Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:16, курс лекций
Для римской элегии характерна чрезвычайная суженность; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций.
Любовь - центральное жизненное чувство, которое почти не оставляет места для других эмоций. Но любовь элегического поэта - трудная, скорбная; он находится в тяжелом «рабстве» у суровой «владычицы» и лишь с величайшими усилиями может возбудить ответное чувство, тем более, что дама ищет богатых поклонников, а влюбленный поэт не может предложить ей ничего, кроме верности до проба и вечной славы в его стихах
Все восприятие мира поэта протекает под углом зрения любовной тоски. Влюбленный поэт, «учитель любви», находится на тяжелой «военной службе» - у Амура.
Римский элегик посвящает свои стихи лишь одной возлюбленной, реальной или фиктивной.
Проперций и Тибулл пользуются для этого именами божеств (Немесида) или их эпитетами (Делия, Кинфия — эпитеты богини Артемиды), Овидий дает своей возлюбленной (вероятно, фиктивной) имя древней греческой поэтессы Коринны
Любовь вечна - по крайней мере до следующего сборника стихов, который можно уже посвятить новой возлюбленной. Характерна стилизация образа влюбленного поэта и подача любовных переживаний как средоточия жизни.
1. Древнегреческий фольклор и мифология 2
2. Художественные особенности, композиция, структура «Илиады» 4
3. Художественные особенности, композиция, структура «Одиссеи» 6
4. Гомеровский эпос и другие эпические жанры в древнегреч. лит-ре 8
5. Гомеровский вопрос 10
6 Древнегреческая лирика (VII – VI вв. до нэ) 11
7. Мелическая поэзия 12
8. Дидактический эпос. Творчество Гесиода 13
9. Древнегреческий театр. Структура трагедии 14
10 Обзор творчества Эсхила (525-456) 15
11. Идейное содержание и худож особенности «Прометей Прикованный» Эсхила 16
12 Идейное содержание и худож особенности трагедии «Орестея» Эсхила 16
13 Обзор творчества Софокла (496 г. - 406 г.) 18
14 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Царь Эдип» 19
15 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Антигона» 20
16. Обзор творчества Еврипида (480-406) 21
17 Идейное содержание и худож особенности трагедии Еврипида «Медея» 22
18. Древнегреческая комедия. Общий обзор творчества Аристофана 23
19 Вопросы воспитания на примере комедии Аристофана «Облака» 24
20 Борьба Аристофана за мир – «Мир», «Лисистрата». 24
21 Эллинистический период. Творчество Менандра 24
22. Анализ комедии Менандра «Третейский суд» 26
23. Александрайская поэзия. Коллимах, Феокрит 27
24. Происхождение и характеристика древнегреческого романа. Анализ «Дафнис и Хлоя» 29
25. Древнегреческая историография. Геродот. Фукидид 30
26. Древнегреческая философия. Литературные взгляды Платона и Аристотеля 31
Рим 32
27. Римский фольклор и мифология (относительно греческой) 32
28 Римский театр, его отличие от греческого, организация представлений 33
29. Обзор творчества Плавта. (представитель комедии паллиата) 34
30. Комедия Плавта «Хвастливый воин». Художественные особенности и своеобразие 34
31 Теренций. Обзор творчества 36
32 Художественное своеобразие комедии Теренция «Свекровь» 36
33. Первые римские поэты. Ливий Андроник и Гней Невий 38
34 Римская поэзия I в до нэ. Лукреций и Катулл 39
35. Римская проза первой половины I в до нэ. Цицерон, Цезарь 40
36 Обзор творчества Вергилия 42
37. Героическая поэма Вергилия «Энеида». Художественное своеобразие и идейная направленность 43
38 Творчество Горация 44
39 Творчество Овидия 45
40 Художественное своеобразие и композиционная специфика поэмы Овидия «Метаморфозы» 46
41 Римский роман. Художественное своеобразие романа Аппулея «Метаморфозы или Золотой осёл» 47
42 Римская элегия и её представители: Тибулл, Проперций, Овидий 48
43 Римская сатира и её представители: Ювенал, Марциал, Петроний 50
Несомненно:
В основе поэм лежат циклы мифов. Это скорее мифологические поэмы, чем исторические. Со временем мифы все больше вытесняют факты.
Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии. Всю поэзию делили на собственно мелос (сольный (монодийный) и хоровой) и декламационную лирику
Лирика (Мелика):
1) Декламация:
1 Элегия (Каллин Эфесский, Тиртей, Мимнерм, Солон)
2 Ямб (Архилох, Гиппонакт, Семонид Аморгский)
2) Собственно мелика
1 Хоровая мелика
2 Сольная мелика (монодийная) (Алкей, Сапфо, Анакреонт)
Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Элегич. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика. Эпос не мог регламентировать новую жизнь, не мог выразить чувства. Поэтому появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Это всегда песенная поэзия.
