Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:53, доклад
Ломоносов много сделал для русского языка и литературы. Первые поэтические произведения Ломоносова Были присланы им еще из-за границы, при “Отчетах” в академию наук : французский перевод в стихах “Оды Фенелона” и оригинальная “Ода на взятие Хотина”.
В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, от части и с новым содержанием.
доклад
"Вклад (М.В. Ломоносова, Ф.ф. Фортунатова, Д.Н Ушакова, А.В Щербы, А.А Реформатского, В.В Виноградова) в изучении русского языка".
Меньщиков А.В
Вклад Ломоносова в русский язык и литературу
Ломоносов много сделал для русского языка и литературы. Первые поэтические произведения Ломоносова Были присланы им еще из-за границы, при “Отчетах” в академию наук : французский перевод в стихах “Оды Фенелона” и оригинальная “Ода на взятие Хотина”.
В сущности этим начиналась
новая русская литература, с новыми
размерами стиха, с новым языком,
от части и с новым содержанием.
Славу поэта ломоносов
Поэзия Ломоносова стояло
всецело на почве пресловутого псевдоклассицизма.
Споследним Ломоносов познакомился
в Германии как с теорией, господствовавшей
тогда всюду в Европе. Эту теорию
ломоносов ввел и в порождавшую
русскую литературу , где она потом
и господствовала во все продолжение
восемнадцатого века. Ломоносов в
сфере русской поэзии является, главным
образом, чисто формальным реформатором
: преобразователем литературного языка
и стиха, вводителем новых литературных
форм. Он вполне сознает, что литература
не может идти в перед без формальной
правильности в языке и стихе,
без литературных форм. Сюда направленны
и чисто ученые труды Ломоносова,
относящиеся к области русского
литературного языка и русского
стихосложения. Важнейшими трудами
этого рода Ломоносова были : “российская
грамматика”, “Рассуждение о пользе
книги церковной в российском
языке” и “Письмо о правилах
российского стихотворства” , или
Рассуждение о нашей
К изучению русской грамматики Ломоносов в первые применил строгие научные приемы, впервые . определенно и точно наметив отношение русского литературного языка к языку церковно-славянскому , с одной стороны , и к языку живой, устной речи, с другой. Этим он положил начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитее.
Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров сводит к трем группам или наречиям, “диалектам”, 1)Московское 2)Северное или приморское 3) Украинское или малороссийское.
Ломоносов намечает три таких оттенка или “штиля”: “высокий”, “средний” и “низкий”. Введение “штилей” отчасти было практически необходимо.
Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым . Развивая, совершенно самостоятельно , мысль тредьяковского о тоническом стихосложении , Ломоносов внес в это дело поэтическое дарование, которого совершенно был лишен Тредьяковский . “Русская грамматика” Ломоносова , его “Рассуждение о пользе книг церковных .
При всей важности научных трудов Ломоносова в области русского языка , в общей академической деятельности они были для него в известной степени побочными : его главной специальностью было естествознание , и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей специальностью было естествознание , и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей специальностью было естествознание , и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей силой и блеском. Со всей очевидность это обнаружилось лишь в самое последнее время , благодаря многочисленным детальным исследованием целого ряда специалистов . Сюда относятся , прежде всего академическим издания : “ Ломоносовский сборник . Материалы для истории развития химии в России ;Труды Ломоносова в области естественноисторических наук;более поздний академический ”Ломоносовский сборник ”;где помещены исследования академика Вальдена , профессора Курилова , Б. . Меньшуткина , В. Вернадского.
Фортунатов – ученый и педагог
Филипп Федорович Фортунатов
(1848 – 1914) – русский языковед. Родился
2 (14) января 1848 в Вологде в семье
учителя. В 1864 г. поступил в Московский
университет, где учился на историко
– филологическом факультете. Являлся
учеником видного языковеда Ф. И.
