Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка
1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.
7) Игровая концепция культуры Хейзинга
Голландский культуролог
Хейзинга создал оригинальную концепцию
культуры, в основе которой - анализ
значения игры в генезисе мировой
культуры. Культуроформирующая
функция игры вытекает из характера
самой деятельности человека. Человек,
по мнению Хейзинга, с начала своего
рождения есть "существо играющее".
В ходе преобразования материального
мира человек в сознании "проигрывает"
собственную деятельность. Огромна
роль игры в зарождении поэзии, музыки,
" поэзия родилась в игре и стала
жить благодаря игровым формам. Музыка
и танец были сплошной игрой" *.
Общественно- политические идеалы, по
мнению Хейзинги, также связаны с
игрой, поскольку в них всегда
присутствует цель как воображаемая
мечта, они нередко содержат утопические
идеи. Таким образом, во всех многообразных
культурных явлениях Хейзинга усматривает
игровой элемент. Итак,
культура, в понимании Хейзинги,
первоначально возникает в
8) Понятие
культуры в языке и
Слово культура вошло в русский язык лишь с середины 30-х годов XIX века и имело два значения: во-первых, "хлебопашество, земледелие", во-вторых, "образованность". С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. С 20 в. начинают появляться уже тысячи определений (Кребер, Клакхон, и др.) Причина множественности — в том, что сама культура неравномерна, многогранна.
Под культурой может пониматься:
-возделывание, обработка, улучшение, совершенствование;
-развитие духовной сферы жинзни, искусство, творчество;
-творческие достижения
в некоторой частной сфере,
ограниченной временем, местом, или
некоторым другим общим
-разводимое растение, а
также клетки микроорганизмов,
выращенные в питательной
Культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определённых исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ, народностей и наций (например, античная Культура, социалистическая Культура, Культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (Культура труда, художественная Культура, Культура быта).
9) Культура как текст. Языки, символы и коды культуры.
Язык культуры- средство культурного диалога, который идет как по вертикали (культуры разных эпох), так и по горизонтали. Знак- матем. Предмет, явление, событие, выступающее в качестве объективного заместителя другого предмета и используемого для хранения, приобретения, передачи сообщений. Знаки: 1) естественные - части природы -камень- 2) функциональные – часть предметного мира человека - здание- 3) конвенциональные сигналы(светофор), индексы (знаки в схемах), образы, символы (герб)4) вербальные - обновление языка- 5) системы записи –их создание связанно с появлением государства, правовых норм. Культурные коды послание, которое пытается передать автор текста в завуалированной форме.
Всякое явление культуры
есть сочиненный людьми с
10)Культура
и природа. Культура как «
Проблема противостояния
природы и культуры заключается
в двойственности человека, в принадлежности
его к двум мирам одновременно
– природе и культуре, телу и
духу. Человек так или иначе
решает эту проблему, которую можно
назвать проблемой
11. Цивилизация и культура
Самым крупным культурным комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют с культурой. В каких-то случаях так оно и есть, но не всегда они выступают синонимами. Цивилизация понимается учеными в двух значениях.
В первом случае цивилизация обозначает историческую эпоху, пришедшую на смену "варварству", иначе говоря, знаменует высший этап развития человечества.
Во втором случае цивилизацию связывают с географическим место, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например, восточную и западную цивилизации. Они различаются экономическим укладом и культурой (совокупностью норм, обычаев, традиций, символов), куда входит специфическое понимание смысла жизни, справедливости, судьбы, роли труда и досуга. Так, восточная и западная цивилизация различаются именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и образе мира. А в рамках таких глобальных понятий формируются конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.
Оба слова - культура и цивилизация - относительно недавнего происхождения. В широкий научный оборот они вошли в 19 в. усилиями антропологов, историков и деятелей литературы. С тех пор они употребляются практически как синонимы, обозначающие одни и те же вещи, но отражающие их с разных сторон.
Оба термина имеют латинские корни. Слово "цивилизация" происходит от латинского "civis", обозначающего "жителей города", или "горожан". В средневековье оно носило юридический смысл и относилось к судебной практике. Затем его значение расширилось. "Цивильным" стали называть человека, умеющего хорошо себя вести, а "цивилизовать" ? означало делать благовоспитанным и вежливым, общительным и любезным. Цивилизовать можно было варварские племена или низшие сословия, к примеру крестьян. В светском обществе "цивильность" означала учтивость.
Первым употребил слово "цивилизация", по мнению Л.Февра, барон Гольбах в 1766 г. Руссо еще не пользовался им или не знал его. Хотя оно его могло бы здорово выручить. Ведь критиковал он на самом деле не культуру, а именно цивилизацию. Но за неимением подходящего слова, досталось культуре. Однако слово "цивилизация" появилось при жизни Руссо и в самое нужное время - когда завершилось издание "Энциклопедии" Просветители связывали цивилизацию с разумом, а культуру с духом. Немецкое слово "Geist" с самого рождения вошло в новое понятие и долго сопутствовало ему. "Понятие "культура" вырабатывалось именно с целью разбить идею единой для всех цивилизации, чтобы сделать возможным употребления слова во множественном числе, уравнивая их с точки зрения духовности - Geist. Так что не случайно именно в Германии последовательность цивилизации и культуры будет увидена совсем иначе, чем она по сей день видится во Франции" 1)
Слово "культура" происходит
от латинского "colere" и переводится
как возделывать почву, обрабатывать,
пахать землю. Не случайно в древности
cultus ассоциировался с культивированием
(cultivate). Но помимо того "colere" имеет
и множество других значений. Как
и слово "civis", этот термин может
обозначать жителей города или деревни.
Тем не менее большинство смыслов
данного слово связано с вполне
определенными процессами, а именно
развитием, началом какого-либо мероприятия
и его продолжением. Так, можно
заниматься культивацией (обихоживанием,
приведением в порядок и
В определенном смысле Францию
можно считать родиной
По мнению крупнейшего
специалиста в области
Цивилизация ассоциировалось в Европе ХУ111-Х1Х веков с социальными установлениями, правами и свободами, а также мягкостью нравов и вежливостью в обращении. Вряд ли так понимаемая цивилизация затрагивала духовный мир. Скорее она обозначала комфортность и удобство материальных условий обитания человека.
Долгое время культуру и цивилизованность отождествляли. Первым разграничил два понятия немецкий философ Иммануил Кант, а в начале XX века другой немецкий философ Освальд Шпенглер в своем знаменитом труде "Закат Европы" и вовсе противопоставил их. Цивилизация предстала у него высшей стадией культуры, на которой происходит ее окончательный упадок. "Культура - это цивилизация, которая не достигла своей зрелости, своего социального оптимума и не обеспечила своего роста", - писал известный французский историк культуры Ф.Бродель, как бы соглашаясь с высказыванием О.Шпенглера 4)
Постепенно в европейском сознании утвердилось представление о цивилизации как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии. С цивилизацией ассоциируются материальные успехи, а с культурой ? духовный мир человека. Второе значение термина "цивилизация" восходит к его латинскому корню: civis ? не только гражданин, но и горожанин. Поэтому цивилизация означает городскую культуру. В этом смысле все примитивные народы, не знавшие городов, не являются цивилизованными, хотя понятие "культура" распространяется и на них.
В культурологии так и
не сложилось единого понимания
цивилизации. В частности, она понимается
как степень культурного
Российские этнографы, в частности Ю.И.Семенов, считают, что признаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры - появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов и т.п.), в области духовной культуры - возникновение письменности. И монументальное зодчество, и письменность представляют собой яркое проявление культуры "верхов", или элитарной культуры6) .