Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из значимых сфер в многоуровневой структуре самодеятельного творчества является любительское художественное искусство, которое направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты 5
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования 5
1.2. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи 18
1.3. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь 28
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Организация концертной деятельности 36
2.1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности 36
2.2. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь 44
2.3. Технологии организации концертной деятельности 52
Выводы к главе 2 69
Глава 3. Организация концертной деятельности Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.1. Характеристика Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.2. Организация концерта Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка», посвящённого ветеранам Великой отечественной войны, ко Дню Победы 77
Выводы к главе 3 84
Заключение 85
Список литературы 87

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности организации концертной деятельности.doc

— 150.04 Кб (Скачать файл)

Как известно, досуг - это  часть свободного времени, направленная на развитие личности, используемая для  общения, потребления ценностей  духовной культуры, развлечений, различных  видов нерегламентированной деятельности, обеспечивающих отдых и дальнейшее развитие личности.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и  добровольностью выбора его различных  форм, демократичностью, эмоциональной  окрашенностью, возможностью сочетать в нём физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для  значительной части молодых людей  социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации [17, c. 56].

Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического  воспитания. Приобщаясь к искусству, человек развивает свою способность  воспринимать и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень, развивается духовно. Хореографические самодеятельные коллективы, выполняя задачи эстетического формирования личности, служат делу массового воспитания и образования. Эти задачи решают средствами искусства танца. Справедливо вышесказанное можно отнести и к любому другому виду любительского творчества [18, c.77].

Организованное и неорганизованное художественное творчество прямо или  косвенно влияет на все направления  духа и свободные силы человека. В результате развития личной свободной  инициативы и деятельности человека, направленной на совершенствование  и стремление к идеалу, он вольно или невольно сталкивается со стихийным  соперничеством - своим "я", обществом, группой. Результатом является свой выбранный путь, то направление, которое  непроизвольно устремляет человека к достижению цели, свойственной только ему, т.е. происходит создание своего или совместного идеала.

Участие в любительском художественном коллективе развивает чувство ответственности. Человек стремиться качественно выполнять поставленные задачи, не подводить других участников и руководителей коллектива. Добровольное, без всяческого принуждения, посещение занятий и участие в концертах (представлениях, фестивалях, конкурсах, выставках и т.д.) способствует поднятию уровня самодисциплины [23, c.66].

Можно заметить, что художественная самодеятельность повторяет виды и  жанры, существующие в профессиональном искусстве. Эта особенность позволяет  творчески заимствовать методы работы и учебный процесс, а в определенной степени и репертуар профессиональных исполнителей и коллективов. Стадии приближения любительского искусства  к профессиональному могут быть разными.

Перед каждым любительским коллективом, как и перед каждым его членом, открыта перспектива  творческого роста. Она заключается  в том, что, достигнув достаточно высокого уровня мастерства, коллектив  или человек получают широкое  признание, и дальнейшее их творчество в значительной степени профессионализируется. На базе любительских коллективов выросли  многие профессиональные драматические  и музыкальные театры, ансамбли. За счёт талантливых участников художественной самодеятельности пополняются крупнейшие профессиональные коллективы.

И всё же основное назначение самодеятельности в другом. Она даёт возможность творческого самовыражения, проявления себя в интересующем виде искусства тем людям, которые, по каким-либо причинам, не смогли или не захотели заниматься им профессионально. Самодеятельное искусство не требует от его участников определённого уровня способностей или предшествующей подготовки. Оно доступно практически всем желающим.

Выбор творческой деятельности, само участие в том или ином коллективе исключительно добровольны  и движимы прежде всего интересами самих участников [12, c.44].

Если профессиональное искусство  можно назвать работой, то самодеятельность носит безвозмездный характер. Людей  привлекает не материальная выгода от занятий тем или иным видом  творчества, а само участие, удовольствие, получаемое от творческого процесса.

