д.

 

X, 17. Рожденные в обратном порядке  сыновья, по мнению коммен таторов,

перечисляются еще раз с целью  показать, что они непригодны для

исполнения обязанностей сыновей.

 

X, 22. Некоторые из названий каст, упоминаемых в этом и предыдущем

стихах, являлись названиями племен (авантья, малла, личчхиви, кхаса,

дравида).

 

X, 23. Чарья и саттвата- согласно  Гов. прислуживали при храмах.

 

X, 28. ...д вух из трех варн-от  кшатрийки и вайщийки. ...от равной

себе-от брахманки.

 

X, 30. Отверженное существо (b5hya jantu) - потомок щудры и брахманки;

это, очевидно, чандала (см. X, 12, 16). Ранее  он уже неоднократно

характеризовался как самый  низкий из людей, но его ле.тл от брахманки

оказываются еще более низкими и т. д.

 

X, 31. Действуя в обратном порядке-т.е.  вступая в брак с женщиной

более высокого общественного положения, чем он сам.

 

Пятнадцать- что из себя представляют эти пятнадцать, комментаторы

объясняют по-разному.

 

X, 32. Д асью (dasyu) - см. X, 45.

 

X, 35. Эти трое- сайрандхра, майтреяка  и маргава. Неарий (апагуа)

-неприкасаемый для ариев (Медх.).

 

X, 36. Андхра- народность восточного  Декана. Меда- племя, обитающее в

юго-восточном Раджастхане.

 

X, 37. От чандалы-и от женщины  касты вайдеха (Медх., Кул.).

 

X, 41. Шестеро сыновей-сыновья брахмана  от брахманки, кшатрийки и

вайщийки, сыновья кшатрия от кшатрийки  и вайщийки, сын вайщия от

вайщийки.

 

...О т смешанных браков (apadhvansaja) - в данном случае имеются в

виду браки дваждырожденных  с щудрянками.

 

X, 44. Здесь перечислены племена  и народности Индии и сопредельных

стран (явана - греки; щака, или сака, - скифы; пахлава - парфяне; чина

- китайцы).

 

X, 45....вне рожденных из уст,  рук, бедер и с т у па  ей [Брахмы]-т.е.

вне системы вари брахманов, кшатриев, вайщиев и щудр (см. 1, 87).

 

X, 47. Служение женщинам- служба по  охране женских покоев и т.  д.

 

X, 53. Дела (vyavahara) - торговые сделки, денежные операции,

соглашения, тяжбы и т. д.

 

X, 55, Отмеченные знаками (citinita) - комментаторы расходятся

относительно того, что представляли собой эти знаки.

 

X, 64. Высший (^reyans) - имеется в виду  брахман.

 

X, 67. ...благодаря качествам [отца] - он имеет право совершать

пакаяджны, но не получает посвящения; поэтому Медх. не считает его

действительным арием.

 

X, 73. Создатель (dhatar) - один из  эпитетов Брахмы. "Они оба не  равны

и не' неравны"-не равны, так как  различаются по происхождению; не

неравны, так как оба делают запрещенное  им.

 

X, 75. См. 1, 88.

 

X, 77. Привилегией брахмана указывается  то, что может быть источником

дохода; все прочее могут практиковать и другие дваждырожденные. Под

обучением, согласно Медх, понимается только обучение Веде, по не

военному делу и другим мирским  профессиям.

 

X, 80. См. IX, 326.'

 

X, 83. ...в p e д- имеется в виду  вред живым существам (см. следующий

стих).

 

...з а в поящего от других- занимаясь земледелием, нельзя  было

избежать зависимости от общины в отношении землепользования, орошения,

охраны полей и т. д. (см. также IV, 159-160).

 

X, 85 ...торговать товарами, которыми  торгуют вайщии. - торговля как

профессия являлась нарушением дхармы брахманов, но считалось, что

лучше торговать, чем заниматься земледелием. ростовщичеством и т. д.

 

X, 90. ...д ля [исполнения] дхарм ы-  для жертвоприношений. поминок и

т. д.

 

X, 92. ...делается в три дня щудрой- что это значит. не совсем

понятно, и комментаторы не дают разъяснений, (см. также X, 93).

