Шарлотта Корде: Ангел с кинжалом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Есть люди, словно рождённые для определённой цели: вся их жизнь — приготовление к ней, и Шарлота была из их списка. Воспитанница монастыря, юная Корде не была монахиней, но о замужестве не мечтала, и даже, как прочие девушки, не читала любовных романов — она была серьёзна. Её мысли были почти мужскими: тиран у власти!
Детство Шарлотты отмечено печальной нотой. Когда девочке было четырнадцать лет, при родах умерла её мать.

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая работа.docx

— 2.80 Мб (Скачать файл)

 

Глава 1. Шарлотта Корде: Ангел с кинжалом

 

 

Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:

Презренный, мрачный  и кровавый,

Над трупом вольности  безглавой

Палач уродливый  возник.

Апостол гибели, усталому Аиду

Перстом он жертвы назначал,

Но вышний суд ему послал

Тебя и деву Эвмениду.

А. С. Пушкин

 

      

       Есть  люди, словно рождённые для определённой  цели: вся их жизнь — приготовление  к ней, и Шарлота была из  их списка. Воспитанница монастыря,  юная Корде не была монахиней,  но о замужестве не мечтала,  и даже, как прочие девушки,  не читала любовных романов  — она была серьёзна. Её мысли  были почти мужскими: тиран у  власти!

        Детство  Шарлотты отмечено печальной  нотой. Когда девочке было четырнадцать  лет, при родах умерла её  мать. Отец пытался устроить Мари  Анну Шарлотту и её младшую  сестру Элеонору в пансион  Сен-Сир, но ему было отказано, так как Корде не входили  в число дворянских семей, отличившихся  на королевской службе. Девочек  приняли пансионерками на казённое  содержание в бенедиктинское  аббатство Святой Троицы в  Кане, где коадъютриссой была  их дальняя родственница —  мадам Пантекулан.

 

Рис.1 Шарлотта Корде

 

  В монастыре разрешалось  читать не только духовные  книги и юная Корде познакомилась  с сочинениями Монтескьё, Руссо,  аббата Рейналя.

       В соответствии  с антиклерикальными декретами  1790 года монастырь был закрыт, и в начале 1791 года Шарлотта  вернулась к отцу. Корде жили  сначала в Мениль-Имбере, потом,  из-за ссоры главы семьи с  местным браконьером переехали  в Аржантан. В июне 1791 года Шарлотта  поселилась в Кане у своей  троюродной тётки мадам де  Бетвиль. По воспоминаниям её  подруги по Кану Аманды Луайе  (мадам Маромм): «ни один мужчина никогда не произвёл на неё ни малейшего впечатления; мысли её витали совсем в иных сферах <…> …она менее всего думала о браке». С монастырских времён Шарлотта много читала (за исключением романов), позднее — многочисленные газеты и брошюры разных политических направлений. По словам мадам Маромм, на одном из званых обедов в доме тётки Шарлотта демонстративно отказалась выпить за короля, заявив, что не сомневается в его добродетели, но «он слаб, а слабый король не может быть добрым, ибо у него не хватит сил предотвратить несчастья своего народа». Вскоре Аманда Луайе вместе с семьёй переехала в более спокойный Руан, девушки переписывались и в письмах Шарлотты «звучали печаль, сожаления о бесполезности жизни и разочарование ходом революции». Почти все письма Корде, адресованные подруге, уничтожила мать Аманды, когда стало известно имя убийцы Марата.

 

Рис. 2. Ронсере, дом родителей  Шарлотты Корде

 

       Казнь  Людовика XVI потрясла Шарлотту, девушка,  ставшая «республиканкой задолго  до революции» оплакивала не  только короля:

…Вы знаете ужасную  новость, и Ваше сердце, как и моё  трепещет от возмущения; вот она, наша добрая Франция, отданная во власть людям, причинившим нам столько зла! <…> Я содрогаюсь от ужаса и  негодования. Будущее, подготовленное настоящими событиями, грозит ужасами, которые только можно себе представить. Совершенно очевидно, что самое большое  несчастье уже случилось. <…> Люди, обещавшие нам свободу, убили  её, они всего лишь палачи.

