Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2013 в 00:14, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Культурология".
Языковой знак состоит из означающего (акустического образа) и означаемого (понятия). Соссюр сравнивает язык с листом бумаги. Мысль — его лицевая сторона, звук — оборотная; нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав и оборотную. Таким образом, в основе представления Соссюра о знаке и его концепции в целом лежит дихотомия означающее-означаемое.
Язык — система значимостей. Значение — это то, что представляет собой означаемое для означающего; значимость же знака возникает из его отношений с другими знаками языка. Если воспользоваться сравнением знака с листом бумаги, то значение следует соотнести с отношениями между лицевой и оборотной сторонами листа, а значимость — с отношениями между несколькими листами.
последствии Чарльз Уильям Моррис, развивая идеи Пирса, систематизировал семиотику и ввёл разделение её на синтактику, семантику и прагматику. В 1938 году он опубликовал небольшую книгу «Основы теории знаков», которая является кратким очерком новой науки. Наиболее полную попытку изложения основных проблем семиотики можно найти в его книге «Знаки, язык и поведение», изданной в Нью-Йорке в 1946 году.
Рассматривать семиотику как науку стали относительно недавно. В августе 1995 года в г. Монтерей (Калифорния, США) на конференции по интеллектуально управляемым системам состоялся симпозиум, посвященный прикладной семиотике.
КУЛЬТУРА XX ВЕКА — СМЕНА
ПАРАДИГМЫ
Культура XX века — это культура ПЕРЕХОДНОГО
периода, культура СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ.
Мир стоит перед выбором: либо погибнуть,
не справившись со сложнейшими проблемами,
которые остро стоят перед человеком уже
сегодня, либо осуществить прорыв в принципиально
новые области духа и бытия, творческих
возможностей личности, знаменуя этим
открытие новых возможностей и перспектив
человечества.
XX век — век предупреждений, явно обнаруживший
непригодность того образа жизни, который
ведет сегодня человечество. Это век парадоксов,
возвестивший о вселенском неблагополучии.
Успехи научно-технической революции
позволили совершить переворот в производстве,
быту, в сознании людей. Но цивилизация
несет в себе разрушительный заряд, угрожающий
самому существованию человечества.
На всех континентах разбуженное человечество
бурлит, бунтует, ставит глобальные эксперименты
на природе, в обществе, в духовной сфере.
Рождается «массовая культура», и одновременно
растут значимость отдельной личности,
ценность уникальной человеческой жизни
и судьбы.
Человечество начинает осознаваться как
единое целостное существо. Так, Вл. Соловьев
говорит о человечестве как едином «Вселенском
теле»; для А.Платонова все человечество
— одно дыхание, одно живое, теплое существо.
Мотив единения людей Земли звучит у «русских космистов»
и у М.Ганди, у Л.Толстого и у Б.Шоу. Человечество
выходит на глобальный уровень понимания
своего бытия, и одновременно усиливаются
тенденции к сохранению национальных,
региональных, местных традиций и особенностей.
Все большую роль играют информационные
процессы, а технико-технологические возможности
XX века позволяют создать единую и целостную
информационную систему, к которой в принципе
может приобщиться каждый человек. Возникает
перспектива развития коллективного интеллекта,
единого духовного пространства, одновременно
существует угроза через СМИ или ИНТЕРНЕТ
стандартизировать, унифицировать жизнь
и сознание людей, культуру в целом. В то
же время культурный мир XX века богат и
многообразен, и это все больше ценится
и понимается как его достоинство.
В XX веке уже с первых его десятилетий
вызревали основные тенденции, которые
и определили культуру XX века как переходную,
где происходит глубинная переоценка
ценностей.
Переходность культуры XX века, постепенная смена культурной
парадигмы прослеживаются на разных направлениях
культуры, в разных ее сферах. Покажем
это на некоторых примерах.
С конца XIX века появляются скептицизм
в отношении к классической традиционной
модели мира, недоверие к идее ровного,
поступательного прогресса. Все чаще мир
кажется не таким уж простым и устойчивым,
каким представлялся долгое время, а напротив,
— сложным и противоречивым. Многое в
этом мире обнаруживается как непонятное.
Подобная атмосфера оказала воздействие
на состояние естественных наук, «толкнув»
их на знаменательные открытия. В начале
XX века естествознание пережило подлинную
революцию. Особенно значительны были
успехи в области физики. Главная же идея,
к которой приходит культурология XX века,
и которая, вероятно, будет доминировать
в культурной парадигме XXI века — это ценность
всякой культуры, равноправность существования
и развития этих культур, если они несут
в себе гуманистические ориентиры.
Для культурологии XX века важна идея плюрализма
культур. В многообразии культурных традиций
видится достоинство и высшая ценность
ее существования.
Культурология XX века подвела человечество к осознанию
необходимости преодоления евроцентристских
подходов, колониальных по сути принципов
отношения к культурам разных народов.
На повестку дня встал вопрос осознания
многоцентричности культуры, представляющей
широчайший спектр разных культур. Многоцветие
культур — это величайшая ценность человечества.
Общекультурные ориентиры не могли не
повлиять на состояние художественной
жизни бурного переходного периода в истории
человечества, именуемого XX век.
Художественно-эстетическая система XX века вобрала в себя всю полноту
духовных исканий общества. Художественная
картина мира — отражение экспериментаторства
человека в сфере искусства. Открытая,
неравновесная и незавершенная, быстро
меняющаяся, подвижная система объединяет
множество относительно самостоятельных
художественных направлений: от реализма
до модернизма, включающего в себя экспрессионизм,
супрематизм и авангардизм, сюрреализм
и формотворчество в начале века до постмодерна
со второй половины и до конца XX
Те направления
Модернизм – совокупность художественных направлений в искусстве второй половины девятнадцатого – начала двадцатого столетия. Наиболее значительными модернистскими тенденциями были акмеизм, импрессионизм, символизм, модерн, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения – абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм.
Постмодернизм (лат. post – «после», фр. moderne – «новейший», «современный»), постмодерн – термин, обозначающий структурно сходные явления в общественной жизни и культуре современных развитых стран, художественное движение, объединяющее ряд постнереалистических художественных направлений конца XX века.
Постмодернизм в американской литературе
связан прежде всего с именами
основателей «школы чёрного юмора», к
которым относят Джона Барта, Томаса Пинчона,
Джеймса Патрика Данливи и Дональда Бартельми.
В качестве влиятельных постмодернистов
выделяют таких писателей, как Умберто
Эко, Дон Делилло, Джулиан Барнс, Уильям
Гибсон, Владимир Набоков, Джон Фаулз,
Милорад Павич, Том Стоппард и др. Русскими
постомодернистами в той или иной мере
являются писатели Борис Акунин, Иосиф
Бродский, Венедикт Ерофеев, Дмитрий Александрович
Пригов, Григорий Остер, Виктор Пелевин,
Саша Соколов, Владимир Сорокин, Татьяна
Толстая.
В актуальном изобразительном искусстве
постмодернизм воплотился не так ярко,
как в литературе или в кинематографе.
Самым известным художником постмодернизма
является Иозеф Бойс, который, как и полагается
постмодернисту, проявил себя в разных
ипостасях: устраивал акции, создавал
скульптуры из нетрадиционных материалов
и т.д. Другие известные имена: Миммо Паладино,
Альберт Йен, Марио Мерц. Российское постмодернистское
изобразительное искусство лучше всего
представлено соц-артом Виталия Комара
и Александра Меламида.
Анализ экзистенциальных оснований культурно - исторического процесса, проведённый в три этапа, выявил, во-первых, как интерпретируется структура мира культуры в экзистенциализме, во-вторых, определил, что лежит в основе культурно-исторического процесса, и, в -третьих, раскрыл, что является экзистенциальным основанием культуры общества в исторической перспективе. Таким образом, в ходе данного анализа было установлено, что собственно в экзистенциальном понимании может считаться культурой в отношении к её объективации в развивающемся мире.
В концепции культуры Ж. - П. Сартра
и А Камю, интерсубъективные отношения
основаны как конфликте. Поэтому
они ведут к формированию индивидуальной
культурной реальности, противостоящей
другой культурной реальности, в основе
которых лежит стремление к созиданию
собственного смысла бытия.
Мир культуры рассматривается в экзистенциальной философии через призму специфически человеческого способа существования. Анализ отношения человека к миру, осуществлённый в первом параграфе, выявил, что оно определяется в экзистенциализме в целом как « бытие - в - мире». Бытие - в мире распадается на подлинное - самопроектирование экзистенциального субъекта, и неподлинное, дефектное отношение человека к миру. При этом оба способа бытия человека в мире представляют собой одновременно и способ познания и способ сосуществования человека с другими людьми.
Далее в выше представленной работе было рассмотрено отношение человека и мира культуры. У К. Ясперса, Г. Марселя, М. Бубера, Н. А. Бердяева, Н. Аббаньяно оно понимается как творчество, модус подлинного бытия человека в мире в его отношении с трансцендентным. В экзистенциализме М. Хайдеггера, Ж. - П. Сартра, А. Камю, М. Мерло-Понти и раннего X. Ортеги - и Гассета отношение человека и мира культуры, напротив, связано с неподлинным способом бытия человека.
В экзистенциализме предлагается два основных типа взаимоотношений человека в обществе, два способа события, которые можно представить как связь «человек - человек» или сущностное событие личностей и «человек - безличное сообщество», сосуществование атомизированных, отчуждённых от своей сущности индивидов.
Рассмотрение
Таким образом, характер структуры мира культуры в концепции философии существования, имеющей своим основанием подлинный способ бытия человека, совпадающий в коэкзистенциально ориентированном экзистенциализме с подлинным способом события человека, определяется как нелинейный, неравновесный и открытый.
Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна[1]):
Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется гермене́втом.
ермин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем — в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся, например, объяснительные издания авторов). В этом смысле герменевтика — дисциплина филологической критики.
Герменевтика также является философским методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.
Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился оспаривать методику изучения природы путем внешнего наблюдения; он был активным сторонником «вчувствования». Таким образом, он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путём самонаблюдения, понимания событий методом их личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа.
Экранная культура является порождением индустриального общества и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.
Развитие экранных средств отображения информации и определило формирование так называемой «экранной» культуры. «С каждым технологическим прорывом, с появлением любого исторически значимого открытия появляются и новые «эпистемологические метафоры», которые структурируют и контролируют способы нашего мышления и поведения, - пишет руководитель семинара «Антропологические проблемы экранной культуры» при СПбГУ В. Полиектов. – С конца прошлого века и до настоящего времени такой метафорой стал «экран». Феномен «экрана» обусловил рождение экранной культуры. «Экран», «экранирование», «экранная реальность» и связанная с ней «виртуальная реальность» - центральные и ключевые культурно образующие феномены ХХ века» (79, 3).
Таким образом, формируется новая культура, которая объединяет интеллектуальные возможности человека с техническими возможностями информатики. Под ней мы подразумеваем тип культуры, основным материальным носителем которой является не письменность, а «экранность. Эта культура основана на системе экранных (плоскостных) изображений, которые имитируют действия и устную речь персонажей. Она является продуктом человеческой деятельности и системой воззрений, ценностей и знаний, которые распространяются в обществе посредством экранных технических средств, частью новой культуры, получающей свое бурное развитие в условиях информатизации общества.
Эти и другие, содержательные и сущностные характеристики экранной культуры должны быть выражены её определением. «Общее определение, - пишет И.П. Фарман,- должно складываться из всех способов употребления слова на основе совокупности всех практических контекстов. Таким образом,… требуется обратиться, в сущности, ко всей общественной практике во всём ёё богатстве и подвергнуть анализу все ее аспекты» (113, 266). Поэтому для того, чтобы выяснить сущность экранной культуры и её характерные черты, дать определение этому сложному феномену информационного общества, необходимо, прежде всего, раскрыть содержание этой культуры.
Как было уже сказано, экранная культура основана на системе экранных изображений и экранной речи. Они объединяют действие, устную речь, анимационное моделирование, письменные тексты и многие другие элементы. Вполне естественно, что содержание экранной культуры включает в себя самые разнообразные формы, связанные с кино, телевидением и компьютерами. Нет смысла давать развернутую характеристику содержания этих форм, каждой из них посвящены многие научные и популярные работы. Наша задача – представить экранную культуру как систему взаимосвязанных элементов, показать, что эта взаимосвязь составляет структуру экранной культуры. Поэтому нас интересует, в первую очередь, не содержание элементов экранной культуры, а её системообразующие признаки, проявленные в каждом из этих элементов.