Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:16, курс лекций
Для римской элегии характерна чрезвычайная суженность; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций.
Любовь - центральное жизненное чувство, которое почти не оставляет места для других эмоций. Но любовь элегического поэта - трудная, скорбная; он находится в тяжелом «рабстве» у суровой «владычицы» и лишь с величайшими усилиями может возбудить ответное чувство, тем более, что дама ищет богатых поклонников, а влюбленный поэт не может предложить ей ничего, кроме верности до проба и вечной славы в его стихах
Все восприятие мира поэта протекает под углом зрения любовной тоски. Влюбленный поэт, «учитель любви», находится на тяжелой «военной службе» - у Амура.
Римский элегик посвящает свои стихи лишь одной возлюбленной, реальной или фиктивной.
Проперций и Тибулл пользуются для этого именами божеств (Немесида) или их эпитетами (Делия, Кинфия — эпитеты богини Артемиды), Овидий дает своей возлюбленной (вероятно, фиктивной) имя древней греческой поэтессы Коринны
Любовь вечна - по крайней мере до следующего сборника стихов, который можно уже посвятить новой возлюбленной. Характерна стилизация образа влюбленного поэта и подача любовных переживаний как средоточия жизни.
1. Древнегреческий фольклор и мифология 2
2. Художественные особенности, композиция, структура «Илиады» 4
3. Художественные особенности, композиция, структура «Одиссеи» 6
4. Гомеровский эпос и другие эпические жанры в древнегреч. лит-ре 8
5. Гомеровский вопрос 10
6 Древнегреческая лирика (VII – VI вв. до нэ) 11
7. Мелическая поэзия 12
8. Дидактический эпос. Творчество Гесиода 13
9. Древнегреческий театр. Структура трагедии 14
10 Обзор творчества Эсхила (525-456) 15
11. Идейное содержание и худож особенности «Прометей Прикованный» Эсхила 16
12 Идейное содержание и худож особенности трагедии «Орестея» Эсхила 16
13 Обзор творчества Софокла (496 г. - 406 г.) 18
14 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Царь Эдип» 19
15 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Антигона» 20
16. Обзор творчества Еврипида (480-406) 21
17 Идейное содержание и худож особенности трагедии Еврипида «Медея» 22
18. Древнегреческая комедия. Общий обзор творчества Аристофана 23
19 Вопросы воспитания на примере комедии Аристофана «Облака» 24
20 Борьба Аристофана за мир – «Мир», «Лисистрата». 24
21 Эллинистический период. Творчество Менандра 24
22. Анализ комедии Менандра «Третейский суд» 26
23. Александрайская поэзия. Коллимах, Феокрит 27
24. Происхождение и характеристика древнегреческого романа. Анализ «Дафнис и Хлоя» 29
25. Древнегреческая историография. Геродот. Фукидид 30
26. Древнегреческая философия. Литературные взгляды Платона и Аристотеля 31
Рим 32
27. Римский фольклор и мифология (относительно греческой) 32
28 Римский театр, его отличие от греческого, организация представлений 33
29. Обзор творчества Плавта. (представитель комедии паллиата) 34
30. Комедия Плавта «Хвастливый воин». Художественные особенности и своеобразие 34
31 Теренций. Обзор творчества 36
32 Художественное своеобразие комедии Теренция «Свекровь» 36
33. Первые римские поэты. Ливий Андроник и Гней Невий 38
34 Римская поэзия I в до нэ. Лукреций и Катулл 39
35. Римская проза первой половины I в до нэ. Цицерон, Цезарь 40
36 Обзор творчества Вергилия 42
37. Героическая поэма Вергилия «Энеида». Художественное своеобразие и идейная направленность 43
38 Творчество Горация 44
39 Творчество Овидия 45
40 Художественное своеобразие и композиционная специфика поэмы Овидия «Метаморфозы» 46
41 Римский роман. Художественное своеобразие романа Аппулея «Метаморфозы или Золотой осёл» 47
42 Римская элегия и её представители: Тибулл, Проперций, Овидий 48
43 Римская сатира и её представители: Ювенал, Марциал, Петроний 50
- «отец трагедии» (Энгельс).
Родился в семье знатного
Участвовал в персидской войне. Эпоха победы в Греко-персидской войне – победу принесло единство, не государственное, а духовное – эллинский дух. Эсхил славит эллинский дух в своих произведениях. Идея свободы, превосходство полисного образа жизни над жизнью варваров. Эсхил – утро эллинского демократизма Эсхил – единственный трагик, пьесы которого ставили после его смерти.
Персонажи Эсхила монументальны. Нет будничности
Ввёл 2-го актёра.
