Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:34, шпаргалка
1 )Культурология как наука: ее место в системе социогуманитарного знания, междисциплинарные связи. Предмет, объект, методы культурологи.
Культура- мир искусств. объектов и порядков, созданные людьми: материальность, идеальность, социальность, технологическое разнообразие способов осуществления деятельности. Объекты порядка культуры наследуются человеком не биологически, а только методом заучивания. Науки: 1)выделяемые по предмету человеческой деятельности (экономика, военное дело) 2) об общих аспектах человеческой деятельности (философия, психология). Объект науки исследуемая сфера жизни, наблюдаемая объективно. Предмет науки изучаемый аспект или свойство, выделяемый в объекте среди иных его аспектов и свойств.
17. Социальные институты культуры.
Понятие социального института
Культура общества представляет собой сложную систему, основным блоком которой является социальный институт. Понятие социального института в его современном значении, так же как понятие культуры в целом, ввел Б.Малиновский.
Социальный институт - организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворять основные потребности общества и входящих в него индивидов. Институты создают устойчивые формы совместной деятельности людей по использованию общественных ресурсов ради удовлетворения одной или нескольких социальных потребностей.
Таким образом, институты выполняют в обществе две основные функции:
1) повышение эффективности
удовлетворения данной
2) поддержание общественного
порядка, предотвращение хаоса
и неконтролируемой
Институт включает:
- социальную группу (или
группы), осуществляющую удовлетворение
данной потребности.
- устойчивую совокупность
норм, ценностей, образцов поведения,
- зафиксированное в
- социальные ресурсы (строения,
деньги, техника и т.д.), используемые
в деятельности института. На
каждом этапе развития
Основными институтами современных
обществ являются: экономика, политика,
образование, право, религия, семья, и
т.д. На ранних этапах развития человеческих
обществ многие из современных институтов
не существовали. Их функции исполнялись
другими институтами. Так, институт
образования возникает лишь с
появлением групп людей, основным занятием
которых является профессиональная
и социальная подготовка значительной
части населения, т.е. когда сам
процесс социальной и профессиональной
подго-товки выделяется из процесса
воспитания. В Европе этот момент принято
относить к появлению и развитию
системы общедоступных школ и
профессиональных учебных заведений
(XVII-XVIII вв.). На более ранних этапах подготовка
молодежи к жизни осуществлялась
в рамках других социальных институтов
- семьи, клана, цеха, церкви. Многие исследователи
считают, что в доиндустриальных
обществах не существовало самостоятельного
института экономики, а процессы
производства и обмена регулировались
другими социальными
С другой стороны, многие институты, существовавшие в обществах прошлого и определявшие отношения в них, в современных обществах либо исчезли вовсе, либо потеряли свое прежнее значение (например, институт клана, институт кровной мести, и т.д.).
Институты и общество
Социальные институты возникают вместе с возникновением общества. Количество социальных институтов не ограничивается каким-либо жестким списком; однако в каждом обществе есть основные институты, определяющие функционирование данного общества и его культуры. Существуют социальные институты разного уровня - большинство из них являются частью более крупных институтов. Например, биржа - социальный институт, являющийся частью экономики.
Многие современные институты не существовали в обществах прошлого, хотя соответствующие потребности удовлетворялись (например, экономика, государство, парная семья, и т.д.).
Одни и те же институты в разных обществах устроены по-разному, нецелесообразно и невозможно автоматически копировать способы функционирования институтов даже самых развитых обществ в других условиях. Каждую конкретную потребность в одном обществе одновременно могут удовлетворять несколько социальных институтов. Каждый институт может удовлетворять несколько социальных потребностей, однако среди них всегда есть одна-две центральные для него. Один и тот же институт в конкретном обществе может со временем заметно менять свои функции.
Одни и те же потребности в обществах разного типа или даже в разных однотипных обществах могут удовлетворяться разными институтами.
Семья как социальный институт
Согласно определению, принятому в социальной статистике, и разделяемому большинством социологов, семья есть большая или средняя социальная группа, обладающая тремя основными свойствами:
1) все ее члены связаны
отношениями родства и/или
2) все они проживают
в одном помещении, или,
3) они ведут совместное
хозяйство, то есть занимаются
деятельностью, обеспечивающей
В современном обществе члены семьи, как правило, не связаны участием в совместном производстве. Каждый член семьи имеет свой источник доходов, свое занятие в одной из отраслей общественного хозяйства. Поэтому важнейшими приз-наками семьи становятся: совместный бюджет, охватывающий значительную часть личных доходов; совместное приготовление пищи; совместное решение относительно наиболее крупных приобретений (недвижимость, автомобиль, товары длительного пользования, и т.д.).
Ведение так называемого "личного подсобного хозяйства" (дачный или садовый участок) становится существенным признаком семьи в том случае, если доходы (или натуральные продукты), полученные от этого участка, являются важным элементом жизнеобеспечения семьи. Миллионы городских семей не имеют дачных и садовых участков, и тем не менее являются полноценными семьями.
Функции и дисфункции социальных институтов.
Социальный институт –
это специфическое образование,
выполняющее общественно
Институты отличаются друг от
друга своими функциональными качествами,
однако в реальной жизни эти функции
эти функции переплетены столь
тесно, что провести между ними какую-либо
грань чрезвычайно сложно. Фундаментальные
институты при строгой
1.
Экономическо-социальные
2.
Политические институты –
3.
Семья, образование, религия –
освоение, последующее воспроизводство
и защита социальных и
4.
Семья, религия – механизмы
морально-этической ориентации
и регуляции поведения
5.
Политические, экономические – общественно-
6.
Политические институты,
Но при этом каждый институт выполняет свою социальную функцию. Их совокупность составляет общие социальные функции институтов как элементов определенных социальных систем. Подобным примером могут служить функции семьи:
· Репродуктивная,
или воспроизводство
· Социализация, или передача новым членам общества необходимых навыков, нравственных ценностей и норм.
· Рекреационная, или защита членов семьи от воздействия окружающего мира.
· Контроль и регулирование сексуальной жизни.
· Хозяйственно-бытовая.
Каждая из перечисленных
функций служит фундаментальной
– поддержанию
Итак, каждый социальный институт характеризуется наличием
· цели своей деятельности
· конкретными функциями, обеспечивающими достижение такой цели
· набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института
18. Понятие культурной самоидентичности
Культурная самоидентичность – это способность людей относить себя к данной культуре, к ее стереотипам и символам.
Посредством идентичности культура способна к самостоятельному развитию. Процесс культурной идентификации не отделим от процесса самоидентификации человека.
Человеку необходимо быть социально востребованным и одобряемым обществом, окружающим его.
Самоидентификация – это осознание на рациональном уровне единства данной группы людей по тому или иному основанию (этническому, религиозному, политическому и т. д.). Выработка общих культурных черт (нравов, обычаев, языка) предполагает коллективную солидарность людей. Отождествление себя с той или иной группой помогает человеку в ориентации в социокультурном пространстве. От личности требуются социальная дисциплинированность, политическая лояльность и культурная компетентность (владение социокультурными нормами и принятыми в обществе языками коммуникации).
Причастным к какой-либо культуре человека делает набор:
1) усвоенных элементов сознания, поведения;
2) вкусов и привычек;
3) языков и других средств коммуникации.
Проблема культурной идентичности личности заключается в следующих принятых ею параметрах:
1) культурных норм;
2) образцов поведения и сознания;
3) системы ценностей и языка.
Культурная самоидентичность проявляется в:
1) осознании своего «я»
с позиций культурных традиций
в данном обществе и в
2) самоотождествлении себя с этим культурными образцами.
19. Культура как смысловое поле человеческой жизнедеятельности и способ реализации творческих возможностей человека.
Наиболее специфическим
выражением бытия человеческой личности
в деятельностном аспекте ее существования
является творческое начало. Творить
означает действовать свободно. В
отличие от других живых существ
человек не слепо подчиняется
природным или общественным силам,
а действует в рамках своего понимания
их сущности.В идее творческих возможностей
человека заложена креативная (творческая,
порождающая) функция культуры. Обращаясь
к творчеству выдающихся представителей
науки, искусства, философии, нельзя не
видеть, что их титанические усилия
приводили к переходу от одной
культурной традиции к другой. Творчество
расширяет предметное поле культуры.
Адекватным способом реализации творческих
возможностей человека является культура,
смыслонесущий и
Культурные ограничения
необходимы и в процессах управления
силами природы. Игнорирование таких
ограничений привело