Элегия:
Элегия различается как военная, гражданская, философская, дидактическая. И только на последнем месте стоит любовная элегия
Главный признак элегии – размер – элегический дистих. Небольшой объём.
дошло только 4 отрывка, где он призывает молодежь спасти Эфес от нашествия врагов → наставление (слава лучше позора, лучшая гибель – в бою и т.п.)
Жил в Спарте. Тема защиты родины. Главное – твердость воина. Идея героизма во имя родины. С этическими указаниями переплетаются практические советы. Поучение строится на конкретных примерах. Основатель: Эмбатерий – маршевая песня.
Создатель любовной элегии. Сборник к Наннó → говорил о любви к героиням древних сказаний.
Восхваляет прелести юности. Предвосхитил современную элегию
Солон 638-558 гг. до н.э
Политич деятель и поэт. Запрет долгового рабства. В поэзии затрагивает общественную тематику. Предсказал расцвет драмы. Всем свойственно стремление к богатству (родовое проклятье)
Ямбографы:
Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое дошедшее стихотворение – 6 апреля 648 года – Архилох
Архилох (сер VII до н.э. – по затмению)
Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство. Был воином-наёмником и поэтом, героизирован после смерти.
Особенности:
Семонид (Аморгский)
Особенности:
Гиппонакт (2/2 VI до н.э.)
Родился в г. Эффесе, за насмешки над правителями был выслан и стал странствующим певцом.
Сольная мелика:
20-е VII в г. Мителене, мальчиком
участвовал в междоусобной
- связь с эпосом – нередко обращается к темам троянских сказаний (идет борьба за Троаду). Осуждает Елену.
- из народной песни заимствует любовный мотив
- стих – разные стопы, повторяющиеся в ритмически сложном чередовании
Возглавляла один из девичьих союзов, главная функция союза – воспитание молодого поколения. → определяет поэзию. Тоже пережила изгнание.
- попытка изобразить
чувства через внутреннее
- Главный жанр – эпиталамия, свадебные гимн.– в обычной фольклорной манере. Песни для жениха и невесты, плачи
- часто – стихи о расставаниях, напутствия и утешения
Сапфическая строфа.
Анакреонт 2/2 VI
В историю литературы он входит как создатель легких песен о любви-флирте, игре. Ему принадлежат и философские стихи. Язык Анакреонта лишен украшений
Хоровая мелика:
сохранила наиболее тесную связь с культом и обрядом
Под кифару исполнялись гимны богов. В честь Диониса – дифирамб (Особенность – дифирамб исполнялся как диалог), Ареса и Аполлона – пэан. Просодии – маршевые песни. Гипорхемы – песни плясок. Парфении – песни девушек. Трены (френы) – похоронные песни. Энкомии – песни в честь отличившихся граждан. Эпиникии –песни победителям Олимпийских игр.
Симонид Кеосский 2/2 VI -1/2 V
- прославляет доблесть человека, требуя, чтобы память о нем была сохранена
- писал трены, первый стал прославлять воинов, падших в бою
- представление об
идеальном гражданине –
известен и как один из творцов эпиграммы. Эпиграммой (т. е. «надписью») первоначально называлась стихотворная надпись, которая делалась на надгробном памятнике или на предмете, принесенном в дар божеству. Эпиграммы эти обычно составлялись элегическим дистихом
Пиндар (1/2 V)
Мастер Оды. Пиндар любил зашифровывать содержания своих од. Стиль Пиндара выделяется своей торжественностью и пышностью, богатством изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще тесную связь с образной системой греческого фольклора
Вакхилид (500-450)
Кроме эпикиниев создаёт дифирамбы. Дифирамбы имеют характер баллад, в которых лирически разрабатываются отдельные эпизоды мифа. Видное место занимают афинские предания — результат роста политического значения Афин после греко-персидских войн. Восхваляет «доблесть», но понимает ее не как совокупность традиционных качеств аристократа, а как способность быть на высоте любой задачи.
Конец 8 – начало 7 века до н.э. – бурное развитие полиса. Частная жизнь горожанина – земледелие. В городе складываются другие экономические отношения, появляются классы и деньги, мировоззрение горожанина становится иным. Труд, который ценился в общине, в городе становится уделом рабов – чем-то унизительным. Часть людей принимает новую идеологию, а часть людей, включая Гесиода, старается удержать прошлое.
С точки зрения формы дидактический эпос похож на гомеровский. Но автор давлеет над всем, он поучает. Гомер аристократичен с точки зрения героической архаики – воспевает царей и героев, Гесиод патриархален, выражает патриархальную крестьянскую точку зрения.
8 – 7 век до нашей эры
– начинается поворот от
Гесиод сохранил патриархальные представления о жизни. Получил хорошее образование.
Гесиод подчеркивает, что свой талант он получил от муз. Произведения «Теогония» и «Труды и дни».
Личность Гесиода может быть узнана из произведений. Личность желчная, мизантроп, гордый человек, не признает чужого мнения, всегда считает себя правым, не терпит возражений – поэтому он одинок.
