Организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования - организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Цель исследования: выявить специфику организаций культурно – досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты культурно - досуговой работы и патриотического воспитания морских кадетов.
1.1. Традиции военно-морского образования в России………………….10
1.2.Система патриотического воспитания морских кадетов…………….19
1.3. Культурно - досуговая работа в военно-морских учебных заведениях…………………………………………………………………..26
1.4. Военно-морское образование и организация кадетских классов в Мурманской области…...…………………………………………………..32
Глава 2. Культурно - досуговая работа в морских кадетских классах.
2.1. Значение культурно - досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов….……………………………..44
2.2. Исследование организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетских классах…….52
2.3. Специфика организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетов………………... 65
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы………………………………………………………76
Приложение…………………………………………………………….....8

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 753.50 Кб (Скачать файл)

На рубеже XIX – начала XX столетий на развитие военно-морского образования оказывало колоссальное влияние правительство Российской империи, от его воли зависело фактически все в этом направлении. В 1895 г. Было учреждено Особое совещание для выработки государственной политики в области строительства военного флота. Двухвековой путь становления и развития военно - морского образования в России показал, как сложно и мучительно пробивалась идея подготовки морского специалиста широкого профиля, который сочетал бы в себе синтез знаний и умений в областях военно-морской стратегии, морской тактики, военно-морской истории, гидрографии, навигации, морского оружия, управление соединениями, кораблями и судами в интересах успешного ведения войны на море.

В 1896 г. был сделан окончательный шаг в становлении многоуровневой системы военно-морского образования. Это нашло отражение в создании сети образовательных учреждений Морского ведомства России конца XIX в.

Эта сеть включала военно - морские образовательные учреждения для подготовки морских специалистов на первичные офицерские должности (Морской кадетский корпус, Морское инженерное училище) и на должности руководящего состава флота (Николаевская академия). В военно-морском гимнастическом заведении проходили строевую подготовку офицеры и матросы. Важным элементом государственной политики в области военно-морского образования являлось отношение количества обучающихся к количеству преподавателей в конкретном образовательном учреждении. От этого соотношения в значительной мере зависело качество подготовки военных специалистов. Особенно важно это при подготовке руководящего состава флота. При этом надо учитывать то обстоятельство, что каждое военно-морское образовательное учреждение ежегодно финансировалось государством по установленным нормам на все виды их деятельности. Отдельной строкой предусматривались деньги на оплату приглашаемых лекторов. С учетом приглашаемых лекторов соотношение обучающихся и преподавателей было примерно 1:1, т.е. подготовка офицеров высшей квалификации осуществлялась индивидуально.

Следовательно, к началу XX века сложилась отечественная национальная система подготовки морских кадров.

Традиции военно-морскому образованию были положены во времена Петра I в эпоху модернизации страны. Именно он пришел к выводу, что простое копирование зарубежных технических решений будет серьезным тормозом в дальнейшем развитии российского судостроения и мореплавания, и что «кораблей построить и безопасно пустить в море без вспоможения наук невозможно». Тогда были основаны: навигацкая школа в Москве; морская академия в Петербурге. В 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. - Морской кадетский корпус. Предложения по содержанию образования и методам подготовки морских кадров так и не были приняты вплоть до 1896 г. Подготовка флотских линейных офицеров, гидрографов, корабелов, механиков продолжала оставаться сугубо в своих профессиональных областях, исключая их взаимные связи.

Содержание образования наилучшим образом отражено на примере Николаевской академии – главной кузнице морских офицеров. Еще до Русско-японской войны 1904–1905 гг. в академии изучались:

1) на курсе военно-морских наук  – военно-морская статистика  и география, морская стратегия, морская тактика, военно-морская история;

2) на гидрографическом факультете  – астрономия, геодезия, гидрология  и метеорология, физика, девиация  компасов, аналитическая механика, краткая теория мореходных качеств  корабля;

3) на кораблестроительном факультете - теория мореходных качеств корабля, проектирование судов, сопротивление металлов, прикладная механика, дифференциальное и интегральное исчисление, аналитическая механика и высшая алгебра, физика;

4) на механическом факультете  – проектирование механизмов, технология

и т. д.

С 1827-го по 1862 год академия существовала как Высший офицерский класс при Морском кадетском корпусе, куда направлялись после окончания корпуса лучшие выпускники. Затем - до 1877 года - действовал Академический курс морских наук.

Учебное заведение первоначально имело три отделения (или отдела, как говорили в те времена) - гидрографический, механический и кораблестроительный. В 1895 году появился Курс военно - морских наук, преобразованный в 1910 году в полноправное отделение.

Стандартный курс обучения в академии длился два года, после чего слушателям, выказавшим наиболее серьезные успехи в науках, могли предложить прослушать дополнительный курс. Отметим, что, в отличие от сухопутной Академии Генерального штаба, выпускники академии морской не получали преимущества по сравнению с другими флотскими офицерами.2

К офицерам, поступающим на военно-морской факультет, предъявлялись повышенные требования, поскольку их готовили и для службы в Морском генеральном штабе, который был создан в 1906 году. Все программы формировались в зависимости от задач флота, уровней развития науки, техники и культуры.

Были введены принципиально новые предметы: военно-морская администрация и история военно-морского искусства. Впервые в содержание военно-морского образования включены проблемы деятельности офицеров как представителей государства во внутренней и внешней политике. На инженерных факультетах произошло дальнейшее углубление общенаучной, общетехнической и специальной подготовки, связанной с прогрессом науки и техники.

Положительным фактором содержания программ являлось введение новых предметов, расширяющих кругозор морских инженеров в области военно-морского искусства. Принципиальным было новшество, связанное с созданием государственной системы подготовки офицеров к преподавательской и научной деятельности. Необходимо отметить тот факт, что при разработке методик военно -морского образования использовались методы предыдущего поколения. Для поступления в Морской корпус наличие потомственного дворянства было, по сути, обязательным.

В первый на море офицерский чин - в мичмана - кадет производили чаще всего либо по экзамену, либо по итогам обучения в Морском корпусе. Если экзаменовались гардемарины, находившиеся в дальнем плавании, то в роли экзаменаторов выступали старшие специалисты судов - штурмана, инженер-механики, артиллеристы, а также командиры и старшие офицеры кораблей. По традиции одновременно с телеграммой в Санкт - Петербург с результатами испытания посылалась и другая депеша. В ней адмирал, председательствовавший в экзаменационной комиссии, просил переслать ему должное количество мичманских эполет. Ими предполагалось, как тогда говорили, «поздравить» свежеиспеченных офицеров флота. 1

Но главной  традицией морских офицеров была церемония, при пересечении экватора. Тем более - на парусниках, где палуба была, по сути, ничем не загромождена и позволяла проводить театрализованные представления. Как известно, при пересечении линии, делящей Земной шар на северное и южное полушария, корабль посещает владыка вод Нептун. Для исполнения его роли выбирали наиболее видного матроса - праздник организовывался, прежде всего, для нижних чинов, которые благодаря этому гасили стрессы, возникавшие в длинном плавании под парусами.

Колесница морского владыки останавливалась возле мостика, где Нептуну было положено выслушать рапорт командира корабля. Необходимо было назвать имя судна, зачитать список офицеров, а также рассказать о порте назначения. Затем Нептун делал команде предложение, отказаться от которого было попросту невозможно: попутный ветер без штормов до пункта назначения в обмен на выкуп - изрядное количество спиртного и окачивание забортной водой. Естественно, следовало соглашение - командир предлагал минимум ведро водки или рома, а остальные офицеры откупались меньшими дозами. Затем на палубе появлялся брандспойт, из которого обливались все офицеры, исключая командира корабля. Впрочем, бывали случаи, когда купания не избегали даже высочайшие особы.

Праздник пересечения экватора не был отменен даже на кораблях, шедших в составе 2-й эскадры флота Тихого океана, которой суждено было принять бой при Цусиме.

Воинские традиции - это передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся длительное время в военной среде общественные и ратные ценности, правила и нормы поведения военнослужащих, а также обычаи и воинские ритуалы.

В старой российской армии традиции играли выдающуюся роль, они по существу заменяли собой политработников, институт которых понадобилось ввести, когда традиции перестали существовать. В силу их задающейся роли традиции имели официальную поддержку, без них в российской армии не было ни одной части, ни одного военно-учебного заведения. Проявлялись они по-разному и отражались обычно в «Историях полков» или иных документах, но чаще всего это был сложный, неписаный кодекс внутренней жизни и взаимоотношений, тесно связывающий сослуживцев в единую семью.

В 1885 году Положением о Морском цензе для каждого строевого чина Морского ведомства установили «особый возрастной срок, по достижении которого нельзя более оставаться на действительной службе». Иначе говоря, если офицер в течение определенного времени не производился в следующий чин, его положено было отправить в отставку - например, в чине мичмана нельзя было пребывать более 10 лет. Для лейтенанта предельный возраст равнялся 47 годам от роду, капитана 2-го ранга - 51 году, капитана 1-го ранга - 55 годам, контр-адмирала - 60 годам, вице-адмирала - 65 годам.