       В июне 1793 года в Кан прибыли мятежные  депутаты-жирондисты. Особняк Интендантства  на улице Карм, где они размещались,  стал центром оппозиции в изгнании. Корде встретилась с одним  из депутатов-жирондистов Барбару,  ходатайствуя за лишившуюся пенсии  подругу по монастырю — канониссу  Александрин де Форбен, эмигрировавшую  в Швейцарию. Это был предлог  для её поездки в Париж, паспорт  для которой она получила ещё  в апреле. Шарлотта просила рекомендацию  и предложила передать письма  жирондистов друзьям в столицу.  Вечером 8 июля Корде получила  от Барбару рекомендательное  письмо депутату Конвента Деперре  и несколько брошюр, которые Деперре  должен был передать сторонникам  жирондистов. В ответной записке  она обещала написать Барбару  из Парижа. Взяв письмо от Барбару,  Шарлотта рисковала быть арестованной  по дороге в Париж: 8 июля Конвент  принял декрет, объявляющий жирондистов  в изгнании «изменниками отечества». В Кане об этом станет известно  только через три дня. Перед  отъездом Шарлотта сожгла все  свои бумаги и написала прощальное  письмо отцу, в котором, чтобы  отвести от него все подозрения, сообщала, что уезжает в Англию.  Корде приехала в Париж 11 июля  и остановилась в гостинице  «Провиданс» на улице Вьез-Огюстен.  С Деперре она встретилась  вечером того же дня. Изложив  свою просьбу по делу Форбен  и условившись с ним увидеться  на следующий день утром, Шарлотта  неожиданно сказала: «Гражданин  депутат, ваше место в Кане! Бегите, уезжайте не позже завтрашнего  вечера!». На следующий день  Деперре проводил Корде к министру  внутренних дел Гара, однако тот  был занят и не принимал  посетителей. В этот же день  Деперре встретился с Шарлоттой  ещё раз: его бумаги, как и  бумаги других депутатов-сторонников  жирондистов были опечатаны —  он не мог ей ничем помочь, а знакомство с ним стало  опасно. Корде ещё раз посоветовала  ему бежать, но депутат не был  намерен «покидать Конвент, куда  его избрал народ».

       Утром  13 июля 1793 года Корде отправилась  в Пале-Рояль, называвшийся в  то время садом Пале-Эгалите,  и купила в одной из лавок  кухонный нож. До дома Марата  на улице Кордельеров, 30 она доехала в фиакре. Корде пыталась пройти к Марату, сообщив, что прибыла из Кана, чтобы рассказать о готовящемся там заговоре. Однако гражданская жена Марата Симона Эврар не пустила посетительницу. Вернувшись в гостиницу, Корде написала письмо Марату с просьбой назначить встречу после полудня, но забыла указать свой обратный адрес.

 

Рис. 3. Шарлотта Корде. Картина  художника Бодри (1868), создана в  период официального культа Корде и  осуждения революции при Наполеоне III. Полотно достаточно точно передаёт сцену убийства Марата

 

       Не дождавшись  ответа, она написала третью записку  и вечером снова поехала на  улицу Кордельеров. На этот  раз она достигла своей цели. Марат принял её, сидя в ванне,  где он находил облегчение  от кожной болезни (экзема). Корде  сообщила ему о депутатах-жирондистах,  бежавших в Нормандию, и ударила  его ножом после того, как тот  сказал, что в скором времени  отправит их всех на гильотину.

       Корде  была схвачена на месте преступления. Из тюрьмы Шарлотта напишет  Барбару: «Я думала, что умру  сразу; люди мужественные и  поистине достойные всяческих  похвал оберегли меня от вполне  понятной ярости тех несчастных, которых я лишила их кумира».

 

Рис. 4. Шарлотта Корде

 

       Первый  раз Шарлотту допросили на  квартире Марата, второй — в  тюрьме Аббатства. Её поместили  в камеру, где до того содержались  мадам Ролан, а позднее —  Бриссо. В камере круглосуточно  находились два жандарма. Когда  Корде узнала, что Лоз Деперре  и епископ Фоше арестованы как её сообщники, она написала письмо с опровержением этих обвинений. 16 июля Шарлотту перевели в Консьержери. Этим же днём её допросили в уголовном революционном трибунале под председательством Монтане в присутствии общественного обвинителя Фукье-Тенвиля. Своим официальным защитником она выбрала депутата Конвента от Кана Гюстава Дульсе, тот был извещён письмом, но получил его уже после смерти Корде. На суде, состоявшемся утром 17 июля, её защищал Шово-Лагард, будущий защитник Марии Антуанетты, жирондистов, мадам Ролан. Корде держалась со спокойствием, поразившим всех присутствующих. Ещё раз она подтвердила, что у неё не было сообщников. После того, как были заслушаны свидетельские показания и допрошена Корде, Фукье-Тенвиль зачитал письма к Барбару и отцу, написанные ею в тюрьме. Общественный обвинитель потребовал для Корде смертной казни.

 

Рис. 5. Смерть Марата (Жак  Луи Давид, 1793)

 

       Во время  речи Фукье-Тенвиля защитнику  было передано приказание от  присяжных хранить молчание, а  от председателя суда — объявить  Корде сумасшедшей:

 

…Они все хотели, чтобы я унизил её. Лицо же подсудимой за всё это время нисколько  не изменилось. Только когда она  посмотрела на меня, она словно сказала  мне, что не хочет быть оправданной.

 

       Присяжные  единогласно признали Корде виновной  и вынесли ей смертный приговор. Выходя из зала суда, Корде  поблагодарила Шово-Лагарда за  мужество, сказав, что он защищал  её так, как хотелось ей.

       Ожидая  казни, Шарлотта позировала художнику  Гойеру, начавшему её портрет  ещё во время судебного заседания,  и разговаривала с ним на  разные темы. Прощаясь, она подарила  Гойеру прядь своих волос.

       От исповеди  Шарлотта Корде отказалась.

