Курс лекций по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекционный материал Древний мир -Возрождение.doc

— 789.00 Кб (Скачать файл)

    Одним из покровителем Фив был бог Амон («сокрытый», «потаенный»). Позднее Амон отождествляется с богом солнца Ра и его культ распространяется по всему Египту. Он объявляется первым царем Египта, «царем богов», «царем обеих земель», его имя может заключаться в картуш. Правящий фараон объявляется сыном Амона-Ра. С Амоном связываются общегосударственные праздники, например Праздник долины, когда Амон посещает царские некрополи и святилища царствующего царя, или праздник Опет, когда Амон из Карнака отправлялся в Луксор. Наиболее крупный и самый древний храм Амона – Карнакский храм в Фивах.

Особое место занимает бог Осирис. Сначала он воспринимается как умерший и возрожденный к новой жизни, воплощающий само бессмертие. Первоначально Осирис отождествлялся процессом разлива Нила, воды которого несут жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, получившим власть от Геба. По преданию, он научил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. С Осирисом связан один из самых значимых для египетской культуры мифологических циклов, рассказывающий о его коварном убийстве, совершенном Сетом, и последующем воскресении бога Исидой и Гором. Передав Гору власть над Египтом, Осирис становится затем царем подземного царства мертвых. Осирис почитался по всему Египту и далеко за его пределами. С его образом связывается представление о справедливости, а заупокойный культ по своей значимости приближается к культу солнца, о чём свидетельствует «Книга мертвых», писавшаяся в течение почни всей истории Египта. 

В тоже время существует представление  о всех богах как эманации единого Птаха, создававшего мир «сердцем и языком»: задуманного сердцем и сотворенного силою своего слова.

 Одним из важнейших богов  Древнего Египта был бог Гор (Хор). Это солнечное божество, обычно воплощающееся в образе сокола или человека с головой сокола, иногда – крылатого солнца. Считалось, что его магическая сила – источник плодородия земли. Гор, сын Исиды, – одно из главных действующих лиц в событиях, связанных со смертью и воскресением Осириса, – он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни. Гор становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый – с Гором. Имя Гора входит в пятичленный титул фараона.

Боги для египтян были не только творцами мира, порядка и закона, городов и правителей, но и создателями  ремесел и искусств, письма и счета, магии и знания. Иероглифическое  письмо воспринималось ими как священное  и понималось как «слово Бога». Исключительно важная роль при этом принадлежит богу мудрости Тоту, который выступает владыкой слова и счета, создателем письменности, исчислителем лет, покровителем литературы и писцов, магов и целителей. Он изображался в виде человека с головой ибиса, держащего в руке палетку писца. Как бог луны, Тот является творцом календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также занимался ведением летописей. Тот играл значительную роль в культе мертвых – доставлял каждого покойного в загробное царство, а также фиксировал результат взвешивания его сердца на весах Осириса.

Огромное значение для египтян  имел также культ диких и домашних животных, птиц, рыб и насекомых, что свидетельствовало о глубокой уверенности тотемизма в их религиозных представлениях. В число священных входило значительное число различных живых существ: лев, корова, бык, баран, козел, крокодил; птицы – сокол, ибис, коршун; а также пчела, змея, навозный жук – скоробей.

Наряду с различными культами богов, в частности с культом солнца, огромное значение в культуре Древнего Египта имел заупокойный культ. Ни в одной другой цивилизации протест против смерти не нашёл столь яркого, конкретного и законченного выражения, как в Египте. Загробная жизнь представлялась им как непосредственное продолжение земной. Следовательно, рождается вероучение, согласно которому умершего ждет воскрешение.

 Заупокойный культ в Древнем  Египте не был культом смерти, а как бы отрицание торжества  смерти, желание продлить жизнь, сделать так, чтобы смерть – явление ненормальное и относительное – не  нарушала бы красоты жизни. Искусство заупокойного культа не было мрачным. Важным здесь было то, что умершего уподобляли самому Осирису, сыну неба и земли. И всё в усыпальнице, в её архитектуре, в её росписях, во всех предметах роскоши, которые её наполняли для «ублажения» умершего, должно было выражать красоту жизни, величаво-покойную красоту. Гробница для покойного была «домом вечности». Но чтобы обеспечить умершему новую, уже вечную жизнь, нужно сохранить его тело, дабы дух мог вернуться в тело подобно тому, как Нил возвращается ежегодно на орошаемую им землю. Следовательно, надо бальзамировать тело, превратить его в мумию.

