Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 01:15, курсовая работа
Цель исследования – апробировать теоретические положения об эффективности применения музыкального искусства в качестве средства патриотического воспитания на примере учащихся Центра развития «Исток» при МБУК «Знаменский» Тамбовской области. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1. Выявить психологические возрастные особенности юношеского возраста; 2. Осуществить теоретический анализ особенностей патриотического воспитания на современном этапе; 3. Теоретически обосновать эффективность применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества; 4. Эмпирически проверить возможность эффективного применения музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества; 5. Разработать педагогические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ, профтехучилищ и средних специальных учебных заведений по применению музыкального искусства как средства патриотического воспитания юношества.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….......................с.3
Глава I. Теоретические основы патриотического воспитания
средствами музыкального искусства.
1.1. Психологические особенности современных детей………................с.7
1.2. Патриотическое воспитание на современном этапе……………………с.12
1.3. Возможности искусства в воспитании чувства патриотизма…………..с.23
Глава II. Музыкальное искусство как средство
патриотического воспитания.
2.1. Воспитание чувства патриотизма средствами
музыкального искусства на примере учащихся
Центра развития ребенка «Исток»………………………………………..с.29
2.2. Методические рекомендации для преподавателей общеобразовательных и музыкальных школ по применению музыкального искусства как
средства патриотического воспитания ………………………….с.39
Заключение……………………………………………………………………..с.48
Библиография…………………………………………………………………..с.52
Метод музыкального обобщения предполагает развитие осознанного отношения к музыкальному искусству; активизацию жизненного опыта учащихся с целью соотнесения с музыкальным образом; ознакомление с новым знанием посредством поставленной учителем задачи, совместного решения и формулирования учащимися вывода.
Метод сопереживания, сущность которого в том, что осознанию понятий, терминов, законов музыкального искусства предшествует эмоционально-чувственный опыт слушателя. Учащиеся находят аналогии духовному содержанию музыки в собственном внутреннем опыте.
Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа, нахождение «эмоционального унисона» . Применяются различные виды уподобления звучанию музыки: моторно-двигательное, тактильное, словесное, вокальное, мимическое, темброво-инструментальное, цветовое, полихудожественное.
Метод суггестивного погружения – это активный метод обучения с элементами релаксации и внушения. В рамках данного метода преподаватель может использовать приемы игры голосом, персонификации, моделирования ситуации («Представьте, что вы находитесь…»).
В построении уроков традиционно применяются два подхода.
Первый характеризуется активным использованием словесных пояснений, бесед с учащимися, направленных на то, чтобы заинтересовать их историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Знакомство с историей Отечества, его историческим наследием имеет большое значение в воспитании патриотизма. Учащиеся разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.
За 3 года учащиеся знакомятся с операми М.И. Глинки «Жизнь за царя», А.П. Бородина «Князь Игорь», М.П. Мусоргского «Борис Годунов» и другими, кантатой С.С. Прокофьева «Александр Невский», Седьмой («Ленинградской») симфонией Д.Д. Шостаковича. Огромное удовольствие ученики получают во время видео-уроков, где демонстрируются фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, о становлении Российского Флота, о подвигах героев, о жизни народа в прошлом, в частности, знаменитые ленты С. Эйзенштейна «Александр Невский», «Иван Грозный», которые, к сожалению не так часто можно увидеть на экранах телевидения.
Второй подход связан с формированием у юношества «национальной широты» музыкального вкуса. В речи преподавателя исключаются высказывания искаженного характера, содержащие примесь шовинизма, нездорового национализма, превосходства своей нации над другими. Одна из замечательных традиций музыкальной классики заключается в уважении к иным национальным культурам, стремление содействовать сближению и единству народов.
Так в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» патриотическая идея защиты отчизны сочетается с мыслью о возможности и желательности мирного, дружеского единения народов России и Востока. Недаром в финале оперы в гимн Руслану, Людмиле и всей русской земле вплетается мотив кавказской «Лезгинки». Ту же идею – и даже теми же средствами – воплотил А.П. Бородин в симфонической картине «В Средней Азии», где контрапунктом соединяются темы русского и восточного напевов. В опере «Князь Игорь» в конце увертюры гармонично сливаются темы Ярославны и Кончаковны. Задача преподавателя в процессе ознакомления с этими произведениями подвести учащихся к идейному обобщению той мысли, что люди разных народов могут найти общий язык, если в их сердцах живут добрые чувства друг к другу.
Богатейшие возможности в деле патриотического воспитания содержатся в фольклоре. Русское народное творчество – это своеобразная энциклопедия духовной жизни народа. Произведения русского фольклора – неоценимый источник развития чувства прекрасного, недаром они оказали большое влияние на всю русскую культуру. Русская классическая литература, музыка, начиная с творчества А.С. Пушкина и М.И. Глинки, развивались на основе народной поэзии и музыки, а многие русские художники (И.Е. Репин, В.М. Васнецов) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных песен и сказок.
На занятиях старших групп преподаватели активно используют материал русских народных песен как в обработке композиторов-классиков (М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова и др.), так и в исконном аутентичном варианте. С помощью подключения учащихся к выполнению различных по характеру творческих заданий, помогающих глубже воспринять специфические особенности музыкального языка произведений (мелодию, гармонию, ритм, тембр и т.д.) формируется интерес к народной музыке. Например, изначально несложные народные попевки используются для вокально-интонационных упражнений, сосредотачивая внимание учеников только на мелодической линии, затем ритмической и т.д. В дальнейшем прослушиваются различные варианты аранжировок знакомых песен с включением различных инструментов. Слуховое внимание фиксируется на тембровых особенностях звучания инструментов, на построение мелодической линии и развитие, наконец, на подголосочную полифонию русского многоголосия. Эти приемы мобилизуют музыкально-слуховые представления учащихся, развивают умения, навыки, пробуждают интерес к усвоению основных характерных признаков музыкального языка народных песен.
Н. Сорока-Росинский писал: «Народная песня, всегда связанная с самыми затаенными глубинами нашего бессознательного, где живет неслышной жизнью все прошлое народа, способна дать школьнику почувствовать с силою и полнотой, для взрослого человека, может быть и мало доступными, основные моменты всей исторической жизни его родины и то великое и высшее, что заключается в национальной индивидуальности каждого народа, что всегда внушало человеку благоговейное преклонение и у всех народов превращало понятие отчизны в нечто священное, требовавшее, подобно божеству, жертвы, подвига и самоотвержения».
Яркой, эффективной формой работы является проведение праздников в духе народных традиций: учащиеся «превращаются» в жителей деревень и в хороводах, народных играх показывают фольклорные обычаи. Подобные праздники привлекательны возможностью совместной деятельности, свободным общением. Они снимают конфликтность, рождают чувство общности. Это ярчайшие страницы и события в жизни, своеобразная форма духовного самовыражения, духовного обогащения. К сожалению, на данном этапе развития школы не удается провести данную форму работы в масштабах всего учебного заведения (имеется в виду музыкальное училище в целом). Как правило, подобный музыкальный праздник проходит в рамках урока-театрализации.
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа. В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом. Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству. Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы воспитательного процесса и специфику патриотического воспитания младших школьников в общеобразовательной школе: - обусловленность патриотического воспитания развитием общества и происходящими в нем событиями; - обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; - диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий; - интеграция патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы; - опора на новые концепции организации и осуществления учебно-воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических понятий; - опора на положительное в личности воспитанника и создание благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического взаимодействия; - координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе патриотического воспитания. Возрастные психологические особенности способствуют формированию патриотических чувств именно в этом возрасте: - способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях, их воспроизведении, сохранении; - интеллектуальная инициативность, любознательность, подражательность; - эмоционально-выразительная активность, впечатлительность, яркая эмоциональная память, доверчивость; - способность к включению всех этих форм психической активности в реальную социальную деятельность, поведение, общение во имя их эффективного построения, регулирования и социальной оценки. Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают : и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывающего любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть нечутким к трагедиям отечества и народа. Список используемой литературы. 1. Апраксина О.А. Музыкальное воспитание в школе, Москва. Просвещение 1999.130.С. 2. Арчажникова Л.Г. Теория и методика музыкального воспитания. Программа для высших педагогических учебных заведений - Москва, 1991. 309.С. 3. Белобородова В.К. Музыкальное восприятие к теории вопроса: Музыкальное восприятие школьников. М.: 2000.-237.с. 4. Готовцев Г.А. «Мифология и фольклор». Программа и методические рекомендации. М. Новая школа 1993.360.с. 5. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Москва, 2000г.с. 320. 6. Куберский И.Ю. Энциклопедия для юного музыканта. Санкт – Петербург, 1997- 576.с. 7. Кленов А.С. Я познаю мир: Детская энциклопедия. М.: 1999г с.864. 8. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль. Академия развития: 2003.-260.с. 9. “Искусство в школе 1994 № 2 С.11 10. Назаров Л. Введение в песенный фольклор,// Народное творчество.1999. № 6 С.22. 2000 № 1 С.15. 11. Педагогическая энциклопедия. Т. 3. М.: Изд-во "Советская энциклопедия". М.; 1996. — 879 с. 12. Рачина Б.С. Программа Музыка сегодня. Из опыта работы учителя музыки в 5-х классах. Методические рекомендации. СПб, 2001.- 310.с. 13. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.-89.с. 14. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург: Отделение пед. Общества 1994.-150.с. 15. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебн. пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. — М.; Аспект-пресс; 1995. — 271 с. 16. Холопова В.Н. Проблемы музыкального ритма.- М.: 2003.-190.с. |
Информация о работе Музыкальная культура в формировании патриотизма