Очень важно своевременно увидеть и использовать возможности, заложенные в природе различных  видов искусства и организационно-творческих форм любительской деятельности, поставить  их на службу эстетического и морального воспитания детей и молодежи, других категорий населения. На практике до сих пор встречается "ностальгическое" настроение: стремление сохранять и  развивать прежде всего традиционные, давно "освоенные" виды исполнительской самодеятельности. Вся структура самодеятельного художественного творчества сегодня усложняется, и задача органов и учреждений культуры - определить свою роль и свое место в этих процессах.

В работе любительских коллективов  всё более важной становится функция  развития способностей, формирования личностных качеств и конкретной личности, усиления эстетических аспектов воспитания [13, c.56].

Новой определяющей функцией становится установка на самоорганизацию, самоориентацию, на отношения, на поиск  собственного "я".

В сфере художественной самодеятельности происходит параллельное развитие творческих направлений, видов, жанров, на основе разных традиций и в связи с  разными уровнями художественной - профессиональной, бытовой, классической, фольклорной, массовой, элитарной, авангардной  и т.д.

 

Любительство можно рассматривать  с разных позиций. Любительские занятия обогащают общество новыми творческими личностями. В любительских объединениях оцениваются желание, энтузиазм, включающие человека в организационную деятельность средствами художественного творчества. Увлечение художественным творчеством в таких коллективах формирует новые способности, так как там собираются группы людей, имеющие много общего, независимо от уровня одаренности. Основными принципами деятельности коллектива художественного творчества являются добровольность, общность интересов, доступность, совокупность личной инициативы, организации и самоуправления. Художественная самодеятельность играет большую роль в деле эстетического воспитания. Участие в любительском художественном коллективе развивает чувство ответственности. Она даёт возможность творческого самовыражения, проявления себя в интересующем виде искусства тем людям, которые, по каким-либо причинам, не смогли или не захотели заниматься им профессионально. Самодеятельное искусство не требует от его участников определённого уровня способностей или предшествующей подготовки. Оно доступно практически всем желающим.

 

 

    1. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь

 

Необходимость искусства  и незаменимость художественного  творчества очевидна. Главная социальная ценность культуры и искусства в  том, что они являются механизмами  регулирования общества. И сейчас нам как никогда необходимо проявление творческой инициативы, настоящей самодеятельности населения. Любительское искусство способствует выявлению, поддержке и пропаганде индивидуальных художественных способностей, формирует наблюдательность, образное мышление, память, эстетический вкус, способствует гармоничному развитию личности.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О культуре Республики Беларусь» от 4 июня 1991 года №832-XII (с  изменениями и дополнениями от 14 мая 2001 г.) лица, проживающие на территории Республики Беларусь, реализуют гарантированное  Конституцией Республики Беларусь право  на свободу творчества и культурного  отдыха индивидуально или путем  создания любительских объединений  и самодеятельных коллективов. Любительские объединения и самодеятельные коллективы создаются по инициативе граждан, общественных объединений, предприятий (учреждений, организаций), местных Советов, органов  территориального общественного самоуправления по месту жительства или по месту  работы.

Предприятия (учреждения, организации), общественные объединения, местные  Советы, органы территориального общественного  самоуправления должны содействовать  гражданам, любительским объединениям, самодеятельным коллективам и народным мастерам в предоставлении помещений, материалов, оборудования, земельных  участков, в создании необходимых  условий для развития творчества и культурного отдыха [39].

Любительское художественное творчество в Беларуси – многомерное, динамичное социально–культурное явление, на развитие которого оказывают влияние исторические, этнорегиональные, социально-психологические, социально–культурные и экономические факторы.

Народное художественное творчество - это важнейший пласт  нашей национальной культуры, ее основа, без которой невозможно формирование национального сознания и развития профессионального искусства.

Массовость, присущая любительскому  творчеству, позволяет ему быть основой  культурной жизни белорусского народа, носителем и показателем его  потенциальных возможностей в культурной деятельности. Сегодня это сильное  социально-художественное движение объединяет в своих рядах более 500 тыс. человек, участвующих в 30 тыс. художественных коллективах разных видов, жанров, форм.