Считалось, что смерть ужасна, когда  покойника не ждёт достойное погребение, позволяющее душе вновь соединиться с телом, ужасна смерть за пределами Египта, где прах «заворачивают в баранью шкуру и зарывают за простой оградой», вопреки всем ритуальным обрядам. Таким образом, в древнеегипетской  культуре не только фараон, но и простой египтянин (кроме особой касты парасхитов – люди, занимающиеся препарированием трупа перед ритуалом мумификации) с самого рождения начинали думать о своей будущей загробной жизни. Каждый египтянин приносил жертвы душам своих умерших родственников, заботился о сохранности их гробниц, строил свои будущие гробницы.

Таким образом, заупокойный культ  оказал непосредственное влияние на весь строй жизни Древнего Египта, его мировоззренческую систему, быт и искусство.

Архитектура Древнего Египта

Египетская культура тесно связана  с природой, поэтому египетская архитектура  гармонично сосуществует с географическим контекстом.

Нужно заметить, что каждый период истории Древнего Египта представляет собой очередной этап развития архитектуры, в каждый из периодов складывались и развивались особые архитектурные традиции. В период Древнего Царства были заложены основы практически всех основных форм египетской культуры, этот процесс коснулся и архитектуры.

Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имел в Египте заупокойный культ.

 Отсутствие древесины и камня  обусловливает то, что жилищные постройки, в том числе грандиозные дворцы, строились из необожжённых кирпичей. Напротив, священные постройки, храмы и гробницы выполнялись из камня. 

Первый гигантский архитектурный  памятник Древнего Египта – ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре, на южной окраине Мемфиса (XXVIII в. до н.э.). Построенное Имхотепом для предоставления пристанища гробнице фараона Джосера, основателя III династии, это великое погребальное строение собрало в единый комплекс все здания и помещения, необходимые для отправления обрядов, которые осуществлялись для продолжения жизни после смерти. Это сооружение являет собой реальное воплощение идеи вечной жизни в архитектурных формах. Царю Джосеру удалось встать над жрецами и сформировать централизованную политику абсолютистского характера на всей египетской территории. Он утвердил принятие культа Солнца, Ра, с абсолютным верховенством над остальными богами. Произошло изменение божественной природы монарха. Царь являлся уже не сыном или представителем богов, а неотъемлемой частью самого божества.

Данный архитектурный ансамбль представляет собой прямоугольное  строение, окружённое по периметру  двухкилометровой стеной. Внутри себя он содержит ступенчатую пирамиду, а также комплекс гробниц.

Пирамиду Джосера обычно называют «матерью египетских пирамид». Это связано с тем, что в её конструкции отражены основные принципы создания подобных сооружений: гигантский масштаб, обобщённая геометрическая форма, использование камня как строительного материала.

Комплекс наиболее крупных пирамид в Гизе был возведен фараонами Хуфу (греч. Хеопсом), Хафром (греч. Хефреном) и Менкаурой (греч. Микерином) в период IV династии. Эти пирамиды представляют собой лишь самую бросающуюся в глаза часть всего погребального комплекса, который включает два храма (погребальный и храм долины), соединенные между собой коридором, и обнесенное стеной помещение. Все архитектурные сооружения ансамбля пирамид символически отражают основные фазы пути усопшего фараона. Путь из нижней зоны речной долины (из храма долины) в самую высокую часть пустыни, где находились пирамиды, был отмечен восходящей тропой, что придавало символический смысл маршруту процессии усопшего фараона.

Пирамида Хеопса (Хуфу) – это самая монументальная из трех. Высота пирамиды Хеопс, в объеме которой свободно мог бы поместиться любой европейский собор, – около 147 м, длина каждой наклонной её стороны – около 235 м; площадь её – около 55 тыс. м2 . Сложена она из блоков известняка весом в 2,5, а то и в 3 тонны; всего потребовалось на её сооружение 2300000 таких блоков. Блоки эти так плотно пригнаны друг к другу, что между ними не просунешь иголку.

Вся поверхность пирамиды была облицована прекрасно отполированными известняковыми плитами.

Строили саму пирамиду 20 лет, а дорогу для доставки каменных глыб из каменоломен на берегах Нила – 10.

Древние греки считали пирамиды первым из «семи чудес света».

