Курс лекций по "Истории мировой культуры"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:56, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "История мировой культуры"

Вложенные файлы: 1 файл

Лекционный материал Древний мир -Возрождение.doc

— 789.00 Кб (Скачать файл)

Искусство. В подтверждение идеи неравномерного, пульсирующего развития культуры А. Кребер выделяет  три импульса  - ранний, золотой и серебряный века римского искусства..

«Золотой век» римского искусства (I в. до н. э. - начало I в. н. э.) - это век Лукреция, Катулла, Вергилия, Горация, Овидия.

Создание единой античной художественной картины мира начал Лукреций, продолжил Вергилий (70-19 гг. до н. э.), который в «Энеиде» в качестве отправной точки взял то, чем закончил «Илиаду» Гомер - победу греков над троянцами. Жители Илиона во главе с Энеем, сыны троянского царя Приама, спасаются от гибели и по морю добираются до Италии. Породнившись с тамошним населением, они дают начало новой цивилизации. Таким образом, Вергилий наметил художественный переход от греческой к римской культуре.

Достижения античной культуры обобщил Овидий (43 г. до н. э. - 17/ 18). Его «Метаморфозы» - собрание мифов, отражающих факт существования Римской империи. Встречаем в «Метаморфозах» и древнее мистическое понимание природы, как имеющей сверхъестественную составляющую. Например, Эхо представлено в виде нимфы, которая от несчастной любви к Нарциссу сохнет.

 Образ Нарцисса интересен  не только в плане критики  эгоизма, что художник любит  образы, которые создает, и в этом смысле каждый творец сам немного Нарцисс.

 

В «Метаморфозах» Овидия сочетается величие с наслаждением, но постепенно величия становится все меньше, а наслаждения, точнее стремления к нему, все больше. Вот яркий пример подмены: Эпикур, признававший самыми ценными душевные наслаждения, для римских эпикурейцев главным стало наслаждение телесное.

К «серебряному веку» принадлежит историк Тацит, сатирик Ювенал, автор эпиграмм Марциал.

«Бронзовый век» начался с правления императора Адриана (117-139) . Наиболее ярким его представителем является прославившийся биографиями двенадцати римских цезарей Светоний (ок. 70 - ок. 140) . Поскольку литературу народов, захваченных Римом, считают древнеримской, сюда попали и сочинения древнегреческих поэтов и писателей эпохи эллинизма, например, Лукиана (120-185), историка Плутарха (ок. 46 - ок. 126) и др.

Постепенно в художественной литературе начинают преобладать сатирические произведения не только Ювенала и Марциала, но и Лукиана, Апулея, Петрония. Великое переходит в смешное по мере упадка самой Римской империи. Именно в Древнем Риме появляется сатира в полном смысле слова. Как философия кончилась скепсисом, так искусство - сатирой, и точку здесь поставил Лукиан.

Древнейшим произведением  изобразительного искусства Рима является знаменитая бронзовая капитолийская волчица, вскормившая по преданию Ромула и Рема и ставшая символом Вечного Города. Дошла до нас и скульптура Венеры Милосской, найденная на острове Милос.

Римляне были большими любителями устраивать празднества по случаю побед полководцев. Победы отмечались строительством триумфальных арок, некоторые из них сохранились до наших дней.

Известным архитектурным  памятником является Колизей - самый большой амфитеатр Древнего Рима, рассчитанный на 56 тыс. зрителей.

Наиболее значительным представителем римской архитектуры Аполлодором Дамасским в 25 г. н. э. построено крупнейшее сооружение римского зодчества - Пантеон. Храм во имя всех богов с диаметром купола 43,2 м не имеет равных. В архитектуре, пишет Н.Я. Данилевский, где «римляне своей аркой и куполом осмелились быть самобытными, они создали Колизей и Пантеон, стоящие наравне с лучшими произведениями греческого искусства»

В эпоху заката Рима, когда доминировал лозунг »хлеба и зрелищ», стало модно строить грандиозные бани. Крупнейшие из них - термы Диоклетиана и Каракаллы (нач. III в.) представляли собой, используя современную терминологию, спортивнооздоровительные комплексы.

В Древнем Риме появился цирк с фокусниками, эквилибристами и клоунами, забавлявшими публику в перерыве между гладиаторскими боями и травлей животных - любимыми римскими зрелищами.

Театр отступал на второе место, а соревнования атлетов и  музыкальные состязания были не более, чем данью греческой моде.

Из римских ученых отметим  жившего в Александрии Птолемея Клавдия (ок. 100-178), которому мы обязаны геоцентрической системой мира; отца алгебры Диофанта Александрийского (111 в.); Плиния Старшего (23-78), который в своей «Естественной истории» собрал выписки по естествознанию из всех предшествующих учений античности. Пергамский врач Гален (11 в.) пользовался огромным авторитетом в Европе вплоть до Нового времени.

Военное искусство римлян развивалось, а культура деградировала.

В Древнем Риме цивилизация  вышла за экологически допустимые пределы

Не вырождение, проистекающее  из длительного мира, не пресыщение, не действие сильных эпидемий и неконтролируемое и прогрессирующее истощение почвы стали причиной гибели Империи. Произошла культурная катастрофа - христианство победило Древний Рим.

 

В римской культуре совершается  переход от философии к религии. Религия возникла в недрах иной культуры, но римляне сначала сами приняли ее, затем распространили среди покоренных народов. Именно Римская империя дала возможность христианству стать поистине первой мировой религией.

Возможно причиной гибели какого-то типа культуры служит внедрение новой отрасли, которую она не может «переварить». Это соответствует гибели экосистемы, когда в ней появляется чуждый ей вид. Если это так, то победа христианства в римской культуре и стала главной причиной распада могущественной империи. По мнению Тойнби:«Принятие эллинистическим миром христианства положило конец эллинистической цивилизации»

 

 

 

 

ОБРАЗ МИРА В КУЛЬТУРЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

 

Мифологическое сознание характерно было для древнейшего времени  человеческой истории и всей античной культуры. Процесс субъективизации охватил весь средиземноморский мир. Имперская структура  постепенно отрывала человека от общины, но чувство индивидуализма, которое охватывает средиземноморский мир, по- разному отражается в различных слоях античного общества. Но именно в период римской античности и эллинизма начинают складываться новые системы мировидения, формируются новые образы мира. При этом, новые системы формируются почти одновременно и параллельно друг другу. Традиционно считают, на смену мифологическому миропониманию приходит мировоззрение христианское. Это не совсем верно, так как складывается несколько систем, представляющих разные варианты преломления процесса индивидуализации. Это неоплатонизм, христианство, гностицизм. Ведущую роль этой эпохи отражает неоплатонизм – концепция максимально субъективизированного  космоса, сохраняющая неличностные, объективно – телесные основы античной культуры. Более глубокий индивидуализм, личностная концепция проявила себя в христианстве. Одной из самых мощных концепций, проникнутой личностными тенденциями, стал гностицизм. Во всех этих концепциях личностное начало проявилось в том, что на первый план стала выдвигаться концепция Абсолюта как замкнутой цельной сущности, как начала мира, конечной истины. Абсолют проявился в разных формах. В неоплатонизме абсолют проявился в виде Сверхсущего Первоединого, в христианстве – В виде личности Бога. Именно  в формировании концепции Абсолюта и заключалось начало постепенно отрыва европейской философии от восточных систем, которые   базировались на традиционных основах. Христианство одержало окончательную победу и предельно выявило свои основы, в наиболее очищенном виде продемонстрировало характерную для него систему мировидения в культуре и искусстве. В этот период оно стало динамической системой.

Средние века  - это период, начало которого совпало с отмиранием эллинско – классической, античной культуры, а конец – с ее возрождением в новое время. Историческое время средневековья охватывает с V по ХVI век, соответствует зарождению, развитию и разложению феодализма. В это время складывается совершенно новый тип отношения человека с миром, т. Е. формируется новый образ мира.

В основе культуры средних веков  лежит взаимодействие двух начал: культуры «варварских» народов Западной Европы и культурных традиций Западной Римской империи. К традициям Римской Империи относят возникновение мощной государственности, права, науки, искусства, а также христианство, которое часто выделяют как самостоятельное начало культуры средневековья. Культура Рима распространялась во время завоевания его варварскими племенами, взаимодействуя с традициями языческой культуры народов Северо – Западной Европы. Эти два начала и легли в основу  западноевропейской средневековой культуры. Целостность этой культуре обеспечили следующие факторы: 1) экономической базой стала феодальная форма собственности, которая основывалась на личной о поземельной зависимости крестьян от вассалов – землевладельцев, присваивающих их труд; 2) структура средневекового общества строилась по сословно – иерархическому  принципу, отличавшаяся сословной замкнутостью и отношением вассального служения сюзерену; 3) средневековая культура развивалась в процессе постоянных войн, которые несли голод, разрушение, смерть и трагическое ощущение человеческой жизни; 4) духовная атмосфера средневековой культуры  опиралась на сложный синтез традиций античности, духовной культуры варваров и христианства.

Грани культуры средневековья разнообразны, противоречивы, порой парадоксальны.

