Музыкальная культура в формировании патриотизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – апробировать теоретические положения об эффективности применения музыкального искусства в качестве средства патриотического воспитания на примере учащихся Центра развития «Исток» при МБУК «Знаменский» Тамбовской области. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Выявить психологические возрастные особенности юношеского возраста; 2. Осуществить теоретический анализ особенностей патриотического воспитания на современном этапе; 3. Теоретически обосновать эффективность применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества; 4. Эмпирически проверить возможность эффективного применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества; 5. Разработать педагогические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......................с.3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания
средствами музыкального искусства.
1.1. Психологические особенности современных детей………................с.7
1.2. Патриотическое воспитание на современном этапе……………………с.12
1.3. Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма…………..с.23
Глава II. Музыкальное искусство как средство
патриотического воспитания.
2.1. Воспитание чувства патриотизма средствами
музыкального искусства на примере учащихся
Центра развития ребенка «Исток»………………………………………..с.29
2.2. Методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ по применению музыкального искусства как
средства патриотического воспитания ………………………….с.39
Заключение……………………………………………………………………..с.48
Библиография…………………………………………………………………..с.52

Вложенные файлы: 1 файл

культурология курсовая.docx

— 76.23 Кб (Скачать файл)

  У детей активно формируется  внутренняя позиция по отношению к своей стране, своему народу, своему месту в данной культурной среде. Выбор внутренней позиции – сложная духовная работа, в процессе которой происходит сопоставление общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций. В результате подростку предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормативы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве.      

В этот переломный возрастной период обществом, а также институтами  воспитания и образования должны быть организованы условия для формирования и развития целого комплекса позитивных качеств личности, в основе которого – духовно-нравственная и социокультурная составляющие. В число этих качеств входит и патриотизм, который воспринимается молодежью как привязанность к малой родине, месту, где родился; гордость за свою страну; готовность что-то для нее делать.     

Подводя итоги можно определить следующие  задачи развития в раннем юношеском  возрасте:

  • Личностное развитие и обретение чувства личностной тождественности и целостности, идентичности, в том числе патриотической идентичности (самоопределение в рамках конкретной социокультурной, национальной и гражданской среды).
  • Обретение гендерной идентичности – осознание и самоощущение себя как представителя определенного пола.
  • Профессиональное самоопределение – выбор будущей профессии, становление жизненных целей.
  • Готовность к жизненному самоопределению, развитие ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
  • Формирование особой, гражданской направленности самореализации и социального поведения, лежащей в основе патриотического чувства.

 

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      

1.2. Патриотическое воспитание  на современном  этапе.      

Патриотизм  – важнейшее духовное состояние  личности и государства, один из важнейших элементов общественного сознания – фактор сохранения общественной стабильности, мобилизации сил в чрезвычайных ситуациях, к которым страна должна быть подготовлена заблаговременно.     

 

 

                     Настойчиво и последовательно  формировать у молодежи готовность к служению Отечеству, вырабатывать важнейшие качества гражданина-патриота – преданность Родине, честность, целеустремленность, мужество, решительность, доброту и человечность, способность  активно участвовать в созидательном  процессе, в укреплении и совершенствовании  российского общества, в том числе  и в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой, – эти задачи предстоит решать, прежде всего, педагогам и воспитателям.      

Для определения содержания патриотического воспитания необходимо выявить его главную цель. Таковой  может являться формирование патриотического сознания, включающее в себя, с точки зрения психологии, следующие параметры:

  • Знание фактов культуры, истории, воспринимаемые как события своей истории, культуры (на языке «внутреннего голоса» это звучит как: «Я знаю, что это наше, мое»);
  • Положительное отношение к «нашим» фактам истории и культуры («Я горжусь, одобряю такие-то события, факты нашей культуры, истории») – непосредственно патриотическое чувство;
  • Готовность участвовать в развитии культуры, жизни в нашей стране (позиция «Я готов, настроен действовать на благо своей страны») (24).

 

        

Содержание  процесса патриотического воспитания составляет деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта, планомерное и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях формирования преданности и стремления служить Отечеству, защищать его от врагов, подготовки к общественной жизни и производительному труду.     

