Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 06:38, курсовая работа

Краткое описание

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка. Это предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности. В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Концепции обучения русскому языку с учетом использования регионального компонента 5

§ 1. Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте. 5

§ 2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края 8

Глава II. Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку 11

§ 1. Лингвокраеведческий материал как средство воспитания на уроках русского языка 11

§ 2. Использование дидактического материала из художественных произведений местных писателей на уроках русского языка 13

§ 3. Факты истории и биографии знаменитых курян 22

§ 4. Лингвистическое краеведение в школе 25

4.1. Особенности местного говора. Воспитание произносительной культуры речи учащихся в условиях местного диалекта 27

4.2. Собственные имена предмет языкознания: топонимика 31

4.3. Топонимика в лингвокраеведческой работе 34

Заключение 40

Список используемой литературы 41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая диалекты Microsoft Word.docx

— 48.50 Кб (Скачать файл)

 

Прозвучало над ясной  рекою,

 

Прозвенело в померкшем  лугу,

 

Покатилось над рощей  немою…

 

А.Фет

 

Город Курск на веков гряде,

 

Неподкупный и непокорный…

 

Н.Асеев

 

При изучении местоимений  и союзов отмечается их роль как  средств связи частей текста:

 

Соловьями наш край знаменит,

 

Он не знает безделья и  скуки,

 

Он, должно быть, и кровь  пламенит,

 

И хрустальными делает звуки…

 

Н.Асеев

 

На заре ты ее не буди,

 

На заре она сладко так  спит;

 

Утро дышит у ней на груди…

 

А.Фет

 

При изучении причастий и  деепричастий привлекается внимание учащихся к причастным и деепричастным  оборотам, их роли в речи и пунктуационным особенностям предложений, содержащих подобные обороты:

 

Город Курск стоит на горе,

 

Опоясавшись речкой Тускорь.

 

Хорошо к ней слететь  в январе

 

На салазках с крутого  спуска.

 

Хорошо, обгоняя всех,

 

Свежей кожею щек зазяблых…

 

Н.Асеев

 

Клубятся тучи, млея в блеске алом,

 

Хотят в росе понежиться поля…

 

А.Фет

 

При изучении темы «Н и НН в разных частях речи» мы рекомендуем  использовать отрывки из стихотворений  известной русской советской  поэтессы Е. А. Благининой:

 

Зима негаданно, нежданно

 

Пришла на черные поля.

 

Еще вчера была туманна

 

Дождем одетая земля…

 

Кроме этого можно приводить  в пример ученикам следующие строки при изучении других тем:

 

Я умею одеваться,

 

Если только захочу.

 

Я и маленького братца

 

Обуваться научу.

 

Анализ мини-отрывков из художественных произведений может сопровождать и  традиционную орфографическую работу. Так, обучающий диктант любой  разновидности (выборочный, объяснительный и т.п.), формирующий определенный навык правописания. В этом случае ученики, записав под диктовку предложения  и прокомментировав их со стороны  правописания, обращают внимание на то, как каждый из этих отрывков по-разному  живописует явление действительности, какие наблюдения поэтов обогащают  наше представление об этом явлении, какие образные языковые средства помогают точнее и ярче описать разные его  признаки:

 

Через Сейм деревянный мост,

 

Место праздничных поздних  гуляний,

 

Соловьиный передний пост

 

На ракитовой лунной поляне…

 

Н.Асеев

 

Пусть мчитесь вы, как я, покорны мигу,

 

Рабы, как я, мне прирожденных числ,

 

Но лишь взгляну на огненную книгу,

 

Не численный я в  ней читаю смысл…

 

А.Фет

 

Многие учителя отмечали, что именно работа с поэтическим  текстом вызывает особый интерес  учащихся, пробуждает в них чувство  слова. Действительно, поэтический  текст обладает особой силой воздействия  на душу, воспринимается не столько  разумом, сколько сердцем и ученики  начинают ощущать, что это такое  поэтический текст.

 

Для лингвистического анализа  на уроках русского языка можно использовать не только поэтические тексты, но и  пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие в Курской области, мини-тексты, состоящие из двух-трех предложений, выбранных в соответствии с изучаемой  темой из художественных произведений местных писателей.

 

Анализ текстов особенно важен в VIII-XI классах; при изучении синтаксиса он приобретает определяющий характер, так как синтаксическая структура предложения является одним из основных показателей типа текста и, к тому же, старшие школьники  уже подготовлены к полному комплексному анализу текста.

 

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время  он заставляет учащихся задуматься над  многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и  полюбить свой родной край.

