Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 22:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы к экзамену по "Культурологии".
FECC представлена национальными комитетами 46 стран - 29 европейских и 17 неевропейских. Россия вошла в FECC в 1992 г. и представлена различными городами и регионами России: Москва, Санкт-Петербург, Псков, Саратов, Пермь, Сочи, Ангарск (Иркутская область), Байконур (Казахстан).
Членство в FECC открывает перед каждым участником целый ряд привлекательных возможностей, а именно:
43. Сущность карнавала и его история
Внимание исследователей не раз привлекалось к одной из характерных черт народных календарных праздников - употреблению масок, маскарадных и прочих необычных костюмов, хранилось много описаний сценок и спектаклей, связанных со святочным и карнавальным ряжением, текстов песен из их репертуаров, фигурирующих при этом разнообразных масок и обрядов. В научной литературе до сих пор главное внимание уделяется собственно маскам, используемым с разными назначениями, обрядовым, культовым, танцевальным, театральным. Почему древние люди старались изменять свою внешность, закрывая лицо и все тело маской или особым нарядом? По этому вопросу высказывались различные мнения. Согласно старой «натурмифологической» концепции в основе ритуального употребления масок (в частности масок, изображавших животных) лежали древние мифологические мировоззрения и астрально-мифологический символизм. Другие ученые рассматривали обрядовые маски как воплощение тотемов, или духов умерших, духов предков и т. п.; иные указывали на аграрно-магические функции масок, особенно когда употреблялись маски козы, быка, лошади - носителей высокопроизводительной потенции.
Наиболее удачным и полным решением проблемы генезиса и эволюции ритуальных масок можно считать исследования советских ученых, чья концепция была построена на широком привлечении обширного археологического и этнографического материала и на ясном понимании того, что история масок связана с общим ходом человеческой истории.
Еще в эпоху раннеродового общества при господстве охотничьего хозяйства применялась охотничья маскировка. Надевая звериные маски и шкуры, люди пытались заманить зверя. Из этого стихийно-практического обычая произошли охотничьи магические пляски, которые позже развились в тотемические. С усложнением общественного строя в период развитого родового общества появляются маски, изображающие умерших предков. В период распада родового строя начинают употребляться маски, изображающие духов, маски тайных союзов, шаманские маски. В эпоху раннеклассового общества появляются маски мистериальных представлений и, наконец, в период развитого классового общества - театральные и карнавальные маски.
В традиционных обычаях праздничного ряжения народов Европы обращают на себя внимание следующие его особенности:
Самый характерный вид ритуального ряжения - употребление масок и нарядов, изображающих животных, - домашних и диких.
Очень характерен новогодний обычай, еще недавно соблюдавшийся в горной Шотландии: главный исполнитель обряда закутывался в припасенную шкуру быка и вместе с другими участниками обходил дома с особыми песнями-пожеланиями.
Меньшее распространение получили маски, воплощающие мифологические и демонологические образы, - возможно, каких-то древних божеств или духов. Маски этих фантастических существ часто делались нарочито страшными.
Особую категорию составляют фигуры великанов, сооружаемые из разных материалов - палок, ткани и пр. Обычай водить по улицам великанов распространен лишь у немногих народов: испанцев, бельгийцев и жителей юга Нидерландов.
С масками великанов отчасти сходны маски-наряды, закрывающие не только лицо человека, но и всю его фигуру, причем размерами они выходят за пределы человеческого роста. Так, в Швейцарии применялись новогодние «маски», сделанные из еловых веток или соломы. В Англии во время майских праздников фигурировал «Джек в зелени»: парень был спрятан в сложном сооружении из зелени на деревянных палках.
Своеобразную группу составляют маски-наряды, изображающие христианских святых; возможно, что это те же древние божества, но переименованные под влиянием церкви на христианский лад. В Центральной и Северной Европе это св, Николай и св. Люция; у итальянцев - фея Бефана (искаженное название праздника Эпифании); у французов - Пэр-Ноэль (Отец-Рождество).
Эти персонажи фигурируют в народных обрядах, как правило, в посвященные им церковью дни: св. Николай (6 декабря), св. Люция (13 декабря) и пр. Но в самом ритуале ничего церковного нет: под маской выступают чисто фольклорные образы. Св. Николай (он же Санта-Клаус, Клаус, Никель и т. п.) - главный персонаж шуточно-торжественной процессии, которая устраивалась в Николин день в католических землях Германии и в соседних странах. В торжественно-мишурном епископском облачении, иногда верхом, сопровождаемый спутниками в странных масках, он объезжал или обходил дома, раздавал подарки Рулежным детям, грозил розгами непослушным.
Чрезвычайно широко, может быть повсеместно, распространены были маски - маскарадные наряды, изображавшие разные бытовые, социальные, иногда национальные типы. Носители таких нарядов разыгрывали между собой разные, в основном юмористические, сценки и целые спектакли, которые устраивались на Святки, а особенно в карнавальные дни.
Простейшая, часто встречающаяся во всей Европе, форма ряжения - это когда люди надевают вывернутую мехом наизнанку овчинную или иную шубу, тулуп. При этом мы можем вспомнить, что тулуп шерстью наружу не просто делает человека похожим на зверя - мех выступает как символ плодородия, так что первоначально изображался, видимо, не обычный зверь, а дух природы, податель изобилия.
Самый простой вид маскировки - чернить себе лицо сажей. У большинства европейских народов черный цвет - цвет смерти, иного мира.
Ничего церковного не было в народных инсценировках таких сюжетов, как борьба Зимы и Лета (у немцев, австрийцев, народов Швейцарии и др.) или драка между толстым сытым Карнавалом и тощей голодной старухой, изображающей Куарезиму (Великий пост - у итальянцев, венгров, чехов и др.).
В шуточно-маскарадных сценах порой очень отчетливо видна символика борьбы теплого сезона с холодным. Весеннее тепло подразумевает плодородие. Недаром в весенне-карнавальном маскараде подчеркнуты именно черты плодородия (как человека, так и земли).
В более поздние века карнавальная социальная сатира, принимавшая форму дерзких клоунад, гротескных нарядов, «соленых» шуток, была направлена против светских и духовных властей. Говорить и делать под маской самые смелые вещи карнавальная этика давала вполне удобную форму.
Как бы то ни было, все сказанное выше - следы отживших или отживающих идей. Современные функции календарно-праздничных маскарадов сводятся, видимо, всего к трем, да и они так тесно связаны между собой, что можно говорить даже о единой функции.
Во-первых, маскировка - это простое развлечение, особенно для молодежи и детей. В этой элементарной функции традиция праздничного ряжения давно уже стала частью городского (и, может быть, преимущественно городского), а не только деревенского, быта. В городе она оторвалась от календарных праздников, и бал-маскарад устраивается теперь в любое время года.
Во-вторых, идея маскирования сохраняет в себе и более специфический, можно сказать, более глубокий смысл. В древности это был мотив перевоплощения, то, что составляет содержание тотемических верований.
В-третьих, обычай праздничного ношения масок и маскарадных костюмов создает еще в одном и более широком смысле «инобытие» - уже не субъективное, а объективное: не для данной личности, а для всего коллектива. Ведь главное отличие всякого праздника от будней в том, что на праздник все наоборот: в будни люди работают - в праздник отдыхают; в будни едят скромно и скудно - в праздник пируют и объедаются; в будни погружены в заботы - в праздник развлекаются, веселятся и т. д. В праздник человек и одет не так, как обычно. Степень этого «не так» различна: от надевания просто чистой, новой одежды до ношения диковинного и уродливого наряда, чудной и страшной маски; все равно - лишь бы не так, как в будни. Отсюда следует, что ношение масок и ряжение, каково бы оно ни было, и сейчас подчеркивает и усиливает резкое отличие праздника от буднего дня.
Карнавал (фр. carnaval от ит. carnevale - потешная колесница, корабль праздничных процессий) - вид народных гуляний с уличными шествиями, театральными играми - проходит под открытым небом. Истоки карнавала - в языческих обрядах, связанных со сменой времени года, в весенних сельскохозяйственных и ярмарочных праздниках. Название утверждается в Италии в конце XIII в., с карнавалом связан итальянский народный театр XVI в. - комедия масок (дель арте).
Карнавальное движение в мире переживает сегодня подлинный ренессанс: карнавалы появляются даже в таких «некарнавальных» странах, как, например, Япония или Финляндия. Современные карнавалы развиваются по двум исторически сложившимся направлениям: европейскому (традиции древнейших карнавалов Европы) и карибскому (карнавалы, возникшие на основе европейских под влиянием африканской культуры). Вообще же специалисты выделяют 11 различных типов традиционных карнавалов. Крупнейшие карнавалы с использованием грандиозных аллегорических конструкций и гигантских платформ проходят в городе Виареджио и Путиньяно (Италия), также на Мальте и в Ницце (Франция). Самые грандиозные марди-гра-карнавалы проходят в Новом Орлеане (США), Патрасе (Греция), Санта Круз де Тенерифе (Испания). Колоне (Германия), Ден Боше (Голландия), Алосте (Бельгия), Риске (Хорватия), в Базеле и Цюрихе (Швейцария), Данкеркыо (Франция). Самые красочные карибские и самбо-карнавалы - в Рио-де-Жанейро и Сальвадоре-де-Бахиа (Бразилия), Тринидаде и Тобаго, Неттинг Хилле (Англия), Куракао (Антилы), Корриентесе (Аргентина) и в Баранкуилло (Колумбия). Самые известные карнавалы проходят в Венеции (Италия), Пернике (Болгария), Итюе (Словения) и Струмице (Македония).
В период средневекового аскетизма карнавальные традиции получили наиболее яркое развитие и выражение в народной культуре. Именно в это время карнавал переживал свой расцвет, вырабатывал собственную философию «переворачивания», насмешки над миром.
Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действия или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Почти каждый церковный праздник имел свою народно-площадную смеховую сторону, например, храмовые праздники обычно сопровождались ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с участием великанов, карликов, уродов, ученых зверей).
Карнавальная атмосфера господствовала и в дни постановок мистерий. Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда, проходивший в горах. Смех сопровождал обычно гражданские и бытовые церемониалы и обряды: шуты и дураки были их неименными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например избрания на время пира королев и королей смеха.
В эпоху великих географических открытий европейские карнавальные традиции «перешагнули» море и попали на новые континенты. Индейцы и негры-рабы, полюбившие этот праздник, создают его новую, Карибскую форму, главным содержанием, «душой» которой становится танец. Сегодня в мире все шире распространяется именно карибская форма праздника, отличающаяся простой идеологией и «линейным» принципом организации - все действие происходит вокруг шествия школ самбы.
В России аналогом европейского карнавала является Масленица.
44. Карнавалы и маскарады в России
Карнавальные празднества в России - явление двойственного порядка: с одной стороны, они были заимствованы из опыта европейской карнавальной культуры и на первых порах насильственно насаждались верховной властью, с другой - имели свои крепкие национальные корни в народной праздничной культуре, хранящей опыт организации и декорирования театрально-зрелищных языческих и религиозных (христианских) праздничных шествий, непременными атрибутами которых являлись маски, переодевания, преображения их участников.
Карнавальные маски и костюмы - не просто сокрытие лица личиной, их цель заключалась не столько в том, чтобы обмануть зрителя, сделать исполнителя неузнаваемым, сколько в том, чтобы нести определенную информацию; порой через миф, легенду и утопию прошлого иносказательно раскрывать смысл бытия, жизни и смерти, свободы и бессмертия духа.
Как и любой праздник, карнавал, прежде всего явление человеческого бытия, поведения, общения. Но не только живое общение - признак карнавала: одновременно он - игра, действо, зрелище, представление, демонстрация.