Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Историография".
2. Этапы становления востоковедения.
Востоковедение, ориенталистика
Истоки востоковедных знаний в Европе восходят к древности и средним векам, когда устанавливались торговые и политические связи европейских народов с народами Азии и Северной Африки. Постепенно происходило накопление сведений о странах Востока, которое диктовалось преимущественно практическими потребностями, а также миссионерскими целями. Первыми сведениями о Востоке В. обязано древнегреческим авторам; впервые в Европе они противопоставили себя как представителей Запада Востоку, под которым подразумевались Персия, а затем и всё, что лежало к Востоку от греческого мира. Отсюда и получило географическое обоснование само понятие В. С 12 в. появляются многочисленные записи европейских путешественников, странствующих монахов, купцов и дипломатов, посещавших страны Передней Азии и Дальнего Востока, в частности Вениамина Тудельского в 12 в., Плано Карпини, Виллема Рубрука, Марко Поло в 13 в., Одорико из Порденоне в 14 в., русских паломников Даниила Паломника (12 в.), Стефана Новгородца (14 в.) и др.
Возникновение В. как особой отрасли знания связано с эпохой первоначального накопления капитала и началом европейской экспансии в страны Востока. Развитие В. стимулировалось также общим расширением международных связей. В. сохраняло сначала практический прикладной характер. Ему были свойственны описательность и комплексность, в рамках которой лишь постепенно сложились его первые основные отрасли — филология и страноведение, связанные, в частности, с интересом, проявленным к Востоку деятелями Ренессанса (Пико делла Мирандола, И. Рейхлин, М. Монтень и др.). В 15—16 вв. создаются сочинения преимущественно о странах Ближнего Востока, собранные в публикациях о путешествиях и навигациях, изданных в 16 в. Дж. Рамузио (Италия), Паркисом, Р. Хэклейтом (Англия) и др. Публикуется ценное описание Китая, составленное Мендосой (1585). Вводится преподавание древнееврейского и арабского языков на первых университетских кафедрах восточных языков, созданных в 16 в. в Париже и в 17 в. в Оксфорде. К концу 16 в. были созданы некоторые обобщающие труды, завершившие начальный этап в развитии В.: арабиста Постеля, историков Передней Азии Ротта, Бриссония и др.
В России в 15 в. появляется описание Индии Афанасия Никитина, в 17 в. — отчёт о поездке в Китай в 1618 И. Петлина, описания путешествий в Китай русских послов Ф. И. Байкова и Н. Г. Спафария.
Развитие В. в 17 — начале 20 вв. Дальнейшее развитие В. вплоть до новейшего времени прошло через 3 основных этапа,
1-й этап (17 — 1-я половина 18 вв.) характеризуется созданием предпосылок научного исследования Востока. Расширяется круг изучаемых восточных языков (включая персидский, турецкий и китайский). Издаются более содержательные, чем раньше, описания путешествий (итальянца Пьетро делла Балле, французов Ж. Тавернье и Ж. Шардена, немца Адама Олеария, китаеведческие работы русских авторов И. К. Россохина и А. Л. Леонтьева). Были изданы относительно полные словари некоторых восточных языков, тексты и переводы произведений восточных авторов (в частности, Саади). К концу 17 в. в некоторых университетах (Лейден, Париж, Оксфорд) было собрано значительное количество восточных рукописей; в результате этого были опубликованы первые систематизированные труды, опирающиеся на восточные источники, особенно "Восточная библиотека" д’Эрбело (Париж, 1667).
На 2-м этапе (2-я половина 18 — 1-я половина 19 вв.) закладывались научные основы В. Особого развития достигла восточная филология, положившая начало сравнительному языкознанию, что было связано с открытием древних письменностей и языков: в 1771 французским учёным Анкетилем-Дюперроном была переведена с древнеиранского языка "Авеста"; английские учёные У. Джонс и Г. Колбрук начали изучать санскрит в сопоставлении с европейскими языками; были расшифрованы древнеперсидская (в 1802 немецким учёный Г. Гротефенд, затем в 20— 30-х гг. 19 в. датский учёный Р. Раск, английский учёный Г. Роулинсон, французский учёный Э. Бюрнуф и др.) и ассиро-вавилонская клинопись (французский учёный П. Э. Ботта, ирландский учёный Э. Хинкс, английский учёный Г. Роулинсон), египетская иероглифика (французский учёный Ф. Шампольон в 1822). Возникла сеть различных азиатских обществ: Бенгальское азиатское общество в Калькутте (1784), Азиатское общество в Париже (1822), Королевское азиатское общество в Лондоне (1823), Германское востоковедное общество в Лейпциге (1845) и др. Были созданы специальные высшие учебные заведения по изучению восточных языков: в Вене — Академия восточных языков (1754), в Париже — Школа живых восточных языков (1795). Появились капитальные исследования по истории Востока и его культуре, преимущественно в эпохи древности и средневековья.
