Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Переоценка духовно-нравственных ценностей, наблюдаемая в современном обществе, позволяет по-новому пересмотреть роль любительского творчества во всех сферах жизнедеятельности человека. Одной из значимых сфер в многоуровневой структуре самодеятельного творчества является любительское художественное искусство, которое направлено на укрепление и расширение творческого начала в системе формирования художественно-эстетической культуры личности.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Любительские художественные коллективы: исторический и социокультурный аспекты 5
1.1. Обзор литературы по проблеме исследования 5
1.2. Социокультурная характеристика любительских художественных коллективов, их функции, задачи 18
1.3. Любительские художественные коллективы Республики Беларусь 28
Выводы к главе 1 35
Глава 2. Организация концертной деятельности 36
2.1. Характеристика концертно-исполнительской деятельности 36
2.2. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь 44
2.3. Технологии организации концертной деятельности 52
Выводы к главе 2 69
Глава 3. Организация концертной деятельности Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.1. Характеристика Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка» 71
3.2. Организация концерта Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь театра эстрадной песни «Хвiлiнка», посвящённого ветеранам Великой отечественной войны, ко Дню Победы 77
Выводы к главе 3 84
Заключение 85
Список литературы 87

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности организации концертной деятельности.doc

— 150.04 Кб (Скачать файл)

Тематический концерт. Концерты, посвященные какой-нибудь теме, празднику, знаменательной дате, а также жизни или творчеству какого-либо человека, называются тематическими.

Например, темы войны и  мира могут быть широко представлены в программе песнями и музыкальными произведениями военных и послевоенных лет.

Песни и произведения российских композиторов уже сами по себе могут  являться темой концерта как любительского, так и профессионального эстрадных  оркестров.

Новогодние концерты, концерты, посвященные праздникам Дню защитника  Родины (23 февраля), 8 марта (Международный  женский день), Дню милиции, Дню  пограничника и т.д.— все это тематические концерты, широко распространенные в нашей стране [35].

Смотр-конкурс. В сфере любительского искусства это— наиболее часто встречающийся вид концертного выступления. Смотры-конкурсы дают прекрасную возможность эстрадному оркестру не только показать в концертном выступлении свою творческую работу перед широкой публикой, часто состоящей из артистов любительских коллективов, но и сравнить ее с музыкальными достижениями других коллективов.

Как правило, если это не просто смотр художественной самодеятельности, а смотр-конкурс, на нем присутствует компетентная комиссия, состоящая из опытных профессионалов-артистов или  деятелей культуры и искусства. Такая  комиссия призвана отобрать из числа  выступающих на конкурсе коллективов  наиболее хорошо себя показавших и  соответственно отметить их, распределив по местам (1-е, 2-е, 3-е место и т.д.)

Конкурсная основа этих концертов  помогает раскрытию многих талантливых  самодеятельных артистов. Здесь и  радость творчества, и гордость за свой коллектив, и утверждение себя как личности [34, c.70].

Многие любительские коллективы после выступлений на конкурсах  получали звание народного коллектива, а некоторые артисты, ансамбли и  даже оркестры начали свою деятельность на профессиональной сцене.

Выступление на фестивале. В нашей стране и за рубежом нередко в больших городах проводятся различные музыкальные фестивали. Например: песенные фестивали, фестивали симфонической и легкой музыки, джазовые фестивали и т.д. Они могут проводиться в масштабе одного города, района, области или всей страны, а также международные фестивали. Эстрадный оркестр, как правило, является участником большинства таких фестивалей (фестиваль самодеятельного творчества, фестиваль песни, джазовый фестиваль и т.д.) Это объясняется многообразием сценических форм и творческих возможностей этого коллектива.

Концертное выступление  на фестивале во многом похоже по форме  на выступление на смотре-конкурсе. Оно также ограничено по времени  и количеству номеров, немало однородных концертных коллективов, например: могут  быть несколько ансамблей, оркестров  и т.д.

В качестве почетных гостей часто приглашают знаменитых артистов, музыкантов, деятелей искусств и т.п. В конце фестиваля многие коллективы обычно отмечаются лауреатскими званиями и призами.

