РЕФЕРАТ
ПО ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
НА ТЕМУ:
“ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ОСКАРА УАЙЛЬДА”
Ученицы 11 класса
“А”
средней школы
№ 38
Лыщицкой Ольги
Москва 1996
Oscar Wilde
1854 - 1900
Тема данного
реферата - “Жизнь и творчество
Оскара Уайльда”. Автор решил
остановить свой выбор на этой
теме, потому что смеет с уверенностью
утверждать, что даже не очень искушенному
читателю хорошо известно это имя. Мало
кто в разное время не испытывал на себе
обаяние этого блестящего эстета. Одним
Оскар Уайльд запомнился как автор бесчисленных
афоризмов на все случаи жизни - от полемических
диспутов до любовного объяснения, другим
- как сочинитель изысканных сказок и притч,
третьим - как создатель “легкомысленных
светских комедий с далеко не легкомысленной
моралью”.
“Настоящий
художник” (Брюсов), “прирожденный
писатель” (Олдингтон) - так отзывались
об Оскаре Уайльде литераторы
разных стран и разных поколений,
русский и англичанин, оба наделенные
обостренным эстетическим чувством.
Они не ошиблись в своем
мнении: творчество Уайльда навеки вошло
в историю литературы и театра.
Оскар Уайльд
прожил недолгую жизнь (1854 - 1900):
она была укорочена, омрачена
и унижена - общественным лицемерием,
буквой закона и декадентской
надменностью поведения самого
поэта.
Оскар Фингал
(по некоторым источникам - Фрингал) О’Флаэрти
Уиллс Уайльд родился 6 октября 1854 года
в семье сэра Уильяма Уайльда, дублинского
врача-офтальмолога с мировой известностью,
автора десятков книг по медицине, истории
и географии. “Самый грязный человек во
всей Ирландии”- такая о нем поговорка.
Тем не менее, в Англии его назначили придворным
хирургом, а впоследствии сделали лордом.
В Стокгольме ему дали орден Полярной
звезды. В Германии ученые-медики и поныне
чтут его гений. Мать Оскара - леди Джейн
Франчески Уайльд - светская дама, во вкусах
и манерах которой был оттенок неумеренной
театральности. Ей нравились символические
жесты. Свои стихи она подписывала Speranza
- Надежда , подчеркивая этим свою любовь
к Ирландии, сочувствие ее освободительному
движению, а также свою особую миссию.
Сочувствие ее было искренним, однако
не лишенным внешнего, показного жеста.
В ее литературном салоне и провел свою
раннюю юность будущий писатель. От столь
эксцентричных родителей Оскар унаследовал
редкую трудоспособность и любознательность,
мечтательный и несколько экзальтированный
ум, подчеркнутый интерес к таинственному
и фантастическому, склонность придумывать
и рассказывать необыкновенные истории.
В таком
неискреннем воздухе, среди фальшивых
улыбок, супружеских измен, театральных
поз и слов рос Оскар Уайльд.
Естественно, родители позаботились
о том, чтобы их сын из
привилегированного ирландского
сословия получил достойное образование.
После окончания школы в Порторе
(1864-1869) , где он обнаружил ярко выраженные
способности к древним языкам, Оскар проводит
восемь лет (с 1871 по 1878 год) в привилегированной
университетской среде - в колледже Троицы
(Дублин). Он поглощен искусством, зачитывается
поэтами- романтиками, восхищается прерафаэлитами,
а также слушает лекции Джона Рескина
(1819 - 1900), который уже успел прославиться
томами “Современных живописцев” и “Камней
Венеции”, побуждавших по-новому взглянуть
на многовековое культурное наследие
Европы. Суждения Рескина о прекрасном
были восприняты молодым Уайльдом как
философия индивидуализма.
Здесь же
он знакомится с теоретическими
высказываниями американского художника-
импрессиониста Уистлера и с автором “Этюдов
по истории Ренессанса” - Уолтером Пейстером,
призывом которого было : “Личность - вот
в чем наше спасение”.
Оскара Уайльда
сопровождает неизменный успех,
его дарование признано (он оканчивает
Оксфордский университет с отличием).
Профессор Мэгаффи, ректор колледжа
Троицы и президент королевской ирландской
академии, в предисловии к своему труду
о Греции выразит ему признательность
за помощь. Вместе с профессором Мэгаффи
в 1877 году Оскар Уайльд совершит поездку
в Италию и Грецию, которая, разумеется,
чуть позже отлилась в прозу и стихи. (В
частности, короткое эссе “Могила Китса”)
Нетрудно
догадаться, что, находясь под
покровительством всех вышеперечисленных
властителей дум тогдашней молодежи,
юный Уайльд не мог не последовать
их учениям. Культ прекрасного,
утвердившийся в Оксфорде под
очевидным влиянием Джона Рескина
и породивший, в частности, культ эффектного,
нарочито “непрактичного” костюма и
ритуальную изысканность речевых интонаций,
скоро вызвал в жизни новое направление,
точнее, даже, умонастроение. Это умонастроение,
этот стиль существования назывался эстетизм.
