Курс лекций по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекционный материал Древний мир -Возрождение.doc

— 789.00 Кб (Скачать файл)

В VI - I веках наивысших успехов достигают монументальная скульптура и живопись майя. Скульптурные школы Паленке, Копака и других городов добиваются редкого мастерства и тонкости при передаче естественности поз и движений изображаемых персонажей, каковыми обычно выступают правители, сановники и воины. Удивительным мастерством отличается также мелкая пластика - особенно небольшие статуэтки.

Сохранившиеся образцы живописи майя поражают изяществом рисунка и богатством цвета. Знаменитые фрески Бонампака являются признанными шедеврами живописного искусства. Они рассказывают о военных сражениях, изображают торжественные церемонии, сложные ритуалы жертвоприношения, грациозные танцы и т. д.

В IX - Х веках большинство городов майя было разрушено вторгшимися племенами тольтеков, однако в XI веке культура майя вновь возродилась на полуострове Юкатан и в горах Гватемалы. Основными ее центрами становятся города Чичен-Ица, Ушмаль и Маяпан.

Наиболее успешно по-прежнему развивается архитектура. Одним из замечательных архитектурных памятников постклассического периода является пирамида Кукулькана - "Пернатого змея" в Чичен-Ице. На вершину девятиступенчатой пирамиды, где расположен храм, ведут четыре лестницы, окаймленные балюстрадой, которая внизу начинается прекрасно выполненной змеиной головой и в виде змеиного тела продолжается до верхнего этажа. Пирамида символизирует календарь, ибо 365 ступеней ее лестниц соответствуют числу дней в году. Она примечательна, кроме того, и тем, что внутри нее находится еще одна девятиступенчатая пирамида, в которой имеется святилище, а в нем - изумительный каменный трон, изображающий ягуара.

Весьма оригинальной является также пирамида "Храм волшебника" в Ушмале. Она отличается от всех других тем, что в горизонтальной проекции имеет овальную форму.

К середине XV века культура майя вступает в тяжелый кризис и приходит в упадок. Когда испанские завоеватели вступили в начале XVI века в майяские города, многие из них оказались покинутыми своими обитателями. Причины такого неожиданного и грустного финала процветавшей культуры и цивилизации остаются загадкой.

 

Древние цивилизации Южной Америки – краткая характеристика.

 

В Южной Америке, почти одновременно с Ольмекской цивилизацией Мезоамерики, в конце II тыс. до н. э., в горах северо-восточной области Перу возникла не менее загадочная культура Чавии, похожая на ольмекскую, хотя и не связанная с ней.

На рубеже нашей эры  в северной части прибрежной зоны Перу появляется цивилизация Мочика, а на юге - цивилизация Наска. Несколько позже в горах севера Боливии сложилась оригинальная культура Тиауанако. Эти цивилизации Южной Америки в некоторых отношениях уступали культурам Мезоамерики: у них не было иероглифического письма, точного календаря и т. д. Но во многом другом - особенно в технологии - они превосходили Мезоамерику. Уже со II тыс. до н. э. индейцы Перу и Боливии выплавляли металлы, обрабатывали золото, серебро, медь и их сплавы и делали из них не только прекрасные украшения, но и орудия труда - лопаты и мотыги.

Они имели развитое земледелие, строили великолепные храмы, создавали монументальные скульптуры, изготовляли прекрасные керамические изделия с полихромной росписью. Широкую известность приобрели их тонкие ткани из хлопка и шерсти. В I тыс. н. э. производство металлических изделий, керал~г3ки и тканей достигло больших размеров и высокого уровня, и именно оно составляло неповторимое своеобразие южноамериканских цивилизаций классического периода.

Постклассический период (Х - XVI века н. э.) отмечен возникновением и исчезновением множества государств как в горных, так и в прибрежных зонах Южной Америки. В XIV веке инки создают в горной зоне государство Тауатинсуйу, которому после длительных воин с соседними небольшими государствами удается выйти победителем и подчинить себе все остальные.