Пирамиды в Гизе составляли центр  огромного погребального ансамбля. В архитектурный ансамбль входит знаменитый лежащий Большой сфинкс длиной 57 м и высотой 20 м – вырубленное в основной своей части из скалы изображение льва с человеческим лицом.

Храмы составляют великое архитектурное  достояние эпохи Нового Царства (XVI – XI вв. до н.э.). именно с этих пор данные строения возводились в качестве автономных единиц погребальных комплексов и приобретали большую значимость по мере увеличения могущества, которого добивались в течение этого периода жрецы. Храмы обогащались в архитектурном отношении и достигли колоссальных размеров, не имевших аналогов в предшествующие эпохи.

Храм, в понимании древних египтян, являет собой обитель бога, укромное святилище, которое должно оставаться закрытым перед внешним миром. Поэтому  древнеегипетские храмы больше напоминали неприступные замки, чем центры для  стечение народа.

Один из значимых храмов той эпохи является заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525 – 1503 гг. до н.э.), посвященный богине Хатор, в Дейр эль-Бахри в Фивах, на западном берегу Нила. Культ Хатор, дочери бога Ра, богини любви, музыки и танца, глубоко почитался египтянами.

Храм в Дейр эль-Бахри – выдающийся памятник древнеегипетского искусства – построил архитектор Семнут. Храм стоит у подножия круто обрывающихся скал Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Храм расположен на трех террасах, соединённых пандусами и обрамлённых столбами и колоннами. чтобы посетить храм, нужно было пройти по алле сфинксов, тянувшейся от берега Нила, и подняться по террасам к святилищу, вырубленному в толще скал. Строгий облик храма разнообразили статуи царицы Хатшепсут в облике Осириса; колонны, на капителях которых была высечена голова богини Хатор. На просторных террасах располагались водоемы, росли деревья.

Наиболее совершенным воплощением  культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы Ипет Рес и Ипет Сут, посвященные богу Амону-Ра. Сегодня они известны как храмы в Луксоре и Карнаке. Храмы, принадлежащие к величайшим созданиям древнеегипетского зодчества, строились, начиная с XVI века до н.э., в течение многих тысячелетий. Они занимали большую площадь и отличались подчеркнутой монументальностью.

Храм Амона является главным строением в Карнаке, в своем центре имеющим форму типичного храма с его пилонами, вестибюлями, гипостильным залом и святилищем.

Внутри храма за первым пилоном и большим двором находится второй пилон, который ведет в гипостильный зал. Считающийся наиболее символическим во всей египетской архитектуре. Этот гипостильный зал был построен под покровительством фараона Рамзеса II.

Гипостильный зал в Карнаке в действительности является колоссальным комплексом из 134 колонн грандиозных размеров (103 м длиной и 52 м шириной), которые образуют разделяющую зал ось, создавая таким образом длинный и широкий процессуальный коридор. Число и размеры колонн создают у посетителя впечатление, будто он попал в густой лес. Этот эффект усиливается формой колонн, капители которых напоминают, хотя и в весьма стилизованном виде, цветки папируса с открытыми и закрытыми лепестками. Многоцветность, которая в настоящее время утрачена, также способствовала достижению такого эффекта.

Гипостильные залы изображают в  символической форме совершенство устройства космоса и по этой причине  имеют религиозно-духовное значение. Они сами по себе образуют настоящую  Вселенную, состоящую из единения земного со сферой небесного, природы с самым священным.

 Храм в Луксоре, первый из характерных для Нового Царства, приобретший неизменную планировку, был построен Аменхотепом III в XIV в. до н.э. с последующими пристройками Рамзеса II (XIII в. до н.э.). Двор представляет ту часть, которая выделяется из всего комплекса красотой своих гранитных клон. Эти колонны окружают три стороны двора двойным рядом со стволами, покрытыми дольчатыми канавками, символизирующими связки папируса, и с капителями, изображающими закрытый цветок папируса. Изысканность этих форм заставляет считать храм в Луксоре самой утончённой постройкой в египетской культуре. Колонны выглядят не так, будто они выполняют функцию поддерживающих элементов, а создают впечатление, словно они свободно поднимаются до небес в устремлённости к божественному.

В древности Ипет Рес и Ипет Сут  были соединены трехкилометровой аллеей сфинксов, по которым проходили торжественные  религиозные процессии. Перед храмом в Карнаке сохранилась часть  аллеи из 40 каменных сфинксов, с телом льва и головой барана (священное животное бога Амона).

Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"