Характеристика объектов профессиональной деятельности выпускников академии по направлению 071200.62 "Искусство балетмейстера"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 09:01, курсовая работа

Краткое описание

4 мая 1738 года начала свое летосчисление первая русская балетная профессиональная школа – ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. Старейшее учебное заведение Российской Федерации основано по указу императрицы Анны Иоанновны выходцем из Франции, танцмейстером Петербургского Сухопутного Шляхетного корпуса Жаном Батистом Ланде (?-1848). Он явился первым педагогом «Ея Императорского Величества танцевальной Школы», куда были приняты 12 девочек и мальчиков из семей дворцовых служащих. В основе обучения «иноземной поступи» были бальные танцы того времени (менуэт). Первоначально школа находилась в одном из флигелей старого Зимнего дворца, построенного архитектором Г. Маттарнови, и занимала «комнату с одним очагом». Уже в первых движениях юных танцоров ощущалась самобытность национального характера и характерная для русской исполнительской манеры мягкость и певучесть.

Содержание

1 глава: История академии и ее роль в мировом искусстве и культуре.
История образования и развития академии, педагоги, выпускники…...3
Структура академии и ее подразделения……………………………...…..10
Основные положения регламентирующие деятельность академии….20
Ученый совет, ректорат………………………………………..…………….21
Социально-бытовые условия жизни и учебы студента………………..29

2 глава: Краткая характеристика функционального предназначения структурного подразделения: педагогического факультета.
2.1. Структурные подразделения: факультеты, ректорат, кафедры, библиотека, музей……………………………………………………………………...32

3 глава: Характеристика объектов профессиональной деятельности выпускников академии по направлению 071200.62 "Искусство балетмейстера".
3.1. Характеристика профессиональной деятельности (и её виды) специалистов в области хореографического искусства………………......41
3.2. Вилы профессиональной деятельности выпускника и требования к уровню его подготовки……………………………………………………………….48

Список литературы..........................................................................................57

Вложенные файлы: 1 файл

Текст.docx

— 104.13 Кб (Скачать файл)

С 1992 по 1998 Академию возглавлял Народный артист, профессор И. Д. Бельский. С 1985 года ректором Академии является профессор Л. Н. Надиров.

Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 года Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой  включена в Государственный свод особо ценных объектов культурного  наследия народов Российской Федерации.

В мае 1998 года возрождена домовая  церковь во имя Святой Троицы.

В 1999 году – при Академии  образовано Учебно-методическое объединение  по хореографическому образованию.

В 2000 году художественным руководителем  Академии избрана прима-балерина Мариинского  театра, Народная артистка России Алтынай  Асылмуратова.

В 2004 году ректором Академии была избрана В.А. Дорофеева.

В 2007 году Академия получила статус «нетипового учебного заведения  для детей и подростков, имеющих  выдающиеся способности».

Указом Президента РФ от 24 января 1995 года  АРБ им. А.Я.Вагановой  включена в государственный  свод особо ценных объектов культурного  наследия  народов России. В 1999 году при Академии образовано Учебно-методическое объединение по образованию в  области хореографического искусства.

С 1988 года под эгидой Академии регулярно проводится Международный  балетный конкурс «Ваганова-Prix». Лауреатами этого престижного соревнования в разные годы были У.Лопаткина,  С.Захарова, О.Новикова, Е.Образцова, М.Лобухин, Г.Попов и др.

Сейчас это федеральное  государственное   образовательное  учреждение, дающее своим  выпускникам  высшее профессиональное образование. На двух факультетах (Исполнительском, Педагогическом) с дипломами бакалавров и магистров здесь готовят  артистов балета, педагогов и хореографов, концертмейстеров балета, балетоведов,  историков театра, менеджеров исполнительских  искусств. В Академии имеется аспирантура, функционирует Факультет  повышения  квалификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Структура академии и ее  подразделения

Преобразование  Ленинградского академического хореографического  училища имени А.Я.Вагановой в  Академию Русского балета имени А.Я.Вагановой  было осуществлено по инициативе и  под руководством тогдашнего директора  училища, профессора Л. Н. Надирова. По замыслу реформ Академия должна готовить высокопрофессиональных специалистов «буквально всех «балетных» профессий: педагогов, репетиторов, концертмейстеров, дирижеров, хореографов, балетоведов, балетных сценографов и художников по костюмам». Учитывая европейский опыт при формировании вузовской структуры руководство академии не пошло по пути дробления ее на три учебных заведения, соответствующих уровням общего, среднего профессионального и высшего образования. Структурно был сформирован особый вуз (прием в который происходит в 10-летнем возрасте), являющий собой модель непрерывного образования и впитавший в себя лучшие исторические наработки. За прошедшие 18 лет несколько раз пересматривалась структура и устав Академии (в 1991, 1996, 2005, 2007 гг.). В Академии созданы три факультета: Исполнительский (1991 г.), Педагогический (1991 г.) и Повышения квалификации (2004 г.).

С открытием  на Педагогическом факультете специальностей высшего образования (Педагогики хореографии  – 1991 г., Инструментального исполнительства  – 1993 г., Истории и теории хореографического  искусства – 1995 г., Искусства хореографа – 1996 г., Менеджмента исполнительских  искусств – 2003 г.) на новом историческом витке продолжилась работа, начатая  А.Я.Вагановой в 1930-е гг., когда  в Ленинградском хореографическом техникуме впервые были подготовлены педагоги и балетмейстеры.     

Учитывая  вклад Академии в развитие системы  балетного образования Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. № 64 «О включении отдельных объектов в государственный свод ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» Академия была отнесена к  особо ценным объектам культурного  наследия народов России (единственная из балетных учебных заведений). 

Важнейшей условием, предопределяющим успешность и качество решения задач, стоящих перед  Академией, является разработка научно-обоснованной системной модели (структуры). После  всесторонних обсуждений в сентябре 2004 г. такая структура, учитывающая  специфичный, нетиповой характер данного  учебного заведения, была принята. Её внимательное изучение, иллюстрирует основные направления  и перспективы развития

Академии, взаимосвязи  и взаимозависимости её подразделений, их иерархию и объем компетенций. Существенный отпечаток на структуру  наложила нетипичность академии, как образовательного учреждения. Суть ее в том, что программа среднего профессионального образования по специальности «Хореографическое искусство», квалификация артист балета реализуется с раннего возраста на базе начального общего образования, а образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования реализуются интегрально в пределах образовательных программ среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Подразделения:

УЧЕБНЫЙ ОТДЕЛ

Цели и задачи. 

Учебный отдел является структурным  подразделением, осуществляющим организацию  и управление образовательным процессом  в Академии, координацию учебной  и методической работы профессорско-преподавательского состава, учебно-методическое, нормативное  и организационное обеспечение  и сопровождение учебного процесса и образовательной деятельности в Академии. В структуре учебного отдела работают Деканаты Факультетов  – специалисты, курирующие работу Исполнительского, Педагогического факультета, Факультета повышения квалификации и Подготовительного  отделения. В своей деятельности учебный отдел  руководствуется Федеральным законом «Об образовании»,  Законом Российской Федерации «О высшем и послевузовском образовании», нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Уставом Академии, локальными актами Академии.Учебный отдел выполняет следующие функции: 
• контролирует соответствие учебного процесса на исполнительском, педагогическом факультетах и факультете повышения квалификации  требованиям государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, рабочих учебных планов; 
• составляет расписания учебных занятий, экзаменационных сессий и работы государственных аттестационных комиссий (ГАК);  
• разрабатывает учебно-методическую, нормативную и организационную документации по осуществлению учебного процесса на факультетах; 
• контролирует текущую успеваемость студентов; 
• организует государственную итоговую аттестацию выпускников, анализирует ее результаты; 
• координирует распределение аудиторного фонда, контролирует выполнение расписания учебных занятий, зачетов и экзаменов; 
• готовит данные для государственного статистического отчета (1-ПК,  2-НК,  3-НК); 
• готовит расчеты и другие документы для формирования штатов кафедр, распределения учебной нагрузки преподавателей и кафедр, контролирует ее выполнение; 
• оформляет и ведет личные дела студентов, передает личные дела в архив.

В учебном отделе можно  получить информацию о приеме на все  факультеты Академии. Учебный отдел  выдает справки об обучении в Академии. Для ее получения необходимо подать в Учебный отдел заявление  граждан на имя ректора Академии. Срок изготовления  справки 1 месяц.

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОТДЕЛ 

  

История. Международный отдел Академии был создан в 1950 году для руководства иностранным отделением Ленинградского хореографического училища. В советское время на иностранном отделении проходили стажировку будущие артисты балета и педагоги преимущественно из стран социалистического лагеря (ГДР, СФРЮ, НРБ, Венгрии, Румынии, Монголии, Вьетнама и др.) по специальным направлениям Министерства культуры СССР. После перестройки список стран значительно расширился, к ним добавились государства Западной Европы, США, Республика Корея, Япония.

Сегодня основной задачей Международного отдела является организация "Программы обучения (cтажировки) иностранных граждан на Факультете повышения квалификации Академии". 
На стажировку принимается ежегодно около 30 человек. Главным требованием при приеме является наличие у поступающего законченного профессионального исполнительского образования в области балета и достаточный уровень владения классическим танцем. Профессиональный уровень подготовки стажера и возможность обучения его в Академии оценивается специальной комиссией. Программа обучения включает в себя посещение уроков классического танца, дуэтно-классического танца, характерного танца, танца модерн, актерского мастерства, репертуара (изучение текста классических вариаций), а также русского языка. Данный перечень дисциплин соответствует программе 6-7 года обучения по специальности Хореографическое искусство, квалификация артист балета.

Совместно с Факультетом  повышения квалификации Международный  отдел 

ежегодно проводит «Международный семинар по сохранению и развитию методики А.Я.Вагановой». Отдел принимает  активное участие в проведении Международного балетного конкурса «Ваганова-PRIX» (с 1988 года). Соучредителями конкурса являются: Министерство культуры Российской Федерации, Администрация Санкт-Петербурга, Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ, Государственный Эрмитаж, Михайловский театр. Конкурс является важным фактором сохранения единого культурного  и образовательного пространства на территории бывшего СССР, поддержания  значимости национального достояния  Российской Федерации – методики А.Я.Вагановой – как мирового образовательного стандарта в области  профессионального хореографического  искусства. В  конкурсе принимают участие все профессиональные балетные учебные заведения России, стран СНГ и Балтии, а также представители балетных школ зарубежья. 
Ежегодные отчетные концерты сценической практики Академии в различных странах мира также проходят под руководством Международного отдела. На протяжении ряда лет Академия сотрудничает с японской фирмой ARS TOKYO COMPANY. Для японских зрителей стали традиционными летние творческие отчеты Академии, организуемые этой компанией. В ноябре 2004 года учащиеся и педагоги Академии посетили Royal Ballet School (г. Лондон) для ознакомления с системой обучения и участия в совместном концерте. В 2007 году состоялся ответный визит студентов и педагогов Royal Ballet School в Академию.  

В 2003 году были возобновлены отношения с немецкой школой танца Palucca Schule Dresden. В феврале 2005 года по приглашению  Театральной Ассоциации Эмилия-Романья  Академия давала отчетные концертыв  Италии. В июле 2005 года учащиеся и  педагоги Академии принимали участие  в фестивале «Оперетта в замке  Каунаса» (Литва). В 2007-2008 гг. были даны концерты сценической практики в  г. Афины и г. Салоники (Греция).  
В октябре 2008г. студенты и педагоги представляли Академию на Международном Фестивале танца в Будапеште, Венгрия.  
В 2007-2008 учебном году были даны мастер-классы и поставлен номер для студентов Академии педагогом из Португалии Даниэлем Кардозо. 
Важным элементом международного сотрудничества Академии является участие ее преподавателей в оргкомитетах и жюри международных хореографических конкурсов, смотров, фестивалей, таких как, конкурс артистов балетов в Лозанне, Варне, Осаке, Москве. Академия поддерживает связь с балетными школами США, Бразилии, Мексики, Финляндии, Италии, Кореи, Японии, Венгрии, Германии и других стран мира. В сотрудничестве с Академией в г. Осака был создан Японский центр по сохранению традиций методики А.Я.Вагановой. На базе центра ежегодно проходят семинары по методике А.Я.Вагановой с участием педагогов Академии, конкурсы классического танца «Osaka-Prix», лауреаты которого получают возможность стажироваться в Академии. Совместно с ведущими педагогами Академии были поставлены спектакли «Раймонда», «Дон Кихот», «Баядерка», «Шехерезада», «Щелкунчик» и другие. В 2001-2002 годах при поддержке Министерства культуры РФ, Посольства РФ в Корее, отдела МИД России, Корейским фондом при МИДе Кореи, Санкт-Петербургским филиалом корпорации Самсунг Электроникс было открыто отделение Академии Русского балета в Сеуле, Республика Корея. Преподавание различных танцевальных дисциплин в школе ведут педагоги и концертмейстеры Академии. 
Важной составляющей работы международного отдела является участие в подготовке и проведении визитов высокопоставленных гостей. За последние годы Академию посетили Ее Величество королева Нидерландов Беатрикс, Ее величество королева Швеции Сильвия, супруга президента Чили, было организовано посещение Академии супругами премьер-министров России и Франции, также гостем Академии был всемирно известный модельер Джон Гальяно. Ежегодно в Академии проводится традиционное чаепитие Женского клуба, членами которого являются жены дипломатов и консульских работников, в настоящее время живущих и работающих в Петербурге, с посещением урока классического танца и музея. 
Кроме этого, отдел занимается содействием в проведении фото и видеосъемок отечественных и иностранных периодических изданий и телекорпораций, таких как «1 канал», «РТР», «Культура», «Elle», «Vogue», «Vanity Fair», «France 2», «ZDF», «NHK» и др.

 

Психолог

История, цели и задачи. Овладение профессией артиста балета – это

значительный  труд. Успешность в обучении связана  не только с наличием хороших физических данных, но и требует от обучающихся  сформированных психологических качеств: эмоциональной устойчивости, высокого уровня внимания, развитой воли, работоспособности. Более 15 лет в Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой ведется психологическая работа. Долгое время ее осуществляла психолог И.М. Пономарева. Совместно с родителями, администрацией и педагогическим коллективом психолог Академии стремиться создать условия, обеспечивающие полноценное психическое развитие каждого ребёнка; содействует приобретению учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии артист балета, развития карьеры, достижения успеха в жизни; оказывает помощь преподавателям, родителям в воспитании обучающихся, а также в формировании у них стремления к взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности. 

Для решения этих задач психолог ведет  деятельность по следующим направлениям: 
1.Психологическая диагностика: изучение индивидуально-психологических особенностей  учащихся на протяжении всего периода обучения; исследование потенциальных возможностей личности, способствующих формированию профессионально значимых качеств, в процессе профессиональной подготовки. 
2.Психологическое консультирование: это оказание помощи обучающимся, их родителям, преподавателям и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения. 
3.Психологическое просвещение: формирование потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах собственного развития; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 
4.Психологическая коррекция: активное воздействие на процесс формирования личности, ориентированное на индивидуальные особенности, специфические возможности и сохранение индивидуальности учащегося.

 

 

Медчасть

 

История. Возникновение медицинской службы в системе подготовки балетных танцовщиков относится к 1825 году, когда в Санкт-Петербургском Императорском Театральном училище была учреждена должность Штаб-лекаря. Под его началом находились подлекарь и смотритель за лазаретом. В последующие годы медицинская часть училища расширялась, развивалась, сохраняя свою главную цель: контроль состояния здоровья при приеме, наблюдение за здоровьем учащихся в процессе обучения. Наблюдение это, в прошлом и сегодня имеет специальный характер, связанный, прежде всего, с серьезными требованиями к физическому здоровью, предъявляемыми искусством балета. В ХХ веке начала формироваться научная база для изучения специфики медицинского обслуживания в балете. В 1930-е годы в Ленинградском хореографическом училище впервые были предприняты медицинские исследования особенностей приема в хореографические училища (Н.А.Дембо). В 1979 году Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР утвердил «Перечень заболеваний, патологических состояний, особенностей развития и телосложения, препятствующих поступлению в хореографические училища».

Информация о работе Характеристика объектов профессиональной деятельности выпускников академии по направлению 071200.62 "Искусство балетмейстера"