В России Г. С. Лебедевым составлена одна из первых в Европе грамматик санскрита (1801) и дано описание грамматического строя нескольких живых индийских языков. Одним из наиболее выдающихся востоковедов 19 в. был Н. Я. Бичурин (Иакинф
На 3-м этапе развития В. (2-я половина 19 — начало 20 вв.). Во 2-й половине 19 в. появились каталоги крупнейших европейских хранилищ восточных рукописей и книг. Широкий размах получила работа по изданию словарей восточных языков, публикации текстов в виде специальных серийных изданий филологического характера, различных "библиотек" и др. Периодически каждые 3—4 года, начиная с 1873, созывались международные конгрессы ориенталистов. Продолжалась работа по систематизации накопленных данных ("Энциклопедия ислама" на 4 языках
Наиболее существенной чертой русского В. 2-й половины 19 в. является идейное размежевание в его рядах. Решающую роль в этом сыграло влияние революционно-демократической мысли. Оценки многих вопросов, связанных с общественным развитием стран Востока, содержащиеся в трудах В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, являются в методологическом отношении наиболее научно значительными во всей домарксистской литературе. Воздействие русских революционных демократов сказалось на научной деятельности санскритологов П. Я. Петрова и И. П. Минаева, афгановеда Н. А. Аристова, группы политических ссыльных, изучавших палеазиатские языки (В. Н. Богораз-Тана, Л. Я. Штернберга, Э. К. Пекарского), и особенно выдающихся учёных, вышедших из среды угнетённых восточных народов царской России, — азербайджанца Мирзы Фатали Ахундова, бурята Доржи Банзарова, казаха Чокана Валиханова и др. В русском В. реакционное монархически-колонизаторское направление было представлено относительно слабо. Многие представители этого направления группировались в Обществе востоковедения, находившемся под "покровительством" царской семьи.
3 ЭТАП расширение объекта исследовани
3. Английская историческая наука первой половины 19 в.
Английская политическая система стала тем идеалом, на который ориентировались передовые слои Европы. А характерные черты английской политической культуры: индивидуализм, либерализм, стремление к эволюционному развитию общества были идеалом. Но в самой Англии, внешне достаточно благополучной, происходила серьезная политическая борьба: 1) между аристократией и буржуазией; 2) между буржуазией и начавшимся рабочим движением; 3) Англия в первой половине XIX века в полной мере испытала влияние противоречий раннего капитализма, что создавало постоянную социальную напряженность в английском обществе. Политическая борьба не могла не отразиться на развитии английской исторической науки.
В первой половине XIX столетия в Англии происходят изменения в историческом познании. Началась профессионализация исторических исследований, становление истории как самостоятельной научной дисциплины. В 1840 – начале 1850-х годов в Оксфорде стала формироваться школа юриспруденции и новой истории под влиянием Т. Арнольда. Наряду с историей государственных и общественных институтов, в ней уделялось внимание философии, политэкономии, психологии. Развивались антикварные и археологические общества. Библиотеки и музеи продолжали накопление исторических источников. В 1838 году было создано центральное архивное учреждение, главная задача которого состояла в структуризации архивного дела.
Историческая мысль Англии первой половины XIX столетия развивалась под воздействием принципа историзма. Она была связана с особенностями английской философской и общественной мысли. Ведущим направлением английской философской мысли являлся эмпиризм, основателем которого считается Джон Локк, а видными представителями были Джордж Беркли и Давид Юм. Согласно философии эмпиризма знания мы получаем: а) через интуицию; б) через рассуждение путём сравнения двух идей; в) через ощущения и восприятие единичных вещей. Именно ощущениям философия эмпиризма отводила ключевую роль в познании мира, прежде всего ощущениям отдельного человека.