Вместе с тем, на фестивале  не применяется конкурсно-отборочная система, характерная для смотра-конкурса. Выступление на фестивале уже  само по себе является результатом этой системы. Перед тем, как выступить на фестивальном концерте, любительский коллектив отбирается на районном, городском или областном смотре-конкурсе.

Фестивальные концерты обычно проводятся в масштабе всей страны и часто с приглашением творческих коллективов из других стран. Организация  фестивалей, широкий наплыв публики, зачастую приезжающей из других городов  и стран, обязуют городские власти выделять для их проведения значительные средства, большие концертные залы, иногда и стадионы, гостиничные места  и т.д. [36, c.66]

Концерты музыкальных  фестивалей обычно проводятся в несколько  дней. Это объясняется большим  количеством артистов, ансамблей  и оркестров, выступающих на фестивале.

На фестивальных концертах  почти всегда выступают профессиональные артисты и музыкальные коллективы, часто чередуясь с выступлениями  лучших любительских коллективов.

Музыкальные фестивали всегда являлись большими праздниками, как для публики, так и самих участников фестиваля.

Концерт-лекция. Такой вид концертной деятельности как бы вбирает в себя одновременно две формы общения с публикой. Первая форма-концерт. как публичное исполнение музыкальных произведений, вторая— лекция, как один из методов распространения и популяризации знаний.

Публика, пришедшая на такой  концерт, является одновременно и слушателем такой лекции о том или ином музыкальном жанре, в зависимости  от темы.

Как правило, концерт-лекцию ведет искусствовед, музыкальный  критик или композитор, работающий в данном жанре.

Есть несколько форм проведения такого концерта. Обычно, лекция-концерт  делится как бы на две части  или два отделения, где первое отделение занимает собственно лекция, а второе - концерт с выступлением отдельных артистов, ансамблей или оркестра данного музыкального жанра. Ведущим на таком концерте часто является тот же лектор-искусствовед.

Другая форма проведения лекции-концерта может включить в  себя одновременно лекцию и исполнение концертных номеров, как иллюстрацию  к словам лектора. Такая форма  предполагает, в основном, показ  только отдельных номеров и артистов, т.к. большие ансамбли и оркестры требуют более длительной подготовки к выступлению на концертной сцене [36, c. 48].

Концерт-лекция является очень  важной формой общения с широкой  публикой благодаря своим задачам, способствующим популяризации музыкального искусства. Эти концерты часто используются в практике клубов, дворцов и домов культуры, а также проводятся в концертных залах учебных заведений.

Танцевальные  вечера. Танцевальные вечера, как форма концертной деятельности эстрадного оркестра, использовались широко, в основном, до конца 60-х годов, когда на сцену танцевальных площадок стали приходить вначале вокально-инструментальные ансамбли, а затем рок-группы.

При составлении программы  для танцевальных вечеров необходимо учитывать тематику и возраст  участников.

 

Концертно-исполнительская  деятельность — важнейшая часть  творческой работы любительского коллектива художественного творчества. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических  процессов. Самодеятельные артисты испытывают подлинную радость от соприкосновения с миром художественных образов, интерпретаторами которых они являются.

Концертно-исполнительская деятельность является одним из активных эстетического воспитания широкой аудитории.

Концерт – одна из самых популярных форм культурно-просветительной работы, отличающаяся значительным воспитательным потенциалом.

Концертно-просветительская деятельность призвана внести свой вклад  в реализацию общих социальных функций  искусства.

 

 

    1. Особенности организации концертной деятельности в Республике Беларусь

 

Концертно-исполнительскую  деятельность творческого коллектива следует планировать. Количество концертных выступлений коллектива определяется его художественно-творческими возможностями,  уровнем исполнительского мастерства, качеством и количеством  подготовленного  репертуара. Нельзя выступать на концертной эстраде с недоученными или плохо  отрепетированными номерами. Малое  количество концертных вступлений так  же плохо, как и слишком большое. Практика показывает, что подготовленный самодеятельный коллектив должен выступать  не более 10-12 раз в год.

Каждое концертное выступление  коллектива должно анализироваться  и обсуждаться. Следует отмечать положительные стороны, обращать внимание на недостатки с целью их устранения в дальнейшей концертно-исполнительской  деятельности.

Организация концертной деятельности в Республике Беларусь регламентируется государственным законодательством (Закон Республики Беларусь «О культуре Республики Беларусь» от 4 июня 1991 года №832-XII (с изменениями и дополнениями от 14 мая 2001 г.), Указ Президента Республики Беларусь от 13.05.2008 N 259 "Об организации  гастрольно-концертной деятельности" (вместе с "Положением о гастрольно-концертной деятельности на территории Республики Беларусь"), Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 26 сентября 2008 г. №34 «Аб зацвярджэннi Палажэння  аб непрафесiйным (аматарскiм) калектыве  мастацкай творчасцi у Рэспублiцы Беларусь») [39; 40; 41].

Основными задачами регулирования  гастрольно-концертной деятельности на территории Республики Беларусь являются [41]:

  • недопущение проведения культурно-зрелищных мероприятий, представляющих угрозу национальной безопасности, общественному порядку, нравственности и здоровью населения, правам и свободам граждан;
  • обеспечение высокого художественного уровня спектаклей, концертов, цирковых представлений и иных культурно-зрелищных мероприятий;
  • пропаганда лучших достижений национальной и мировой культуры и искусства;
  • удовлетворение духовных потребностей людей, идейно-нравственное и эстетическое воспитание населения.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О культуре Республики Беларусь» от 4 июня 1991 года №832-XII (с  изменениями и дополнениями от 14 мая 2001 г.), каждый творческий коллектив и исполнитель вправе проводить в любое время в любом населенном пункте Республики Беларусь гастроли по прямым связям на основе договоров с государственными органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями.

Зарубежные гастроли проводятся творческими коллективами и отдельными исполнителями на основе контрактов (договоров). Коллектив или исполнитель  несет полную ответственность за соблюдение условий контракта (договора) и самостоятельно определяет свой репертуар. Порядок лицензирования зарубежных гастролей определяется Советом  Министров Республики Беларусь [39].

Индивидуальные предприниматели  Республики Беларусь, а также иностранные  граждане, лица без гражданства, которые  в установленном порядке занимаются гастрольно-концертной деятельностью  на территории Республики Беларусь, имеют  право осуществлять указанную деятельность на сценических площадках с количеством  мест не более 150.

Любительские объединения  и самодеятельные коллективы в случае их согласия могут на договорной основе привлекаться к исполнению социально-творческих заказов, выдаваемых органами управления культурой.

Заказчики обязаны компенсировать все расходы любительских объединений  и самодеятельных коллективов (также  и самостоятельных участников), связанных  с исполнением заказа, а также  выплатить участникам среднюю заработную плату за все дни отсутствия их на основной работе.

Заказчик обязан за свой счет застраховать участников от несчастных случаев, а имущество коллективов  и самостоятельных участников - от порчи и уничтожения [39].

Для проведения каждого культурно-зрелищного мероприятия при осуществлении  гастрольно-концертной деятельности субъектам  гастрольно-концертной деятельности, на основании их заявки структурными подразделениями облисполкомов, Минского горисполкома, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере культуры, по месту проведения мероприятия выдается удостоверение на право организации  и проведения культурно-зрелищного мероприятия на территории Республики Беларусь.

При этом получение удостоверения  организациями, оказывающими услуги по организации свободного времени  граждан путем проведения дискотек, предоставления иных развлекательных  культурно-досуговых услуг и (или) услуги общественного питания, является также обязательным, если стоимость  оказываемых ими услуг включает в себя стоимость проведения культурно-зрелищного мероприятия. При этом в случае организации  культурно-зрелищных мероприятий  силами работников коллективов художественного  творчества и исполнителей, состоящих  в штате указанных организаций, на собственных сценических площадках  удостоверение выдается на культурно-зрелищные  мероприятия, проводимые в течение  месяца.

Удостоверение на право организации  и проведения культурно-зрелищных  мероприятий в специально не предназначенных  для этой цели местах под открытым небом либо в помещении выдается только при наличии решения местного исполнительного и распорядительного  органа о разрешении проведения массового  мероприятия, принятого в соответствии с законодательством [41].

Осуществление гастрольно-концертной деятельности на территории Республики Беларусь без удостоверения, за исключением  случаев, когда получение удостоверения  не требуется, запрещается.

При проведении культурно-зрелищного мероприятия получение удостоверения  не требуется [41]:

Информация о работе Особенности организации концертной деятельности любительских художественных коллективов