Курс лекций по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекционный материал Древний мир -Возрождение.doc

— 789.00 Кб (Скачать файл)

Так родилась первая из двух философских  цивилизаций - греческая, Вторая - римская, много заимствовала от нее, а после завоевания Греции распространилась на всем пространстве великой Римской империи. Заметим, что становление новой господствующей отрасли культуры произошло в цивилизации нового типа - морской.

Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и была той внутренней культурной причиной, которая привела к возникновению философии.

Миф широко использовался в период становления философии как удобная, привычная всем согражданам форма, в которую вкладывается новое, рациональное содержание. Исследователи отмечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией.

Корни философии - в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В.одной из основных философских категорий - материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, угадывается слово мать, которое из мифологии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бесконечности в филосорфком понятии материи. А в понятии идеи, как образца для всех вещей, - отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе - основателе и творце мира.

Еще одной составляющей философии были правила ведения спора, которые начали формироваться в Греций под влиянием странствующих учителей мудрости - софистов, и вызывались практическими потребностями демократической системы управления полисом. Однозначно определенное слово есть понятие. Понятие как инструмент поиска истины ввел Сократ (ок. 470 -399 гг. да н. э.). Коль скоро есть понятия и стремление к истине, ее можно найти посредством размышления и спора. Нужно определить слова и спорить о них - таков метод философствования, с помощью которого можно прийти к общечеловеческой истине. Сам Сократ не утверждал, что нашел ее, но он говорил, что ее надо искать и можно обрести, тем самым стимулируя поиск.

Суть  метода Сократа  заключается в наличие истины, без которой невозможно плодотворное философствование, и его изначальная скептичность («я знаю, что я ничего не знаю»). Она отошла на второй план у Платона и Аристотеля, но всегда присутствовала в качестве критической функции философии и в конце концов стала преобладающей, чтобы ослабить философию и лишить ее лидирующей доли в культуре.

Представление о том, что  для всех людей существуют одни и  те жe ценности, есть главная заслуга Сократа. Философ задал вопрос: что нужно в формальном смысле, чтобы социальная жизнь была гармоничной, и ответил: чтобы глубинные духовные ценности были одинаковы для всех людей. На первый взгляд здесь есть противоречие: с  одной стороны, данный человек - мера всех вещей, а с другой - этические нормы универсальны. Сократ преодолевает его своим методом. Этот философ отличался от софистов тем, что не просто учил, то есть передавал знания, а старался донести до сознания индивида дремлющее в нем знание. Именно в этом заключается сократовский метод майевтики как «духовного повивального искусства». Сократ считал, что спорить надо так, чтобы путем последовательных рациональных шагов мысли человек сам приходил к истине, поскольку истину нельзя внушить, ее можно только самостоятельно открыть для себя.

Основным в учении Сократа  было то, что к благу, даваемому общезначимым знанием, каждый приходит, что называется, своим умом. Никакие внешние предписания не могут заставить человека вести себя хорошо (в этом Сократ соглашался с Конфуцием). Человек должен понять, что надо поступать именно так, но для этого ему нужно помочь «родить плод добродетели». Отвечая на обвинения, Сократ говорил, что никогда никого ничему не учил, а только не препятствовал другим задавать вопросы и задавал вопросы сам. Это составило суть метода диалога и приведения к постижению истины, который исповедовал Сократ. Диалектика Сократа отличалась от китайской, которая была объективной и не знала искусства спора.

Для становления философии как способа достижения истины нужно именно рациональное обсуждение. В этом проявился гений Сократа. Метод. Сократа хорош тем, что человек не принуждается, а приходит к истине свободно. Философия - это свобода мысли, и не закабаление ею.

Для того, чтобы дремлющее  в душе человека знание проявилось, надо, чтобы он совершил над собой усилие и познал то, что в нем заложено. Сократ, призывая к самопознанию, обратил человека к самому себе. Отсюда афоризм, который он часто повторял: «Познай самого себя». Это важнейший принцип, с которого берет начало практическая философия, размышляющая не над тем, как устроен мир, а над тем, что в нем делать человеку и кто он такой. . Добро и зло Сократ отождествлял соответственно со знанием и незнанием. Любовь к мудрости и обретение истинного знания становится основной предпосылкой добродетельного поведения и адекватного взаимодействия людей, а зло уподобляется невежеству.

Разум становится высшим критерием жизни и смерти. Истинное знание существует в форме понятий, создаваемых философами. Сократ обосновывал господствующее положение философии ее правом на руководство человеческими делами.

Обосновывая свое понимание добродетели и идею блага в качестве высшей, Сократ первый четко провозгласил: жертва выше победы; лучше претерпеть несправедливость, чем причинить ее.

Основной нравственный принцип  и философское понимание значения знания Сократ переносил и на государство. Он считал, что править должны знающие, и критиковал правление, основанное на насилии.

Показательной явилась  сама смерть Сократа. Сократ умер не за конкретную идею, а за идею как таковую, и с его идей-понятий начинается философия.

Сократ поплатился жизнью за превращение богов в понятия, мифологической истины в философскую. Первое философское жертвоприношение не выходило за рамки общекультурной схемы жертвоприношений; сами рамки раздвинулись и вышли за пределы мифологии. Но есть и важное отличие. На стадии философии культура поднялась до понимания жертвы как самопожертвования. Случилось это в «осевое время» (термин К. Ясперса), основной характеристикой которого было становление личности, резкое скачкообразное развитие самосознания под влиянием тенденции рационализации.

 

Древняя Греция и морские цивилизации

 

Возникновение морских цивилизаций знаменует новый этап эволюции человечества.

История Древней  Греции

Говоря о природе  Греции, отмечают ее близость к морю (самая дальняя точка в Греции удалена от побережья на 100 км), способствующую развитию торговли; мягкий климат благоприятствует произрастанию таких растений, которые не плодоносят в других местах; особый прозрачный воздух. Есть здесь мрамор, необходимый для строительства и ваяния, серебряные руды и т. п.

Как природа определяет становление культуры? Есть ли связь между прозрачным воздухом Греции и ясностью ее мысли? Эти вопросы еще недостаточно выяснены, но несомненно на развитие греческой культуры повлиял особый рациональный склад ума ее народа. Греция была богатой рабовладельческой страной. Поскольку рабы выполняли все тяжелые работы, у свободных людей было много досуга и денег, нажитых ремеслами и торговлей.

Предшественницей греческой  цивилизации считают критоминойскую (или эгейскую) островную цивилизацию, существовавшую на Крите и островах Эгейского моря, которая равна по возрасту шумерской и египетской. История собственно греческой культуры начинается примерно в XXII в. до н.э, когда в Древнюю Грецию пришли племена, называвшие себя ахейцами. Расцвет ахейской культуры приходится на XV - XIII вв. до н. э. Эту цивилизацию называют еще микенской, поскольку одним из ее важнейших центров был город Микены. В конце XIII в. ахейская культура погибает, по-видимому, в результате нашествия с севера европейских континентальных племен дорийцев.

Период расцвета древнегреческой  культуры VI-V вв.до н. э. называют классическим. Это время возникновения философии, пластики, искусства театра и литературы, возведения великих храмов, начало Олимпийских игр. Важнейшими политическими событиями данного периода были греко-персидские войны и возникновение демократического общественного устройства.

Период с IV в. до н. э. по V в.н. э. носит название эллинизма. Он начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается захватом варварами Рима. Рим покорил Грецию в начале II в. до н. э. С IV в. до ее завоевания турками в XV в. Греция - основная часты Византийской империи.

Благодаря «отцу истории» Геродоту (490 / 480 - 430 / 422 гг.до н. э.), который объехал большую часть известного грекам мира и описал в своей «Истории» то, что видел и слышал, мы имеем важные сведения не только о греческой, но и о других древних культурах (египетской и некоторых ближневосточных). Другой греческий историк Фукидид (ок. 465-399 гг. до н. э.) является автором «Истории Пелопонесской войны» и считается родоначальником исторической критики.

 

Мифология греков.

Представления греков о  происхождении мира практически не отличаются от других народов. Раньше всего зарождается хаос, а следом - широкогрудая Гея и сумрачный Тартар «в земных залегающий недрах глубоких», - сообщаёт Гесиод в поэме «Теогония», написанной в VII в. до н. э. В «Теогонии» систематизированы местные мифологии многочисленных городов-государств. Всего существовало четыре поколения богов. Исходная пара - бог Неба Уpaн и его жена богиня Земли Гея. От них происходит поколение Титанов. Младший из сыновей Крон (от греч. хронос - время) и его сестра Рея порождают следующее поколение. Это три брата -. 3евс (верховный бог Олимпа), Посейдон и Аид, поделившие между собой власть над миром. Зевсу досталось небо, Посейдону - море, а Аиду - подземное царство. Жена Зевса Гера - покровительствует браку, его сестра Деметра - богиня плодородия.

Следующее поколение: Аполлон - бог света и искусства, Афина - богиня мудрости, Афродита - богиня красоты, Арес - бог войны и т. д. К этому же поколению относятся титан Атлант, державший на своих плечах небесный свод, и Прометей, давший огонь людям и за это по приказу Зевса прикованный к Кавказской скале.

От Мнемозины - богини памяти -у Зевса родилось 9 муз: Урания - муза астрономии, Клио - муза истории, Каллиопа - муза эпоса, Эвтерпа - муза лирической поэзии, Полигимния - муза гимнов, Эрато - муза любовной поэзии, Терпсихора - муза танца, Мельпомена - муза трагедии, 'Талия - муза комедии.

