Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 18:10, контрольная работа
Искусство средневековья долго оставалось непринятым. Но вот пришло осмысление, и притягательность этого искусства обворожила сердца людей, уставших от выхолощенных норм классицизма.
Из-за запаздывания готики по
сравнению с французской в
Германии готические черты в
архитектуре сильнее
Кельнский собор (начат в 1248 г.. строился до XVI в., башни возведены в XIX в.) сходен в плане с Амьенским, даже есть венец капелл и аркбутаны, но своды выше (высота центрального нефа 46 м, башен – 160 м, соотношение среднего нефа к боковым 5:2), «розу» заменило стрельчатое окно.
Скульптурный декор, как и в
романский период, в немецких
храмах применяется больше в
интерьере, чем снаружи, он
разнообразнее по материалу:
Самым знаменитым циклом
В позднеготической немецкой
скульптуре, так же как и во
французской, усиливается
3. Готический стиль в Англии
Готика Англии возникла очень рано, в конце XII в., и просуществовала до XVI в. Она имеет одно важное отличие от континентальной. Слабое развитие городов привело к тому, что готический собор и вообще все строительство периода готики оказалось связанным не с городом, а по-прежнему с монастырями. Как верно отмечено, английский собор возникал не в гуще городской застройки, а в свободном пространстве лугов и полей. В конструкции собора полностью проявлены специфические черты английской готической архитектуры: отсутствие обхода и венца капелл, некоторая «распластанность» здания по горизонтали, растянутость в ширину, чему способствует множество пристроек, малый разрыв в высоте центрального и боковых нефов, вообще не очень большая высота сводов, широкие, сильно выступающие трансепты, иногда даже два вместо общепринятого одного. Как специфически английскую черту можно назвать огромную башню на средокрестье – доминату собора. Фасады английских готических храмов обильно украшены декором. Интерьеры значительно более дифференцированы, дробны, чем французские. Наиболее чистый образец ранней английской готики – собор в Солсбери (1220-1270), воспетый позже в пейзажах Констебла. Это трехнефный собор длиной 140 м, с большим хором, двумя трансептами и прямоугольной аспидой. Башня средокрестья самая высокая в Англии, 135 м, и завершается шатровым покрытием. Еще в романский период был начат собор в Линкольне. В готическую эпоху его фасад украсили семь горизонтальных поясов ниш, контрастирующих с двумя высокими башнями средокрестья. Собор в Линкольне (длина его 155 м) в этом смысле построен на характерном для английской готики контрасте вертикалей и горизонталей. Его колончатая аркатура «оплетает» фасад, как кружевную сеть.
По формам декора в английской
готике различают следующие
Собор Вестминстерского
Начиная со Столетней войны
строительство в Англии
Готическая скульптура Англии
имеет чисто декоративный
Монументальная готическая
4. Готический стиль в Испании
В XIII – XIV вв. готика распространяется по всей Европе. В Испании XIII столетие – время наиболее ожесточенной борбы с арабами, а также усиления внутренней борьбы испанцев – феодалов и горожан, добившихся от короля участия в кортесах. В готическую эпоху наиболее активно формируется испанская культура, испанский язык, складывается испанский эпос, своеобразными путями, непохожими на общеевропейские, идет развитие архитектуры и изобразительного искусства. Обогащенная элементами мавританского стиля, готика Испании приобрела особую пышность и разнообразие оранаментики (соборы в Леоне, 1205-1303 – XIV в.; в Бургосе, 1221-1238, достроен в XIV-XV в.; в Толедо, 1227-1493, закончен в XVI в.). Иногда соборы Испании перестраивались из мечетей, а колокольня Севильского собора, например, перестроена из минарета. Особое место в испанской архитектуре занимает стиль «мудехар» (т.е. мусульманский). Это, как правило, соборы, построены зодчими арабами, из кирпича со сводчатым мавританским перекрытием, образующим в плане восьмиконечную звезду, с деревянным наборным потолком, с аркой подковообразной формы, иногда имеющей стрельчатое завершение. Главным элементом в декоре являются цветные поливные изразцы и орнаментальная лепнина Главным композиционным центром такого сооружения всегда служит внутренний двор, столь обычный для всех южных построек.