В области любительского  искусства работают кружки, студии и коллективы художественной самодеятельности, любительские объединения. Развитию любительского искусства способствуют конкурсы, фестивали, выставки. В Беларуси при детских музыкальных школах (ДМШ) и школах искусств, учебных учреждениях, клубах и центрах культуры, на базе производственных предприятий действуют многочисленные вокально-хоровые, хореографические, инструментальные коллективы, художественные и театральные студии. Творческие коллективы, которые достигли высокого исполнительского мастерства, изучают, возрождают и сохраняют национальные традиции музыкального, театрального и хореографического искусства, популяризируют произведения белорусских композиторов и зарубежной классики, активно участвуют в концертной деятельности и фестивальном движении, присуждаются почетные звания «народный любительский коллектив» (с 1960) и «образцовый любительский коллектив» (с 1978) [17, c.80].

Основную роль в структуре  народного творчества Беларуси в  настоящее время играет художественная самодеятельность. Ее история насчитывает  не одно десятилетие. На пути своего развития самодеятельность формировалась как  структурно, так и по содержанию. В настоящее время она представлена любительскими хорами и капеллами, театрами и ансамблями танца, инструментальными  музыкальными группами и цирковыми  студиями, клубами по интересам и  мастерскими.

Существенную роль в развитии музыкального любительского творчества выполняют клубные учреждения Беларуси (системы Министерства культуры Республики Беларусь, системы Федерации профсоюзов Беларуси и др.) как общедоступные  гуманистически сориентированные социальные институты регулируют социально–культурными  процессами в сфере любительского  творчества, обеспечивают его организованный характер и социально-воспитательную направленность деятельности любительских коллективов [18, c.81].

Самым распространенным в  Республике считается вокально-хоровой жанр самодеятельного творчества, имеющий около 10 тыс. коллективов. Любители-хоровики поют в вокальных ансамблях, народных, академических, фольклорных и эстрадных коллективах. Активно идет развитие самодеятельных хоров с народной манерой исполнения. Почетное место среди хоров занимают ветеранские коллективы. В Беларуси представлено значительное количество вокально-хоровых коллективов (хоры, ансамбли с академической, народной и эстрадно–джазовой манерой исполнения и др.). В учреждениях культуры системы Министерства культуры Республики Беларусь на 1.1.2005 функционировало 7879 вокальных и хоровых коллективов (в том числе – 2795 детских).

Ряд положительных изменений  происходит и в инструментальном жанре. Появляются самодеятельные симфонические  и эстрадно-симфонические оркестры, что свидетельствует о высоком  исполнительском мастерстве, музыкальном  вкусе и профессиональной подготовке артистов-любителей. Благодаря школам с музыкальным уклоном, появилось  много детских инструментальных коллективов, сторонников народной музыки. Богатыми традициями отличается жанр инструментальной музыки (оркестры, ансамбли народных инструментов, духовой, эстрадной, джазовой музыки и др.). В учреждениях культуры системы Министерства культуры Республики Беларусь на 1.1.2005 функционировало 916 коллективов (в том числе – 267 детских).

Очень яркая палитра театрально-драматической  самодеятельности республики.

Достаточное развитие получило любительское творчество в сфере  хореографического искусства (народный, классический, бальный, эстрадный, спортивный танец и др.). Движение национально-культурного возрождения значительно обогатило репертуар самодеятельных коллективов, в том числе и танцевальных. Постановки народно-сценических коллективов становятся более яркими и красочными, становятся более интересными как лексически, так и тематически. Репертуар многих хореографических коллективов на 65% состоит из белорусских произведений. Согласно официальной статистике, всего в республике насчитывается около 4 тыс. хореографических коллективов. В учреждениях культуры системы Министерства культуры Республики Беларусь на 01.01.2005 функционировало 2340 коллективов (в том числе – 1907 детских) [18, c. 82]..

Возрастает художественный и исполнительский уровень коллективов, в репертуаре появляются оригинальные произведения. И, как результат, - выход  на столичную сцену, на мероприятия  государственного уровня, участие в  престижных международных фестивалях и конкурсах. Почти в 100 странах  мира побывали самодеятельные артисты  Беларуси, представляя свою республику, ее культуру.

Информация о работе Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов