Основные этапы славянского этногенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, реферат

Краткое описание

Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеслаиянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянекую языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянекая группировка.

Вложенные файлы: 1 файл

Основные этапы этногенеза.docx

— 236.52 Кб (Скачать файл)

    Период древ неславянского  единства заканчивается в последней  четверти I тыс., когда славянская  общность распадается на три  ветви восточную, западную и  южную. «Таким образом, в отличие  от своих арийских собратьев,  например романцев и германцев,  славяне сравнительно поздно  выходят на поприще мировой  истории. Подобное запаздывание  способствовало длительному сохранению  близости языка, духовной и  материальной культуры, основных  черт общественного устройства  славянских народов».

    Самостоятельная история  восточных славян начинается  в VIII - IX вв. К этому времени  восточнославянские племена полян,  древлян, волынян и дреговичей  занимают лесостепь и леса  днепровского правобережья, тиверцы  и уличи — Прикарпатье и междуречье Прута, Днестра, Южного Буга, северяне и радимичи - днепровское левобережье, вятичи - бассейн верхнего течения Оки, кривичи - верховья Днепра, Волги, Западной Двины и Псковщину, ильменские словене - территорию вокруг Ильмень-озера.

    В VI в. восточные славяне  жили родовым строем по обычаям,  свойственным всем варварским  племенам. Главной ячейкой общества  был род - группа родственников  из нескольких десятков, а то  и сотен человек, которые совместно  владели землей, лесом, пастбищами  и т. п., вместе трудились и  поровну делили результаты труда.  Во главе рода стояли старейшины, а по наиболее важным вопросам  собирался совет веся родичей. 3-5 близких по происхождению родов  составляли племя. Племена объединялись  в союзы с вождями во главе. 

 

    В VII - IX вв. родовые отношения  у восточных славян стали распадаться  а связи с появлением металлических  орудий труда и переходом от  подсечного к пашенному земледелию, так как уже не требовались  совместные усилия всех членов  рода для ведения хозяйства.  Основной хозяйственной единицей  стала отдельная семья. 

    Как и все народы, находившиеся  иа стадии разложения первобытнообщинного  строя, славяне были язычниками. Они поклонялись явлениям природы,  обожествляя их. Так. богом неба  был Сварог, богом солнца - Дажльбог (другие названия: Дажбог, Ярило,  Хорос), богом грома и молнии - Перун, богом ветра - Стрибог,  богиня плодородия - Мокошь. В VI в., по свидетельству византийского  историка Прокопия Кесарийского, славяне признавали повелителем  Вселенной одного бога - Перуна, бога  грома, молнии, войны. В то время  еше не было общественных богослужения, не было ни храмов, ни жрецов. Обычно изображения богов в  виде каменных или деревянных  фигур (идолов) ставились на определенных  открытых местах - капищах, богам  приносились жертвоприношения - требы.  Славяне чтили духов, берегинь  и русалок, живших в темных  омутах рек и озер, хранителей  домашнего очага - домовых, леших.  В целом религия восточных  славян была политеистической (политеизм  - многобожие).

    Основным занятием восточных  славян было земледелие. Это подтверждается  археологическими раскопками, обнаружившими  семена злаков - рожь, пшеница, ячмень, просо и огородных культур  - репа, капуста, свекла, морковь,  редька, огурцы. Выращивались и технические  культуры, такие как лен, конопля. 

    На севере, в районе  густых таежных лесов, господствующей  системой земледелия была подсечно-огневая. 

    Основными орудиями труда  были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка.  Серпами собирали урожай. Зерно  размалывали каменными зернотерками  и ручными жерновами. 

    В южных районах ведущей  системой земледелия бал перелог.  Здесь было много плодородных  земель, и участки земли засевали  по два-три года, а потом переходили  на новый. Основными орудиями  здесь было рало, а позднее  - деревянный плуг с железным  лемехом. С земледелием было  тесно связано и скотоводство. Народ разводил свиней, коров,  овец и коз. Занимались охотой, ловили рыбу, собирали грибы, ягоды,  орехи, мед диких пчел. Начало  появляться ремесло и торговля. Научились плести лапти и делать  кожаные сапоги.

    С развитием торговли  связано у славян появление  городов. В "Повести временных  лет" же называются города  Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч,Новгород, Псков, Полоик, Муром и др. Всего  к IX в. насчитывалось около  24 крупных городов. Варяги называли  славянскую землю ГардарикоЙ - страна  городов 

    Появились первые княжества:  Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия (в районе озера Ильмень с  центром в Новгороде) Появление  таких центров свидетельствовало  о возникновении новых внутриплеменных  отношений в организации восточных  славян, которые создали предпосылки  для появления у них государства. 

     Основные этапы становления  государственности у восточных славян.

    Первый этап, очевидно, связан  с образованием военного союза  славян в Карпатах, который в  VI веке распался на составлявшие  его племена. Второй этап связан  с заселением восточными славянами  Восточно-Европейской равнины. Племена  объединяются в союзы племен  во главе с князьями.

    Третий этап относится  к VIII веку. Происходит образование  городов, сначала как торговых  центров. Их торговые округа  стали их государственными территориями, городовыми областями. Некоторые  из них сделались княжествами. 

    Соединение этих княжеств  привело к образованию сначала  Великого Княжества Киевского,  а затем Новгородского супер-княжества.  Во глав первого стояли князья  Аскольд и Дир, а во главе  второго - Рюрик, В 882 году Новгородский  князь Олег (879 - 912) со своей варяго-угорской и славяно-финской ратью захватил Киев, убил Аскольда и Дира, и превратил его в центр объединенного государства.