 

X, 93. И з-з а добровольной торговли - т. e. не при крайних

обстоятельствах.

 

X, 95. ...о более высоком образе  жизни-т.е. об образе жизни,

являющемся привилегией брахманов (см. прим. к X, 77).

 

X, 102. Подобное допущение в значительной  мере лишает смысла

запретительные предписания, упоминающиеся, например, в III, 152-166,

IV, 211, 218, 223 и др.

 

X, 105. В этом стихе и X, 106-108 упоминаются  случаи из жизни великих

риши древности, рассказанные в  Ригведе, Брахманах и "Махабхарате".

 

X, 107. ...от плотника - плотничество  считалось презренным ремеслом

(см. IV, 210, X, 48).

 

X, 109. ...после смерти брахмана  порицается- при подсчете добрых  и

злых дел.

 

X, III. Грех, совершенный принесением  жертв и обучением,-в обоих

случаях имеются в виду щудры.

 

X, 113. ...он должен быть покинут-т.е.  брахману нужно оставить страну

такого жадного царя.

 

X. 115. Получение-в виде дара или  находки. Согласно комментаторам

первые три способа законны  для всех варн, четвертый-для кшатриев,

пятый и шестой-для вайщиев (или, по Нар, пятый-для вайщиев, шестой

для-щудр) и седьмой-для брахманом.

 

X, 118. Кшатрий- имеется в виду  царь. ...даже четвертую часть

урожая-см. VII, 130.

 

X, 120. ...одна двадцатая - см. VII, 130; различие объясняется тем,

что здесь имеется в виду взыскание  в крайних обстоятельствах.

 

X, 122. ...ради двойной цели - этой  жизни и будущей.

 

X, 126. Преступление, в результате  которого он делается изгоем,

(pataka) - такое, как употребление в пищу лука и подобных запрещенных

плодов (Гов., Кул.), содержание бойни (Parx.). Но такие деяния, как

ложь, воровство и т. д., запрещены  ему так же, как и членам других

варн (Медх.). ...ни препятствий к  этому- см. следующий стих.

 

X, 129. ...притесняет брахманов-перестает  служить брахманам, вынуждает

их обращаться к нему с просьбами  и т. д. (Медх.).

 

XI, 1. ...отдавшего все имущество  - для совершения жертвоприношения

вищваджит (см. XI, 75).

 

XI, 2. Комментаторы стараются оправдать изложение смешанных правил,

содержащихся в стихах 1-43, раньше рассмотрения вопроса об искуплении,

которым должна бы согласно X, 131 начинаться эта глава, или

предполагая, что цель этого - показать необходимость исполнения

искупительных действий в случае нарушения этих правил, или указывая,

что так как дары являются средством  заглаживания греха, то необходимо

перечисление достойных получателей.

 

XI, 3. Этим лучшим из дваждырожденных  додж на даваться пища и

жертвенные дары - у жертвенного  алтаря.

 

...д ругим-- прочим гостям и нищим.

 

XI, 7. ...достоин пить сому-совершать  ради достижения исполнения

какого-либо желания жертвоприношение Соме, во время которого пьют

напиток, приготовленный из растения сомы.

 

XI, 8. ...хотя бы он раньше пил  сок сомы-при жертвоприношении Соме в

конце года (см. IV, 26).

 

XI, 10. ...с ущербим - раздает дары  и т. д. с неумеренной щедростью.

 

XI, II. ...справедлив-справедливым считается  царь, который не станет

наказывать человека, поступающего согласно с дхармой.

 

XI, 12. ...пренебрегает ис.-олнением жертвоприношений - имеются в виду

жертвоприношения пакаяджна и  др. (см. II, 86, 143; XI, 119).

 

XI, 13. ...может взять два или  три [предмета] из жилища щудры  -

брахману не разрешалось принимать  дары от шудры для исполнения

жертвоприношений (см. XI, 24, 42 и др.); комментаторы стараются

оправдать этот стих разными ухищрениями  вроде того. что имущество,

взятое брахманом у щудры, уже  не может считаться принадлежащим  щудре.

 

XI, 16. ...на седьмой срок-на четвертый  день; индийцы ели два раза  в

день.

 

XI, 18. Дасью-см. X, 45; имеются в виду  также разбойники и воры.

 

...собствен и ост ь... не исполняющего  обрядо в-в том числе и

собственность брахмана.

 

XI, 19. ...спасает и тех и других- порочных он освобождает от  греха

скупости, добродетельных - от греха невыполнения обетов вследствие

бедности (Кул.).

 

XI, 21. ...на него - на брахмана, который  упоминался раньше (берущего

для поддержания жизни). XI, 22. Этот и  предыдущий стихи соответствуют

VII, 134-135.

 

XI, 23. CM. VIII, 304.

 

XI, 24. Явное противоречие со стихом XI, 13 (см. также XI, 42).

Комментаторы пытаются примирить  их, заявляя, что брахман имеет  право

брать у щудры необходимое ему  для жертвоприношения без спроса.

 

XI, 26. Собственность богов- принадлежащее  храмам и т. д. (Кул.);

данное для жертвоприношений (Медх.). В другом мире-в будущей жизни.

 

XI, 27. Вайщванари- одно из жертвоприношений  типа описанных в IV,

25-26.

 

XI, 31. ...своей мощью - имеются в  виду средства магии (см. XI, 33;

1.\, 313-316, а также и IX, 290).

 

XI, 33. Священные текс1ы Атхарвана и Ангирасазаклинания, содержащиеся

п Атхарваведе. Атхарван - мифический автор Атхарваведы. Ангнрас - один

из мифических авторов Ригведы.

 

XI, 37. Обряды Вайтапа- ритуал Атхарвапеды,  изложенный в Вайтанасутре.

 

XI, 38. Агнья д хея- см. прим. к  II, 143.

 

XI, 39. Медх. сравнивает жреца с  наемным работником (karmakai-a),

который тоже не согласится работать за меньшее, чем полагаетсл.

нознаграждение (parikraya).

 

Обращает на себя внимание последовательность, с которой брахманы,

много толкующие о суетности всего мирского, отстаивают свои

ма7ериальные интересы.

 

XI, 41. Брахма н-агнихотр и н  - поддерживающий священный огонь,

 

Лунное покаяние (candrayana) - см. XI, 218. XI, 51. Крадущий слово-

изучающий Веду без позволения.

 

XI, 55. Кража (steya) - комментаторы толкуют как кража зо лота у

брахманов. Великие грехи-см. IX, 235.

 

XI. 62. Сад-"в другой смрити [говорится,  что] земля не подлежит

продаже" (Медх.).

 

XI, 63. Образ жизни в рать и-см. 11, 39, 40; X, 20.

 

XI, 64. Возведение крупных сооружений - строительство плотин, мостов и

пр.

 

XI, 65. Совершение деяний для себя- имеется в виду приготовление  пищи

только для себя (см. Ill, 118).

 

XI, 66. Воровство (steya) - воровство  различных предметов, кроме

золота.

 

Изучение ошибочных книг - имеются  в виду сочинения чарваков,

ниргрантхов (джайнов) (Медх.): вообще еретиков (Нар.). Неуплата

долгов- см. IV, 257.

 

XI, 67. Металлы (kupya)-различные металлы,  кроме золота Скот

(ра^и)-имеются в виду различные  виды скота, исключая коров.

 

Неверие- утверждение, что нет загробного мира (paraloka) и т. д.

(Медх.).

 

XI, 70. Принятие имущества от презренных - таких. от которых не

следует принимать подарков (см. IV, 84 и ел.).

 

XI, 72. Изложенные далее предписания  касаются только религиозного

искупления; наказания со стороны  органов государственной власти само

собой разумеются.

 

XI, 73. Убийца брахмана- имеется в  виду неумышленное убийство брахмана

брахманом; для кшатрия - убийцы брахмана в этом случае срок искупления

двойной, для вайщия - тройной, для  щудрычетверной.

 

XI, 76. Убийство брахмана-- имеется в виду убийство неученого

брахмана.

 

Иоджана (yojana) - мера длины; величина ее колебалась от 4 до 15 км.

 

XI, 83. Боги земли- брахманы. Боги  людей -- кшатрии.

Информация о работе Царский судебник