Изучение драматических произведений. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 02:56, курсовая работа

Краткое описание

Драматург не рассказывает о жизни, о характерах своих ге­роев, а показывает их в действии. Отсутствие авторской харак­теристики, портрета и других компонентов образа, характерных для прозы, осложняет восприятие драмы учащимися. Поэтому необходимо искать такие приемы и формы работы, которые, с одной стороны, дали бы возможность познакомить школьников со спецификой драмы как особого рода литературы, а с другой— помогли бы им увидеть в изучаемых образцах произведения, предназначенные для сцены и потому требующие значительно большего воображения и усилия со стороны читателя. В этом и заключается актуальность работы, что своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики дают ос­нование поставить вопрос о некоторых особенностях в соотно­шении методов и приемов работы, применяемых при анализе драматургических произведений в средней школе.

Содержание

Введение


Глава 1. Изучение драматических произведений

1.1.Специфика драмы

1.2.Чтение и вступительные занятия

1.3.Анализ драмы

1.4.Завершающие уроки

1.5.Вопросы теории литературы


Глава 2. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского

2.1. Методические исследования о преподавании пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»

2.2. Тематическое планирование по пьесе А.Н. Островского «Бесприданница»

2.3. Конспекты уроков по изучению пьесы А.Н.Островского «Бесприданница»


Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по Бесприданнице Островского.docx

— 75.56 Кб (Скачать файл)

 

— Обретает ли душа Ларисы утерян­ную веру? (Дискуссия.)

 

— Кто же из двух критиков ближе к истине? (Варианты ответов.)

 

— Таким образом, лейтмотив драмы Островского несет сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной си­лы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сло­жнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Остров­ского звучит вполне современно и акту­ально.

 

Возможно, не все согласятся с вывода­ми урока, поэтому домашнее задание поз­волит обосновать иные позиции.

 

Дрянное оружие собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осе­чку. Какой могла стать судьба Ларисы в этом случае? Об этом вы подготовите не­большое сочинение к следующему уроку.

 

Кто-то остался недоволен, как мы раз­решили спор двух критиков. А может, не так и противоречивы их позиции? Приве­дите свои аргументы.

 

Без сомнения, интерес к «Бесприданиице» Островского во многом вызван ори­гинальной экранизацией пьесы Эльдаром Рязановым. По оригинальности можно го­ворить уже потому, что восприятие моло­дыми зрителями героев фильма, с одной стороны, ставит в тупик, с другой — подтверждает не однажды высказанную мысль о том, что каждое поколение при­меряет великие произведения к собствен­ному опыту.

 

На вопрос, кто из героев «Беспридан­ницы» вызнал наибольшие симпатии, де­сятиклассница уверенно заявила Кну­ров. И с ней тут же согласились другие. Их аргументы: Кнуров - человек основа­тельный, надежный, с таким в жизни не пропадешь. Конечно, это идет от фильма. Кнуров-Петренко действительно у Ряза­нова привлекателен. И вполне подходит под определение «нового русского» в са­мом лучшем смысле.

 

Да, социальные причины способство­вали трагической развязке истории Лари­сы Огудаловой. Но сам Островский ис­следует прежде всего трагедию талантли­вой личности, а не девушки без придано­го. То есть у драматурга определяющими становятся причины не социального, а ду­ховного порядка. Только так можно рас­сматривать и не понятный современному читателю финал «Бесприданницы». Ост­ровский, как и вся русская классика XIX века, верен христианской традиции, пове­дение, поступки своих героев он обяза­тельно соотносит с моральными принци­пами православия. Это и определило тему урока в Х классе. Он — второй, на первом шел разговор об эпохе, истории создания, героях (прекрасный материал для него опубликован Ю.Лебедевым в 4-м и 5-м номерах журнала за 1996 год).

 

Исследуя различные мотивы, которые по-своему дополняют трагическую исто­рик) Ларисы, мы приходим к тому, что ко­роткая жизнь ее — это жизнь среди со­блазнов и искушений. И если соблазны материального порядка Ларисой отверга­ются, то духовные захватывают без остат­ка. Осознание этого приходит слишком поздно. Искушение добро, через него укрепляется вера. Эта христианская исти­на открывается Ларисе в минуту гибели, и только потому последние слова прощения и .любви она обращает к тем, кто ее толь­ко что предал.

 

Подобное исследование это попыт­ка вслед за Островским проникнуться мыслью о бережном отношении к таланту.

 

Литература

 

 

Владимиров С. Действие в драме – М.: Просвещение, 1972. – 127с.

 

Голубков В.В. Методика преподавания литературы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1995 -647с.

 

Зепалова Т.С. За творческое изучение литературы. – М.: просвещение, 1968. -171с.

 

Карягин А.А. драма, как эстетическая проблема. – М.: Просвещение, 1974. – 520с.

 

Корст Н.О. Анализ драматического произведения // Преподавание литературы в старших классах: Сб. статей. – М.: Просвещение, 1983. – С.172-176.

 

Медведев В.П. Пьесы А.Н.Островского в школьном изучении. – М.: Просвещение, 1971.- 144с.

 

Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С. 166-176.

 

Методика преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по специальности №2101 «Рус. яз. и литература» / Под ред. З.Я. Рез – М.: Просвещение, 1977 – С.230-243.

 

Никольский В.А. Методика преподавания литературы в средней школе: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов. – М.: Просещение, 1971. – С.162-165

 

Попов А. Спектакль и режиссер. – М.: Просвещение, 1961. – С.15

 

Практикум по методике преподавания литературы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред.О..Ю Богдановой. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – С.82-88.

 


Информация о работе Изучение драматических произведений. Специфика изучения пьесы А.Н.Островского