Рекомендательная библиография для детей: традиции и инновации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 10:38, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования – рассмотреть теоретические и практические вопросы, связанные с созданием и использованием рекомендательных библиографических пособий для детей. Задачи исследования: 1. Выявить издания и публикации, посвящённые данной теме. 2. Определить теоретический и прикладной аспект рассматриваемого вопроса. 3. Установить круг проблем системы рекомендательных библиографических пособий на современном этапе. 4. Систематизировать полученные данные в виде текста и приложений.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...2 1. Система рекомендательных библиографических пособий для детей в России…………………………………………………………….………....4 1.1. Определение основных теоретических понятий………..………....4 1.2. Информационно-библиографические пособия: виды, формы.…..6 1.3. Библиографические ресурсы и Интернет-ресурсы по детской литературе…………………………………………...……17 1.4. Библиографические игрушки для детей в системе пособий рекомендательной библиографии…………………………….…..22 2. Потребители рекомендательной библиографической информации о книгах для детей…………………………………………32 2.1. Потребители библиографической информации для детей: теоретический аспект………………………………………32 2.2. Потребители рекомендательной библиографической информации: по итогам социологического исследования……..34 Заключение…………………………………………………………………...…..43 Список использованных источников………………………………………..….45 Приложения………………………………………………………………...……49 Приложение 1. Анкета для детей………………………………………….……49 Приложение 2. Библиографические игрушки для детей………………...……52 Приложение 3. «Мы читаем о войне» (рекомендательный список произведений о Великой Отечественной войне)………………………………58
План чтения составляется в
том случае, когда читателю в целях самообразования,
расширения общекультурного или профессионального
кругозора необходимо изучить определенный
вопрос. Библиотека предлагает ему помощь
в организации рационального чтения: в
ходе беседы с читателем выясняется, что
и в каком объёме его интересует, какие
книги или статьи он уже прочитал. Выявляется
литература, отбирается нужное количество
книг и статей (обычно не более пяти-семи
наименований), которые и составляют «обязательный
минимум». Читателю разъясняется, почему
нужно изучать литературу именно в предложенном
порядке, а не иначе, с какими произведениями
важно познакомиться в самом начале, с
какими позже, на что следует обратить
особое внимание.
Библиографический список –
это библиографическое пособие, состоящее
из совокупности библиографических записей
небольшого объёма, с простой структурой,
понятной пользователю, не имеющее справочного
аппарата. Библиографический список включает
сведения о произведениях, как правило,
по узкой, конкретной теме или вопросу.
В качестве синонима используется
термин «список литературы». Может быть
как самостоятельным пособием, так и частью
другого издания (внутрикнижный, внутригазетный,
внутрижурнальный, пристатейный, прикнижный).
Также библиографический список часто
сопровождает неопубликованные документы:
диссертации, научные отчёты и т.п.
Библиографический список,
как и любое другое пособие, должен содержать
название, указание на форму пособия (рекомендательный
список литературы), выходные данные, хронологические
рамки предлагаемых документов, год издания.
Наиболее распространёнными
и простыми библиографическими списками
являются списки-закладки «С чего начать»
и «Что читать дальше».
1) Список-закладка «С чего
начать». Он составляется в тех
случаях, когда читателю нужна
помощь в самостоятельном изучении
интересующего его вопроса. В
отличие от обычного списка
литературы, список «С чего начать»
рекомендует первые книги для
чтения, близкие по содержанию
и степени доступности (3-5 названий),
которые дают лишь самые основные
сведения по теме. Этот вид пособия рассчитан
на читателей-неспециалистов, главным
образом, молодёжь. Литературу из такого
списка можно читать по выбору. Также пишут
небольшой вступительный текст и аннотации.
Текст содержит краткую характеристику
темы, раскрывает её значение. В аннотации
желательно показать специфику каждой
книги – по содержанию, форме изложения,
подчеркнуть её значение в ряду других
книг. Таким образом, списки «С чего начать»
не ставят перед читателем задачи обязательного
чтения всех произведений подряд. Они
сочетают оперативность и краткость информации
о литературе с элементами рекомендации,
популяризации книг по наиболее интересным
темам краеведения.
