Культура и субкультура. Виды и функции субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 06:17, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение культуры и субкультуры, виды и функции субкультуры, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
- Описать соотношение культуры и субкультуры;
- Выявить основные признаки и функции субкультуры;
- Проанализировать молодежную культуру как субкультуру.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Соотношение культуры и субкультуры 4
2. Основные признаки и функции субкультуры 7
3. Молодежная культура как субкультура 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

Вложенные файлы: 1 файл

Культура и субкультура. Виды и функции субкультуры 2014.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

АЛМАТИНСКИЙ  ФИЛИАЛ  НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ  ПРОФСОЮЗОВ»


 

                                     Факультет культуры

 

                                                    Кафедра ООД

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

                         по дисциплине:  Культурология

     Культура и субкультура. Виды и функции субкультуры

 

 

Выполнила:

 

                                                                              студентка 302 КЗ группы

                                                                                 3 курса заочного отделения

                                                                                      Хоменко А.А.

                                                    Проверил:

                                                                              Профессор: Абишев М.А.

 

 

 

 

Алматы, 2014

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы в том, что культура - присущая данному обществу или большой социальной группе система ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодов, определяющих образ жизни, то есть нечто специфическое в способе самовыражения индивида, социальной группы, народа.

Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Субкультура есть ничто иное, как особая и обособленная сфера жизнедеятельности человека, которую отличает специфическая система ценностей. Время возникновения молодежной неформальной культуры в нашей стране - вопрос достаточно неоднозначный. Собственно, к первым проявлениям неформальной культуры, как культуры отличной от общепринятой, у нас в стране, можно отнести стиляг. Однако же нельзя сказать, что тогда, в 50-х - 60-х годах в нашей стране зародилась неформальная культура. Отчасти это являлось неформальным движением, отчасти просто модным увлечением.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Багдасарьян Н. Г., Качалова К. Н., Матецкая А. В., Маркова А. Н., Столяренко Л. Д., Мартысюк П. Г., Колдина Д. Н., Гуревич П. С. и др.

Целью данной работы является изучение культуры и субкультуры, виды и функции субкультуры, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

- Описать соотношение культуры и субкультуры;

- Выявить основные признаки и функции субкультуры;

- Проанализировать молодежную культуру как субкультуру.

Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

1. Соотношение культуры и субкультуры

Субкультура (буквально «подкультура») трактуется в нескольких смыслах. Термином называют: специфическую часть системы ценностей традиционной культуры; автономную форму организации людей внутри господствующей культуры; совокупность норм и ценностей, образующих культуру преступников. В американской социологии с двадцатых годов прошлого века существует традиция исследования девиантного (отклоняющегося, противоправного, преступного) поведения. Несколько позже в Англии сложилась традиция изучения альтернативного молодёжного движения как молодёжных субкультур. В целом исследователи рассматривают современные субкультуры как специфический способ дифференциации развитых этнических и региональных культур, предполагающей сосуществование доминирующей традиции и порождаемой ей совокупности своеобразных феноменов данной культуры1.

От господствующей культуры её субкультуры отличаются по форме и содержанию. Социальной основой субкультуры могут быть возрастные группы (в первую очередь, молодёжь), социальные слои, неформальные объединения. Они становятся субъектами собственной культурной среды: творцами и носителями норм, действий и ценностей, объединяющих группу в субкультуру. Субкультурные различия определяются полом, возрастом, родом занятий, национальностью, сословием и другими признаками. Каждое общество имеет мозаику по-разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках субкультуры; иммигрант живёт в конкретной культуре иммигрантов, семья военного рядом с воинской частью. Дети осваивают несколько возрастных культур, зачастую вступая в противоречие с родителями, разделяющими ценности иной субкультуры.

Грани между субкультурами достаточно условны. Например, молодежная субкультура может включать представителей элиты и городских низов, субкультуры меньшинств - объединять представителей национальных, расовых, социальных субкультур. Яркой иллюстрацией организованных (социально-профессиональных) сообществ может служить жизнедеятельность коллектива японской фирмы. Авангардная субкультура выражает стремление к изменению культуры, а традиционалистская стремится сохранить (или возродить) ценности уходящей (утраченной) культуры.

В силу ряда социальных факторов субкультура может утверждать образцы мировоззрения и поведения, противоположные доминирующей культуре. Некоторые исследователи используют термин «контркультура» применительно к субкультурам групп, бросающих вызов традиционной культуре. Преуспевающая шайка преступников, например, имеет свои стандарты поведения и нравственные нормы, а также благоприятный для сплочения группы морально-психологический климат. Но эти ярко выраженные стандарты противоположны всеобщим нормам данного общества; объективно они подрывают основы социального бытия, уподобляясь свинье под дубом из басни И.А. Крылова. Следовательно, если в субкультуре индивид может альтернативными способами усвоить и реализовать базисные ценности общества, то контркультура означает отказ от ведущих образцов доминирующей культуры. Субкультура может стать контркультурой в результате непродуктивного конфликта с господствующими культурными нормами и образцами2.

Итак, субкультура является способом бытия культуры, посредством которого специфические группы пытаются адаптировать доминирующую систему ценностей и (или) противостоять ей. Субкультуры предлагают систему символов, помогающую индивиду или группе осмыслить специфику своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность. Культурные значения субкультуры помогают каждому участнику в создании своего образа и соответствующей ему связи-сплочению с другими членами субкультуры. Возникновению или развитию субкультур содействуют социальные события, приводящие к изменению образа и уровня жизни общества. Общепризнанной типологии субкультур пока нет, их объединяет признание двух тенденций в возникновении и развитии: успеха или неудачи. Иначе говоря, системный кризис общества приводит к возникновению социальных групп, положение которых стало – относительно и абсолютно - лучше или хуже. Среди условий кризиса, ведущих к ухудшению социально-экономического положения, исследователи называют безработицу, примитивную работу, неблагополучные семьи, недостатки образования, снижение уровня духовной сферы общества3. Тенденция «неудачи» обусловила появление большинства молодёжных субкультур на Западе и постсоветском пространстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные признаки и функции субкультуры

Для любой субкультуры обязателен следующий набор характерных черт4:

- наличие своеобразных норм, ценностей, мировосприятия, что часто приводит к нонконформизму, входящих в данную субкультуру;

- специфический стиль жизни  и поведения;

- наличие внешней атрибутики, проявляющейся  в одежде, украшениях, манерах, жаргоне  и т.п.;

- наличие более или менее  явного инициативного центра, генерирующего идеи.

По мнению Слюсаренко Н.Н., составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности.

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность указанных выше параметров. Творцом и носителем субкультуры здесь оказывается социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других общностей. Социальную группу тут следует понимать, прежде всего, в широком смысле. То есть как большую общность людей, главным признаком которой является, прежде всего, культура, а не место в системе общественных отношений.

В зависимости от цели и задач исследования для полноты картины помимо перечисленных выше базовых признаков, вводятся дополнительные: пол, возраст, благосостояние, проживание на определенной территории, определенные временные ограничения и т.п. Это наиболее полное описание реально существующих субкультур, выявление их социальных, региональных и историко-стадиальных особенностей.

Т. Щепанская полагает, что «большинство известных определений культуры (и субкультуры как ее разновидности) акцентируют ограниченный набор ее основных признаков. Среди них: знаковые (общность идеологии, ментальности, символики, культурного кода, картины мира); поведенческие (обычаи, ритуалы, нормы, модели и стереотипы поведения); социальные (социальная группа, страта и т.д., определяемая как носитель субкультуры или ее «порождающая среда») и все они вместе (культура как «целостный образ жизни»)».

Можно сделать вывод, что субкультура – это социальная общность, в которой кодируется, хранится и реализуется социокультурный опыт посредством социального взаимодействия вербального и невербального характера.

В культурологии понятие функции используется в смысле служебной роли той или иной системы, например, культуры или ее элементов, в контексте удовлетворения тех или иных потребностей людей5.

Рассматривая функции субкультуры, большинство ученых большое внимание уделяют адаптивной и коммуникативной функциям, а также функции социолизации. Хотя, как и любая культура «субкультура» обладает информационной, нормативной, ценностной, познавательной (гносеологической), нормативной функциями. Любую субкультуру можно рассматривать с точки зрения ее функциональности. Преобладание той или иной функции субкультуры (или их сочетаний) во многом определяет характер их взаимо­отношений с другими субкультурами и ядром культуры.

Начнем с коммуникативной функции субкультуры. Поскольку далее мы будем рассматривать субкультуру как коммуникативную систему, то сначала дадим определение коммуникации. «Коммуникация – это специфическая форма человеческого общения. Выступая в качестве момента содержания сферы духовной жизни, она является в то же время выражением системного качества последней. Сама культура при этом рассматривается как динамическая система функционирования информации».

Процесс взаимодействия культур является крупномасштабным по длительности явлением, занимающим, как правило, несколько десятилетий, и результаты этого процесса бывают неоднозначными, особенно если их анализировать в рамках краткосрочной ретроспективы. Еще более сложным по последствиям бывает взаимодействие между культурами, не имеющими глубокого разрыва по типологическим характеристикам, по способности к динамическим изменениям, по уровню внутренней дифференциации.

В контексте глобализации проблема диалога культур приобретает новое звучание, так как его программа интерпретирует коммуникацию как бесконечный процесс культурного синтеза. Необходимо стремиться к равноправному сотрудничеству и взаимообогащению культур, как в интересах каждого участника общения, так и в интересах общества, государства, мирового сообщества. Следующей ключевой функцией любой субкультуры является социализация. По нашему мнению, субкультуры могут быть классифицированы по уровню социализации. Некоторые из них больше социально направлены, некоторые меньше. Существование человека в своей субкультуре неизбежно порождает у него целый комплекс новых социально-психологических черт. Его картина мира, будучи и без того близкой картине мира данной субкультуры, сближается с ней еще более и все более отличается от картины мира других субкультур. В ходе жизненных процессов эта картина порождает специфические ценностные ориентации, мораль, интересы, идеалы, представления о смысле жизни и, в конечном счете, воплощается в социальное поведение6.

Суммируя вышеперечисленное, можно сделать вывод, что социальная специфика субкультур определяется особым неформальным статусом, который она занимает в системе общества и групповым сознанием, аккумулирующим ценности альтернативных идеологий.

3. Молодежная культура как субкультура

Молодежная культура относится к числу особо сложных явлений. Об этом свидетельствует тот факт, что до недавнего времени само ее существование подвергалось сомнению. В наши дни число сомневающихся в ее наличии стало незначительным, однако связанные с ней проблемы и сложности остались.

Исходными пунктами при изучении молодежной культуры выступают понятия молодости и молодежи. Молодость — это длительная фаза или этап жизни, в течение которого каждый человек переходит от детства к взрослости. Содержанием этого перехода является процесс социализации. Поскольку этот переход осуществляется не в одиночку, постольку все совершающие такой переход и составляют молодежь. Последняя представляет собой социально-демографическую группу, объединяющие признаки которой — возраст, социальный статус и социально-психологические свойства.

Информация о работе Культура и субкультура. Виды и функции субкультуры