 

При таком многообразии материала  особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к  ним. С точки зрения содержания очень  важно, на наш взгляд, анализировать  тексты, раскрывающие природные особенности, данной местности, ее историю, национальные традиции. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают  тексты, направленные на духовно нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о проблемах экологии и т.п. При этом необходимо обращать внимание на эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение.

 

Важным критерием при  отборе тестов для уроков русского языка является возможность осуществления  на основе анализа текста функционального  подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос: какова роль изучаемой категории в речи, т.е. в тексте, т.к. каждый текст является конкретным проявлением речевой действительности. В процессе работы с текстами (отрывками их них) ученики узнают особенности всех стилей и знакомятся с местными языковыми особенностями.

 

Не менее важно определение  характера заданий к текстам  и последовательности их выполнения. Выразительное чтение поэтического произведения, лингвистический анализ, выполнение творческой работы, позволяющей  почувствовать творцом вслед  за автором, - все это создает на уроке ту речевую среду, которая  становится естественной для учащихся, если анализ художественного текста входит в систему работы учителя. Воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют, так как хорошо организованная работа, знание и понимание  окружающей действительности вызывает у учеников потребность высказаться.

 

§ 3. Факты истории и  биографии знаменитых курян

 

Использование произведений курских писателей дает учащимся представления о краевых особенностях: о географических названиях (топонимика), о людях, их именах и фамилиях (антропонимика), о названиях оврагов, лощин, рощиц  и лесков и т.д. (микротопонимика). Всё это относится к языковым явлениям, неотделимым от данного  региона.

 

Но кроме этого нам  представляется, что использование  на уроках русского языка фактов истории  еще больше углубит знания учащихся о крае. Смена характера преподавания нового материала позволит сосредоточить  внимание школьников. Например, можно  познакомить с биографиями следующих  людей:

 

1. Авдеева Е. А. (1789 - 1865) - прозаик, издатель русских народных  сказок, писательница.

 

2. Асеев Николай Николаевич (1869 - 1963) - поэт.

 

3. Благинина Е. А. (1903 - 1989) - русская советская поэтесса.

 

4. Богданович И. Ф. (1743 - 1805) - русский поэт.

 

5. Воробьев К. Д. (1919 - 1975) - писатель.

 

6. Голиков И. И. (1735 - 1801) - купец, историограф, писатель.

 

7. Дейнека А. А. (1899 - 1969) - живописец, график, монументалист,  скульптор.

 

8. Денисевич Г. В. (1901 - 1981) - ученый-диалектолог.

 

9. Ерофеев В. И. (1937) - художник, живописец.

 

10. Носов Е. И. (1925) - выдающийся  русский советский писатель.

 

11. Овечкин В. В. (1904 - 1968) - русский советский писатель.

 

12. Ольшанский К. Ф. (1915 - 1944) - Герой СССР.

 

13. Перекальский С. Н. (1896 - 1943) - подполковник, Герой СССР.

 

14. Плевицкая (Винникова) Н. В. (1879 - 1940) - певица русской эстрады, исполнительница русских народных песен, писательница.

 

15. Румянцев - Задунайский  П. А. (1725 - 1796) - первый курский наместник,  генерал-фельдмаршал.

 

16. Сальников П. Г. (1926) - писатель.

 

17. Свиридов Г. В. (1915) - композитор, пианист.

 

18. Щепкин М. С. (1788 - 1863) - выдающийся русский актер.

 

19. Юдин Ю. И. (1936) - филолог,  фольклорист.

 

При изучении фольклора Курской  области на уроках, например, литературы можно упомянуть о Юдине как  собирателе и исследователе фольклора, при проведении работы по исправлению  диалектных ошибок в произношении - о Денисевиче (например, составить  для учеников текст с характерными диалектными особенностями Курской  области про него и предложить исправить).

 

Знакомство с биографиями  знаменитых земляков можно проводить  в форме диктантов или контрольных  работ (в том числе и работа по карточкам). Например, диктант о  жизни Надежды Плевицкой:

 

Надежда Плевицкая - выдающаяся певица русской эстрады - родилась в селе Винниково Курской губернии в тысяча восемьсот семьдесят девятом году. Она была девятой в семье солдата, и поэтому с раннего возраста вынуждена была заниматься непосильным крестьянским трудом.

 

Однако ей было суждено  не только работать в родном селе, чтобы  не умереть с голоду, но и, став знаменитой, объехать полмира.

 

Начав выступать в Киеве, Плевицкая потом побывала в Германии, Чехословакии, Сербии, Прибалтике, Франции и США.

 

Тексты подобного содержания желательно подготовить про Голикова, Перекальского, Свиридова (как представителей различных сфер деятельности).

 

Кроме цельных текстов  как групповых заданий использование  карточек и тестов с учетом регионального  компонента как индивидуальных для  проверки уровня знаний по русскому языку  отдельных учащихся представляется нам не менее важным. Например, карточки со следующим заданием:

 

Расставить предложения  в правильном порядке

 

1. У него была обширная  библиотека. 2. Известный русский  поэт Ипполит Федорович Богданович  последние годы жизни провел  в Курске. 3. Она была местом, в  котором собирались друзья и  единомышленники поэта. 4. Для него  поэт был непререкаемым авторитетом. 5. Пользовался библиотекой Богдановича  и юный Миша Щепкин - будущий  выдающийся актер.

 

Или тест

 

1. Отметься слово, которое  нужно вставить в предложение:

 

Первый курский наместник, генерал-губернатор Румянцев-Задунайский  славился своей …

 

а) медлительностью в) медлитильностью

 

б) мидлительностью г) медлительнастью

 

2. Вставьте в предложение  слово или словосочетание, подходящее  по смыслу:

 

Замечательный писатель Евгений  Носов всегда обращал … на мелочи

 

а) свой взгляд в) точку зрения

 

б) внимание г) воззрения

 

И так далее.

 

§ 4. Лингвистическое краеведение  в школе

 

Усвоить основы школьной лингвистики - значит получить представление о  единицах языка (текст, предложение, словосочетание, слово, морфема и фонема) и усвоить  их классификации, а также правила  функционирования в речи.

 

Как отмечают методисты, важнейшая  цель лингвистического образования - свободное  владение родным языком - успешнее может  быть достигнута там, где «знание  норм кодифицированного варианта счастливо  дополняется умением черпать  из живого источника народной речи, умением слушать и слышать  звучащее слово современников». [Благова 1993:7].

 

Объединяя лингвистическую  теорию с повседневной практикой  ученика, региональный компонент позволяет  вывести урок на производство, в  краеведческий музей, местные библиотеки, писательские объединения, т.е. сделать  его живым и интересным не только для будущего филолога.

 

Живое слово курян как  предмет изучения предполагает обязательный исследовательский подход. Учебное  исследование (анализ материлов местной прессы, художественной литературы, речевых особенностей и географических названий своей местности) - это не только живой и интересный труд, но и возможность сделать учащихся и учителя равноправными участниками, соавторами научного поиска и открытия.

 

Одним из направлений такой  работы может и должно быть лингвистическое  краеведение.

 

Краеведение в школе охватывает большой круг вопросов: изучение природы  и хозяйства, а также истории  и этнографии, фольклора, литературы, особенностей речи, географических названий и любых других аспектов местности.

 

На наш взгляд, краеведческая  работа способствует глубокому пониманию  изученных в школе материалов, приучает учащихся не только смотреть, но и видеть, не только знать, но и  понимать.

 

Объектами лингвистического краеведения в школе могут  выступать диалектная лексика и  фразеология, фонетические и грамматические особенности местного говора, местная  ономастика, язык произведений устного  народного творчества, язык художественных произведений писателей, которые биографически  были связаны с местным краем, язык местных исторических документов, словарь местных промыслов как  развитых в прежнее время, так  и существующих теперь.

 

Школьники включаются в работу постепенно. Лекции, беседы учителей русского языка, истории, географии, биологии, рассказы краеведа, знакомство с литературой  о родном крае, решение различных  задач на местном материале. Например, в школе-лицее № 21 г. Курска с 2001 года был введен предмет «Краеведение», в ходе которого ученики не только прослушивали курс лекций, но и получали оценки, в том числе и четвертные.

 

Наиболее часто в лингвистическом  краеведении возникают проблемы, выдвигаются гипотезы относительно происхождения того или иного  географического названия. Здесь  многое проясняют сведения из истории  и географии.

 

Работа по изучению происхождения  географических названий как раздел краеведения не получила пока широкого распространения, хотя должна занимать явно не последнее место в изучении своего края. Данный раздел языкознания (топонимика) изучается сейчас только на уроках русского языка, но не выделяется в отдельный курс.

 

Названия окружают человека - в раннем детстве, он узнает названия своей улицы, своего района, города. С возрастом кругозор расширяется  и человек оперирует все большим  количеством названий. Естественно  возникает желание узнать: что  они означают?

 

В сферу лингвистического краеведения входит изучение диалектной лексики, выявление истории слов и фразеологических оборотов, связанных  с географическими названиями данного  края, с событиями и людьми, давшими  жизнь новым словам и оборотам (краеведческая этимология), наблюдение различных случаев использования  местных языковых особенностей в  художественной литературе. (в произведениях Е. И. Носова, К. Д. Воробьева и др.)

Информация о работе Методика преподавания русского языка с учетом регионального компонента