Философия эмпиризма оказала сильное влияние на духовное развитие Англии. Под её влиянием сформировались принципы английского либерализма и индивидуализма, английское понимание сущности государства, в котором, как известно, индивидуум занимает центральное положение.
Английских историков интересовали не факты сами по себе, а их интерпретация с точки зрения использования и применения к событиям текущей истории. Прагматизм английской исторической науки стал её характерной чертой на протяжении практически всего XIX столетия. Прагматичный подход к изучению истории способствовал политизации английской исторической науки, которая, в свою очередь, была связана с политической борьбой внутри правящего класса Англии. На рубеже XVIII – XIX веков в английской историографии начинается формирование двух основных направления, которые вплоть до середины XX столетия будут определять её облик и развитие: консервативного – торийского и либерального – вигского. Между ними происходила острая идейная борьба вокруг главных проблем английской истории.
В центре дискуссий стояла проблема наследия Английской буржуазной революции. Великая Французская буржуазная революция обострила полемику о традициях английской буржуазной революции в политической жизни Англии. Ключевую роль в начале этой дискуссии сыграла книга видного политика и публициста Эдмунда Берка (1729 – 1794) «Размышление о революции во Франции», опубликованная в 1790 году. Берк с позиции английского политика и сторонника парламентской монархии и эволюционного пути общественного развития резко осудил радикализм французских революционеров. Книга Берка получила широкую известность в Европе 90-х годов XVIII столетия, а её автор по праву считается отцом-основателем идеологии консерватизма в европейской общественно-политической мысли.
Торийская традиция в английской общественной и гуманитарной мысли имела под собой давнюю историческую почву. К числу её основоположников относят в частности видного философа и историка XVIII столетия Д. Юма. Самым значительным представителем торийского направления в английской историографии первой половины XIX считается Арчибальд Алисон (1792 – 1867.) Его перу принадлежат следующие работы: десятитомная «История Европы в период Французской революции» (1832 – 1842) и девятитомная «История от Реставрации до воцарения Наполеона III». Алисон выступал против любых попыток реформ и уж тем более против революционного изменения общества. Он крайне тенденциозно осветил историю Французской революции, особенно период якобинской диктатуры. Революционной анархии Франции и радикализму её вождей Алисон противопоставлял политическую умеренность английских политиков.
Несмотря на довольно сильные позиции историков-тори, ведущее положение в английской исторической науке первой половины XIX столетия занимало вигское направление. Историки-виги осуждали революционный путь преобразования общества, но в отличие от тори, активно ратовали за реформы и в своих трудах выстраивали историческую концепцию эволюционного развития английской демократии. Первым крупным историком-вигом в английской исторической науке был Генри Галлан (1777 – 1859) Его перу принадлежит работа «Конституционная история Англии от Генриха VII до Георга II» (1827). Согласно теории Галлана в Англии с древних времён существовала парламентская конституция. Нарушение этой конституции Яковом I и Карлом I Стюартами послужило причиной Английской буржуазной революции. Но Галлан, поддержав реформы Долгого парламента, решительно осудил развитие английской революции после 1642 года и особенно казнь Карла I. Он полагал, что Английская революция после 1642 года вступила в стадию анархии.
Крупнейшим представителем вигского направления в английской исторической науке первой половины XIX столетия является Томас Бабингтон Маколей (1800 – 1859). Уже первая историческая работа Маколея «Этюд о Мильтоне» (1826) привлекла внимание читающей публики своей страстной проповедью идей либерализма. Главная мысль Маколея, которую он проводил во всех своих работах, заключалась в идее о том, что опыт английской истории показывает возможность и желательность отказа от революционных изменений, и необходимость развития общества эволюционным путём. Маколей, признавая значение Английской буржуазной революции, но в то же время и осуждал её. Образцом эволюционного и демократического пути развития Англии служила для Маколея, как собственно и для всего вигского направления, «Славная революция» 1688 года, изучению которой он посвятил свою главную работу «История Англии от воцарения Якова II» (5 т., 1842 – 1859).