Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 21:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Историография".
Руссо подчеркивает, что по своему содержанию истинный общественный договор всегда является республиканским по характеру (как выражение общей воли), несмотря на то, что по форме правление может быть различным: либо аристократическим, либо олигархическим, либо демократическим. Для небольших государств более приемлема демократия, для больших — аристократия, но наилучшее — это смешанное правление. Самым существенным при заключении общественного договора, согласно Руссо, оказывается то, что устанавливается суверенитет народа, который неделим и неотчуждаем. За этими характеристиками скрывается убеждение Руссо в том, что власть должна принадлежать одному только народу, что она не может отчуждаться от него, т е. что принимать или отвергать законы может один лишь народ.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3
Представители другой школы гуманистической историографии — «эрудитской критической школы» — были менее связаны с политическими пристрастиями, более трезво относились не только к средневековой, но и к античной историографической традиции .ОНИ излагали историю сухо и по-деловому, занимались собиранием фактов, документов, памятников письменности. Они усиленно занимались и критикой источников, носившей, правда, элементарный характер. В отличие от «политико-риторической школы», ученые этого направления избегали каких-либо обобщений в осмыслении собранного материала, ограничиваясь лишь последовательным его изложением.Основателем этой школы был Флавио Биондо (1392—1463), более 30 лет прослуживший в папской курии мелким чиновником. Он создал ряд ценных справочников по археологии и топографии Древнего Рима, а также многотомную историю средних веков на латинском языке — «Декады истории со времени падения Римской империи», охватывающую период с 412 по 1440 г. В ней собраны обильные и в целом точные сведения, история средних веков четко отграничена от древней истории. Биондо пытался разработать общие принципы критики источников: главными критериями их достоверности он считал, во-первых, правдоподобие и реальность описываемых событий, во-вторых, наиболее древнее происхождение источника, его близость ко времени описываемых событий. Для того времени сама постановка ТАКОГО вопроса была прогрессом в развитии исторических знаний.Особое место в гуманистической итальянской историографии занимает Лоренцо Валла (1407—1457), гуманист — философ, филолог и историк. Большое значение имел его знаменитый трактат «Рассуждение о подложном и вымышленном дарении Константина», написанный на латинском языке в 1440 г.Трактат Баллы был направлен против папства, ОН ГОВОРИТ что они были главными виновниками политической раздробленности Италии.
Во Франции гуманистическая историография носила весьма пеструю политическую окраску.
Наибольшее влияние на последующую историческую мысль (XVII— XVIII вв.) оказали взгляды Жана Бодена, хотя он не был собственно историком.
Жан Боден (1530—1596) был выразителем настроений наиболее передовых слоев третьего сословия, решительным сторонником сильной абсолютной монархии. Однако он считал, что монарх не может нарушать права собственности своих подданных, в частности облагать их налогами без их согласия. В трактатах «Метод легкого ознакомления с историей» (1566) и «Шесть книг о государстве» (1576) " Боден, отстаивал мысль о наличии в истории внутренних объективных закономерностей. К их числу он относил воздействие на историю условий географической среды, определявших, психический склад разных народов, который во многом влиял на их исторические судьбы.НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОН ГОВОРИЛ, что разумные законы и основанное на них государство могут смягчить или устранить действие неблагоприятных естественных условий. Значительно опережая свою эпоху, Ж. Боден ставил вопрос о том, что история есть наука, обладающая собственными методами познания.
В Англии гуманистическая историография в XVI в. была развита слабее, чем в Италии и во Франции. Наиболее крупными историками-гуманистами, были великий английский гуманист, Томас Мор (1478—1535) и не менее знаменитый философ-материалист Фрэнсис Бэкон (1561 —1626). Оба они были крупными политическими деятелями английской абсолютной монархии. Они видели в истории школу политического опыта, «Утопия» Т. Мора (1516). Он подверг в ней резкой критике общественный и политический строй современной ему Англии и объявил частную собственность причиной социального неравенства и угнетения и в прошлом, и в настоящем. Т. Мору, принадлежит труд, - «История Ричарда III» (1514—1518. ОНА НАПИСАНА В духе политического направления, книга проникнута ненавистью к тирании, яркий пример которой Т. Мор видит в образе короля-узурпатора, убийцы Ричарда III. ОН отстаивал необходимость для правителя соблюдать высокие моральные принципы в любых обстоятельствахТ. Мор пользовался широким кругом источников НО не всегда проявлял достаточную объективность в их истолковании, стремясь нарисовать однозначный негативный образ Ричарда III .Иную политическую окраску имел исторический труд Ф. Бэкона «История Генриха VII», написанный им в 1621 г. Его работа была написана с целью возвеличения абсолютной монархии, в частности династии Тюдоров, первым представителем которой был Генрих VII. Бэкон , был сторонником сильной центральной власти, допуская ее право на аморальные действия, если это необходимо для общего блага. Несмотря на преклонение перед сильной властью, Бэкон в традициях гуманизма предпочитает видеть на престоле просвещенного правителя, опирающегося на советы мудрых и образованных людей.
ИСТОРИОГРАФИЯ ГЕРМАНИИ сохранила влияние теологической концепции истории, хотя иногда видоизмененная влиянием гуманистических идей. Поэтому в немецкой историографии XVI в. значительное место занимали сочинения смешанного типа: по форме подражавшие гуманистическим работам, а по существу близкие к средневековым хроникам. Себастьяна Франка (1499—1542). В основном историческом сочинении С. Франка — «Хроника, Летопись и Историческая библия» 1531 г., переплетаются средневековая форма изложения и теологическая трактовка истории НО с подходом, в духе гуманизма. В ЕГО КНИГЕ, ОН СЧИТАЕТчто бог разлит в мире, воплощен в каждом человеке и осуществляет историю через действия не осознающих этого людей. ЕГО отличает то, что он рассматривает историю с точки зрения интересов простого народа, он осуждает частную собствен-ть как источник насилия бог-ых над бедн; в государстве он видит силу, которая вскоре после своего возникновения оказалась на стороне бог-ых Франк далек от приемов гуманистической критики источников, например, считает вполне достоверными библейские легенды.
ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ (1694–1778), французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился 21 ноября 1694 в Париже, в семь лет потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. ОТЕЦ ХОТЕЛ ЧТОБЫ ОН СТАЛ ЮРИСТОМ,Однако юный Аруэ гораздо живее интересовался поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов
Одним из высших достижений Вольтера являются его труды по истории:История Карла XII, короля Швеции,Век Людовика XIV и Опыт о нравах и о духе народов.
ВОЛЬТЕР ЯВ-СЯ -родоначальником просветительской концепции исторического процесса. Фр. мыслитель различал исторические и мифологические времена. "История, - писал Вольтер, - это изложение фактов, приведенных как истинные, в противоположность басне, которая – является повествованием фактов ложных ... С течением времени басня разрастается, а истина исчезает, по этой причине происхождение каждого народа стало бессмысленным ... Есть лишь одно средство достоверно выяснить что -нибудь из древней истории - рассмотреть несколько неоспоримых памятников, если они уцелели ".
Отличительной чертой Вольтерова философско-исторического учения было и то, что он сделал попытку вместо повсеместно распространенных историй королей написать историю людей, постичь развитие общества не только лишь как историю отдельных личностей, сколько как историю народов. "Опыт о нравах и духе народов" (1756). Как и Монтескье, он исходил из того, что историческая наука обязана основываться не на религиозно-мифологических представлениях, а на адекватном знании настоящих основ исторического процесса. Главным двигателем истории является, по заключению Вольтера, идеи, мысли и взгляды людей. Исторический процесс - поступательное движенье, которое производится под влиянием разума, однако не божественного, а человеческого. Польза истории фр. философ увидел в "сравнении законов и нравов чужих стран со своими, которое может сделать государственный деятель или гражданин; это (сопоставление) побуждает современные нации, - считал он, - соревноваться друг с другом в искусствах, торговле, земледелии".
Одно из ранних произведений Вольтера, заслуживающее особого внимания, – Философские письма (Les Lettres philosophiques, 1734). Нередко его называют также Письмами об англичанах, поскольку в нем непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии в 1726–1728. С неизменной проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент. Он пропагандирует прививки от оспы, представляет читателям философа Локка, излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Шекспира/ В целом лестная картина английской жизни таит в себе критику вольтеровской Франции, проигрывающей на этом фоне. По этой причине книга, вышедшая без имени автора, тут же была осуждена французским правительством и подверглась публичному сожжению, что только способствовало популярности произведения и усилило его воздействие на умы.