В XV веке оно превращается в гигантскую и знаменитую Империю инков с огромной территорией и населением около 6 млн. человек. Во главе огромной державы стоял божественный правитель, сын Солнца Инка, опиравшийся на наследственную аристократию и касту жрецов.

Основу экономики составляло земледелие, главными культурами которого были кукуруза, картофель, фасоль, красный перец. Государство инков отличалось эффективной организацией общественных работ, именуемых "мита". Мита означала обязанность всех подданных империи отрабатывать один месяц в году на строительстве объектов государственного назначения. Она позволяла собирать в одном месте десятки тысяч людей, благодаря чему в короткие сроки строились оросительные каналы, крепости, дороги, мосты и т. д.

С севера на юг Страну инков пересекали две параллельные дороги, одна из которых имела протяженность более пяти тысяч км. Эти магистрали соединялись друг с другом большим количеством поперечных дорог, что создавало прекрасную сеть коммуникаций. Вдоль дорог через определенные расстояния находились почтовые станции, склады с продуктами и необходимыми материалами. В Тауатинсуйу действовала государственная почта.

,Духовно религиозная  жизнь и вопросы культа находились в ведении жрецов. Верховным божеством считался Виракоча - Творец мира и остальных богов. Другими божествами были бог золотого Солнца Инти, бог погоды, грома и молнии Ильпа. Особое места занимали древние культы матери 3емли Мама Пача и матери моря Мама Кочи. Поклонение богам происходило в каменных храмах, украшенных внутри золотом.

Государство регламентировало все стороны жизни, включая личную жизнь граждан империи. Все инки до определенного возраста должны были вступить в брак. Если этого не случалось, то данный вопрос решал государственный чиновник по своему усмотрению, причем его решение было обязательным к исполнению.

Хотя инки не имели настоящей письменности, это не помешало им создать прекрасные мифы, легенды, эпические поэмы, религиозные гимны, а также драматические произведения. К сожалению, от этого духовного богатства мало что сохранилось.

Наивысшего расцвета культура инков достигла в начале XVI века. Однако это процветание длилось недолго. В 1532 г. самая могущественная империя доколумбовой Америки почти без сопротивления покорилась европейцам. Небольшой группе испанских завоевателей во главе с Франсиско Писарро удалось убить Инку Атауальпу, что парализовало волю к сопротивлению его народа, и великая Империя инков прекратила свое существование.

 

 

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

 

Периодизация истории Древнего Египта

 С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. В V веке до н.э. древнегреческий историк Геродот посетил Египет и оставил подробное его описание. Для греков Египет – страна чудес, колыбель мудрости, родина самых древних богов. Само слово «Египет» («загадка», «тайна») греческого происхождения, египтяне же называли свою страну Кемет, что означает «черная земля», что подчеркивает особое геополитическое положение страны, которое оказало огромное влияние на мировоззрение древних египтян, их социально-политическую структуру, экономику и так далее.

В отличие от некоторых  культур  Древнего Востока, древнеегипетские «ученые», подробно описав историю развития Египта, выделили основные периоды развития египетской цивилизации. Так, в III веке до н.э. египетский жрец Манефон написал на греческом языке «Историю Египта», в которой выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств, а также перечислил тридцать одну династию фараонов.

Нужно заметить, что Древний Египет, как никакая другая цивилизация древности, создает впечатление вечности и редкой целостности. История же Египта служит подтверждением тезиса об особой жизнеустоучивости традиционных цивилизаций. С V тыс. до н.э. и до начала I века до н.э. – то есть около пяти тысяч лет – существовала цивилизация Египта. Периодизация истории Египта представляет собой смену эпох Древнего Раннего Царства (около 3100 – 2549 гг. до н.э.), Древнего Царства (около 2649 – 2150 гг. до н.э.), Среднего Царства (около 2040 – 2150 гг. до н.э.), Нового Царства (около 1552 – 1069 гг. до н.э.).  Завершается история Египта правлением династии Птолемеев ( около 332 – 30 гг. до н.э.). Именно в 30-е годы до н.э. Египет стал частью Римской империи, а за год до этого последняя царица Египта Клеопатра и римский полководец Антоний покончили жизнь самоубийством, потерпев поражение в битве с войском Октовиана.

