Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:26, дипломная работа
Предмет исследования - организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Цель исследования: выявить специфику организаций культурно – досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты культурно - досуговой работы и патриотического воспитания морских кадетов.
1.1. Традиции военно-морского образования в России………………….10
1.2.Система патриотического воспитания морских кадетов…………….19
1.3. Культурно - досуговая работа в военно-морских учебных заведениях…………………………………………………………………..26
1.4. Военно-морское образование и организация кадетских классов в Мурманской области…...…………………………………………………..32
Глава 2. Культурно - досуговая работа в морских кадетских классах.
2.1. Значение культурно - досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов….……………………………..44
2.2. Исследование организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетских классах…….52
2.3. Специфика организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетов………………... 65
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы………………………………………………………76
Приложение…………………………………………………………….....8
Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Кадетское образование и воспитание в Мурманске и области сегодня направлено на возрождение в молодёжной среде духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желание отстаивать независимость и величие своей страны. Кадетство нельзя рассматривать узко, только как путь подготовки к военной службе, оно обеспечивает комплексное развитие личности.
Большое внимание в работе с кадетами уделяется воспитательной и гражданско - патриотической работе. Воспитательная система в кадетском классе представляет собой комплекс культурно - досуговых программ, в основе построения которых лежит принцип реализации базовых потребностей личности: быть здоровым, потребность в безопасности, общении, уважении и признании, самоуважении и самореализации, потребности в поиске смысла, в творчестве, красоте, духовности.
В современной социокультурной ситуации особенно актуализировались вопросы военно - патриотического воспитания, потому что формируется чувство патриотизма, сознания активного гражданства, обладающего политической культурой и мышлением, способностью самостоятельно сделать свой выбор. Кроме того, военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому психологическая подготовка и знание основ военного дела помогает молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Небезразлична нравственная позиция молодёжи, которой государство может доверить защиту Отечества.
Структура содержания кадетского образования такова:
В предметном содержании следует обозначить федеральный и национально-региональный компоненты, а также предметную часть кадетского компонента. В практике Мурманской системы кадетского образования такими предметами стали: основы военной службы (1 час в 5-11 классах); этика, основы православной культуры, хореография (по 1 часу в 5-9 классах); история кадетского образования (1 час в 6-7 классах). Комплексная программа по физической культуре реализуется через уроки, через элементы режима дня (утренняя зарядка, прогулки с подвижными играми, спортчасы, изкультминутки на уроках), внеклассные занятия и массовые мероприятия.15
В основном все названные предметы лежат в области дополнительного образования, они программно обеспечены, но говорить о завершенности работы в этом направлении рано. Надпредметное содержание образования - это общеучебные умения, навыки и способы деятельности, логические приемы и операции, а также способы работы с информацией. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности можно сгруппировать так: когнитивные (познавательные); креативные (творческие); организационно-деятельностные; коммуникативные. Логические приемы и операции - это анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, аналогия, классификация, построение суждений, гипотез и доказательств и т.д.
Источники воспитания - это культурно - досуговые программы, через постижение которых формируется внутренняя личностная культура каждого воспитанника. Говорить о воспитании вне культуры невозможно (воспитание и есть введение ребенка в культуру).
Аккумулируют достижения культуры на протяжении тысячелетий такие социальные феномены как наука, искусство, мораль, персоналии, материально - предметные ценности.
• Мораль отражает достижения культуры в виде нормативных правил, запретов, предписаний, принципов взаимоотношений между людьми и к Человеку. Широкий разворот моральных норм позволяет выстраивать культурные традиции жизни образовательного учреждения, они формируют у воспитанников привычки морального плана, становятся основой нравственности.
• Искусство представляет ценности через художественный образ. Безупречен и богат источник классического искусства, прошедшего испытания временем. Вечность таких произведений обусловлена вечностью отображенных проблем человеческой жизни. К художественному достоянию великих можно обращаться в поисках ответов на все вопросы сегодняшнего дня. Искусство – средство духовного обогащения человека, повод для собственных размышлений о жизни.
