Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:39, курсовая работа
Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из значимых сфер в многоуровневой структуре самодеятельного творчества является любительское художественное искусство, которое направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.
Введение 2
Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты 5
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования 5
1.2. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи 18
1.3. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь 28
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Организация концертной деятельности 36
2.1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности 36
2.2. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь 44
2.3. Технологии организации концертной деятельности 52
Выводы к главе 2 69
Глава 3. Организация концертной деятельности Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.1. Характеристика Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.2. Организация концерта Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка», посвящённого ветеранам Великой отечественной войны, ко Дню Победы 77
Выводы к главе 3 84
Заключение 85
Список литературы 87
С течением времени понятия "фольклор" и "художественная самодеятельность" стали более различимы. Многие исследователи приходят к мнению, что именно фольклор является одной из начальных форм художественной культуры, существующей на профессиональном и любительском уровне творчества [26, c. 70].
Художественная
Художественная
В XX веке понятие «творчество» стало применяться к различным видам жизнедеятельности человека (профессиональной деятельности, общению, управлению и др.). Появились такие определения, как творческая экспрессия, творческое отношение, творческое развитие, творческая личность. Наряду с этим, в 20-х годах XX века наблюдалось многообразие форм организации творческой деятельности масс, что способствовало изменению и традиционных форм самодеятельного творчества. В это же время создается множество любительских объединений, студий, кружков, стремительно стала развиваться художественная самодеятельность (агитколлективы, изостудии, музыкальные коллективы, певческие кружки, агитсуды, литмонтажи, театральные студии - постановки клубных оперетт, говорящий хор - коллективная декламация и пр.) [23, c. 134].
В дореволюционной России любители искусства объединялись в кружки и общества при клубах и собраниях. Имелись и рабочие кружки, народные театры, находившиеся под строгим контролем властей, с подозрением относившихся ко всякой народной инициативе.
В первые годы становления советской власти, были уничтожены, какие бы то ни было, культурные учреждения, особенно неформальные. Но необходимость формирования "нового человека" - строителя коммунизма, поставила перед необходимостью поиска новых форм влияния на сознание подрастающего поколения. Руководители государственных и партийных органов власти увидели в развитии художественной самодеятельности мощный рычаг не только повышения культурной жизни народа, но и воспитания его в духе "коммунистических идеалов". На основе городского фольклора и бытовой любительской художественной практики формировалась новая форма творчества, которая отличалась от предыдущих прежде всего своей организационной оформленностью, жанровой определенностью, наличием социальных целей и задач. Вначале это был период спонтанного зарождения и прорастания ростков художественной самодеятельности в недрах существующих форм городской художественной культуры. Постепенно существующие жанры городского фольклора, любительского творчества трансформировались, принимали за образец профессиональное искусство - театр, хор, инструментальное исполнительство. Появились любительские самодеятельные художественные образования. Самодеятельные коллективы возникали при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках, заводах, учебных заведениях, воинских частях, колхозах, совхозах, на транспорте и т.д. После Октябрьской революции 1917 в художественную самодеятельность были вовлечены широкие массы (устраивались театрализованные представления и др.). В 1920-е гг. репертуар самодеятельных кружков носил агитационный характер (состоял из обозрений, литературных монтажей, концертных номеров, сатирических частушек и др.). Большое распространение получили коллективы «Живая газета», «Синяя блуза», «Красная рубаха» и др. В середине 20-х гг. зародилось движение ТРАМов. (см. Театр рабочей молодёжи). КПСС и Советское правительство создали все условия для развития творческих сил народа. Огромное значение имели выступления В. И. Ленина. С оценкой Пролеткульта, письмо ЦК РКП (б) «О пролеткультах» (1920), постановление СНК РСФСР «Об улучшении театрального дела» (1930), предлагавшее усилить взаимодействие профессионального и самодеятельного театра, обеспечить постоянную помощь любительским творческим коллективам [23, c.10].
К середине 30-х гг. художественная
самодеятельность достигла высокого идейно-художественного
уровня. Многие мастера профессионального
искусства взяли шефство над
любительскими коллективами. В 30-е
гг. в различных союзных и
В 1940-х гг. дома народного
творчества организованы во всех республиках,
краях и областях. В 30-е гг. в
различных союзных и автономных
республиках появились
Во время Великой
Наивысшего расцвета самодеятельное искусство в современном его понимании достигло после Отечественной войны в период патриотического подъёма, когда во многих сферах искусства к руководству пришли бывшие фронтовики, которым было что рассказать и создать в искусстве.