Египетская цивилизация не погибла  в один год, 30-е годы до н.э. – это  условная граница. Но после того как  Египет стал частью Римской империи, он постепенно терял свою самобытную культуру. Территория Египта находилась под властью греков, римлян, византийцев, арабов, и коренной этнос постепенно исчезал, ассимилировался. С распространением христианства утратилась и вера египтян, жречество потеряло свои позиции в обществе, таким образом, как самобытная оригинальная культура Египта погибла.

Вплоть до XIX  века египетская культура находилась в забвении. Она вызывала огромный интерес как экзотическая страна, но изучить её никто не мог, так как вместе с культурой был утрачен и её язык, так как им владели лишь жрецы (а жреческая каста исчезла). В середине XIX века французский ученый Франсуа Шампольон после многих лет долгих усилий расшифровал египетские иероглифы и разгадал загадочные надписи на стенах пирамид и древних папирусов.

Религиозно-мифологические представления древних египтян

Особенностью Египта было обожествленное поклонение и повиновение власти, что отражено в искусстве и архитектуре как основная черта. Понятие «власть» было наполнено духовным содержанием и во многом именно в этом понятии отражалась религиозная система древнеегипетской культуры. в научном мире существует несколько гипотез, где рассматривается факт обожествления власти в Египте.

Первая версия связана с тем, что жестокая организация сложных работ, необходимых для сооружения и поддержания в порядке ирригационной системы, привела к неукоснительному повиновению и пониманию необходимости жестокой иерархии и централизации власти.

Согласно второй версии, вера и  преклонение перед властью – это результат массового верования в божественного царя, божественную власть. Считалась, что фараон магически охранял границы страны, управлял ветром, водой, огнем. Он имел власть над Вселенной, над всеми стихиями и людьми. Вся жизнь фараонов была регламентирована магическими ритуалами. Например, фараон должен был совершать обряд, предохраняющий египтян от врагов. Для этого он совершал обход вокруг стен столицы. Фараон проводил первую полосу плугом, чтобы пробудить силы земли. Он бросал в Нил папирус с приказом, чтобы начался разлив.

Третья версия связана с утверждением, что власть в Египте вела свое происхождение  от сверхчеловеческих космических  существ. Хотя третья версия не имеет  достаточных научных доказательств, реальное положение истории Египта было таково, что иерархия жрецов и власть фараона были частью космического строя и к ним относились как к естественному положению вещей.

Поскольку в Египте фараон не только царь, но и Бог, то все хорошее  и плохое, что происходило в  стране, мистическим образом связывалось с его именем. Он лично ответственен за обрушившиеся несчастья. От фараона зависит идеология, а её основной формой являются религиозные представления, которыми были проникнуты все стороны жизни египтян.

Примерно с 3000 г. до н. э.  официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра, следовательно, самим богом.

Мифологическую систему Египта можно охарактеризовать как политеизм, поскольку она включала в себя культы множества богов (около 2000). В  египетском пантеоне под властью огромного количества богов и богинь находилось всё: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных (богиня неба Хатор, её зооморфное изображение – корова или женщина с рогами (и иногда ушами) коровы; бог-защитник и покровитель умерших Анубис, его зооморфное воплощение – распластавшийся на брюхе шакал черного цвета или собака, а также человек с головой шакала или собаки). Боги были местные и общие, большинство богов имело свой родной город, где находился главный храм. По мере усиления тех или иных египетских центров, перенесения столиц места богов в иерархии менялись.

Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). Несмотря на огромное количество божеств, в египетской культуре верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Птах, Гор, Тот.

К началу V династии, по мере создания и укрепления единого государства, культы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия. На первое место выходит бог солнца Ра, или Амон-Ра. С ним связаны все космогонические мифы, он выступал как демиург – создатель и повелитель мира. В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Культ солнца становится главным. Уход, исчезновение солнца равносильны концу мира.

Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"