В «Теогонии» встречаем непорочное зачатие Геей Урана, нимф, Понта. Рождал богов и сам Зевс - непобедимая воительница Афина вышла на свет из головы громовержца. Боги появлялись на свет и без посторонней помощи - Афродита родилась из пены морской после оскопления Зевсом своего отца Крона.

Есть в греческой  мифологии герои, не являющиеся богами, такие, как Геракл. Свои знаменитые 12 подвигов он совершил, чтобы достичь бессмертия (о чем мечтал ~ Гильгамеш).

У греков сформировалось представление о «золотом веке», который существовал в прошлом, когда появились первые люди. Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон»

Затем были люди «серебряного.века», которые жили до 100 лет и не воевали друг с другом; люди «медного века» любили воевать, были грубы и жестоки. «Железные» люди - нечестивы, злобны, несправедливы и лживы. Впрочем, не сами они в этом виноваты.

 Как библейская Ева,  так и Пандора в греческой  мифологии ответственна за человеческие неурядицы. Женщина, сотворенная Гефестом по повелению Зевса, из любопытства открыла сосуд, в котором были заключены людские пороки, болезни и несчастья, и выпустила их на волю, от чего до сих пор страдает род человеческий.

По мнению Д. Вико, название золотому веку дала пшеница, что свидетельствует о значении, которое придавалось возделыванию земель. 3олотом называли и шерсть (золотое руно), дальше идут золотые яблоки, золото как металл и золотые монеты.

Греческая мифология была гораздо более развита по сравнению с предыдущими, хотя многие ее сюжеты повторяются. Так, миф о Деметре, вынужденной, ежегодно спускаться в аид, заменяя свою дочь Персефону, напоминает мифы об Осирисе и Инанне. Р. Штайнер интерпретирует этот миф как символ вечного превращения души в смене рождений и смертей.

Греческие боги совершали  огромное количество деяний, которые копировались с человеческих поступков, что привело к «заземлению» божественного и не понравилось Платону, советовавшему правителям брать пример с египетской культуры. Этот совет оказался утопическим, но мифология погибла, уступив место философии. Значение мистерий (например, Элевсинских мистерий, посвященных Деметре и др.) постепенно сходило на нет, магические силы покидали миф и ослабляли его.

Греческая мифология - самая  четкая, логичная, последовательная и яркая, - прорвала собственные рамки и превратилась в философию (Психея - в понятие души, Афродита - в понятие любви и т. п.).

Философия появилась в Древней Греции в строго определенное время, и могла жить полноценной жизнью именно тогда. Древнегреческая философия стала образцом философии вообще, определила ее возможные варианты развития, и в этом смысле была закончена, совершив самый плодотворный в истории философии круг. Конечно, и позже люди определенного склада ума философствовали, но их усилия были похожи на искры в ночи, в то время как философия Древней Греции - факел разума. То же относится к греческой трагедии и пластике. Плод культуры в отличие от физического сохраняет свое значение преемственности. Знание древнегреческой философии - ключ к средневековой и новоевропейской философии; к пониманию Августина и Фомы Аквинского, Канта и Гегеля.

Искусство. 

Греческая письменность возникла, по-видимому, на основе финикийской в IX - VIII вв. до н. э. Принципиальное отличие от всех предшествовавших алфавитов состоит в том, что в греческом алфавите появились буквы для обозначения гласных звуков, другими словами именно греки создали законченную формальную систему письменности. Из Греции алфавит распространился в Италию, Северную Европу, Малую Азию, Индию и т. д. Писали греки со II в. до н. э. на пергаменте (специально выделанной коже, изобретенной в городе Пергаме). Олицетворением творческого настроя греческой культуры служит почитание, оказываемое музам. То, что они греческого происхождения, справедливо, так как Греция родина многих видов искусства, в том числе и классического эпоса. Мы уже встречали в Вавилонской культуре сказание о Гильгамеше, но там оно еще наполовину миф, сквозь который пытается пробиться художественное произведение. Поэмы Гомера (условно, поскольку авторство Гомера не установлено) в полном смысле сказания о людях и реальных событиях, хотя в качестве действующих лиц в них выступают боги. «Илиада» и «Одиссея» сложены в VIII, а записаны в VI в. до н. э. В том же веке появляется лирика. Самые знаменитые поэты Греции - Сапфо (нач. VI в. до н. ~.), Анакреонт (V1 в. до ~. э.) и Пиндар (518-438 гг. до н. э.). Пиндару принадлежит знаменитая поэма «Острова блаженных», в которой описывается райская жизнь наиболее достойных людей. Родоначальником жанра басни по праву считается Эзоп (V1 в. дп н. э.).

Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"