• Персоналии выдающихся представителей разного времени иллюстрируют фактами своей жизни и творческой деятельности избранные ценностные предпочтения. Их поступки, деяния, суждения – пример для подражания, для осмысления и оценки собственных поступков, действий и суждений. Такие персоналии не только в историческом прошлом, они есть и в нашей реальности. Их отличает целостность натуры, сила характера и величие духа. Они должны быть примером жизненных успехов, куда более ярким, чем полуголые попрыгунчики на эстраде, мяукающие о плотских проблемах. Там, где нет идеалов, появляются кумиры.
• Предметно - вещный мир являет собой материализованную
форму отношения к жизни. Раскрытие в предмете
ценностного для человека потенциала
и есть педагогическая задача. Часы на
руке – дань уважения времени, цветы на
окне – приближенность человека к красотам
природы, сервировка стола – преобразование
насыщения в общение и т.д. Раскрывая сущность
красоты и значимости окружающих предметов,
дети иначе относятся к ним: не рушат, не
царапают, не пачкают. И не потому, что
нельзя, а потому, что они дети, что не сумели,
не подумали, не сдержались.
Все указанные источники
культуры должны стать не только предметом
познания и обсуждения. Они должны быть
вплетены в повседневность воспитанника,
только тогда они способны стать содержанием
воспитания.
Мощным ценностным залогом, усиливающим
культурологическое содержание, обладают
«столпы кадетского воспитания», выделенные
И.Н. Андрушкевичем: Вера и верования, заветы
и традиции, нравы и манеры, инструментальные
концепции, символы и ритуалы.16
Раскроем каждый из них.
• «Вера и верования». Православная культура и православная нравственность всегда были основами российской культуры и российского общества. Приобщение к православной культуре – это, прежде всего, обращение к общечеловеческим ценностям и нетленным законам бытия. Изучением «Основ православной культуры» как учебного предмета это приобщение не заканчивается.
Традиционно в каждом кадетском корпусе была Домовая церковь, каждый корпус имел своего Святого Покровителя и отмечал свой Храмовый корпусной праздник. Некоторые из названных традиций возрождаются. Однако следует подчеркнуть, что приобщение к православию в той или иной форме не требует от воспитанников православной религиозной самоидентификации и не препятствует их свободному мировоззренческому самоопределению, а воспринимается ими как неиссякаемый кладезь нравственно-ценностных смыслов, как основа российской культуры.
Верования – это класс идей, которые не выдуманы отдельными лицами, а являются как бы осадком исторического и вообще жизненного опыта всего народа. Главным верованием является вера в Россию, её особую миссию, в её особенное предназначение. Наши исторические верования сформулированы великими людьми, такими как Александр Невский, Дмитрий Донской, Пётр Первый, Александр Суворов, Михаил Кутузов и другие. Это своего рода фундамент Российской государственности.
• «Заветы и традиции». К Заветам следует отнести Десять Заповедей Закона Божья, Поучения Владимира Мономаха своим сыновьям, Завещание А.В. Суворова русским воинам. Всё это – мудрые наставления, обобщения жизненного опыта, предлагающие молодому поколению образцы для определения своих идеалов, для построения собственной жизни, осмысления её нравственных устоев и духовного наполнения.
Нравственные ориентиры кадета определены в Заповедях Великого Князя Константина Константиновича и Кодексе Чести российского кадета. Традиции тоже передают накопленный исторический капитал от одного поколения другому. Особое место в воспитании занимают кадетские традиции, которые тщательно изучаются и возрождаются. Кадетские традиции - это ряд установившихся обычаев, узаконенных не приказаниями свыше, а самими воспитанниками. Большинство из них пропитано глубоким патриотизмом и готовностью служить Отечеству. Кадетские традиции - это также неписаный кодекс внутренней жизни и взаимоотношений, тесно связывающий кадет узами дружбы и товарищества.