Патриотическое  воспитание – это воспитание патриота, формирование у человека важнейших  духовных ценностей, отражающих специфику  развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу России.     

Патриотизм  выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре, чувстве национальной гордости, достоинства, долга и чести. Патриотические чувства возникают тогда, когда человек в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни. И в этом случае нравственная норма «отдай все силы на благо Родине» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим; это требование, носящее характер убеждения, побуждает человека к определенному отношению к действию.      

Формирование  патриотического чувства весьма сложно. В одном случае нравственные переживания захватывают человека и, не встречая препятствий в других его побуждениях, свободно и легко проявляются по отношению к тому или другому событию, человеку, поступку.     

Когда нравственное переживание  не сразу овладевает человеком, встречает  сопротивление в его эгоистических  побуждениях, желаниях, – возникает  негативное отношение к требованиям  нравственности. В процессе развития нравственного переживания в  результате борьбы мотивов побеждает лучшая сторона личности человека, негативное отношение исчезает. Человек внутренне принимает нравственные требования и отвергает все, что мешает ему следовать этим требованиям. То, что ему удалось подавить в себе эгоизм, себялюбие, что он стал выше, сильнее, значительнее как личность, вызывает нравственное удовлетворение.      

Патриотизм  формируется при соблюдении некоторых  условий. Любое нравственное качество развивается и закрепляется только в процессе соответственной практической деятельности. Поэтому необходимыми условиями формирования патриотизма являются следующие:

  • Последовательное и систематическое включение учащихся в такую коллективную деятельность, где они могли бы совершать патриотические дела и поступки.
  • Единство в воспитании патриотических убеждений, чувств, поведения. Любое дело, проводимое с целью воспитания патриотизма, нужно организовывать так, чтобы оно формировало сознание, вызывало эмоции и включало в деятельность.
  • Единство воспитания патриотизма с формирование потребностей и стремления участвовать в деятельности, носящей общественно полезный, патриотический характер.

Формирование патриотизма достигается всей многообразностью учебно-воспитательной работы, осуществляемой образовательными учреждениями, семьей, общественностью. Наряду с этим есть специальные средства и формы, специфичные для воспитания именно этого качества. Большие возможности для воспитания патриотизма, формирования навыков и привычек патриотического поведения имеет внеклассная работа.      

Знания, необходимые для беседы, ученики  получают из СМИ, книг, на уроках, экскурсиях, из наблюдений. Среди вопросов беседы должны быть и требующие воспроизведения фактического материала, и направленные на проверку понимания факта или события и формирующие умения находить параллели и связывать события общественной жизни с повседневными делами учащихся. Беседа обязательно заканчивается обобщением.      

Особая  форма работы – пресс-конференция. Она активизирует деятельность учеников, развивает их мышление, умение рассуждать, пользоваться разнообразной интонацией, получаемой из разных источников. Пресс-конференция способствует самообразованию старшеклассников, включает в себя элементы игровой, художественной, творческой деятельности. Участники выступают в определенной роли: политиков, ученых, деятелей искусства, фотокорреспондентов и т.д. При подготовке и проведении пресс-конференции следует использовать методику коллективной творческой деятельности.     

Нравственно-духовные параметры  подразумевают: повышение толерантности, снижение степени идеологического  противостояния в обществе; упрочение  единства и дружбы народов Российской Федерации; обеспечение заинтересованности граждан в развитии национальной экономики, снижении социальной напряженности  в обществе; проявление мировоззренческих  установок на готовность граждан  к защите Отечества; уровень реализации творческого потенциала журналистов, писателей, кинематографистов в  области патриотического воспитания.           

В настоящее время в российских регионах активно действуют межведомственные советы и центры гражданского и патриотического воспитания молодежи, некоторые из которых получили статус государственного учреждения. С 2002г. на федеральном уровне действует Российский центр гражданского и патриотического воспитания молодежи, координирующий деятельность региональных центров и оказывающий им методическую помощь.