Для ранних пьес («Просительницы», «Персы») характерны преобладание хоровых партий, малое использование второго актера, слабо развит диалог. Средний период - Здесь появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; большее развитие диалога, создаются прологи; более четкими становятся и образы эпизодических фигур. Третий этап представлен «Орестеей», с ее более сложной композицией, нарастанием драматизма, многочисленными второстепенными образами и использованием трех актеров.
1-й период творчества
Трагедия «Просительницы» (Умоляющие) основана на мифах о 50 данаидах – на этом примере он осваивает проблему брака и семьи. Каждой деталью трагедия Эсхила славит законы греческого полиса. 50 Египтиадов хотят 50 Данаид. Данаиды вместе в отцом – в Аргос скрываться у царя Пеласга. Данаиды – хор. Пеласг – первый трагический герой, его проблема – помочь Данаидам → война с Египтиадами, нет – бесчеловечно. Пеласг поступает так, как по мнению Э. должен поступить правитель – советуется с народом. Пролога нет, пьеса открывается выходом хора в орхестру. Второй актер уже имеется, но использован очень слабо; диалог развертывается преимущественно между одним из актеров и корифеем В конце «Просительниц» к хору Данаид присоединяется хор прислужниц, которые воспевают власть Афродиты.
След 2 части Просительниц восстанавливаются из мифа. Данаида Гиперместра, спасает её Афродита.
«Персы» - единственная (из дошедших) основанная не на мифах, а на реальных недавних событиях (Соломинской победе посвящается, кот была в 480г.) Сочувствует персам, обвиняет их императора Ксеркса, который пошел против установленного миропорядка – осушил море, сковал Геллеспонт. Боги выбрали греков для возмездия.
Хор - персидские старейшины. Матьери Ксеркса Атоссе сниться, что Ксеркс запряг в колесницу 2-х женщин – Европу (бесится) и Азию (терпит). Она вызывает тень мужа Дария, он предвещает поражение персов
Э. хочет этой трагедией показать: демократия греков –в этом причина их победы,
склонность Ксеркса к насилию – плохо
«Семеро против Фив» - борьба между сыновьями Эдипа за власть над Фивами. первая из известных нам греческих трагедий, в которой партии актера решительно преобладают над хоровой частью, и, вместе с тем, первая трагедия, в которой дается яркий образ героя. Других образов в пьесе нет; второй актер использован» для роли вестника. Началом трагедии служит уже не парод хора». а актерская сцена, пролог.
2-й период –
«Прометей-огненосец» (между 468-458гг)- 1 часть. «Прометей прикованный» - 2 часть.(дошла) «Прометей освобожденный» - 3 часть.
Прометей у Эсхила олицетворяет творческие способности человека в борьбе с природой. Вера в олимпийских богов у Эсхила поставлена под сомнение: Зевс несправедливо поступает с Прометеем.
3-й период
«Орестея» - 458 год до н.э. Каждая из входящих в трилогию драм – неотъемлемая часть целого. Судьба рода Танталидов – Атридов. Род – неделимое целое. Первая трагедия – «Агамемнон» - возвращение из-под Трои. Агамемнон после окончания войны возвращается в свой г. Аргос, дома его «ждет» Клитемнестра Вторая трагедия – «Хоэфоры» - женщины, приносящие надгробные жертвы. Третья трагедия – «Эвмениды». Между действиями в первой и второй трагедии – 7 лет. «Эвмениды» - суд над Орестом. Эриннии по законам матриархата наказывают его.
Особенности творчества:
богатство лексики, внутренней рифмы, яркость приемов
468-458 гг до нэ. 2-й период
творчества Эсхила. Части: «Прометей-огненосец»
- первая часть.«Прометей
Предполагается, что в 1 части - похищение огня Прометеем.
Действие происходит в Скифии – окраина земли. Трагедия содержит в себе проблему выбора.
До Эсхила этот мифологич сюжет рассматривал Гесиод (дидактический эпос), но Эсхил предложил другую трактовку. У Гесиода Эсхил – титан, укравший огонь у дородетельного Зевса. У Эсхила – Прометей – бог, которого Сила, Власть и Гефест (друг) приковывают к скале. С этого и начинается действие. Гефест страдает от этого, но делать нечего. Прометей – непреклонен, жалуется на свою судьбу, на Зевса. В пароде прилетает хор Океанид, в стасиме I океаниды «забыв стыд», то есть босиком примчались. Корифей – предводитель хора. Следующий посетитель – Океан. Ио примчалась – демонстрация образа Зевса. Гермес – посланник богов (против Прометея). Просят открыть опасность, грозящую Зевсу. Прометею грозят муками, но он знает свою судьбу и что его ждёт. Прометей упорствует, проваливается под землю. Хор нимф Океанид (дочерей Океана) готов разделить с ним его судьбу. – конец.
3-я часть – спустя 30 тыс лет. Прометея поднимают, теперь орёл клюёт ему печень (во 2 части только грозились). Геракл его спасает. Прометей предупреждает Зевса от брака с Фетидой (выдают за Пелея, мать Ахилла – яблоко раздора, Парис, Елена – Троянская война).
«Орестея» (458 г.), единственная целиком дошедшая до нас трилогия. По структуре «Орестея» гораздо сложнее прежних трагедий: в ней использован третий актер, введенный молодым соперником Эсхила Софоклом.
Сюжет «Орестеи» - судьба потомков Атрея, над которыми тяготеет проклятие за ужасное преступление их предка. Атрей, враждовавший со своим братом Фиестом, убил его детей и угостил Фиеста их мясом. В роду Атрея не прекращаются поэтому тяжелые преступления, порожденные демоном мщения Аластором: сын Атрея Агамемнон приносит в жертву богам свою дочь Ифигению, жена Агамемнона Клитеместра (или Клитемнестра) убивает своего мужа с помощью Эгисфа. Сын Агамемнона Орест мстит за отца, убивая мать и Эгисфа.
Первая часть трилогии - «Агамемнон». Здесь изображается преступление Клитеместры. Действие трагедии происходит в Аргосе, перед дворцом Агамемнона, и начинается в тот момент, когда огни, зажженные на горных вершинах Греции, возвещают о падении Трои. Настроение надвигающейся неотвратимой беды, и каждая новая радостная весть о возвращении Агамемнона вызывает нарастание тревоги. Двусмысленные речи и темные намеки Клитеместры предвещают недоброе, хор артосских старцев поет мрачные песни о мстительном божестве, о жертвоприношении Ифигении, победное ликование 'переходит в скорбное и гневное изображение ужасов троянского похода, в котором эллинская рать погибала «ради чужой жены», из-за личной обиды Менелая и Агамемнона. Даже глашатай, сообщающий о приближении царя, явившийся в город как «добрый вестник», вынужден принести печальное известие о катастрофе, которая постигла на море значительную часть возвращающегося греческого флота. Хор предается размышлениям о том, что преступление неизбежно порождает новые преступления.
Агамемнон въезжает на победной колеснице и, словно восточный царь, торжественно вступает в дом по пурпурному ковру — навстречу своей судьбе. Зловещая атмосфера достигает наибольшей напряженности в сцене видения пленной троянской пророчицы Кассандры: перед ее очами проходит и старинное злодеяние Атрея и подготовляющееся в стенах дома убийство Агамемнона, которого жена убьет в бане ударом топора, и ее собственная гибель от руки той же Клитеместры. Наконец, изнутри дома раздается предсмертный крик, Агамемнона. Отныне Клитеместра и ее возлюбленный Эгисф будут царить в Аргосе, но хор отказывает им в признании, угрожая грядущим мстителем Орестом. Этим кончается первая часть трилогии. Идея наследственного проклятия сохранена здесь в полной силе, но проклятие, как всегда у Эсхила, действует через сознательную волю людей. Властный образ Клитеместры, мстящей мужу за убитую дочь и желающей доставить царство своему возлюбленному, подан чрезвычайно ярко; четко очерчены и другие действующие.
Вторая драма трилогии — «Xоэфоры» («Приносительницы возлияний»). Выросший на чужбине Орест возвращается в Аргос, чтобы отомстить, по повелению оракула Аполлона, за смерть Агамемнона. Возникает моральный конфликт: долг мести за отца требует нового ужасного преступления, убийства матери. Начало трагедии развертывается у могилы Агамемнона: там Орест встречает свою горюющую сестру Электру и хор рабынь. Происходит сцена «узнания»; Электра признает в чужеземце своего брата. Встреча с сестрой, плач и заклинания над могилой отца, сообщение о сне Клитеместры — все это укрепляет решимость Ореста. Проникнув во дворец под видом странника, сообщающего о смерти Ореста, он убивает сперва Эгисфа, а затем Клитеместру.
Воля Аполлона выполнена, но после убийства матери Ореста охватывает безумие, и он убегает, преследуемый Эринниями.
Заключительная трагедия — «Эвмениды» изображает борьбу богов вокруг Ореста. Эринии, «старые богини», сталкиваются здесь с «младшими богами», Афиной и Аполлоном. Первая часть трагедии изображает Эриний, грозящих Оресту в самом дельфийском святилище. Затем действие переносится в Афины. Обе стороны обращаются к богине Афине. Но в то время как Эринии, воплощающие родовой принцип кровной мести, требуют безусловного отмщения за убийство, Афина, покровительница демократической государственности считает необходимым судебное разбирательство.
Она учреждает суд присяжных, в состав которого входят лучшие афинские граждане, и сама на этом суде председательствует. Судебный спор представлен Эсхилом как борьба между принципами отцовского и материнского права. Эринии: Убийство человека, не состоящего в кровном родстве, даже когда он - муж убившей его женщины, может быть искуплено, оно Эриний нисколько не касается; их дело - преследовать убийства лишь среди родственников по крови. Аполлон подчёркивает святость брачных уз. Орест оправдан.
В честь Эриний учреждается в Афинах культ, и древние богини материнского права будут отныне почитаться под именем, «Эвменид», «благосклонных богинь», подательниц плодородия. «Отцовское право одержало победу над материнским, «боги младшего поколения», как называют их сами Эринии, побеждают Эринний.
Как и в других произведениях Эсхила, исторически прогрессивные начала торжествуют, и трагедия, а с ней и вся трилогия, заканчивается прославлением Афин и возгласами ликования.
Второй великий трагический поэт Афин V в.
Родился в Колоне (рядом с Афинами), обычное музыкальное и гимнастическое образование, в юности играл в театре
468 – победил Эсхила и после не знал поражений
поэт расцвета демократии, воспринял в демократии самое положительное, любим:
дошло 7 трагедий
Время Софокла связано с деятельностью Перикла. Перикл: идея «эллинского духа», дух следует воспитывать.
Традиция называет Софокла счастливцем.
Творчество Софокла – качественный скачок по сравнению с драматургией Эсхила. Для Эсхила отдельный индивидуальный человек ничего не значит, только род.
Софокл – внимание к судьбе отдельного человека. Софокл: столкновение героев подразумевает столкновение определенных общественных сил. Столкновение доходит до такого накала, что приводит к гибели одной из сторон. Герои Софокла – «люди, какими они должны быть» (Аристотель), благородные, приподнятые.
В связи с трагедиями Софокла Аристотель вводит понятие «трагический герой» (воплощает существенные для развития общества стремления, всегда действует на благо общества, но может ошибиться в своем трагическом неведении, благие цели трагического героя могут приводить и его, и других к гибели).
Воля и разум человека ничтожны по сравнению с волей и разумом божьим. «Аякс», «Филоктет», «Электра» - трагедии троянского цикла. «Антигона», «Царь Эдип», «Эдип в Колоне» - трагедии фиванского цикла.
Вопрос о человеке, его воле и судьбе. Как ни велик человек, он постоянно в своей гордыне нарушает меру, мировую меру – гармонию, установленную олимпийскими богами. Психологическая характеристика образа: все люди разные, разная психологическая мотивировка поступков людей. Очень часто в бедах людей повинны черты их характера.
Принцип трагической иронии: герой Софокла активен (активнее героя Эсхила), активно противится своей судьбе, но не уходит от нее, наоборот, приближается к ней.
Трагедия открывается торжественной процессией. Фиванские юноши и старцы молят Эдипа, прославленного победой над Сфинксом, вторично спасти город, избавить его от свирепствующей моровой язвы. Мудрый царь, оказывается, уже сам послал своего шурина Креонта в Дельфы с вопросом к оракулу. Боги говорят, что в этом городе живёт убийца бывшего царя. Эдип энергично берется за розыски неведомого убийцы и предает его торжественному проклятию Эдип (нынешний царь) вызывает к себе слепого старца-предсказателя Тирессия. Однако Тирессий не хочет раскрывать тайну Эдипу, тот настаивает, и Т. говорит «убийца — ты». Эдип не верит и обвиняет Креонта (брата жены) в смерти Лая и подсылке ему старца. Креонт зовёт на помощь сестру Иокасту (жену Эдипа), С целью успокоить Эдипа она рассказывает о несбывшемся, по ее мнению, оракуле, данном Лаю, но именно этот рассказ вселяет тревогу в Эдипа. (давно Лай пошёл к оракулу, и тот ему предсказал, что родившийся у него сын убьёт его и женится на своей матери, ребёнка Лай приказал своему рабу отнести в горы, и убить его). Эдип беспокоится, спрашивает о Лае. Но не догадывается, что это он убил Лая. (Хотя нам-то всё понятно!) тут приходит вестник из Коринфа и говорит о смерти папы Эдипа - Полиба. Говорит о том, что Эдипа хотят посадить на престол. Эдип торжествует: предсказание об отцеубийстве не исполнилось. Эдип боится истории, когда-то предсказанной ему оракулом, что он женится на матери. Но вестник говорит ему, что он не сын Полиба и рассказывает где нашёл его. Иокаста, для которой все стало ясным, с горестным восклицанием покидает сцену. Эдип начинает искать второго пастуха, который отдал его в младенчестве этому вестнику. Приходит пастухъ (второй) не хочет говорить правду, но Э и вестник заставляюет его. Свидетель убийства Лая оказывается тем самым пастухом, который некогда отдал коринфянину младенца Эдипа Пастух сознаётся, что младенец сын Лая, Эдип проклинает себя.