• «Нравы и манеры». Нравы - это общественные законы, помогающие понимать, что в обществе хорошо, а что плохо. На нравах происходит становление духовности и нравственности. Нравственному воспитанию в кадетских корпусах России всегда придавалось важнейшее значение. Нравственные правила для воспитанников были указаны в Уставе для военно-учебных заведений II класса.
В воспитании кадет можно выделить три нравственных блока: порядочность и честь, облик и поведение, дружба и товарищество. Эти три блока нашли своё отражение в постулатах «Клятвы кадета», «Кодекса Чести российского кадета», «Заветах кадет», «Заповедях товарищества». Частью общих нравов являются хорошие манеры, правила хорошего тона, специальные нормы поведения в различных жизненных ситуациях, а также специфические знаки внимания младших к старшим, мужчины к женщине. Эти правила должны пронизывать всю жизнедеятельность в кадетском корпусе.
• «Инструментальные концепции». Инструментальные концепции - это современные концепции в области политики, экономики, социологии, технологии. Эти концепции необходимо толковать молодым людям, обсуждать тенденции и аспекты, выделять основополагающие идеи этих концепций, чтобы они могли разбираться в том, что происходит в стране и в мире, учились анализировать исторические, политические и экономические процессы. Причём это нужно делать в гармоническом согласовании с верованиями, традициями и нравами. Такая работа даст общую подготовку, хорошую базу для правильного анализа всех проблем, которые могут возникнуть в жизни у государственных людей.
• «Символы и ритуалы». В кадетском учреждении важная воспитательная роль отводится государственной и кадетской символике. Кадетскую символику представляют Корпусное знамя, кадетские знаки и жетоны, кадетский строй, Кадетская Клятва, кадетская форма. Ритуалы - регулярно и одинаково повторяющиеся церемонии проведения наиболее значимых для кадетского корпуса событий. Это принятие Кадетской Клятвы, вручение Корпусного знамени, организация корпусного праздника, проведение строевого смотра, присвоение кадетских званий и т.д. Смысловое значение, придаваемое символам и ритуалам, делает их эффективным средством становления духовной и физической силы, волевого характера, привычки к внутреннему порядку и внешней отчётливости.
Еще один содержательный пласт осваивается воспитанниками в самой организации жизнедеятельности. Это - жизненный опыт, направленный на умение работать и жить в группе, т.е. опыт общественной жизни или социальный опыт. Социальный опыт вбирает в себя: общение и взаимодействие, коллективный труд, кооперацию и ролевое распределение, совместно-разделенную ответственность, коллегиальный характер принятия решений, согласование ценностей и интересов, коллективное осмысление прожитого, общежитие, участие в работе социальных институтов (детских организаций, органов управления, молодежных сообществ), диалог субъективных жизненных миров, влияющих и изменяющих друг друга.
Такой опыт рождается только в совокупном жизненном мире сообщества. Коллективная жизнедеятельность – это условие становления и развития личного опыта каждого ее участника. Личный опыт вбирает репродуктивный опыт и опыт творческой деятельности; самостоятельность мышления и деятельности (владение способами деятельности); самообслуживание; решение собственных проблем; осуществление ответственного выбора, самоопределение, самореализацию; самоуправление и разрешение конфликтов; обретение личностных смыслов и ценностей; эмоциональные переживания; опыт ценностных отношений; рефлексию; предъявление собственной позиции, стиля поведения и отношений.
Система воспитания и образования кадет основана на традициях русской армии и, в первую очередь, на традициях взаимоотношений равных и старших и младших, уважения и подчинения, выражения собственного мнения и учета мнений товарищей. Воспитание в воинском коллективе с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но и полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей.
Можно из вышесказанного сделать вывод что, описанная структура содержания кадетского образования и воспитания в целом органично сочетает инновационный компетентностный подход и мощный потенциал отечественных образовательных традиций.17 На современном этапе программы по патриотическому воспитанию разрабатываются в каждой школе. В приложении № 1 разработан план культурно – досуговых программ по патриотическому воспитанию кадетского класса школы – интернат г. Североморска.
Глава 2. Культурно - досуговая работа в морских кадетских классах.
2.1. Значение культурно – досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов.