Организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 16:26, дипломная работа

Краткое описание

Предмет исследования - организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.
Цель исследования: выявить специфику организаций культурно – досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Исторические аспекты культурно - досуговой работы и патриотического воспитания морских кадетов.
1.1. Традиции военно-морского образования в России………………….10
1.2.Система патриотического воспитания морских кадетов…………….19
1.3. Культурно - досуговая работа в военно-морских учебных заведениях…………………………………………………………………..26
1.4. Военно-морское образование и организация кадетских классов в Мурманской области…...…………………………………………………..32
Глава 2. Культурно - досуговая работа в морских кадетских классах.
2.1. Значение культурно - досуговых программ в патриотическом воспитании учащихся кадетских классов….……………………………..44
2.2. Исследование организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетских классах…….52
2.3. Специфика организаций культурно – досуговых мероприятий в системе патриотического воспитания морских кадетов………………... 65
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы………………………………………………………76
Приложение…………………………………………………………….....8

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 753.50 Кб (Скачать файл)

Диаграмма №7 Посвящение  в кадеты

Таким образом, результаты исследования показали, что в кадетских классах достаточно мероприятий, которые могут вызвать широкий спектр положительных эмоций и чувств у кадетов.  Подавляющее большинство кадетов испытывают высшие, патриотические и глубокие  чувства при выполнении кадетских ритуалов.  Единицам кадетам кадетские ритуалы безразличны. И это скорее связанно с индивидуальностью воспитания кадета, или его эмоциональным или физическим состоянием.

На одном из этапов нашего исследования была проведена работа по изучению  отношения кадетов к своим родителям и семье в целом.

Кадетам предлагалось ответить на вопрос «Что или кто  является для Вас поддержкой и опорой в трудную минуту, помогает Вам  «справиться с жизнью», с возникающими трудностями и проблемами?

Результаты ответов можно увидеть на диаграмме.

Диаграмма 8. Поддержка и опора в трудную минуту

Отвечая на вопрос, большая часть подростков обращается за помощью к родителям (80%). Друзья и товарищи также получили большое число положительных ответов (73%). Можно сделать выводы, что с друзьями и товарищами кадеты могут не только общаться и развлекаться, но и обратиться за помощью. Несмотря на то, что с родителями подростки видятся мало, они все равно в трудную минуту обращаются к родителям. 

Таким образом, больше всего кадетам хотелось бы видеть в родителях друзей и советчиков. При всей их тяге к самостоятельности, юноши  остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших, во взаимопонимании, любви и уважении. 

Для большинства респондентов слово «патриотизм» в первую очередь совпадает с «малой Родиной» – ближним социальным окружением: семьей, родными, близкими, родным городом, деревней, домом. Эти ценности составляют ядро патриотизма в современном российском обществе. Семья остается тем местом, где кадет чувствует себя наиболее спокойно и уверенно. Отвечая на вопрос: «Что для Вас в жизни является главным?», большая часть подростков на первое место поставили семью. Но и среду общения нельзя сбрасывать со счетов. Неудивительно, что место, где дети живут и учатся, то есть Родина, имеет для них тоже немаловажное значение. Дальнейшие ответы определят то социальное положение семьи, в которой воспитываются дети.

  Диаграмма 9. Ценностные ориентации

Воспитательная деятельность, в том числе по формированию патриотизма, особенно осуществляемая образовательными учреждениями в Российской Федерации, не может и не должна проводиться без контроля ее результатов. Воспитание и формирование культурного человека, социального, духовно-нравственного, гражданина, патриота – задачи, стоящие перед учителями кадетского корпуса.  Перед кадетами ставятся задачи осознания ценностей культуры, традиций, норм и  правил кадетского корпуса. Формирование идеалов на основе мировой и отечественной культуры; способности осознания себя, как члена кадетского братства; осознание себя представителем своего народа и всего человечества; формирования патриотизма, гражданственности, основанных на любви к своему Отечеству, национальной культуре, формирования культуры поведения, здорового образа жизни, трудовых и жизненных навыков; развитие чувства прекрасного, творческого потенциала.

 Анкетирование учащихся кадетских классов общеобразовательных школ Мурманской области об отношении к культурно – досуговым мероприятиям по патриотическому воспитанию показало, что большинству кадет нравиться участвовать в ритуальных мероприятиях по возложению венков к мемориалам, вносу и выносу знамени, более того они испытывают чувство гордости и сопричастности к происходящему. В такие моменты кадеты осознавая торжественность мероприятия, становятся взрослее и ответственнее. Самый торжественный для большинства кадет момент – это посвящение в кадеты, здесь на вопрос «Что ты испытываешь на мероприятии просвещения в кадеты?» 100 % ответили «радость, гордость и волнение», говорит о том, что они гордятся местом своей учебы и подтверждают правильность выбранного пути. Семья и друзья для многих кадет остаются на первом месте и это очевидно, так как «семья и друзья»  ассоциируются с  самым главным в жизни каждого человека, с его Родиной.

Проведя работу с документацией по культурно – досуговым мероприятиям  по патриотическому воспитанию в кадетских классах общеобразовательных школ Мурманской области , а также исследование через анкетирование, мы получили возможность подтвердить гипотезу о том, что культурно – досуговые программы тесно переплетаются с общеобразовательной программой в кадетских классах и являются частью системы по патриотическому воспитанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Специфика организаций  культурно – досуговых мероприятий  в системе патриотического воспитания  морских кадетов.

 

На выявленных в процессе анализа анкетных данных была построена работа по патриотическому воспитанию морских кадетов Мурманской области. В рамках дипломного проекта нами было организован турнир «Кадетские игры». Целью и задачами которого являются:

  • совершенствование форм патриотического воспитания молодежи;
  • создание благоприятных условий для реализации интеллектуального потенциала школьников, по средствам приобщения к творчеству;
  • воспитание уважения к традициям Вооруженных Сил  Российской Федерации;
  • формирование у подрастающего поколения чувства гражданственности;
  • привитие навыков начальной военной подготовки.

Конкурсная программа турнира состояла из состязаний интеллектуального, спортивного и творческого плана. И проходила в три этапа.

I этап «Их именами названы…».  

Команды самостоятельно готовят праздничный выпуск боевого листка, рассказывающего о героях Великой Отечественной войны в Заполярье, чьими именами названы улицы, школы города.

Оценивается информативность, оформление листка.  

II этап «Статен, строен - уважения достоин».

Конкурс командиров.  

В конкурсе учитываются результаты командира, полученные лично в ходе соревнований. Командир отделения - победитель конкурса получает звание «Лучший командир».

Конкурс интеллектуальный «Мое Заполярье».

Проводится в виде письменного опроса. Участвуют три  человека от команды, им предстоит за 10 минут дать ответы на ряд вопросов по истории родного края. Оценивается эрудиция.         

Конкурс  строевой подготовки.

Принимает участие вся команда.

Конкурс проводится по программе, включающей следующие элементы строевой подготовки (согласно строевому уставу Вооруженных Сил России):

- выход отделения, отдача рапорта  командира отделения судье, и  ответ команды отделения на  приветствия судьи;

- выполнение команд: «Равняйся! Смирно! Вольно!»;

- повороты на месте;

- исполнение строевой песни в движении (1-2 куплета).

- одиночная подготовка командира  отделения (умение командовать).

- выполнение строевых приёмов  в движении (выполнение команд  «Прямо», переход на строевой  шаг, повороты направо, налево)

Оценивается внешний вид отделения (единообразие формы одежды, наличие эмблемы, аккуратность), слаженность действия, умение точно и четко выполнять приказы командира.

         Конкурс «Санитарный пост».

 Проверяется умение оказывать  первую медицинскую помощь при  травмах, несчастных случаях (пищевое отравление, ожоги термические и химические, помощь при ранениях, переломах, кровотечение, обмороке, утоплении, обморожении).

Оценивается правильность выполнения действий и быстрота.

Конкурс «Физическая подготовка».

       В соревновании принимает участие вся команда. Каждому участнику предстоит пройти все этапы эстафеты. Время фиксируется, после того как последний участник команды прошел  испытание:

- граната (заброс мяча в цель).

- подъем туловища из положения  лежа, учитывается количество раз за 30 секунд.

- неполная разборка и сборка  автомата.

- одеть и снять противогаз.

- эстафета с препятствиями.

  - расшифровка слова находящегося  в пакете.

Оценивается слаженность действий и быстрота.

III этап «Мы сыны ваши…». 

Литературно-музыкальная композиция военно-патриотической направленности, посвященная Дню Защитника Отечества. Время выступления не более 7 минут. Участвует вся команда.

Оценивается зрелищность, качественное исполнения номеров, умение держатся перед зрителями, режиссёрское решение. Руководитель может участвовать только в музыкальном сопровождении песни.

По форме мероприятие представляет собой турнир. Слово «турнир» переводится как военное состязание. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств. На сегодняшний день понятие «турнир» подразумевает нечто иное, нежели сражение рыцарей в мирное время. В течение веков это слово изменялось и приобретало все более новые черты. На турнирах было важным не подвергнуть соперника опасности, а показать свое мастерское владение оружием и способность держаться в седле. Именно такая форма мероприятия более точно подходит к кадетам, так как главной целью является демонстрация боевого духа, умение работать в группе, силы и мужества.

 Событие приурочено  к всероссийскому празднику Дню  защитника Отечества. К участию  в областном военно-патриотическом турнире «Кадетские игры» были приглашены культурно – досуговые учреждения, учреждения общего образования. В турнире принимали участия средние возрастные категории (5 – 7 классы). Турнир состоялся в зрительном зале Дома культуры 21 февраля 2012 года.

Ожидаемая значимость результата заключается, прежде всего, в пробуждении у кадетов интереса к вооруженным силам, к истории своей страны и ее героев;  в принципах воспитательной работы, на которых основывается становление личности кадета, как патриота России.

Планируется реализация основных компонентов мероприятия:  кадровый и интеллектуальный, финансово – экономический, нормативно – правовой, материально – технический, рекламный ресурс.

  Значительной составляющей  при подготовке данного этапа  играет сценарно - режиссерская деятельность. Здесь менеджер социально - культурной деятельности выступает уже не только как организатор, но и режиссёр мероприятия.

Немаловажный фактор при организации мероприятия - это создание сценарного хода и в дальнейшем сценария мероприятия. Сценарий - это художественная организация постановки. В нем описываются конкретные шаги осуществления режиссерского замысла во времени и пространстве, усилиями исполнителей. Поэтому сценарий программы должен соответствовать требованиям ценностно - ориентированного и активно – деятельностного подхода к целостному технологического процессу. Сценарный ход представлен в приложении. (Приложение №5)

Одним из важных элементов при подготовке мероприятия играет авторская и художественная концепция, которые отражают позицию автора к тем идеям, проблемам и событиям, воплощаясь в философской идеи, музыкально - пластических решениях, образе, декоративном и сценическом оформлении события. Авторская и художественная концепции  представлены в приложении.

   Следующей, наиболее эффективной  стадией подготовки культурно  – досугового мероприятия, является второй, репетиционно – постановочный этап. Осуществляется план подготовки проведения мероприятия, который подробно представлен в приложении. (Приложение №6)

  Сценография – это художественное оформление мероприятия, которое может быть, как искусственно смоделировано для конкретного события, а может стать реальной обстановкой, в которую вписано происходящее действие.

Декорационное и сценографическое оформление представления характеризует фон происходящего события, также способствует передачи замыслов режиссёра. Менеджер социально - культурной деятельности, если выступает в роли режиссёра, то должен тесно сотрудничать с художником или дизайнером оформления события, разъясняя какое воздействие должно оказывать декорационное оформление, или для каких сценических действий должна быть смоделирована сценография.23

В данном мероприятии театрализация была сведена к минимуму и требовала лишь элементов художественного оформления:  в самом зале, на заднике сцены, где проходили основные конкурсы были прикреплены кадетские погоны. В малой гостиной, где проходил интеллектуальный конкурс, была использована в качестве декорации камуфляжная сетка, имитирующая военный блиндаж. Экран, во второй части турнира, выступал как дополнение в художественном оформлении зала, кадеты демонстрировали фильмы, поддерживая фильмом свое выступление. В фойе была развернута выставка экспонатов великой Отечественной войны клуба «Патриот».

Немаловажным для оформления мероприятия является музыкальное оформление. Его роль в художественно - образном решении того или иного культурно - досугового мероприятия поистине велика. Музыкальное оформление является органическим соединением действия с музыкой. Оставаясь самостоятельным видом искусства, музыка выступает как один из важных усиливающих элементов художественно - образного раскрытия темы мероприятия. Другое важное условие: музыка должна способствовать развитию действия, создавать темпо - ритм программы, подводить к кульминации, завершать его.

Главной составляющей подготовки культурно – досуговой программы является проведение репетиций. Они разделяются на две части: техническая репетиция, где менеджер социокультурной деятельности, согласно монтажному листу, (Приложение №  7) сводит воедино свет, видео, музыку и выход ведущих и участников мероприятия и художественную репетицию – текстовой формат участников, просмотр концертных номеров, слова ведущих. И вторая часть репетиций, в которой участники показывают свои творческие задания, музыкальное оформление своих номеров.

Информация о работе Организация культурно - досуговых программ в системе патриотического воспитания морских кадетов Мурманской области