Советская власть создала все условия для развития народного творчества. В эти годы культурно-художественная самодеятельность приняла необычайно широкий размах. Появились десятки тысяч хореографических кружков в школах и клубах с миллионными участников в них. Возникли специальные методические центры по руководству художественной самодеятельностью. На Всесоюзных смотрах в конце 40-х — начале 50-х гг. был продемонстрирован ряд значительных спектаклей: «Ревизор» Гоголя (Ленинградский университет), «Шторм» Билль-Белоцерковского (Дом культуры им. Горбунова, Москва), «Егор Булычев и другие» Горького (Выборгский дом культуры, Ленинград), «Аттестат зрелости» Гераскиной (Дом культуры Автозавода им. Лихачева, Москва) и др. С конца 50-х гг. наиболее зрелые любительские коллективы получили звания народных театров. Среди них: народные театры при домах культуры Автозавода им. Лихачева, Метростроя, им. Горбунова в Москве, им. Горького в Ленинграде, Дома культуры текстильщиков в Ташкенте, Дома офицеров в Харькове, Дома железнодорожника в Тбилиси, Дома культуры завода «Большевик» в Киеве, Енисейский театр и др. Помимо драматических, работают также и музыкальные театры — оперные (при Центральном доме культуры железнодорожника в Москве, Доме культуры им. Кирова в Ленинграде, Клайпедский оперный народный театр, Народная оперная студия Черновицкого дворца культуры), балетные (при Доме культуры им. Горького в Ленинграде), оперетты (Московский народный театр оперетты при Доме культуры им. Гагарина в Москве). Распространение получили различные самодеятельные ансамбли (Ансамбль народного танца Ашхабадского с.-х. института, рижский танцевальный ансамбль «Гатве»), оркестры, цирковые (например, в г. Череповце) и эстрадные коллективы, хоры (Народный хор АН Латвийской ССР, Тартуский мужской хор «Гаудеамус», Хоровая капелла Старокраматорского машиностроительного завода). На базе любительских театральных коллективов выросли многие драматические и музыкальные театры, ансамбли. Распространение получили различные самодеятельные ансамбли, оркестры, цирковые и эстрадные коллективы, хоры [28, c.45].
Новым свидетельством внимания
партии к развитию художественной культуры
советского народа является решение
ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства
культуры СССР, министерства высшего
и среднего специального образования
СССР и Государственного комитета Совета
Министров СССР по профессионально-техническому
образованию «О проведении первого
Всесоюзного фестиваля
Широкий размах самодеятельное
искусство получило и в других
странах социализма, где были созданы
благоприятные условия для
Устраиваются смотры, фестивали. В Болгарии в 1956—74 проведено 4 республиканских фестиваля художественной самодеятельности; в 1973 здесь было свыше 15 тыс. любительских коллективов (более 500 тыс. участников), которые дали свыше 68 тыс. спектаклей, обслужив более 21 млн. зрителей. В Венгрии в художественной самодеятельности участвует 8—10% населения (12—18% молодёжи). В Чехословакии в 1974 насчитывалось около 23 тыс. ансамблей (около 4 млн. чел.). В 1975 в ГДР в любительском художественном творчестве участвовало около 1,4 млн. чел.; 20 тыс. любительских коллективов Польши дают ежегодно 120 тыс. представлений для 35 млн. зрителей [26, c.23].
Любительские творческие коллективы (хоры, вокальные ансамбли, оркестры и др.) имеются и в капиталистических странах. Они существуют на средства отдельных частных лиц, общественных организаций. В начале 30-х гг. в Германии, Австрии одной из форм объединения трудящихся были Олимпиады рабочих коллективов, в создании и деятельности которых участвовали видные прогрессивные деятели культуры. Любительское хоровое исполнительство распространено во Франции; Большое значение приобрела деятельность Народной музыкальной федерации. В 1956 в Париже состоялась Международная хоровая олимпиада. Многочисленные любительские хоровые объединения имеются в Финляндии, Швейцарии («Швейцарский союз рабочих певцов» и др.). В Швеции функционируют свыше 60 любительских оркестров. В США работают студенческие оркестры (духовой оркестр Мичиганского университета и др.), хоры, вокальные ансамбли, театральные труппы [28, c.46].
Массовое развитие самодеятельности
выявило много талантливых
К началу XXI века творчество становится объектом особого изучения по возможностям развития творческих предрасположений и умений людей. В вузах появляются новые предметы «Педагогика творчества», «Психология творчества», программы курса «Общие вопросы природы одаренности», «Диагностика одаренности», «Развитие творческих способностей у детей», «Психологические требования к учителю и воспитателю одаренных детей» и т.п. Важность рассмотрения проблемы происхождения одаренности (роль природного и социального) касается творческих групп художественной деятельности (литературной, изобразительной, музыкальной, хореографической и др.), которые используют и вносят множество путей, способствующих созданию творческого эмоционального подъема [32, c. 122].
В последнее время понятие «народное творчество» стало употребляться как равнозначное с понятием «художественная самодеятельность», вытесняя его, а это не совсем верно. Как социокультурное явление художественная самодеятелъностъ представляет исторически новую форму функционирования культуры. Специфика ее функций, в частности, связана с тем, что она выступает как средство преодоления отчуждения людей от своих универсальных способностей, обусловленного разделением труда. Это определяет социально-педагогическую природу художественной самодеятельности как явления самореализации и саморазвития субъекта, посредством художественной деятельности, дополняющей его деятельность как субъекта других, нехудожественных социальных ролей. При этом любым образом протекающая художественно-творческая деятельность развивает познавательные, коммуникативные, творческие и другие потенциалы как отдельно взятой личности, так и групп - участников художественной самодеятельности. Однако в зависимости от направленности личности, степени развития художественных и нехудожественных ролей субъекта социально-педагогический эффект художественной самодеятельности может быть различным. Немаловажное значение для рассмотрения сущности самодеятельного творчества является исследование его функций [33, c. 13].
Культурологический подход к изучению основных этапов развития народной художественной культуры (языческого, архаического и урбанистического) и различных форм художественного творчества, наметившийся в 90-х годах XX века, свидетельствует об интегрированном подходе и системном анализе всех структурных элементов культуры.