Если офицер полностью наплавал необходимый ценз, однако не был произведен в следующий чин из-за отсутствия вакансий, то он зачислялся, как тогда говорили, «по флоту». По сути, речь шла о пребывании в некоем роде «кадрового резерва»3.

При выпуске молодых мичманов с конца XIX века существовала традиция тянуть жребий - кому и на каком флоте предстоит служить. При этом первые несколько обладателей лучших оценок получали право самостоятельно выбрать, на каком корабле начать службу.

Корабельных инженеров и инженер-механиков выпускало Техническое училище Морского ведомства, переименованное в 1898 году в Морское инженерное училище (МИУ). Отметим, что, в отличие от «гражданских» технических вузов, в МИУ принимались только выходцы из дворянских семей - всесословным прием стал, только начиная с 1905 года.2

Качество образования в училище котировалось достаточно высоко, в связи с чем, значительное количество выпускников (до 70 процентов в зависимости от выпуска) бросали службу после обязательного 4,5-годичного срока. Как строевые офицеры флота, так и офицеры корпусов имели возможность продолжить свое образование по различным отраслям военно-морского искусства и техники.

В Российском императорском флоте не возбранялось получать и, говоря современным языком, непрофильное образование - художественное и музыкальное, медицинское, и др. Александр Боткин  окончил Военно-медицинскую академию и в 1892 году стал доктором медицины. Его отец — Сергей Боткин (1829–1889) был известным в России терапевтом, именно в его честь названа московская Боткинская больница. На следующий год он сдал экзамен на чин мичмана. В дальнейшем он стал известен как конструктор подводных лодок.

Главным источником пополнения флота нижними чинами в начале XX была воинская повинность. Все достигшие 20-летнего возраста жители империи бросали жребий, в результате чего приблизительно каждый третий становился новобранцем. В среднем это было около 450 тыс. человек в год. Призыв происходил раз в год и зависел от сроков уборки урожая. Время «Ч» - с 15 сентября по 1 октября либо с 1 по 15 ноября. Призывали вначале на 7 лет, позже - на 5 (не считая пребывания в запасе).

На службу в России не призывали жителей отдаленных районов, включая Камчатку и Сахалин, а также ряд местностей в Якутии, Енисейской, Томской, Тобольской губерний и Финляндии. До 30 лет могли забыть о воинской службе казенные стипендиаты, которые готовились занять ученые и учебные должности (после их занятия освобождение было полным). До 28 лет не грозила армия и флот студентам вузов, имевших пятилетний срок обучения (если срок обучения составлял четыре года, то отсрочка длилась до двух лет). До 24 лет могли спокойно учиться воспитанники средних учебных заведений. Кроме того, отсрочку получали учащиеся всех школ по ходатайству и соглашению министров народного просвещения, военного и морского. К числу получателей послаблений также относились кандидаты в проповедники лютеран-евангелистов,  однако для них отсрочка действовала лишь 5 лет. Добавим, что в военное время все указанные льготники могли быть взяты на службу только решением императора.

От воинской повинности освобождались, представили христианского и мусульманского духовенства; академики, адъюнкты, профессора, лекторы восточных языков, доценты, художники Академии художеств, посланные за границу для усовершенствования своего искусства. Кроме того, освобождение могли получить некоторые должностные лица по ученой и учебной части.

Учителя и должностные лица по ученой и учебной части служили два года, а с 1912 года - всего год. Фельдшера, окончившие специальные морские школы, - полтора года. Что же касается выпускников гвардейских школ солдатских детей, то они служили пять лет, причем призыву подлежали уже с 18-летнего возраста.

Не служили в армии «сибирские инородцы», а также инородцы Астраханской губернии, Кавказа, Закаспийской области и Туркестана. Часть «инородцев», впрочем, вносила денежный налог. К числу таковых относились курды, абхазы, калмыки, ногайцы и ряд других. Категорически не допускались во флот евреи.

Три категории призывников имели право на сокращение срока действительной службы. Люди с низшим образованием служили лишь два года, после чего семь лет числились в запасе. Столько же лет проводили под знаменами лица, выдержавшие экзамен на прапорщика запаса. Доктора и провизоры служили в строю лишь 4 месяца, после чего год и восемь месяцев дослуживали по своей специальности.

Таким образом, накануне Октябрьской социалистической революции в России была создана и функционировала стройная система морских учебных заведений. К положительным тенденциям развития морского образования можно отнести:

1. Рост морских учебных заведений.

2. Заинтересованность правительства Российской империи изучаемого

Информация о работе Организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области