        Надевая  красную рубашку, в которой  по постановлению суда (как отцеубийцу) её должны были казнить, Корде  произнесла: «Одежда смерти, в которой  идут в бессмертие».

        Подробно  о последних часах жизни Шарлотты  Корде в своих воспоминаниях  рассказал палач Сансон. По его  словам, он не встречал подобного  мужества у приговорённых к  смерти со времён казни де  Ла Барра в 1766 году. Весь путь  от Консьержери до места казни  она стояла в телеге, отказавшись  сесть. Когда Сансон, поднявшись, заслонил от Корде гильотину,  она просила его отойти, так  как никогда прежде не видела  этого сооружения. Шарлотту Корде  казнили в половине восьмого  вечера 17 июля на площади Республики. Некоторые свидетели казни утверждали, что плотник, помогавший в тот  день устанавливать гильотину,  подхватил отсечённую голову  Шарлотты и нанёс ей удар  по лицу. В газете «Революсьон  де Пари» (фр. Revolutions de Paris) появилась  заметка, осуждающая этот поступок. Палач Сансон счёл необходимым  опубликовать в газете сообщение, что «это сделал не он, и даже не его помощник, а некий плотник, охваченный небывалым энтузиазмом, плотник признал свою вину».

         Чтобы убедиться, что Корде  была девственна, её тело подвергли  медицинской экспертизе.

        Шарлотту  Корде похоронили на кладбище  Мадлен во рве №5. Во время  Реставрации кладбище было ликвидировано.

        Так,  личность Корде превозносилась  как противниками Французской  революции, так и революционерами  — врагами якобинцев (например, продолжавшими сопротивление жирондистами). Андре Шенье написал в честь  Шарлотты Корде оду. В XIX веке  пропаганда режимов, враждебных  революции (Реставрация, Вторая  империя) также представляла Корде  национальной героиней.

        Анри  Эльман в 2007 году снял фильм  «Шарлотта Корде» с Эмили Декен  в главной роли.

       В приложениях  к курсовой работе вы можете  ознакомиться с Прощальным письмом  Шарлотты Корде одному из Членов  Национального Конвента.

 

Глава 2. Девочка  и Революция (Манон Ролан)

 

Ты, Истина, молчишь. Слова оцепенели.

Страх спеленал язык, и губы не посмели

Пропеть деянью славному хвалу.

Ужель нам стоит  жить? И жизни смысл каков?

Когда томится  мысль под тяжестью оков

И от народных глаз скрывается во мглу.

А. Шенье

 

       Жила-была  девочка. Папа ее был гравером, а из семи его детей выжила  она одна. Такой была тогда  детская смертность. В 9 лет она  прочла Плутарха, плакала над  Торквато Тассо, лучше всех  в приходской школе отвечала "Песнь  песней". Читала Вольтера, Рейналя,  Мабли и Руссо. Вместе с Руссо  она верила, что человек добр  по своей природе, и лишь  уродливое общество делает его  жестоким и злым.

 

       "В моем чтении на меня  производили особое впечатление  борцы против неравенства. Когда  я присутствовала при выезде  королевы, я с болью чувствовала  всю противоположность между  этой азиатской роскошью и  бедностью униженного народа, который  сам оплачивает это отказом  от самого необходимого".

 

Рис. 6. Портрет г-жи де Ролан (худ. Аделаида Лабий-Гийар)

 

       Девушка,  которую звали Манон-Жанна, пока  не пришла еще революция, читала  астрономию, физику, химию, математику, историю. Ведь это был век  разума, век энциклопедистов. Она  вышла замуж за "философа Ролана  де ла Платиера"; он не был  дворянином, но имел доходное  имение и пост инспектора мануфактур. У супругов родилась дочь Евдора. В 1789 году Ролана избрали в  Учредительное собрание. Революция  началась.

       В Париже  к мадам Ролан приходят депутаты, революционеры. Бриссо, Петион, Бюзо, Боск, Робеспьер - все бывают в  ее салоне. Все обсуждают - как  жить Франции? Как устроить  ее наилучшим образом? 

       В июне 1775 г. умерла её мать; она осталась  одна в доме своего отца, где  вместе со второй его женой  водворился беспорядок.

       В это  время ей попала в руки «Новая  Элоиза» Руссо. Чтение этой  книги произвело на неё такое  же впечатление, как Плутарх.  «Плутарх, — говорит она, —  подготовил меня стать республиканкой…  Он вдохнул в меня настоящий  энтузиазм общественной добродетели  и свободы. Руссо показал мне  семейное счастье, к которому  я могла стремиться». Она стала  писать, озаглавив свои писания  «Oeuvres de loisir et réfléxions diverses», и написала  сочинение на тему, предложенную  безансонской академией: «Каким  образом воспитание женщин может  способствовать улучшению человечества»,  — но премии не получила, как  и другие соискатели. В своём  рассуждении она больше говорила  по поводу вопроса, чем о  самом разрешении его. Улучшить  людей она считала возможным  с помощью лучшего образа правления  и хороших законов.

Информация о работе Шарлотта Корде: Ангел с кинжалом