Материальная основа культуры средних  веков обеспечивалась феодальными отношениями, главной особенностью которых были

1. условность собственности на  землю; феодал «держал» феод  – землю с крестьянами на  правах владения, которое получал  от вышестоящего феодала (сеньора), который в свою очередь тоже  состоял в прямой зависимости от феодала, занимающего более высокую ступень в политической иерархии.

2. личное и экономическое подчинение  крестьян «держателям» земли.  Основными формами такой зависимости  были патронат и крепостное  право.

3. взаимные обязательства  сеньора и вассала, жесткое единство прав     и         обязанностей.

Формирование культуры средневековья  происходило в условиях господства натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья и неразвитости товарно–денежных отношений. По мере исторического развития социальной основой культуры средневековья становится городская среда, бюргерство, ремесленное цеховое производство, торговля и денежное хозяйство. Экономическая деятельность понималась человеком этого времени следующим образом. Материальное богатство необходимо, поскольку без него люди не могут существовать и помогать друг другу. Но оно вторично, поскольку существует для человека, а не человек для богатства. Поэтому на каждом шагу существовали запреты, предупреждения, ограничения, которые не позволяли экономическим интересам вмешиваться в серьезные дела. Человеку было позволено стремиться к богатству, которое необходимо для жизни на уровне, подобающем его положению. Но стремление к большему считалось уже не предприимчивостью, а жадностью, которая являлась смертным грехом.

Человек должен быть уверен в том, что занимается делом ради всеобщей пользы и прибыли, которые он получает, не превышают справедливой оплаты труда. Частная собственность необходима в этом несовершенном мире, потому что когда добро принадлежит отдельным людям, а не всем вместе, люди больше работают и меньше спорят. Честная собственность – это уступка человеческой слабости, сама по себе она не желательна. Имущество есть некое бремя, им необходимо делиться с нуждающимся.

   Бремя труда разделялось неравномерно между различными классами в социальной иерархии, существовала достаточно жесткая эксплуатация. Сам труд не был абстрактным. Производили не какие угодно товары, а только те, в которых была острая необходимость. В это время не существовало никакого стимула работать больше, чем это было необходимо для поддержания своего традиционного жизненного уровня.

Для любой социальной группы существовали естественные ограничения: сколько  благ потребляет человек, столько и  должно быть произведено. Для дворянства это выражалось в идее «достойного содержания», соответствующего положению в обществе. Оно и определяло меру хозяйственной активности. Вести жизнь сеньора – означало жить «полной чашей» и «давать жить многим», одновременно презирая деньги, существовавшие для того, чтобы их тратить.

Для массы простого народа было принято  просто приводить доходы в соответствие с потребностями. Приоритет потребления  здесь выражается идеей «пропитания». У крестьян и ремесленников идея пропитания понималась по - разному. Для крестьянина достаточными являлись размеры его владения, для ремесленника достаток определялся возможностями сбыта изделий.

Экономическая организация городов  была довольно статичной, в конце  средних веков ремесленники объединились в цехи. Цехи были основаны на взаимном сотрудничестве и  обеспечивали своим членам относительную гарантию существования.

Средневековая торговля осуществлялась посредством деятельности множества  мелких предпринимателей. Накопление капитала до конца 15 века происходил весьма медленно.

Важной особенностью культуры средневековья  и его хозяйства является сам  характер труда. И для крестьян, и  для ремесленников труд оставался  «одиноким творчеством». Люди жили в своих творениях как художники, вкладывали в них душу, ручались за них честью. Работа приносила определенное удовлетворение труженикам как реализация их творческих возможностей. Но большинство работало потому, что необходимо было кормить себя и семью.  Они работали только потому, что им приходилось работать. Идеология пропитания рождала весьма ограниченную мотивацию труда. Это противоречие проявлялось в низких темпах развития хозяйственной деятельности, в ее неторопливости, в отсутствии большой любви к хозяйственности, косвенным подтверждением чему являются многочисленные средневековые праздники.

Если в культуре античности успешно  развивались теоретические знания, то Средневековье открыло простор  для широкого применения машин и  технических изобретений. В античности главным источником энергии была мускульная сила рабов. С отменой рабства в эпоху феодализма встал вопрос о новом источнике энергии. Поэтому в это время стали использоваться энергия воды благодаря применению водяного колеса, затем появляется ветряная мельница, использующая энергию ветра. Изобретение рулевого колеса ускорило прогресс водного транспорта, что в свою очередь привело к революции в торговле. Развитию торговли способствовали строительство каналов и использование шлюзов с воротами.

Информация о работе Курс лекций по "Истории мировой культуры"