Буслаева. Еще студентом Фортунатов
увлеченно занимался
В 1871 г. был направлен за границу, где углубленно изучает древнеиндийские письменные памятники. В 1875 г. Фортунатов защитил магистерскую диссертацию, которая представляла собой перевод и критический анализ древнейшего ведического текста – «Самаведы».
После защиты диссертации он был избран профессором кафедры сравнительно – исторической грамматики индоевропейских языков Московского университета. За 25 лет педагогической деятельности Фортунатов создал систему преподавания лингвистических дисциплин, реализованную при подготовке специалистов по сравнительно – историческому языковедению. Эта система была признана одной из лучших в мире.
Лекции Фортунатова слушали многие выдающиеся русские и зарубежные лингвисты. За 43 года научной деятельности им было написано 37 работ.
В 1898 г. Ф. Ф. Фортунатов был избран академиком и в 1902 г. переехал в Петербург, где до конца своих дней занимался редактированием научных изданий.
Он стал основоположником Московской лингвистической школы, к которой относились многие выдающиеся русские и зарубежные ученые (еще ее называют Московской формальной или Фортунатовской). Данная школа заняла ведущее место в российской науке и шла, по мнению его ученика А. А. Шахматова, «впереди западноевропейской лингвистики», сделав своим девизом основную идею учителя: «Лингвистические задачи следует решать лингвистическими методами».
Фортунатов был очень целеустремленным в своих научных интересах — раз став на рельсы младограмматиков, он уже с них не сходил. По ряду лингвистических вопросов у Фортунатова были самостоятельные взгляды. Вместо психологизма младограмматиков он пропагандировал формализм; в этом был один из путей отхода Фортунатова от младограмматизма. В противоположность младограмматикам, стоявшим на индивидуально- психологических позициях, Ф. Ф. Фортунатов подчеркивал общественный характер языка и связи его истории с историей общества.
В лекционных курсах различных лет Фортунатов уделял много внимания вопросу о соотношении языка и мышления. Большой интерес представляют разработка Фортунатовым проблемы структуры слова и трактовка ряда общих вопросов грамматической теории. Исходной точкой Фортунатова было своеобразное понимание им слова как всякого звука речи.
Увлекавшийся математикой, он стремился к математической точности и в своих лингвистических исследованиях.
Грамматическая
теория Ф. Ф. Фортунатова
Огромное влияние на развитие грамматической мысли конца XIX – первой четверти XX в. оказала грамматическая концепция Фортунатова. Это была одна из первых попыток решить грамматические проблемы на собственно языковой основе, без опоры на логику и психологию. Ядром грамматической концепции Ф. Ф. Фортунатова является учение о грамматической форме.
Рассмотрение грамматической стороны языка ученый начинает с определения слова.
Слово, как известно, является одной из важнейших и наиболее трудных в определении единицей языка. Фортунатов рассматривает слово как единицу языка, которую необходимо строго отграничивать от словосочетаний, а также от составных частей слова (т. е. от морфем).
В основу определения слова
как отдельной самостоятельной
единицы языка кладется принцип
обладания самостоятельным
Фортунатов сосредоточивает свое внимание в первую очередь на грамматических особенностях слова. В этом отношении особо важно его классификация слов, т. е. учение о грамматических классах слов.
Все отдельные слова он делит на полные, частичные и междометия. Полные слова обозначают предметы мысли и образуют либо части предложений, либо целые предложения. Полные слова подразделяются на слова – названия и слова – местоимения. К частичным словам относятся: а) соединительные слова - предлог, связка, союз; б) усилительные слова (типа то в сочетании я-то, даже, и), в) частичные слова, обозначающие отрицание или вопрос (не, ли); г) слова, обозначающие известное отношение говорящего к данному предложению (да, нет; конечно, мол). Особый класс составляют междометия, которые «не выражают идей, но... выражают чувствования, испытываемые говорящими. [3, I, с. 132 – 135].