2) Список-закладка «Что
читать дальше…». Он позволяет
читателю расширить, углубить знания
об интересующих его вещах. Известно,
что книга, которая произвела
сильное впечатление, вызывает желание
узнать как можно более подробно
обо всём, что связано с её
героями, желание прочитать другие
интересные произведения по этой
же теме. Здесь может оказать
помощь небольшой список, который
оформляется как закладка в
определённую книгу (роман, повесть,
мемуары) на ту или иную тему.
Произведение, к которому составлена
закладка, называется заглавным. Составляя
такой список, библиотекарь должен хорошо
знать содержание произведения, представлять,
какие чувства оно вызовет у читателя,
суметь «переключить» внимание читателей
на другие книги (может быть, с книги невысокой
художественной ценности, на более глубокие
произведения, или на произведения, незаслуженно
забытые читателями).
В закладке даётся обычно до
10 названий. Помимо произведений художественной
литературы, в неё можно включать и научно
- популярные книги. Здесь можно использовать
не только индивидуальные, но и групповые
аннотации, тексты, связывающие книги
между собой. Раскрывая основное содержание,
главную идею книги, можно пересказать
интересный эпизод, чтобы привлечь внимание
читателей. Часто в закладках рекомендуются
однотипные произведения, очень похожие
по сюжету. В этих случаях составляют групповые
аннотации.
Списки «Что читать дальше»
не предусматривают соблюдения определённой
последовательности в чтении произведений.
Они предоставляют читателю возможность
выбора (взять те книги, которые его больше
интересуют). При оформлении закладки
на лицевой стороне (или на обложке) приводят
библиографическое описание заглавного
произведения, могут дать здесь же краткую
аннотацию. Но чаще всего, для связи с другими
произведениями служит текст, который
помещается в основной части пособия.
Готовая закладка тиражируется
и вкладывается в ту книгу, к которой она
составлена. Выдаётся вместе с книгой.
После чтения литературы по закладке,
можно предложить читателю рекомендательный
указатель по нужной ему теме.
Рекомендательный список литературы
имеет более сложную структуру, чем библиографический.
Составляется рекомендательный список,
как правило, по наиболее важным или актуальным
темам, например, «Деловая этика и этикет»,
«Совет да любовь» (о свадебных обрядах
и обычаях), «Природа и человек», «Роман
«Евгений Онегин» А.С. Пушкина в литературоведении,
изобразительном и музыкальном искусстве»
и т.п.
В соответствии с читательским
и целевым назначением отбираются печатные
и электронные документы, опубликованные
в течение последних 3-5 лет. Объём обычного
рекомендательного списка невелик - 15-20
названий книг и статей. Аннотации должны
быть чёткими, краткими, продуманными.
Произведения группируются по разделам,
причём вначале обязательно помещают
общий раздел, где рекомендуются книги
и статьи по теме в целом, а затем 2-3 частных
раздела. Внутри разделов сначала приводятся
библиографические описания наиболее
ценных, интересных и доступных материалов.
Структура рекомендательного
списка внутри раздела может предусматривать
следующее деление: книги, материалы периодической
печати, информация сети Интернет, мультимедийные
издания в алфавите авторов и произведений.
К рекомендательному списку даётся краткое
предисловие, а к каждому разделу – небольшие
вводные тексты или цитаты, объясняющие
суть раздела.
Листовка – недорогой вид печатной
рекламы. Как правило, это одно или двухстороннее
малоформатное издание без сгиба (фальцовки).
Достоинство листовки – дешевизна и возможность
использовать в разнообразных целях. Прежде
всего, их рассылают по почте в виде приглашений
посетить библиотеку, воспользоваться
её услугами. При этом лаконично рассказывают
о её ресурсах, указывают адрес, режим
работы, схему маршрута. Вручают листовку
вновь записавшимся читателям в библиотеку.
В форме листовок готовятся также библиографические
списки, материалы по обучению ББЗ. Приглашения
на конкретные выставки, вечера или встречи
также могут быть сделаны в форме листовки.
Флаер - красочно оформленная
рекламная карточка (листовка) небольшого
размера, сообщающая о проведении какого-либо
мероприятия.
При изготовлении флаера часто
указывают тему, дату и время проводимого
мероприятия, его участников, а при необходимости
- схему проезда.
Основное отличие флаера от
листовки – более плотная бумага, которая
дольше сохраняет внешний вид флаера.
Также плотная бумага придаёт флаеру презентабельный
вид. Наиболее распространённые форматы
флаеров: 10х7 см, 10х15 см, 20х10 см.
Буклетом называют согнутое
(сфальцованное) в один или несколько раз
«гармошкой», треугольником, «домиком»
красочное, хорошо иллюстрированное издание.
Выделяют разные виды буклетов. Самый
распространённый из них - буклет, посвящённый
библиотеке, а так же конкретному её отделу
и направлению работы. Буклет часто выполняет
функцию путеводителя по библиотеке, информируя
гостей о ресурсах и услугах библиотеки;
может быть использован в качестве пригласительного
билета на заседания клуба, встречи. В
виде буклетов можно оформить и рекомендательные
списки литературы, особенно для детей.
Этот вид рекламной продукции вручают
посетителям, раскладывают среди книг
в фонде, у каталогов, дарят.
Главное назначение
буклета – показ книги или
других документов, с помощью
фотографий при минимуме текста.
Иногда весь текст буклета
сводится к коротким надписям
под иллюстрациями. Имея самые
различные размеры, объём и варианты
фальцовки, это издание является
весьма удобным и охотно используется
читателями.
Особенности буклета:
- при малых формах и
лаконичности отражает множество
сведений, создающих привлекательный
образ библиотеки;
- чёткость в подборке
материала (внимание читателя фокусируют
на этапах развития библиотеки,
новых подразделениях и услугах,
на связях с различными организациями
и учреждениями);
- создание благоприятного
имиджа (можно привести примеры
отзывов о библиотеке, её деятельности,
свидетельствующие о популярности
библиотеки).
Создавая библиографические
пособия, необходимо помнить о том, что
надо отбирать качественную информацию,
с учётом определённого читательского
интереса. Например, пособия для детей
должны содержать списки соответствующей
их возрасту литературы и красочные иллюстрации.
Оформление библиографического
пособия
Как и любое издание, пособие
открывается титульным листом. На нём
или на его обороте следует указывать
фамилию (фамилии) составителя и его инициалы.
На титульном листе приводится также заглавие
пособия, подзаголовок (сведения о типе
пособия), выходные данные и в надзаголовке
– наименование подготовившего работу
учреждения (библиотеки).
Для набора различных структурных
частей пособия (предисловия, вступительной
статьи, основного текста и т.д.) применяются
шрифты различных кеглей. Так, аннотации
обычно набирают более мелким шрифтом,
чем библиографическое описание. Порядковые
номера записей должны быть выделены полужирным
шрифтом, аннотации – отделяться от описания
пробелом и начинаться с красной строки.
Различные шрифты используются для заглавий
разделов, подразделов, рубрик, подрубрик.
Художественное оформление
библиографических пособий предполагает
широкое использование различных иллюстративных
материалов: фотокопий обложек или титульных
листов наиболее интересных и значительных
изданий, портретов деятелей науки, культуры,
искусства, карт и т.д. Яркая выразительная
обложка украшает пособие и привлекает
к нему внимание читателей. Особое значение
это имеет в рекомендательных пособиях.
Не забывайте, что элементы внешнего оформления
должны раскрывать основное содержание
пособия, а если оно серийное, то необходимо
выдерживать единые принципы художественного
оформления во всех выпусках серии.
3. Классификация
рекомендательных библиографических
пособий для детей как научная проблема
Обоснование типологии пособий
рекомендательной библиографии с учетом
восприятия их текстов, стимулирующих
читательскую активность, как отмечает
Н.Е. Добрынина, - одна из основных дискуссионных
теоретических проблем рекомендательной
библиографии. В области рекомендательной
библиографии литературы для детей эта
проблема является ведущей. От её решения
зависит дальнейшее развитие этой области
рекомендательной библиографии, а, в конечном
счете, и вся библиографическая деятельность
детских библиотек [18]. Однако, при изучении
документальных источников выяснилось,
что достаточно полно по этому вопросу
писало очень ограниченное число исследователей,
среди которых ведущее место занимают
Е.Ф.Рыбина [32; 33]. и Е.Н. Томашова [40 - 42].
