Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Историография".
Крупнейший мыслитель английского Просвещения Джон Локк (1632—1704) — выдающийся материалис. Он отстаивал веротерпимость (но не для католиков и атеистов), отделение церкви от государства. Огромное значение для буржуазной идеологии имела его интерпретация естественного права: в пору изначального состояния общества частная собственность возникла благодаря труду, и начался полезный обмен излишками продуктов; поэтому крупный собственник — самый ценный член общества. В анализе Локком функций государства были заложены исходные идеи буржуазного либерализма: охрана собственности, безопасность и свобода ее владельца, невмешательство в его деловую активность. Локк стоял на принципах народного суверенитета и общественного договора, в силу которых, считал он, парламент наделен верховной властью и контролирует исполнительную власть короля и его кабинета. Под впечатлением возвеличенной им «славной революции» Локк утверждал допустимость сопротивления монарху-тирану и даже его свержения. В 1689 г. Локк написал «Два трактата о правительстве», развивал учение о разделении властей — законодательной, исполнительной, федеративной (по внешним делам). Как истинный «сын классового компромисса 1688 года»
На первое место среди наук Локк ставил этику.
Материалисты составили значительный отряд английского Просвещения. Среди них выделялся Джон Толанд (1670— 1722). В своем антицерковном памфлете «Христианство без тайн» (1696), преданном властями сожжению, Толанд близко подошел к атеизму. В отличие от большинства просветителей, восхвалявших современную им конституционную монархию, Толанд был сторонником республики, неустанно ее пропагандировал, издав сочинения Мильтона и Гаррингтона.
Английское Просвещение было неоднородным: рядом с республиканцем Толан-дом крупным идеологом выступал Генри Болингброк (1678—1751) —просвещенный аристократ. Будучи оригинальным политическим мыслителем, Болингброк нарисовал своего рода утопию — идеал монархии, во главе которой стоит «король-патриот», моральный реформатор. В знаменитых «Письмах об изучении и пользе истории» (1735) Болингброк доказывал, что в основе исторического прогресса лежит этический принцип.
Первую задачу историков
авторы видят в поисках и сборе письменных
источников. Они называют этот вид деятельности эвристикой. Когда документы оказываются
в распоряжении специалистов, начинается
деятельность, которую Ш.-В. Ланглуа и Ш.
Сеньобос называют внешней
критикой источников, или подготовительн
Изложение методов критики исторических источников авторы предваряют рассказом о научных дисциплинах, без которых невозможно выполнить эту работу. эпиграфику, палеографию, дипломатику, хронологию, сфрагистику и «литературную историю».
Документы, относящиеся к более или менее отдаленным временам, редко представляют собой оригиналы. Чаще всего в руки историков попадают копии, причем снятые не прямо с оригиналов, а с более ранних копий. При переписке в документы вкрадываются различного рода искажения. Цель восстановительной критики состоит в очищении и восстановлении текстов.
Критика происхождения имеет целью выявить автора, время и место создания документа, а также выяснить, какими документами пользовался при этом сам автор.
Внешней критикой источников занимаются специалисты, которых Ш.-В. Ланглуа и Ш. Сеньобос называют эрудитами и отличают от собственно историков, восстанавливающих на основе фактов ход событий. Такое разделение труда они считают вполне оправданным.
После завершения внешней
критики документа начинается внутренняя критика
источника. Авторы подразделяют
ее на (1) положительную и (2)отрицательную.
Положительную критику они называют также критикой
истолкования (интерпретации), или герменевт
Положительная критика или критика истолкования имеет дело исключительно с внутренней умственной работой автора исторического документа и знакомит только с его мыслями, но не с историческими фактами.
Свидетельства о тех или иных внешних явлениях общественной жизни, содержащиеся в безусловно подлинном документе могут быть как истинными, так и ложными. Это задача отрицательной внутренней критики источника.
Исходным пунктом
внутренней критики
В документе может быть и ложное, и истинное. Поэтому документ должен быть подвергнут анализу с тем, чтобы выделить все входящие в него самостоятельные свидетельства.
Одним из самых важных является вопрос о том, наблюдал ли автор документа сам то, о чем свидетельствует (сообщает), или же исходил из свидетельства иного лица. И если выясняется, что он опирался на чужое свидетельство, то снова возникает вопрос об источнике последнего: было ли это собственное наблюдения или же опять-таки свидетельство иного лица.
3. Германская историография в 1918-1945 гг.
Немецкая историография 1918-1945 гг.
Немецкая историография данного периода представленна в основном работами посвященными теме Ноябрьской революции и поражению германского империализма и милитаризма.
Представители умеренного направления- Г. Онкен, Ф. Мейнеке и большинство социологов, держались мнения, что революцию можно было бы предотвратить, избегая политических кризисов и военных ошибок. Мейнеке формулировал это достаточно ясно: «Существует определенная техника... предотвращения революции...». От имени представителей наиболее реакционных кругов германского империализма и милитаризма близкий к пангерманским идеологам историк А. Вааль заявил: «Реформы не могут оградить от революции».
В ряду тех умеренных идеологов, которые, принимая веймарские институты и отстаивая путь соглашения с западными державами, стремились к переосмыслению традиционной прусско-германской концепции государства, был Ф. Мейнеке. В своей книге «Идеи государственных основ» (1924) он пытался найти компромисс между «старым» и «новым» мировоззрениями. Впредь государственную политику необходимо подчинять моральным заповедям. Так, в доступной ему идеалистической форме Мейнеке стремился осмыслить проигранную войну и Ноябрьскую революцию и предостеречь правящие классы Германии от будущих «крайностей», которые могли бы оказаться роковыми для судеб германского империализма.
В области методологии истории - возрождение популярного ранее понятия историзма. После проигранной войны и Ноябрьской революции оно вновь становится крылатым словом. Однако основной свой удар стоявшие на почве «историзма» историки направляли против марксизма-ленинизма. Согласно «историзму», историческая действительность является всегда чем-то индивидуальным и личным. Сама же индивидуальность — это не только человек, но и государство, нация, народ и т. д. При этом все они могут быть поняты лишь с помощью интуиции, переживания, чувства, а не посредством абстрактного логического мышления.
Наряду с историзмом и в противовес ему в германской философии истории возникла известная теория Шпенглера. Главное произведение этого реакционного теоретика — «Закат Европы». По Шпенглеру, история — «вызревание» и «следование друг за другом» культур, каждая из которых представляет полностью оригинальное, неповторимое, замкнутое в себе явление. Каждая из культур проходит путь, аналогичный биологическим ступеням развития человека: детство, юность, зрелость, старость и смерть. У Шпенглера и его единомышленников реальный процесс подменялся мифами, символами, легендами. История по существу становилась не наукой, а литературным творчеством.
Видное место в германской историографии занимал Эрих Бранденбург (1868—1946). После нескольких работ об эпохе Реформации он переключился на изучение XIX и XX вв., где его особенно занимали 1848 г., прусская политика во время войны с Австрией и эпоха Бисмарка, а также период, предшествовавший первой мировой войне.
В 1924 г. появилась работа Бранденбурга «От Бисмарка до мировой войны», в которой на основе документов министерства иностранных дел показана германская политика в предвоенные десятилетия. Вместе с тем положение Версальского мирного договора о Германии как единственном виновнике войны было решительно отвергнуто Бранденбургом.
Либеральным историком был Густав Майер (1871 — 1948). Г. Майер был одним из первых буржуазных историков, обратившихся к истории рабочего движения. Он открыл и ввел в научный оборот многие ценные источники. Им были обнаружены изданные анонимно сочинения юного Ф. Энгельса. В целом в произведениях Майера чувствуется несомненное влияние марксизма.
После начала второй мировой войны еще
более усилилась связь между профессиональными
историками и фашистскими идеологами, действовавшими
рука об руку. В 1941 г. между главой верховного
командования В. Кейтелем и «фюрером
исторического фронта» В. Франком было заключено
соглашение об активном содействии историков
гитлеровскому вермахту. Во исполнение
этой договоренности историки принялись
усердно разрабатывать идею так называемой
немецкой культурной миссии в Европе. Г. Аубин развил концепцию «великого
немецкого движения на Восток», а Г. Риттер
написал книгу «Государство силы и утопия»,
направленную против Англии и «узаконивающую»
особую агрессивность германского империализма
ссылками на принципы «геополитики». Опус Риттера настолько пришелся ко двору
фашистским органам пропаганды, что до
1943 г. выдержал четыре издания. Когда
военные успехи Германии достигли зенита,
воодушевленные ими историки затеяли
псевдонаучную дискуссию о «новом порядке»
в Европе. Несмотря на отдельные разногласия,
ее участники единодушно призвали к установлению прямого германского господства по крайней
мере в Центральной Европе и переписыванию
всемирной истории в нацистском духе.
В конце 1943 г. «тотальная война» привела
к закрытию ряда научных изданий, в том
числе и «Исторического журнала». С этого
периода германская буржуазная историческая
наука практически прекратила до окончания
войны свое существование.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 18
Фредерик Джексон Тёрнер — американский
историк начала XX века. Наиболее известен
как создатель оригинальной «теории границы»,
хотя и подвергшейся критике, оказавшей
огромное влияние на американскую историографию
и массовое сознание.
Родился в семье представителей среднего
класса. Учился в университете Висконсина,
который окончил в 1884 году. В 1890 году защитил
диссертацию в университете Джона Хопкинса о пушном
промысле в Висконсине, его научным
руководителем был Г. Б. Адамс. Получив
степень Ph.D., в том же году начал работать
профессором Висконсинского университета.
В 1880-е года Тёрнер сформулировал концепцию фронтира(границей американских поселений , в истории США зона освоения Дикого Запада, тер совр Сев. И Юж. Дакота, Мотана, Вайоминг, Канзас и др ) в американской истории. Таким образом Тёрнер пытался доказать самобытность социальных институтов США и объяснял разнообразие внутри американской нации различиями подобного взаимодействия.Он полагал, что социальные институты, существующие в Соединённых Штатах, не были заимствованы из Европы, а появились в результате экспансии новых земель — взаимодействия с фронтиром.
Ещё при жизни Тёрнера его «теория границы» была разгромлена другими историками как монофакторная. Несмотря на это, тезис Тёрнера вошёл в сознание американцев и до сих пор существует в виде «исторического мифа». «Теория границы» оказала огромное влияние на историков и стала одной из основ так называемой среднезападной школы.
«Экономическая
теория Фредерика Тернера гласит, что определяющей чертой всего американского
развития была колонизация и освоение
новых территорий. Территория обуславливает ресурсы, ресурсы
формируют толчок для освоения новых территорий,
которые в свою очередь, предопределят
последующий импульс. Теория Тернера была сформирована в 1890
году, и была раскритикована в 1920 году, однако
считается основанием агрессивных действий
США в борьбе за мировые ресурсы.
Кроме экономических оснований своей
теории Фредерик Тернер написал несколько
страниц о социальной и психологической
составляющей жажды человека к переселению.
Он писал о несогласных, о тех, кому не нравился
строй, существующий в местах их проживания,
и они уходили за Границу. Граница здесь
выступает как некий „предохранительный
клапан Цивилизации“ или же „свободное
пространство“. Так колонизировали Америку,
так Ермак проходил Сибирь.
Ферна́н Броде́ль 1902 — 1985) — известный французский историк.
Произвел революцию в исторической науке своим предложением учитывать экономические и географические факторы при анализе исторического процесса. Яркий представитель французской историографической школы «Анналов», занимавшейся доскональным изучением исторических феноменов в социальных науках.