Жизнь и творчество Оскара Уайльд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:15, реферат

Краткое описание

Тема данного реферата - “Жизнь и творчество Оскара Уайльда”. Автор решил остановить свой выбор на этой теме, потому что смеет с уверенностью утверждать, что даже не очень искушенному читателю хорошо известно это имя. Мало кто в разное время не испытывал на себе обаяние этого блестящего эстета. Одним Оскар Уайльд запомнился как автор бесчисленных афоризмов на все случаи жизни - от полемических диспутов до любовного объяснения, другим - как сочинитель изысканных сказок и притч, третьим - как создатель “легкомысленных светских комедий с далеко не легкомысленной моралью”.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат дориан грей.docx

— 118.57 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ 
ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 
НА ТЕМУ: 
“ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ОСКАРА УАЙЛЬДА”

Ученицы 11 класса “А”

средней школы  № 38

Лыщицкой Ольги

Москва 1996 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Oscar Wilde 
1854 - 1900

 

           

 Тема данного  реферата - “Жизнь и творчество  Оскара Уайльда”. Автор решил  остановить свой выбор на этой  теме, потому что смеет с уверенностью  утверждать, что даже не очень искушенному читателю хорошо известно это имя. Мало кто в разное время не испытывал на себе обаяние этого блестящего эстета. Одним Оскар Уайльд запомнился как автор бесчисленных афоризмов на все случаи жизни - от полемических диспутов до любовного объяснения, другим - как сочинитель изысканных сказок и притч, третьим - как создатель “легкомысленных светских комедий с далеко не легкомысленной моралью”.           

 “Настоящий  художник” (Брюсов), “прирожденный  писатель” (Олдингтон) - так отзывались  об Оскаре Уайльде литераторы  разных стран и разных поколений,  русский и англичанин, оба наделенные  обостренным эстетическим чувством. Они не ошиблись в своем  мнении: творчество  Уайльда навеки вошло в историю литературы и театра.            

 Оскар Уайльд  прожил недолгую жизнь (1854 - 1900): она была укорочена, омрачена  и унижена - общественным лицемерием, буквой закона и декадентской  надменностью поведения самого  поэта.           

 Оскар Фингал (по некоторым источникам - Фрингал)  О’Флаэрти Уиллс Уайльд родился 6 октября 1854 года в семье сэра Уильяма Уайльда, дублинского врача-офтальмолога с мировой известностью, автора десятков книг по медицине, истории и географии. “Самый грязный человек во всей Ирландии”- такая о нем поговорка. Тем не менее, в Англии его назначили придворным хирургом, а впоследствии сделали лордом. В Стокгольме ему дали орден Полярной звезды. В Германии ученые-медики и поныне чтут его гений. Мать Оскара - леди Джейн Франчески Уайльд - светская дама, во вкусах и манерах которой был оттенок неумеренной театральности. Ей нравились символические жесты. Свои стихи она подписывала Speranza - Надежда , подчеркивая этим свою любовь к Ирландии, сочувствие ее освободительному движению, а также свою особую миссию. Сочувствие ее было искренним, однако не лишенным внешнего, показного жеста. В ее литературном салоне и провел свою раннюю юность будущий писатель. От столь эксцентричных родителей Оскар унаследовал редкую трудоспособность и любознательность, мечтательный и несколько экзальтированный ум, подчеркнутый интерес к таинственному и фантастическому, склонность придумывать и рассказывать необыкновенные истории.            

 В таком  неискреннем воздухе, среди фальшивых  улыбок, супружеских измен, театральных  поз и слов рос Оскар Уайльд. Естественно, родители позаботились  о том, чтобы их сын из  привилегированного ирландского  сословия получил достойное образование.  После окончания школы в Порторе (1864-1869) , где он обнаружил ярко выраженные способности к древним языкам, Оскар проводит восемь лет (с 1871 по 1878 год) в привилегированной университетской среде - в колледже Троицы (Дублин). Он поглощен искусством, зачитывается поэтами- романтиками, восхищается прерафаэлитами, а также слушает лекции Джона Рескина (1819 - 1900), который уже успел прославиться томами “Современных живописцев” и “Камней Венеции”, побуждавших по-новому взглянуть на многовековое культурное наследие Европы. Суждения Рескина о прекрасном были восприняты молодым Уайльдом как философия индивидуализма.           

 Здесь же  он знакомится с теоретическими  высказываниями американского художника- импрессиониста Уистлера и с автором “Этюдов по истории Ренессанса” - Уолтером Пейстером, призывом которого было : “Личность - вот в чем наше спасение”.           

 Оскара Уайльда  сопровождает неизменный успех,  его дарование признано (он оканчивает  Оксфордский университет с отличием). Профессор Мэгаффи, ректор колледжа Троицы и президент королевской ирландской академии, в предисловии к своему труду о Греции выразит ему признательность за помощь. Вместе с профессором Мэгаффи в 1877 году Оскар Уайльд совершит поездку в Италию и Грецию, которая, разумеется, чуть позже отлилась в прозу и стихи. (В частности, короткое эссе “Могила Китса”)            

 Нетрудно  догадаться, что, находясь под  покровительством всех вышеперечисленных  властителей дум тогдашней молодежи, юный Уайльд не мог не последовать  их учениям. Культ прекрасного,  утвердившийся в Оксфорде под  очевидным влиянием Джона Рескина и породивший, в частности, культ эффектного, нарочито “непрактичного” костюма и ритуальную изысканность речевых интонаций, скоро вызвал в жизни новое направление, точнее, даже, умонастроение. Это умонастроение, этот стиль существования назывался эстетизм. И его пророком стал не кто иной, как Оскар Уайльд.           

 В годы  пребывания в Оксфорде Оскар  Уайльд примкнул к эстетскому  направлению в искусстве. Называя  Англию “гнездом торгашей”, отвергая  с эстетских позиций пошлую  буржуазную действительность, он  желал противопоставить ей особые  нормы поведения, отличающие немногих  “избранных”, он всюду появлялся  в экстравагантных костюмах, с  неизменной эмблемой английских  эстетов -цветком подсолнуха (по другим источникам подсолнухом и лилией) в петлице (спустя несколько лет его сменит зеленая гвоздика). В эти же годы появились и первые поэтические опыты Уайльда.           

 В творчестве  Уайльда отчетливо различаются  два периода. Большинство произведений  самых разнообразных жанров было  написано в первый период (1881 - 1895) : стихотворения, эстетические трактаты, сказки, его единственный роман “Портрет Дориана Грея”, драма “Саломея” и комедии. Ко второму периоду (1895 - 1898) принадлежат лишь произведения, в которых в полной мере отразился духовный кризис пережитый писателем в последние годы его жизни (“De Profundis”, “Баллада Редингской тюрьмы”).            

 Поэтическое  наследие Уайльда не слишком  обширно. Оно представлено двумя  книгами стихотворений : “Стихи” (1888г) и “Стихотворения, не вошедшие в сборники, 1887 - 1893”, а также несколько лирико-эпических поэм, наибольшую известность из которых приобрела написанная вскоре после освобождения из тюрьмы “Баллада Редингской тюрьмы” (1898) . В поэзии Оскар Уайльд упорно, по много раз переделывая написанное, добивался отточенности каждого стихотворения, отдавая предпочтение наиболее емким, трудным и давно забытым стихотворным и ренессансным поэтическим жанром - канцонам[1], вилланелям[2] и др., что явилось несомненно признаком влияния прерафаэлитов. Основным содержанием своих стихов Уайльд сделал любовь, мир интимных страстей и переживаний. Также одним из жанров, в которых Уайльд-поэт достиг наибольшей выразительности, стали “моментальные” зарисовки сельского, а чаще городского пейзажа -  так называемые “impressions” (например, стихотворение “Симфония в желтом”, носящее ярко выраженный импрессионистический характер и построенное на игре цветовых и звуковых сочетаний; “Les Silhouettes” и др.            

 Большинство  стихотворений первого сборника  Уайльда перегружено эстетскими  сравнениями и образами. Читая  критическую литературу о творчестве Оскара Уайльда, везде натыкаешься на одни и те же фразы : “...стихотворения лишены подлинного поэтического чувства,... поэт подменяет образы живой природы стилизованными картинами “сапфирового моря и горящего, как раскаленный опал, неба”, ...однообразное мелькание золота, мрамора, слоновой кости и прочих драгоценностей очень быстро причиняло скуку, хотя всего этого хватило бы ювелирам всего мира и проч.”           

 Действительно,  для Уайльда “творение природы  становится прекраснее, если оно  напоминает нам о произведении  искусства, но произведение искусства  не выигрывает в своей красоте  от того, что оно напоминает  нам о творении природы”. Тем  не менее, автор позволит себе  усомниться в столь критической  оценке. Неужели тот факт, что  уайльдовские “ониксы подобны зрачкам мертвой женщины”, а не наоборот, не может являться доказательством более чем богатой, оригинальной и типичной для декаданса фантазии? Ни у одного из критиков нет прямого указания на то, что Оскар Уайльд явился первым и чуть ли не единственным из декадентов, столь умело использующим этот вид метафор.           

 Уже в первом  сборнике ранних стихов Уайльда  появились свойственные декадансу  настроения крайнего пессимизма. Ярким тому примером является  стихотворение “Eх tenebris” (“Из мрака”), проникнутое чувством отчаяния и одиночества. В стихотворении “Vita nuova” (“Новая жизнь”) Уайльд говорит о жизни, “полной горечи”. В стихотворении “Видение” он признается, что из античных трагиков ему ближе всех Еврипид - человек, который “устал от никогда не прекращающегося стона человеческого”. Ту же интонацию боли, подавленной горечи и самоотречения нельзя не услышать и в сонете “Раскаяние”, посвященном объекту долголетней и ставшей роковой для писателя привязанности Оскара Уайльда к Альфреду Дугласу[3].             

 Венцом этой  тенденции стала опубликованная  в 1898 году за подписью “С. З.  З.” (номер арестанта Уайльда  в правительственном заведении  Ее Величества Королевы) поэма  “Баллада Редингской тюрьмы”, обозначавшая, наряду с “De Profundis”, решительный поворот в его сознании и творчестве. В своей “тюремной исповеди” он напишет : “Страдание и все, чему оно может научить, - вот мой новый мир. Я жил раньше только для наслаждений. Я избегал скорби и страданий, каковы бы они ни были. И то и другое было мне ненавистно... Теперь я вижу, что Страдание - наивысшее из чувств, доступных человеку, - является одновременно предметом и признаком поистине великого искусства”. По словам Альбера Камю, именно эта поэма “завершила  головокружительный путь Уайльда от искусства салонов, где  каждый слышит в других лишь самого себя, к искусству тюрем, где голоса всех арестантов сливаются в общем предсмертном крике, чтобы его услышал человек, убиваемый себе подобными”.           

 Но вернемся  к тому времени, когда молодой  ирландец завоевывал мир. В  конце 1881 года Уайльд поехал  в Нью-Йорк, куда его пригласили  прочитать несколько лекций об  английской литературе. В Америке  он встретился с Лонгфелло  и Уитменом. Последний отрицательно  отнесся к тем принципам эстетизма,  которые проповедовал Уайльд. В  мемуарной литературе сохранились  следующие слова Уитмена : “Мне всегда казалось, что тот, кто гонится только за красотой - на плохом пути. Для меня красота -не абстракция, но результат.”            

 Оскар Уайльд  не увидел трагических контрастов  капиталистической Америки, но  ясно почувствовал господство  в ней торгашеского духа и  враждебность американской буржуазии  искусству. Свою лекцию Уайльд                              [4][5][6]обычно заканчивал следующим утверждением :”Торгашеский дух, буржуазная стандартизация жизни, оголтелый практицизм, воинствующее лицемерие “ Империи на глиняных ногах”, вульгарные вкусы, пошлые чувства вызывают в рафинированном эстете “минуты отчаяния и надрыва” и желание бежать в “обитель красоты” и думать, что смысл жизни в искусстве”.            

 В лекции  “Возрождение английского искусства” (1882) Уайльд впервые сформулировал  основные положения эстетической  программы английского декаданса,  позже получившие развитие в  его трактатах “Кисть, перо и  отрава” (1889), “Истина масок”, “Упадок искусства лжи” (1889), “Критик как художник” (1890), объединенных в 1891 году в книгу “Замыслы” (“Intentions”). Признавая преемственную связь английского декаданса с прерафаэлитами, Уайльд резко подчеркивал свое принципиальное расхождение с Рескином : “... мы отошли от учения Рескина - отошли определенно и решительно... мы больше не с ним, потому что в основе его эстетических суждений всегда лежит мораль... В наших глазах законы искусства не совпадают с законами морали.” Субъективно-идеалистическая основа эстетических взглядов Уайльда наиболее остро проявилась в трактате “Упадок искусства лжи”. Написанный в типичной для Уайльда манере раскрывать свою мысль через расцвеченный  парадоксами диалог, этот трактат имел ярко полемический характер и стал одним из манифестов западноевропейского декаданса. Отрицая действительность, существующую объективно, вне сознания человека, Уайльд пытается доказать, что не искусство отражает природу, а наоборот, - природа является отражением искусства. “Природа вовсе не великая мать, родившая нас, - говорит он, - она сама наше создание. Лишь в нашем мозгу она начинает жить. Вещи существуют потому, что мы их видим.”  Лондонские туманы, по утверждению Уайльда, существуют лишь потому, что “поэты и живописцы показали людям таинственную прелесть подобных эффектов.” Несмотря на то, что Шопенгауэр дал анализ пессимизма, выдуман пессимизм был Гамлетом; русский нигилист не что иное, как выдумка Тургенева; Робеспьер прямиком сошел со страниц Руссо и т.д.           

 Провозглашая  право художника на полнейший  творческий  произвол, Оскар Уайльд говорит, что искусство “нельзя судить внешним мерилом сходства с действительностью. Оно скорее покрывало, чем зеркало.” Доводя свою мысль до крайне парадоксального заострения, Уайльд заявляет, что подлинное искусство основано на лжи и что упадок искусства в ХIХ веке (под упадком искусства подразумевается реализм) объясняется тем, что “искусство лжи” оказалось забытым : “Все плохое искусство существует благодаря тому, что мы возвращаемся к жизни и к природе и возводим их в идеал”.           

 Задачи литературной  критики Уайльд трактует в  том же субъективно-идеалистическом  духе, что и задачи искусства.  В статьях “Критик как художник”  и “Кисть, перо и отрава” он наделяет критика правом на полный субъективный произвол, утверждая, что основной задачей эстетического критика состоит именно передача своих собственных впечатлений.            

Информация о работе Жизнь и творчество Оскара Уайльд