Как отмечали Е.Ф. Рыбина и Е.Н. Томашова,
в ходе практической деятельности детских
библиотек в прошлом сложилась система
рекомендательных библиографических
пособий для детей, которая строилась
следующим образом а) Программно-целевая
структура системы библиографических
пособий предполагала такую систему пособий,
которая бы способствовала решению государственных
задач воспитания и образования. В центре
внимания составителей библиографических
пособий - актуальные темы современности,
темы, связанные с интересами школьников; б)
Содержательную структуру представляли
универсальные, комплексные, отраслевые
(по предметам школьной программы), тематические,
персональные, биобиблиографические указатели
(списки, обзоры); в) Читательская структура
характеризовалась дифференциацией библиографических
пособий в адрес руководителей детского
чтения и в адрес детей; г) Типологическая
структура представлялась библиографическими
пособиями основных типов (указателями,
списками, обзорами и т.п.) и их разновидностями.
Функционирование системы рекомендательных
библиографических пособий для детей
осуществлялось в соответствии с основными
принципами: целостности, иерархичности,
централизации и децентрализации. Система
рекомендательных библиографических
пособий по детской литературе охватывает
важнейшие проблемы общественной жизни
науки, техники, литературы и искусства.
По мнению Н.Ф. Рыбиной рекомендательные
пособия призваны удовлетворять разнообразные
потребности и интересы в литературе не
только всех возрастных групп детей, но
и руководителей детского чтения[33]. Поэтому
по целевому и читательскому назначению
пособия по детской литературе делятся
на два вида:
1. Рекомендательные библиографические
пособия в помощь руководителям
детского чтения;
2. Рекомендательные библиографические
пособия в помощь образованию и воспитанию
школьников.
Рекомендательные библиографические
пособия в помощь руководителям детского
чтения адресованы библиотечным работникам,
учителям, воспитателям детских садов,
родителям, которые нуждаются в сведениях
о лучших произведениях детской литературы,
в методических советах по руководству
чтением детей. Круг пособий разнообразен:
библиографические указатели, типовые
каталоги, методико-библиографические
пособия, списки и обзоры. Пособия в помощь
руководителям детского чтения имеют
свои особенности. В них содержится обращение
в вводной части к руководителям детского
чтения, даются методические советы по
использованию пособия. В пособия включаются
сведения о книгах и статьях по вопросам
воспитания, литературно-критические
материалы. Библиографические записи,
как правило, сопровождаются рекомендательными
аннотациями, но бывают случаи, когда аннотации
носят справочный характер. Рекомендательные
библиографические пособия в помощь руководителям
детского чтения делятся на несколько
групп:
· Пособия в помощь комплектованию
фонда детской литературы библиотек. Это
пособия универсального содержания. Они
помогают в пополнении фонда лучшей литературой,
то есть в докомплектовании и изучении
фонда, в руководстве чтением детей (Например,
«Ядро книжного фонда детской библиотеки»
- РГДБ);
· Пособия в помощь организации
внеклассного чтения в школ. Они адресованы
учителям и содержат сведения о научно-популярных
изданиях для школьников и научных, учебных,
справочных изданиях для профессионального
самообразования учителей. В основе таких
пособий лежит программа изучения предмета
(серия «За страницами Вашего учебника»
- РГДБ);
· Пособия в помощь нравственному
и эстетическому воспитанию школьников
также рассчитаны на учителей школ, чтобы
помочь им правильно ориентироваться
в литературе, связанной с воспитанием
у детей богатого духовного мира, оказать
помощь в подготовке внеклассных мероприятий:
бесед, лекций, тематических вечеров и
т.п.;
· Пособия в помощь дошкольному
воспитанию и воспитанию детей в семье
адресованы воспитателям детских садов
и родителям. В них содержится богатый
материал, полезный как для взрослых, так
и для детей. Они охватывают все темы: о
природе, о животных, об истории страны
и т.п. (Например, «В помощь нравственному
воспитанию: методико-библиографическое
пособие для библиотек» - РГБ). Рекомендательные
библиографические пособия в помощь образованию
и воспитанию школьников адресуются
непосредственно детям разных возрастных
групп. Они бывают разных типов и содержания.
Наиболее распространены беседы о книгах,
путеводители по книгам. Они доступно
и интересно вводят ребенка в мир документов.
Такие пособия имеют точный читательский
адрес, который указан в сведениях, относящихся
к заглавию. Библиографическая характеристика
представлена библиографическим описанием
и лаконичными интересными аннотациями.
Многие пособия содержат иллюстрации.
Суммируя изложенное выше можно сказать,
что рекомендательные пособия для детей
следует подразделить на несколько видов: