Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:21, реферат
Одна из новейших концепций славянского этногенеза сводится к следующему. В I тыс. до н.э. славяне еще не выделились в самостоятельную этническую группу. До сих пор не ясно, на какой территории и когда славяне отделились от индоевропейского этноязыкового единства. Анализ лексики древнеслаиянского языка позволил ученым предположить, что предки славян входили в балто-славянекую языковую общность, занимавшую территории) к югу от линии Западная Двина - Ока. На севере они соседствовали с финно-угорскими, а на юге с иранскими этнокультурными массивами. В начале I тыс. н.э. из единой балто-славянской общности выделяется праславянекая группировка.
Период древ неславянского
единства заканчивается в
Самостоятельная история
восточных славян начинается
в VIII - IX вв. К этому времени
восточнославянские племена
В VI в. восточные славяне
жили родовым строем по
В VII - IX вв. родовые отношения
у восточных славян стали
Как и все народы, находившиеся
иа стадии разложения
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков - рожь, пшеница, ячмень, просо и огородных культур - репа, капуста, свекла, морковь, редька, огурцы. Выращивались и технические культуры, такие как лен, конопля.
На севере, в районе
густых таежных лесов,
Основными орудиями труда
были: топор-мотыга, заступ и борона-суковатка.
Серпами собирали урожай. Зерно
размалывали каменными
В южных районах ведущей
системой земледелия бал
С развитием торговли
связано у славян появление
городов. В "Повести временных
лет" же называются города
Киев, Чернигов, Смоленск, Любеч,Новгород,
Псков, Полоик, Муром и др. Всего
к IX в. насчитывалось около
24 крупных городов. Варяги
Появились первые княжества:
Куябия (Куяба - вокруг Киева), Славия
(в районе озера Ильмень с
центром в Новгороде)
Основные этапы становления государственности у восточных славян.
Первый этап, очевидно, связан
с образованием военного союза
славян в Карпатах, который в
VI веке распался на составлявшие
его племена. Второй этап
Третий этап относится
к VIII веку. Происходит образование
городов, сначала как торговых
центров. Их торговые округа
стали их государственными
Соединение этих княжеств
привело к образованию сначала
Великого Княжества Киевского,
а затем Новгородского супер-
Образование единого
древнерусского государства с
центром в Киеве -закономерный
процесс, результат социально-
В XVIII - XIX вв. многие историки
придерживались так называемой
норманнской теории, приписывающей
скандинавским викингам, на Руси
их называли варягами, создание
Русского государства.
В этой легенде многое
до сих пор неясно. Если вымышленность
Синеуса и Трувора признается
большинством историков (в
2. Социально-экономический строй Киевской Руси
Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. Для феодального общества характерно деление населения на сословия. Сословие – это замкнутая социальная группа, имеющая определенные законом права и обязанности. В Киевской Руси процесс формирования сословий только начался.
На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.
Князь. Им мог быть только член семьи Владимира Великого. Киевская Русь не имела четко определенного престолонаследственного права. Сначала Великий князь правил с помощью сыновей, которые полностью подчинялись ему. После Ярослава устанавливается право всех сыновей князя на наследование в Русской земле, но в течение двух столетий ведется борьба двух подходов к наследованию: по очередности всех братьев (от старшего к младшему), а потом по очередности сыновей старшего брата или только по линии старших сыновей.
Компетенция и власть князя были неограниченными и зависели от его авторитета и реальной силы, на которую он опирался. Прежде всего, князь был военачальником, ему принадлежала инициатива военных походов и их организация. Князь возглавлял администрацию и суд. Он должен был «володеть и судить». Он имел право принимать новые законы, изменять старые.
Князь собирал налоги с населения, судебные сборы и уголовные штрафы. Князь Киевский имел влияние на церковные дела.
Боярский совет, а сначала – совет дружины князя, был неотъемлемой частью механизма власти. Советоваться с дружиной, а позднее – с боярами, было моральной обязанностью князя.
Вече. Вече представляло собой орган власти, который сохранился со времен родоплеменного строя. С ростом власти князя вече утрачивает свое значение и только тогда, когда власть киевских князей приходит в упадок, снова возрастает. Вече имело право избирать князя или отказывать ему в княжении. Избранный населением князь должен был заключить с вече договор – «ряд».
Вече в Киевской Руси не имело определенной компетенции, порядка созыва. Иногда вече созывал князь, чаще оно собиралось без его воли.
Органы управления. Четко определенных
органов управления в Киевской Руси
не было. Длительное время существовала
десятинная система (тысяцкие, сотские,
десятники), которая сохранилась
от военной демократии и выполняла
административные, финансовые и иные
функции. Со временем ее вытесняет дворцово-вотчинная
система управления, т.е. такая система
управления, при которой княжеские
слуги со временем превратились в
государственных должностных
Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Летописи упоминают о волости, погосте. Местное управление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.
Должностные лица местной администрации не получали жалования от Великого князя, а содержались за счет поборов с населения. Такая система получила название системы кормлений.
Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община.
Власть князя и его
Все население Киевской Руси условно можно разделить на три категории: свободные, полузависимые и зависимые люди. Верхушку свободных людей составляли князь и его дружина (княжи мужи). Из них князь выбирал воевод и других должностных лиц. Сначала правовой статус «княжих мужей» отличался от земской верхушки – родовитой, знатной, местного происхождения. Но в XI веке эти две группы соединяются в одну – боярство.
Бояре принимали участие в работе боярских советов, вече, администрации, где занимали высшие должности. Боярство не было однородным и делилось на разные группы, принадлежность к которым давала право быть привилегированной частью общества, и все преступления, направленные против бояр, наказывались более строго. Так, согласно Русской Правде, жизнь бояр охранялась двойной вирой (вира – высший уголовный штраф). Бояре также были освобождены от уплаты налогов.
Боярство не было закрытой кастой. За определенные заслуги в бояре мог попасть смерд, и даже иностранец – варяг, половец и др. В Киевской земле боярство не отделялось от купцов, от городской элиты. Со временем в городах создается патрициат, который был более связан с городом, чем с личностью князя.
Русские города, особенно Киев, переживали острый процесс борьбы городского населения, как с княжеской властью, так и с городским патрициатом. Так, ростовщичество Святополка и лихоимство городского патрициата привели в 1113 году к восстанию в Киеве.
К свободному населению относилось также духовенство, которое представляло собой отдельную группу населения и делилось на черное и белое. В то время ведущую роль в государстве играло черное духовенство – монашествующее. В монастырях жили и работали лучшие ученые (Нестор, Илларион, Никон), врачи (Агапит), художники (Алимпий), которые вели летописи, переписывали книги, организовывали различные школы. Первое место среди монастырей Киевской Руси принадлежало Киево-Печерскому. Он стал примером для других монастырей и имел огромное моральное влияние на князей и все общество.