«Теогония» - это первая попытка осмысления всего сущего, осмысление происходящего и истории мира. У Гесиода впервые поставлена задача, которая мифологии не свойственна – задача объяснения окружающего мира, действия тех сил, с которыми сталкивается человек. В поэме о происхождении богов нет ничего о восхвалении богов. Боги и люди – две неравные противостоящие силы. Понятие «зависть богов» вводит Гесиод.
«Труды и дни» связана с жизнью Гесиода. Повод создания – брат Перс неправедно получил часть наследства и промотал его. Гесиод свою малую часть приумножил, Перс попросил поделиться, но Гесиод вместо этого написал ему поэму о труде. Четыре части. Первая – увещевание к брату вместе с пассажами о несправедливости. Вторая часть – ряд наставлений и сентенций морального характера, как нужно жить. Третья часть – о земледельческом труде, это руководство. Четвертая часть – о мореходстве. Одна из центральных тем – тема богатства и бедности - Гесиод впервые поднимает эту тему.
Гесиод замечает, что поведение человека зависит от количества его денег: «Стыд за убожеством следом идет, за богатством же – смелость».
Двигатель жизни по Гесиоду – борьба, он называет ее Эридой. Одна Эрида – раздор, у Гесиода она – соревнование.
Наблюдения Гесиода над жизнью пессимистичны. У Гомера жизнь красивая, яркая. У Гесиода - одни бедствия.
Гесиод советует трудиться, причем под его руководством.
Белинский: «Драма является высшей ступенью развития поэзии». Термин «драма» в переводе с греческого означает «действие». Жизненные события раскрываются не через рассказ автора, а через поступки и речь героев. Основными элементами в драме являются действие и диалог, через которые непосредственно раскрываются события, характеры, мысли и чувства.
Неотъемлемой частью драмы был хор. Он пел под музыку и танцевал. В драме на первый план (в отличие от эпоса) выдвигался герой, человек, а не событие. Драма строится на напряженном столкновении сил, на острых конфликтах. Герой античной трагедии вступает в конфликт с судьбой, с богами, с себе подобными, намечается конфликт с обществом – 5 век до н.э.
В VII – VI после антиаристократических переворотов у власти тираны. Они старались быть любимыми в народе → поощряли народные праздники (культ Диониса). Люди выходили на улицы и разыгрывали сценки из его жизни
Корни драмы лежат в культах (религиозных и мифологических) в честь бога Диониса: дифирамбы и элевсинские мистерии. В основе драмы – культ Диониса. Дионис теснит культ Аполлона – культ аристократов. Сами театральные представления рождаются из дифирамба. По преданию, первый дифирамб придумал Орион. Но до нас дошли только дифирамбы Вакхилида. Песни в честь Диониса – «козлиные песни» - tragos.
Писистрат в 20-е VI издал указ, чтобы в дни великих Дионисиев ставить представления на сцене → узаконил постановки.
Антропоморфизм богов давал большие возможности для театра. До нас дошло семь трагедий Эсхила, семь Софокла и семнадцать Еврипида.
Представления шли только три раза в год в празднества Диониса. На них пелись не только трагические песни, но и веселые. Толпа исполнявших такие песни называлась коммос. Был еще один жанр – сатировская драма.
Театральные представления шли по принципу агонов (по гр – соревнование) – Состязались 3 трагедийных поэта, каждый представлял тетралогию (3 трагедии и 1 сатировская драма) три комедийных поэта (по 1 комедии)
Те, кто подготавливал его материальную сторону, назывались хореги. Иногда они разорялись, так как театр был делом дорогим, но никогда не отказывались от этой почетной должности.
Круг представления начинался проагоном – приносили жертвы Дионису, первоначально даже человеческие. Затем выводились хоры. У каждого трагика должна была быть представлена тетралогия: трагическая трилогия и сатировская драма.
Актеры – только мужчины
Хор – повествователь, комментатор, занимал центральное место в повествовании. Актеров могло было быть только трое, а сначала вообще один – протагонист (первый отвечающий), который выделился из запевалы хора. Второй отвечающий – девтерагонист, его ввел Эсхил. Они могли конфликтовать. Софокл ввел третьего актера – тритагониста, это вершина греческой трагедии.
Главная задача театра – катарсис. Очищение от снедающих человека страстей. Побеждает всегда судьба, хотя герой и благороден.
Структура греческой трагедии
Трагедии начинались пародом – песнью хора, идущего по орхестре. Предводитель хора – корифей. В позднейшее время он сменился прологом (завязка) – это все до первой песни хора, обычно рассказ, экспозиция. Потом шел стасим – песнь стоячего хора. Затем эписодий – появлялся протагонист. Потом шло чередование стасимов и эписодиев. Эписодий заканчивался комосом – совместной песнью героя и хора. Вся трагедия заканчивается эксодом (уход хора) – песнью вообще всех.