    Образование единого  древнерусского государства с  центром в Киеве -закономерный  процесс, результат социально-экономического  и политического развития древнерусского  общества. К этому времени рост  производительности труда привел  к отделению ремесла от сельского  хозяйства, образованию городов,  усилению торговых связей, появлению  частной собственности, обогащению  части населения. Родовая и  племенная знать прибрала к  своим рукам власть и превратилась  в привилегированный слой общества. Этому способствовали и религиозная  общность и необходимость объединения  военных усилий для отпора  внешним врагам и организации  дальних завоевательных походов.  Образовавшееся государство было  раннефеодальным: рабство существовало, но оно носило патриархальный  характер, а основные средства  производства принадлежали знати  - феодалам.

    В XVIII - XIX вв. многие историки  придерживались так называемой  норманнской теории, приписывающей  скандинавским викингам, на Руси  их называли варягами, создание  Русского государства. Основанием  для этойтеории послужил летописный  рассказ о призвании на княжение  в Новгороде в 862 году варяжских  князей Рюрика, Синеуса и Трувора.  Три варианта этого рассказа (ЛаврентьевскиЙ  и Ипатьевский списки «Повести  временных лет и Новгородская  первая летопись) сообщают, что первоначально  варяги брали дань с новгородцев,  затем были изгнаны, однако  между племенами начались междоусобицы, и племена словени, кривичи,  чудь и меря обратились к  варягам со словами: «Земля  наша велика и обильна, а  наряда (т.е. порядка) в ней нет.  Да пойдете княжить и володети  нами». Варяги откликнулись на  призыв и выбрали трех братьев:  Рюрика - севшего в Новгороде,  Синеуса - на Белоозере и Трувора  — в Изборске.

    В этой легенде многое  до сих пор неясно. Если вымышленность  Синеуса и Трувора признается  большинством историков (в древнешведском  языке слова «сине хус трувор»  означают «с домом и дружиной»), то историчность Рюрика, хотя  и не бесспорная, не отвергается  рядом исследователей. И сторонники  норманнской теории, и их оппоненты,  авторы дореволюционных исследований, исходили из возможности «научить»  государству, что, естественно,  идеализировало и персонифицировало  процесс его создания. Подобный  подход был решительно отвергнут  в советской исторической науке:  возникновение государства рассматривалось  как следствие внутреннего развития  общества, его разделения на классы  и борьбы между ними. При этом  вопрос об этническом происхождении  княжеской династии отходил как  бы на второй план, тем более,  что варяжская знать очень  быстро ассимилировалась с местным  населением, и на Руси внук, согласно  летописной генеалогии, Рюрика —  Святослав носил уже славянское  имя. При таком взгляде важно  было другое: государственность  - не предмет экспорта или импорта,  а закономерный результат многовекового  исторического пути народа.

2. Социально-экономический  строй Киевской Руси

Киевская Русь сложилась в форме  раннефеодальной монархии. Для феодального  общества характерно деление населения  на сословия. Сословие – это замкнутая  социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.

На вершине государственной  власти стоял Великий князь. К  органам власти относились также  боярский совет (совет при князе), вече.

Князь. Им мог быть только член семьи  Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного  престолонаследственного права. Сначала  Великий князь правил с помощью  сыновей, которые полностью подчинялись  ему. После Ярослава устанавливается  право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение  двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности  всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей  старшего брата или только по линии  старших сыновей.

 

Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его  авторитета и реальной силы, на которую  он опирался. Прежде всего, князь был  военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию  и суд. Он должен был «володеть  и судить». Он имел право принимать  новые законы, изменять старые.

Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.

Боярский совет, а сначала –  совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с  боярами, было моральной обязанностью князя.

Вече. Вече представляло собой орган  власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова  возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в  княжении. Избранный населением князь  должен был заключить с вече договор – «ряд».

Вече в Киевской Руси не имело  определенной компетенции, порядка  созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.

Органы управления. Четко определенных органов управления в Киевской Руси не было. Длительное время существовала десятинная система (тысяцкие, сотские, десятники), которая сохранилась  от военной демократии и выполняла  административные, финансовые и иные функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная  система управления, т.е. такая система  управления, при которой княжеские  слуги со временем превратились в  государственных должностных лиц, осуществлявших различные функции управления государством.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают  о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые  являлись представителями князя. С  середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Должностные лица местной администрации  не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов  с населения. Такая система получила название системы кормлений.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община.

Власть князя и его администрации  распространялась на города и население  земель, которые не были собственностью бояр. Боярские вотчины постепенно приобретают иммунитет и освобождаются  от княжеской юрисдикции. Население  этих вотчин становится полностью подвластным боярам-собственникам.

Все население Киевской Руси условно  можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые  люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи  мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки – родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну – боярство.

Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым  давала право быть привилегированной  частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской  Правде, жизнь бояр охранялась двойной  вирой (вира – высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.

Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре  мог попасть смерд, и даже иностранец – варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в  городах создается патрициат, который  был более связан с городом, чем с личностью князя.

Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так  и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в  1113 году к восстанию в Киеве.

К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения  и делилось на черное и белое. В  то время ведущую роль в государстве  играло черное духовенство – монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые  вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди  монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для  других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество.

Информация о работе Основные этапы славянского этногенеза