Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 13:12, курс лекций
Между древневосточным и античным городом существовали большие различия:
На востоке сложились такие условия при которых город терял свою независимость. И попадал под власть деспотического государства. В Греции не было крупных монархий с деспотической властью царя. Не было и влиятельного жречества, обладавшего монополией на духовную деятельность. Большое значение имело отсутствие политического гнета, политическая и личная свобода, которой пользовались граждане полиса.
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА
СТРУКТУРА КУЛЬТУРОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ 20 ВЕКА
КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУР
Культура выступает как совокупность знаков (символов), передающих некоторый смысл. Но культура несет информацию о глубинном смысле того, что выражает
6 ВОПРОС
Культурная ценность – свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы.
Ценность объекта определяется не столько его собственными свойствами, сколько отношением к нему человека.
Ценности в культурологии не следует путать с экономическим понятием стоимости.
Ценность надо отличать от полезности. Ценная вещь может быть совершенно бесполезной, а полезная не иметь ценности.
Культурная норма – стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам.
Культурные нормы подразделяются на 3 основных слоя:
МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ
1 ВОПРОС
Понятие межкультурной коммуникации было сформулировано в работе Трейгера и Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа» 1954 год.
Межкультурная коммуникация – совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам.
Существует межкультурная коммуникация на макро и микроуровне:
Микроуровень:
Макроуровень:
Этнический
уровень – на этом уровне осуществляется
взаимодействие между культурами этносов.
И, соответственно, идет ряд процессов,
которые могут привести к разным формам
объединения этносов и их культур (ассимиляция,
интеграция), так и к разным формам разделения
этносов и культур (транскультурация,
геноцид, сегрегация).
Ассимиляция
– процесс, в результате которого члены
одной этнической группы утрачивают свою
первоначально существовавшую культуру
и усваивают культуру другой этнической
группы, с которой они находятся в непосредственном
контакте.
Интеграция
– взаимодействие внутри государства
или внутри какого-нибудь крупного региона
нескольких существенно-различающихся
между собой по языку и культуре этносов,
при котором у них появляется ряд общих
черт.
Транскультурация
– при которой небольшая часть культурной
общности в силу добровольной миграции
или насильственного переселения перемещаются
в другой район обитания, где инокультурная
среда представлена незначительно.
Геноцид – уничтожение или попытка уничтожения одним этносом другого этноса и его культуры
Сегрегация – изоляция народов и культур друг от друга, при которой все контакты сводятся к минимуму
Термин нация понимается как политическая, гражданская и государственная общность
30.03.2013
2 ВОПРОС
Аккультурация – процесс взаимодействия культур, при котором происходит их изменение, усвоение ими новых элементов образования в результате смешения разных культурных традиций, нового культурного синтеза.
Выделяют 4 стратегии аккультурации:
Аккультурация более широкое понятие, чем ассимиляция
3 ВОПРОС
Толерантность – (лат. терпение, терпимость) рассматривается как уважение и признание равенства многообразия человеческой культуры, чувства терпимости и уважительного отношения к культуре и мнениям других людей
Диалог культур – основан на признании равноправия культур и суверенности каждой культуры, поиске оптимальных способов их взаимодействия.
ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
1 ВОПРОС
Динамика культуры – изменения внутри культуры и во взаимодействии разных культур.
Изменения в культуре существует в двух формах:
Существует
также несколько моделей
Варианты циклической модели динамики:
Инверсия – это вариант циклической модели динамики культуры. Изменения идут, в данном случае, не по кругу, а совершают маятниковые колебания от одного полиса культурных значений к другому. Примером инверсионного движения часто предстает революция, означающая радикальную ломку и переворот в социальных экономических отношениях, а также в доминирующих в обществе ценностях.
Концепция локальных цивилизаций (Данилевский, Шпенглер, Тойнби) – выдвигают идею развития отдельных народов и культур, происходящего по циклическим законам. Подобно живым организмам культуры проходят цикл развития от рождения до смерти. Они абсолютно уникальны, замкнуты, их культурных смыслы недоступны друг другу.
У всех представителей этого направления можно выделить несколько основополагающих идей:
Варианты линеарной модели:
Реверсивная модель – представляет собой стрелу времени, обращенную в прошлое. Золотой век был в прошлом, человек должен повернуть ход истории вспять, вернутся к идеальному, первоначальному состоянию культуры. Руссо
Девиантная модель – (лат. Deviazio – отклонение) – Уайт, Кребер. Графически может быть представлена в виде сильно ветвящегося дерева, где ствол –генеральная линия развития общества и культуры, а ветви – ответвления от нее.
Волновая модель – Кондратьев, Тоффлер. Тоффлер «Третья волна». Он выделяет 3 стадии: аграрную, индустриальную, информационную. И выделяет непосредственную связь между изменением техники и образа жизни. Техника определяет тип общества и культуры.
Новейшие модели динамики культуры:
Синергетика - наука о процессах самоорганизации в природе и обществе.
С точки зрения синергетики любая открытая неравновесная система (культура) в своем развитии проходит 2 этапа:
Для человека современного мира культура предстает множеством авторитетов, ценностей, культурных форм и стилей.
2 ВОПРОС
Типы динамики культуры:
3 ВОПРОС
Источники культурной динамики это традиции (обращение к культурному наследию), инновации, культурна диффузия, синтез.
Традиция – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
В качестве традиций выступают определенные культурные нормы, ценности, идеи, обычаи, стили. В значительной степени процесс социализации (приращение человека к культуре) личности основывается на традиции. Существование обществ невозможно без традиции, которая обеспечивает сохранение коллективной памяти, передачу и воспроизводство культурного наследия.
Инновация (новация) – представляет собой открытие или изобретение новых образов, символов, норм и правил поведения, политических или социальных программ.
Инновации, большей частью, являются результатом творческих усилий отдельных индивидов или малых групп коллективов. Причинами возникновения новации являются неприятие отдельными индивидами или группами господствующих культурных ценностей, традиций.
Диффузия культуры – пространственное распространение культурных достижений одних обществ в другие.
То или иное явление культуры не обязательно должно возникнуть в данном обществе в результате эволюции. Оно может быть заимствовано, воспринято им извне. Заимствование может носить как прямой (через межкультурные контакты индивидов), так и косвенный характер (через СМИ, образовательные учреждения).