Зрелая готика оставила
Синтез скульптуры и живописи
готической поры нашел
Особое место в европейской художественной культуре XIII – XIV вв. занимает Италия. Уже в конце XIII в. в Италии в ре6зультате слабости феодальных сил и, наоборот, раннего расцвета городов создались условия для возникновения культуры Ренессанса на ее первом этапе – так называемого Проторенессанса. В Италии получили воплощение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «розы». Основа оставалась чисто романской. Это широкие приземистые храмы, гладкая плоскость стен которых часто инкурустирована цветным мрамором, создающим полосатую, очень нарядную поверхность фасада (собор в Сиене, 1229-1372; в Орвието, 1295-1310). Пример поздней итальянской готики – это огромный, вмещающий в себя до 40 000 человек Миланский собор, самый большой храм Европы (1378 г. – XV в., заканчивался в XIX в.). Его строили не только итальянские, но и немецкие, французские зодчие. Весь собор покрыт скульптурной резьбой.
В Италии сохранилось много гражданских построек периода готики. До сих пор украшением Венеции являются ее мраморные дворцы с аркадами, отражающимися в воде каналов или лагун (Дворец дожей, 1310г.-XVI в.). Сочетание легких ажурных аркад и глухой стены – черты, характерная для восточной архитектуры.
Готическое искусство
Искусство средневековья,
Заключение
Итак, готика царила повсеместно.
Как в Париже Нотр-Дам, венский
собор св. Стефана главенствует над огромной
столицей.
Не только однобашенный фасад, как во Фрейбурге,
но и храмы с почти одинаковой высотой
центрального и боковых нефов, создающей
единое, по- дворцовому обширное пространство,
— новшество германской готики. В Нидерландах,
где благодаря выгодному географическому
положению городская торговля процветала
уже в романскую пору, рост бюргерства
вызвал бурное светское строительство.
В последний период средневековья именно
в Нидерландах наибольший размах получило
строительство общественных зданий —
ратуш, торговых рядов и складов, домов
цеховых организаций. Величественные
городские звонницы — вечевые башни (бефруа),
игравшие важную роль в многочисленных
восстаниях городского населения и служившие,
наряду с собором, как бы символом мощи
и богатства города, — замечательное достижение
нидерландской архитектуры (башня, как
столб возвышающаяся над торговыми рядами
в Брюгге, башни в Ипре, Генте и др.).
Всюду строились замки со все
более совершенными
Европейские города окружались зубчатыми
стенами с двойными воротами и башнями.
Видоизменился сам облик города благодаря
плотно прижатым друг к другу готическим
домам с островерхими двускатными крышами,
узкими окнами, стрельчатыми дверными
проемами, аркадами, угловыми башенками
— всем тем, что в лабиринте узких улочек
кое-где еще сохранившихся средневековых
кварталов обступает нас ныне как живописный
декорум давно исчезнувшего жизненного
уклада. Трудно найти подходящие слова,
чтобы описать впечатления от готического
собора. Они высоки и тянутся к небу бесконечными
стрелами башен и башенок, вимпергов, фиалов,
заостренных арок. Благодаря своей архитектуре
с каждой точки собор смотрится по-новому.
В отличие от романской церкви с ее четкими,
легко обозримыми формами, готический
собор необозрим, часто асимметричен и
даже неоднороден в своих частях: каждый
из его фасадов со своим порталом индивидуален.
Стены не ощущаются, их как бы и нет. Арки,
галереи, башни, какие - то площадки с аркадами,
громадные окна, все дальше и дальше - бесконечно
сложная, ажурная игра ажурных форм. И
все это пространство обитаемо - собор
и внутри и снаружи населен массой скульптур.
Они занимают не только порталы и галереи,
но их можно найти также и на кровле, карнизах,
под сводами капелл, на винтовых лестницах,
возникают на водосточных трубах, на консолях.
Словом, готический собор- это целый мир.
Он и действительно вобрал в себя мир средневекового
города. Если даже сейчас, в современном
Париже, собор Парижской Богоматери царит
над городом, и перед ним меркнет архитектура
барокко, ампира, классицизма, то можно
представить, как еще более внушительно
он выглядел тогда, в том Париже, среди
кривых улочек и маленьких двориков по
берегам Сены. Германская готика, также
поражая своими размерами, стала своеобразным
символом современных немцев, олицетворяя
их национальную самобытность. Достаточно
упомянуть хотя бы о том, что в Кельне довольно
популярна поговорка, гласящая примерно
следующее: «Кельнский собор вечная будет
строиться до тех пор, пока будет стоять
Кельн». Это напоминает слова одной песни:
«...И пока она [Москва] будет стоять, не
исчезнет Россия в веках...». Эти выражения
символизируют целостность, неделимость
и самобытность обществ, но если для россиян
такой символ- Московский Кремль, то для
западногерманцев этот символ - Кельнский
собор.
Информация о работе Особенности городской средневековой культуры. Готический стиль