И его пророком стал не кто иной, как Оскар
Уайльд.
В годы
пребывания в Оксфорде Оскар
Уайльд примкнул к эстетскому
направлению в искусстве. Называя
Англию “гнездом торгашей”, отвергая
с эстетских позиций пошлую
буржуазную действительность, он
желал противопоставить ей особые
нормы поведения, отличающие немногих
“избранных”, он всюду появлялся
в экстравагантных костюмах, с
неизменной эмблемой английских
эстетов -цветком подсолнуха (по другим
источникам подсолнухом и лилией) в петлице
(спустя несколько лет его сменит зеленая
гвоздика). В эти же годы появились и первые
поэтические опыты Уайльда.
В творчестве
Уайльда отчетливо различаются
два периода. Большинство произведений
самых разнообразных жанров было
написано в первый период (1881 -
1895) : стихотворения, эстетические трактаты,
сказки, его единственный роман “Портрет
Дориана Грея”, драма “Саломея” и комедии.
Ко второму периоду (1895 - 1898) принадлежат
лишь произведения, в которых в полной
мере отразился духовный кризис пережитый
писателем в последние годы его жизни
(“De Profundis”, “Баллада Редингской тюрьмы”).
Поэтическое
наследие Уайльда не слишком
обширно. Оно представлено двумя
книгами стихотворений : “Стихи” (1888г)
и “Стихотворения, не вошедшие в сборники,
1887 - 1893”, а также несколько лирико-эпических
поэм, наибольшую известность из которых
приобрела написанная вскоре после освобождения
из тюрьмы “Баллада Редингской тюрьмы”
(1898) . В поэзии Оскар Уайльд упорно, по
много раз переделывая написанное, добивался
отточенности каждого стихотворения,
отдавая предпочтение наиболее емким,
трудным и давно забытым стихотворным
и ренессансным поэтическим жанром - канцонам[1],
вилланелям[2] и др., что явилось несомненно
признаком влияния прерафаэлитов. Основным
содержанием своих стихов Уайльд сделал
любовь, мир интимных страстей и переживаний.
Также одним из жанров, в которых Уайльд-поэт
достиг наибольшей выразительности, стали
“моментальные” зарисовки сельского,
а чаще городского пейзажа - так называемые
“impressions” (например, стихотворение “Симфония
в желтом”, носящее ярко выраженный импрессионистический
характер и построенное на игре цветовых
и звуковых сочетаний; “Les Silhouettes” и др.
Большинство
стихотворений первого сборника
Уайльда перегружено эстетскими
сравнениями и образами. Читая критическую
литературу о творчестве Оскара Уайльда,
везде натыкаешься на одни и те же фразы
: “...стихотворения лишены подлинного
поэтического чувства,... поэт подменяет
образы живой природы стилизованными
картинами “сапфирового моря и горящего,
как раскаленный опал, неба”, ...однообразное
мелькание золота, мрамора, слоновой кости
и прочих драгоценностей очень быстро
причиняло скуку, хотя всего этого хватило
бы ювелирам всего мира и проч.”
Действительно,
для Уайльда “творение природы
становится прекраснее, если оно
напоминает нам о произведении
искусства, но произведение искусства
не выигрывает в своей красоте
от того, что оно напоминает
нам о творении природы”. Тем
не менее, автор позволит себе
усомниться в столь критической
оценке. Неужели тот факт, что
уайльдовские “ониксы подобны зрачкам
мертвой женщины”, а не наоборот, не может
являться доказательством более чем богатой,
оригинальной и типичной для декаданса
фантазии? Ни у одного из критиков нет
прямого указания на то, что Оскар Уайльд
явился первым и чуть ли не единственным
из декадентов, столь умело использующим
этот вид метафор.
Уже в первом
сборнике ранних стихов Уайльда
появились свойственные декадансу
настроения крайнего пессимизма.
Ярким тому примером является
стихотворение “Eх tenebris” (“Из мрака”),
проникнутое чувством отчаяния и одиночества.
В стихотворении “Vita nuova” (“Новая жизнь”)
Уайльд говорит о жизни, “полной горечи”.
В стихотворении “Видение” он признается,
что из античных трагиков ему ближе всех
Еврипид - человек, который “устал от никогда
не прекращающегося стона человеческого”.
Ту же интонацию боли, подавленной горечи
и самоотречения нельзя не услышать и
в сонете “Раскаяние”, посвященном объекту
долголетней и ставшей роковой для писателя
привязанности Оскара Уайльда к Альфреду
Дугласу[3].
Венцом этой
тенденции стала опубликованная
в 1898 году за подписью “С. З.
З.” (номер арестанта Уайльда
в правительственном заведении
Ее Величества Королевы) поэма
“Баллада Редингской тюрьмы”, обозначавшая,
наряду с “De Profundis”, решительный поворот
в его сознании и творчестве. В своей “тюремной
исповеди” он напишет : “Страдание и все,
чему оно может научить, - вот мой новый
мир. Я жил раньше только для наслаждений.
Я избегал скорби и страданий, каковы бы
они ни были. И то и другое было мне ненавистно...
Теперь я вижу, что Страдание - наивысшее
из чувств, доступных человеку, - является
одновременно предметом и признаком поистине
великого искусства”. По словам Альбера
Камю, именно эта поэма “завершила головокружительный
путь Уайльда от искусства салонов, где
каждый слышит в других лишь самого себя,
к искусству тюрем, где голоса всех арестантов
сливаются в общем предсмертном крике,
чтобы его услышал человек, убиваемый
себе подобными”.
Но вернемся
к тому времени, когда молодой
ирландец завоевывал мир. В
конце 1881 года Уайльд поехал
в Нью-Йорк, куда его пригласили
прочитать несколько лекций об
английской литературе. В Америке
он встретился с Лонгфелло
и Уитменом. Последний отрицательно
отнесся к тем принципам эстетизма,
которые проповедовал Уайльд. В
мемуарной литературе сохранились
следующие слова Уитмена : “Мне всегда
казалось, что тот, кто гонится только
за красотой - на плохом пути. Для меня
красота -не абстракция, но результат.”
Оскар Уайльд
не увидел трагических контрастов
капиталистической Америки, но
ясно почувствовал господство
в ней торгашеского духа и
враждебность американской буржуазии
искусству. Свою лекцию Уайльд
[4][5][6]обычно заканчивал следующим утверждением
:”Торгашеский дух, буржуазная стандартизация
жизни, оголтелый практицизм, воинствующее
лицемерие “ Империи на глиняных ногах”,
вульгарные вкусы, пошлые чувства вызывают
в рафинированном эстете “минуты отчаяния
и надрыва” и желание бежать в “обитель
красоты” и думать, что смысл жизни в искусстве”.
В лекции
“Возрождение английского искусства”
(1882) Уайльд впервые сформулировал
основные положения эстетической
программы английского декаданса,
позже получившие развитие в
его трактатах “Кисть, перо и
отрава” (1889), “Истина масок”, “Упадок
искусства лжи” (1889), “Критик как художник”
(1890), объединенных в 1891 году в книгу “Замыслы”
(“Intentions”). Признавая преемственную связь
английского декаданса с прерафаэлитами,
Уайльд резко подчеркивал свое принципиальное
расхождение с Рескином : “... мы отошли
от учения Рескина - отошли определенно
и решительно... мы больше не с ним, потому
что в основе его эстетических суждений
всегда лежит мораль... В наших глазах законы
искусства не совпадают с законами морали.”
Субъективно-идеалистическая основа эстетических
взглядов Уайльда наиболее остро проявилась
в трактате “Упадок искусства лжи”. Написанный
в типичной для Уайльда манере раскрывать
свою мысль через расцвеченный парадоксами
диалог, этот трактат имел ярко полемический
характер и стал одним из манифестов западноевропейского
декаданса. Отрицая действительность,
существующую объективно, вне сознания
человека, Уайльд пытается доказать, что
не искусство отражает природу, а наоборот,
- природа является отражением искусства.
“Природа вовсе не великая мать, родившая
нас, - говорит он, - она сама наше создание.
Лишь в нашем мозгу она начинает жить.
Вещи существуют потому, что мы их видим.”
Лондонские туманы, по утверждению Уайльда,
существуют лишь потому, что “поэты и
живописцы показали людям таинственную
прелесть подобных эффектов.” Несмотря
на то, что Шопенгауэр дал анализ пессимизма,
выдуман пессимизм был Гамлетом; русский
нигилист не что иное, как выдумка Тургенева;
Робеспьер прямиком сошел со страниц Руссо
и т.д.
Провозглашая
право художника на полнейший
творческий произвол, Оскар Уайльд говорит,
что искусство “нельзя судить внешним
мерилом сходства с действительностью.
Оно скорее покрывало, чем зеркало.” Доводя
свою мысль до крайне парадоксального
заострения, Уайльд заявляет, что подлинное
искусство основано на лжи и что упадок
искусства в ХIХ веке (под упадком искусства
подразумевается реализм) объясняется
тем, что “искусство лжи” оказалось забытым
: “Все плохое искусство существует благодаря
тому, что мы возвращаемся к жизни и к природе
и возводим их в идеал”.
Задачи литературной
критики Уайльд трактует в
том же субъективно-идеалистическом
духе, что и задачи искусства.
В статьях “Критик как художник”
и “Кисть, перо и отрава” он наделяет
критика правом на полный субъективный
произвол, утверждая, что основной задачей
эстетического критика состоит именно
передача своих собственных впечатлений.