Деление на грамматические классы основано у Фортунатова на разработанном им понятии формы слова, иначе говоря, грамматической формы. Понятие формы является одним из центральных вопросов морфологии. Создание учения о грамматической форме считается одной из важнейших заслуг Фортунатова в истории языкознания.
Проблема формы в языке занимала Фортунатова на протяжении всего периода его научной деятельности. Он ее разрабатывал и в трудах, посвященных отдельным грамматическим категориям – виду, залогу, и в общих курсах, где этой проблеме уделялось особое место.
Грамматическую форму, по мнению Фортунатова, имеют далеко не все слова. Форма есть «способность отдельных слов выделять из себя для создания говорящего формальную и основную принадлежность слова» [ 3, с.137]. Под оснoвной принадлежностью Фортунатов понимал основу слова, под формальной – «аффикс» (окончание, префикс, суффикс, инфикс). Например, слово несу в русском языке содержит в себе определенную форму, общую со словами веду, беру, так как в нем выделяется формальная принадлежность – аффикс –у и основа нес-. С помощью формальной принадлежности выражается грамматическое значение слова, с помощью оснoвной – лексическое. Присутствие в слове делимости на основу и аффикс дает слову то, что мы называем формою, говорил Фортунатов. Формальные принадлежности (аффиксы) могут быть не только положительными, т. е. выраженными формально какими – либо одним звуком или комплексом звуков, но и отрицательными, т. е. нулевыми, невыраженными, и осознаются в языке на фоне системы соотношений между словами языка. Именно на этом и основано понятие отрицательной формальной принадлежности. По словам Ф. Ф. Фортунатова, «самое отсутствие в слове какой бы то ни было положительной формальной принадлежности может само сознаваться говорящим как формальная принадлежность этого слова в известной форме (общей ему с другими словами) по отношению к другой форме или другим формам» [3, с. 138]. Например, в русском языке слова дом, человек заключают в себе форму именительного падежа единственного числа, причем формальной принадлежностью формы является здесь отсутствие аффикса (т. е. наличие так называемого нулевого суффикса) по сравнению с положительной формальной принадлежностью –а в словах дом-а, человек-а, формальной принадлежностью –у в словах дом-у, человек-у и т. д.
Слово может заключать в себе более одной формы. Могут быть отдельные слова, не имеющие никаких форм.
Фортунатов делил все
формы на два типа: формы словообразования
и формы словоизменения. Формы
словообразования делятся на две
категории. В первую входят формы, обозначающие
различие в признаке какого – либо
предмета мысли. Например: беленький, но белый. Во вторую категорию
входят формы, образованные от одной и
той же основы, но находящиеся в определенных
отношениях к предметам мысли, обозначаемым
иными словами. Например: белый – белье, белит
В зависимости от наличия
у полных слов форм словоизменения
и форм словообразования Фортунатов
различает грамматические и неграмматические
классы слов. Под грамматическими
классами слов он понимал разряды
слов, которые либо имеют одну общую
форму, либо соотносительны между собой
по значению. Грамматическим классам
слов противопоставляются
Учение о грамматических классах слов разработано Фортунатовым в противовес традиционной классификации слов по частям речи, восходящей еще к Аристотелю.
Грамматические классы Фортунатов разделил на две группы:
1) слова с формами словоизменения;
2) слова без форм словоизменения.
Среди первых он выделил:
a) слова спрягаемые (глаголы в узком смысле этого слова);
b) слова, склоняемые без
необходимости согласования в
роде (существительные; слова,
c) слова, склоняемые с согласованием в роде (прилагательные; причастия; некоторые разряды местоимений – притяжательные, указательные, определительные; слова, называющие порядок предметов при счете).
В склоняемых словах – существительных
Фортунатов выделил: а) существительные
личные (т. е. местоимения 1-го и 2-го лица)
и б) существительные неличные, где
различаются существительные
В класс слов без форм словоизменения Фортунатов включил инфинитив, деепричастия и наречия.
Информация о работе Вклад Ломоносова в русский язык и литературу