Шпаргалка по дисциплине "Историография"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:24, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Историография".

Вложенные файлы: 1 файл

100 баллов по ИСТОРИОГ ЗС.docx

— 312.46 Кб (Скачать файл)

В этом труде Маколей выдвинул концепцию непрерывного прогресса в истории Англии, основанного на идее реформистского пути развития английского общества и истории. Маколея считал, что английская парламентарная монархия должна служить образцом государственного и политического устройства для других стран. Характерной чертой творчества Маколея стала персонализация истории и отсутствие широкого исторического фона в его трудах, произвольное обращение с историческими фактами и с источниками. Ещё при жизни Маколея современники находили много исторических неточностей в его сочинениях. Однако благодаря ему либеральное направление к середине XIX века прочно заняло ведущие позиции в английской историографии.

Особняком в английской исторической мысли и исторической науке эпохи романтизма стоит творчество одного из самых видных историков XIX века Томаса Карлейля (1795 – 1881). Выходец из народных низов, сын каменщика Карлейль не принадлежал ни к торийскому, ни к вигскому направлениям в английской историографии. По своим взглядам Карлейль был одновременно мелкобуржуазным демократом и консерватором. Но его консерватизм был иного рода, чем консерватизм тори. Карлейль стал идейным выразителем тех кругов английской буржуазии, преимущественно мелкой, которые были напуганы развитием капитализма и по своим политическим взглядам находились гораздо правее обычных тори. Большое влияние на формирование его идейно-теоретических воззрений оказали немецкая философия и в целом немецкий романтизм.

Историческая концепция Карлейля чрезвычайно противоречива. С одной стороны, в его работах звучит сочувствие к простому народу, гуманизм, критика капитализма. С другой – он в поисках идеала обращается к средневековому прошлому, отрицает прогресс, возвеличивает культ героев в истории. Поэтому идейное наследие Карлейля, его вклад в историческую науку Англии и Европы крайне противоречивы. Почти во всех своих сочинениях Карлейль резко критиковал современную ему буржуазную действительность, английский парламентаризм и лицемерие правящих классов. Но эта критика основывалась на консервативно-романтических идеалистических началах.

Первое крупное историческое произведение Карлейля «Французская революция. История» вышло в 1838 и принесло автору европейскую известность. Карлейль впервые в европейской историографии рассмотрел революцию снизу, с позиции народных масс. Он показал, что разложение старого порядка перед революцией, неимоверная эксплуатация и нищета народа послужили её главной причиной. Однако революция в представлении Карлейля – это анархия и безумие, которые вырвались из оков разума. Поэтому он критикует революцию, считая любую революцию более злом, чем добром. Карлейль осуждал радикализм Французской революции. В этой связи он подверг резкой критике якобинскую диктатуру, но отдавал должное якобинцам за их патриотизм и энергию.

Важным вкладом Карлейля в романтическую историографию стала его концепция героев и героического в истории. Истоки этой концепции уже прослеживаются во «Французской революции». В 1841 году Карлейль выступил с публичным циклом лекции на тему героев и толпы в истории, которые вышли в 1844 году отдельным изданием под названием «Герои, почитание героев и героическое в истории». Всемирная история, утверждал Карлейль, «есть в сущности история великих людей». Только они творят историю, накладывая на неё отпечаток своего гения. Целые эпохи становятся продуктом творчества великих людей.

 

                       ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13

 

1. Английская историческая  наука второй половины 19 в.

Английская историография 2й половины 20 века

Во вторую половину XIX в. английский капитализм вступил в расцвете своего могущества: промышленная революция и огромные колониальные владения позволили Англии выйти на первое место в мировом промышленном производстве и торговле.  
Известный английский историк-медиевист У. Стеббс в 1866 г. с удовлетворением отмечал «широкое распространение вкуса к истории». Прогресс исторической науки выразился прежде всего в расширении ее интересов и совершенствовании методов исследования, в растущей его специализации, в увеличении численности преподавательских и профессорских кадров, а также количества исторических сочинений — книг и статей.  
Положительным явлением был рост числа документальных публикаций: в 1856 г. началось систематическое издание государственных бумаг и других архивных материалов, сначала английских, а потом и шотландских. Затем приступили к поискам и публикации архивных документов из богатых частных коллекций.  
Большую роль в прогрессе исторической науки сыграл классический труд Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Его значение выходило далеко за рамки биологии: он опрокидывал прежние представления о неизменности окружающего мира и общества и, способствуя победе идеи развития, подводил под нее прочную базу. 
Уильям Стеббс (1825—1901), автор «Конституционной истории Англии» (3 тт., 1874—1878) (изложение доводилось до 1485 г.) и трудов по средневековой истории Германии. Основная научная заслуга Стеббса состоит в публикации документов: его работы в этой области отличаются большой тщательностью, а комментарии к ним — большой эрудицией. Стеббса считают основателем оксфордской школы. 
 
Джон Эмери Актон (1834—1902). Актон получил историческую подготовку в Германии, где слушал лекции и посещал семинары Л. Ранке, его основные научные интересы вращались вокруг новой истории. Литературное наследие Актона довольно скромно: курс лекций по новой истории и несколько статей. Однако, несмотря на это, его влияние на историческую мысль в Англии было весьма значительным как ученого большой эрудиции и широких интересов. Он считал, что историк обязан рассказать всю правду о прошлом, ничего не умалчивая и тем более не искажая: читатель сделает выводы сам.

В середине XIX в. она располагала самой крупной колониальной империей. Обострение борьбы за колонии и начавшееся экономическое отставание Англии побуждали ее принять самое активное участие в захватах новых территорий и усилить эксплуатацию старых владений. Круги, заинтересованные в эксплуатации колоний, распространяли расистские взгляды в форме так называемого социал-дарвинизма — переносили на общество закон естественного отбора, открытый Дарвином. Сторонники этой теории утверждали, что борьба за существование является универсальным законом всего живого, в том числе и человека, что в ожесточенной борьбе за «место под солнцем» выживают сильнейшие, наиболее приспособленные. По их мнению, белая раса, в особенности англосаксонская, в этом смысле стоит выше других, которыми ей и предназначено управлять. Так, социал-дарвинизм сливался с расизмом. Буржуазные историки приняли активное участие в пропаганде колониализма и расизма. Профессор Кембриджского университета Джон Сили (1834—1895) прочел курс лекций по истории английской колониальной политики, привлекший к себе большое внимание (он вышел отдельной книгой под названием «Расширение Англии», 1883).  
Другой историк, который в своих работах уделял много внимания истории колониальной политики, — профессор Оксфордского университета Джеймс Фруд (1818—1894). В своем крупнейшем произведении «История Англии от падения Уолсея до разгрома Великой Армады (1530—1588)» (12 тт., 1856—1870) Фруд воспевал мудрость и дальновидность колониальной и внешней политики Генриха VIII и Елизаветы I и восхищался «подвигами» английских морских пиратов и колонизаторов. В книгах «Англичане в Вест-Индии» (1888) и «Англичане в Ирландии в XVIII в.» (3 тт., 1872—1874) он оправдывал жестокости английских колонизаторов.

В буржуазной исторической науке второй половины XIX в. было сильно влияние позитивизма, главным образом идей видного английского буржуазного философа Герберта Спенсера (1820—1903). Вера в прогресс, попытки создать цельную картину мира, а также убеждение в могуществе человеческого знания. Однако идея развития имела у Спенсера примитивный характер: основным законом он считал постепенную эволюцию, а естественным состоянием и в природе и в обществе — равновесие. Такое понимание развития прямо направлено против революции, имеет целью увековечить капиталистический строй.  
 
Крупнейшим историком-позитивистом был Генри Бокль (1821 —1862), автор сочинения «История цивилизации в Англии» (2 тт., 1857—1861). Бокль исходил из уверенности в существовании законов, управляющих обществом. К ним он относил прогресс и преобладающее влияние географического фактора, в частности климата, почвы и пищи. 
Так, историк Сэмюэль Гардинер (1821 —1902) посвятил свою долгую жизнь изучению проблемы Английской революции середины XVII в. 
Основная заслуга Гардинера заключается в привлечении огромного нового материала и в чрезвычайно добросовестной его обработке и критической проверке. Автор использовал многочисленные источники по истории революции из архивохранилищ самых различных стран Европы, наряду с английскими — Испании, Франции, Италии, Голландии и Швеции.

Особое место среди историков-экономистов этого периода занимал Арнольд Тойнби (1852—1883), преподаватель политической экономии в Оксфорде. Его небольшая книга «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» (1883) представляла собой одно из лучших произведений буржуазной литературы по этому вопросу и до сих пор сохраняет известное значение. В промышленной революции он видел не только экономические, но и социальные сдвиги, определенный скачок в развитии общества.

В эти годы в Англии делаются первые попытки осветить историю рабочего движения, причем некоторые из авторов подобных трудов сами были его активными участниками. Их свидетельства, нередко подкрепленные документами, представляют большой интерес для исследователя в качестве источника. 
 
В 1877 г. вышла в свет книга Джорджа Хауэлла (1813— 1910) «Столкновение капитала и труда». Каменщик, он был активным деятелем профессионального движения, в молодости принимал участие в чартистском движении. К 70-м годам он превратился в типичного реформиста. Особый интерес для историков английского рабочего движения представляет книга Р. Гаммеджа «История чартистского движения» (1857). Книга Гаммеджа не дает связной истории чартизма и не содержит обобщенного анализа; это скорее хроника событий и фактов. Однако рассказ очевидца и участника, находившегося в гуще событий, дает яркую картину их развития, характеристики людей и фактов. Она является ценным источником по истории движения.

 

 

2. Историческая концепция  Л. Ранке

Ранке и историческая школа

Леопольд Ранке (1795—1886) прожил 91 год и до конца своей жизни продолжал работать,«История романских и германских народов с 1494 до 1535 г.»1 — первое крупное произведение Ранке. Уже в этой книге сказались характерные для него в дальнейшем общеисторические взгляды. Прежде всего Ранке интересует историческая личность в ее индивидуальности. Главной творческой силой истории он признает личность. Поэтому характеристика исторических личностей, обрисовка их индивидуальности, по мнению Ранке,— одна из основных задач историка 2. Но вообще основной задачей историка Ранке считает объективное изложение событий. Историк не должен судить историю и поучать. Цель его — показать, «wie es eigentlich gewe-sen» («как было на самом деле»).

Наиболее последовательным воплощением облика возникшей исторической науки стала историческая школа, ассоциировавшаяся с именем Л. фон Ранке (1795–1886) и множества его учеников (самые известные из них — Г. Вайц, В. Гизебрехт, Г. фон Зибель). Школа Ранке возникла в Германии в 1830–1840-х годах и впоследствии заняла ведущее положение в европейской историографии, надолго став эталоном культуры исторического исследования. Противопоставляя свой подход романтизму, представители школы Ранке сделали историзм, а затем и позитивизм основополагающими принципами исследований, минимизировав «издержки» романтизма (мистицизм, сентиментализм, художественную риторику).

Труды самого Ранке, как и творчество любого выдающегося ученого, не встраиваются полностью в ряд позитивистских исторических работ. Сочинения Ранке не были ни механистическими, ни сугубо фактологическими. Скорее идеи, подходы, мысли и в целом наследие Ранке можно рассматривать как высшее достижение времени, проникнутого «позитивным» духом.

Известно, что Ранке находился под сильным влиянием философии Гегеля.

«Как Гегель принимает в свою новую, сверхрационалистическую логику известную долю рационализма XVIII в., так и Ранке получил от того же столетия метод ясного исследования мотивов и остроту проницательности»11.

Но если Гегель подчинял историческую реальность схемам всемирной истории, то Ранке, напротив, отдавал приоритет изучению реальности во всем ее многообразии.

В созданной Ранке системе исторической интерпретации структурообразующим было понятие «нация», которую он считал единственно возможным принципом организации человечества для обеспечения «мирного прогресса».

При этом историческая мысль Ранке развивалась в широких временных и пространственных границах. Его интересовал не скрупулезный анализ узких тем, а большие исторические сюжеты и продолжительные периоды, нередко заключавшие в себе череду эпох. А главное — о чем бы он ни писал, перед его глазами всегда была всемирная история.

 

Три основные принципа историописания, составлявшие историческую традицию от Фукидида до Гиббона, оставались незыблемыми в творчестве Ранке:

•  корреспондентская теория истины, предполагающая, что историк описывает людей, которые реально существовали, и действия, которые реально происходили;

•  убеждение, что человеческие действия отражают намерения людей, и задача историка понять эти намерения;

•  диахроническая концепция исторического времени.

Именно под влиянием идеи универсальности истории и диалектического подхода к пониманию общественных процессов в произведениях Ранке утвердились представления о непрерывной преемственности развития общества во времени, от эпохи к эпохе. Возникнув в тесной связи с романтизмом, школа Ранке придавала огромное значение традиции как квинтэссенции прошлого, сохраняющейся в настоящем и переходящей в будущее, но отличалась от нарративно-романтического направления сознательным стремлением к строго научному, «объективному» воспроизведению действительности. Именно поэтому Ранке столько усилий отдал разработке принципов отбора и исследования источников.

Относясь к прошлому уважительно и бережно, Ранке тем не менее признавал, что у исторического исследования есть и внешние цели. Возможно, он был последним крупным историком, который верил, что результатом его собственных и других подобных сочинений станет обнаружение руки Бога в человеческой истории. В общем смысле философской основой творчества Ранке был провиденциализм. Исторический процесс, по Ранке, — это осуществление «божественного плана управления миром», придающего единство всему происходящему. Причинные связи между событиями также предуказаны Богом, а задача историка разглядеть их. Ранке полагал, что «каждая эпоха стоит в непосредственном отношении к Богу», в то же время, по его мнению, каждый исторический период имеет свою «руководящую идею», и наряду с религиозной идеей важное место занимает идея политическая14.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Историография"