Федеральным центром декларированы задачи патриотического  воспитания :

  • Возродить деятельность детских патриотических организаций;
  • Возродить патриотические военно-спортивные игры, олимпиады и конкурсы («Зарница», «Орленок» и т.д.);
  • Воспитывать уважение к государственным символам, атрибутике, геральдике (флагу, гимну, гербу);
  • Широко отмечать «Дни воинской славы России», воспитывать гордость за наше великое Отечество;
  • Тесно сотрудничать с ветеранами и ветеранскими организациями;
  • Воспитывать у молодежи уважение к боевым и трудовым наградам Родины;
  • Использовать на уроках и классных часах наши патриотические фильмы;
  • Воспитывать уважение к российским Вооруженным силам, поднимать престиж военного труда.

 

 

      В последние годы распространяется тенденция  привлечения средств различных  видов искусств в систему патриотического  воспитания: Центральный музей Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве регулярно проводит научно-практические конференции на темы, связанные с отражением идеи патриотизма в живописи, литературе и музыке, организовываются фестивали детских и молодежных любительских театральных коллективов «Поклонимся великим тем годам…». С 2001 г. проходит ежегодный Всероссийский фестиваль-конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!»       

Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что:

  • Существует две точки зрения на патриотическое воспитание – одна из них признает возможность целенаправленного формирования в человеке патриотических качеств, вторая оставляет приоритет за субъективно значимым личностным опытом гражданина;
  • В результате общественного обсуждения проблемы воспитания патриотических чувств, появилась Государственная программа гражданского и патриотического воспитания;
  • Начиная с 2000г., проводится активная работа по организации военно-патриотических молодежных и детских общественных объединений и клубов, проходят научно-практические конференции, фестивали и выставки патриотической тематики;
  • Активно используется интеграция различных видов искусств с формами и методами патриотического воспитания .

 

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
                                                                                                                                        1.3. Возможности искусства  в воспитании чувства  патриотизма      

Патриотизм  – это понятие, в котором выражаются идейно-политические, нравственно-эстетические и психологические отношения  людей к своему Отечеству. Как упоминалось выше, основой патриотического чувства является формирование патриотического сознания, включающего в себя знание фактов культуры, истории своей страны, ощущение собственной принадлежности к данным фактам и чувство гордости за исторические достижения своего народа.       

Искусство как специфическая  форма общественного сознания, которая  отражает жизнь в конкретно-чувственных  формах и образах, обладает способностью выражать и передавать другим людям  тончайшие движения человеческой души и вызывать у них глубокие эмоциональные  волнения. Информация, которую получает человек, постигая произведения искусства, воплощена в ярких, надолго запоминающихся образах. Это знание всегда художественно и идейно организовано, несет определенную мировоззренческую нагрузку, заставляет читателя, слушателя, зрителя размышлять, анализируя явления жизни.      

Восприятие  произведений искусства необычайно расширяет и углубляет духовный мир человека, формирует у него богатый спектр чувств и переживаний. При этом искусство по сути своей не дидактично, ему чуждо морализирование и поучение. А.С. Пушкин писал: «…Цель художника – есть идеал, а не нравоучение» . Подросткам и юношам свойственны поиски в художественном образе идеала прекрасного, героя для подражания. Искусство исподволь вовлекает молодого человека в нравственные коллизии, оставляя за ним право выбора и оценки. Жизненный опыт старшего школьника уже позволяет ему сопоставить художественный образ с собой, со своей позицией. Возникает сознательный диалог между автором произведения искусства и человеком, сопоставление  творческой оценки реальности с мироощущением юноши. Самостоятельно избранный и социально значимый идеал помогает трансформации знания, абстрактных идей во внутренние, нравственные убеждения личности.       

Стихи, песни, спектакли, живописные полотна, кинофильмы, посвященные Родине, Отечеству, родному краю, способны вызвать  светлую радость, восторг, восхищение, глубокое чувство любви к ее красоте  и величию. Через произведения литературы и искусства молодые люди как бы лично соприкасаются с событиями прошлого, участвуют в боях за свободу Родины, становятся сопричастными культурным и научным достижениям своих соотечественников. Тем самым они компенсируют недостаточность своего жизненного опыта, расширяют исторический кругозор, вырабатывают чувство ответственности за то, что завоевано прежними поколениями.      

Информация о работе Музыкальная культура в формировании патриотизма