Лекции по "Античной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:16, курс лекций

Краткое описание

Для римской элегии характерна чрезвычайная суженность; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций.
Любовь - центральное жизненное чувство, которое почти не оставляет места для других эмоций. Но любовь элегического поэта - трудная, скорбная; он находится в тяжелом «рабстве» у суровой «владычицы» и лишь с величайшими усилиями может возбудить ответное чувство, тем более, что дама ищет богатых поклонников, а влюбленный поэт не может предложить ей ничего, кроме верности до проба и вечной славы в его стихах
Все восприятие мира поэта протекает под углом зрения любовной тоски. Влюбленный поэт, «учитель любви», находится на тяжелой «военной службе» - у Амура.
Римский элегик посвящает свои стихи лишь одной возлюбленной, реальной или фиктивной.
Проперций и Тибулл пользуются для этого именами божеств (Немесида) или их эпитетами (Делия, Кинфия — эпитеты богини Артемиды), Овидий дает своей возлюбленной (вероятно, фиктивной) имя древней греческой поэтессы Коринны
Любовь вечна - по крайней мере до следующего сборника стихов, который можно уже посвятить новой возлюбленной. Характерна стилизация образа влюбленного поэта и подача любовных переживаний как средоточия жизни.

Содержание

1. Древнегреческий фольклор и мифология 2
2. Художественные особенности, композиция, структура «Илиады» 4
3. Художественные особенности, композиция, структура «Одиссеи» 6
4. Гомеровский эпос и другие эпические жанры в древнегреч. лит-ре 8
5. Гомеровский вопрос 10
6 Древнегреческая лирика (VII – VI вв. до нэ) 11
7. Мелическая поэзия 12
8. Дидактический эпос. Творчество Гесиода 13
9. Древнегреческий театр. Структура трагедии 14
10 Обзор творчества Эсхила (525-456) 15
11. Идейное содержание и худож особенности «Прометей Прикованный» Эсхила 16
12 Идейное содержание и худож особенности трагедии «Орестея» Эсхила 16
13 Обзор творчества Софокла (496 г. - 406 г.) 18
14 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Царь Эдип» 19
15 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Антигона» 20
16. Обзор творчества Еврипида (480-406) 21
17 Идейное содержание и худож особенности трагедии Еврипида «Медея» 22
18. Древнегреческая комедия. Общий обзор творчества Аристофана 23
19 Вопросы воспитания на примере комедии Аристофана «Облака» 24
20 Борьба Аристофана за мир – «Мир», «Лисистрата». 24
21 Эллинистический период. Творчество Менандра 24
22. Анализ комедии Менандра «Третейский суд» 26
23. Александрайская поэзия. Коллимах, Феокрит 27
24. Происхождение и характеристика древнегреческого романа. Анализ «Дафнис и Хлоя» 29
25. Древнегреческая историография. Геродот. Фукидид 30
26. Древнегреческая философия. Литературные взгляды Платона и Аристотеля 31
Рим 32
27. Римский фольклор и мифология (относительно греческой) 32
28 Римский театр, его отличие от греческого, организация представлений 33
29. Обзор творчества Плавта. (представитель комедии паллиата) 34
30. Комедия Плавта «Хвастливый воин». Художественные особенности и своеобразие 34
31 Теренций. Обзор творчества 36
32 Художественное своеобразие комедии Теренция «Свекровь» 36
33. Первые римские поэты. Ливий Андроник и Гней Невий 38
34 Римская поэзия I в до нэ. Лукреций и Катулл 39
35. Римская проза первой половины I в до нэ. Цицерон, Цезарь 40
36 Обзор творчества Вергилия 42
37. Героическая поэма Вергилия «Энеида». Художественное своеобразие и идейная направленность 43
38 Творчество Горация 44
39 Творчество Овидия 45
40 Художественное своеобразие и композиционная специфика поэмы Овидия «Метаморфозы» 46
41 Римский роман. Художественное своеобразие романа Аппулея «Метаморфозы или Золотой осёл» 47
42 Римская элегия и её представители: Тибулл, Проперций, Овидий 48
43 Римская сатира и её представители: Ювенал, Марциал, Петроний 50

Вложенные файлы: 1 файл

античная литература.doc

— 629.00 Кб (Скачать файл)

Несомненно:

  1. в «И» и «О» имеются наслоения различного времени в пестром смешении.
  2. несомненны элементы единства: построение сюжета, обрисовка действующих лиц.
  3. неувязки, противоречий в движении сюжета, не доведенных до конца мотивов и т. л.
  4. Песенная теория ошибочна, эпическое творчество поднимается на более высокую ступень по сравнению с песней, и она не может возникнуть из механического объединения песен. Создаваясь на основе песенного материала, поэма представляет собой творческую переработку этого материала в соответствии с более высоким культурным уровнем и более сложными эстетическими запросами.
  5. Конкретная история сложения гомеровского эпоса остается, таким образом, спорной.

    В основе поэм лежат циклы мифов. Это скорее мифологические поэмы, чем исторические. Со временем мифы все больше вытесняют факты.

 

6  Древнегреческая лирика (VII – VI вв. до нэ)

    Наличие мелодии кладется в основу классификации поэзии. Всю поэзию делили на собственно мелос (сольный (монодийный) и хоровой) и декламационную лирику

Лирика (Мелика):

1) Декламация:

           1 Элегия (Каллин Эфесский, Тиртей, Мимнерм, Солон)

           2 Ямб (Архилох, Гиппонакт, Семонид Аморгский)

2) Собственно мелика

           1 Хоровая мелика

           2 Сольная мелика (монодийная) (Алкей, Сапфо, Анакреонт)

    Лирика – сольные или хоровые песни, под аккомпанемент лиры. Элегич. и ямб. поэзию в античное время не относили к лирике, т.к. она под флейту, но с современной точки зрения это лирика.   Эпос не мог регламентировать новую жизнь, не мог выразить чувства. Поэтому появляется лирика, которая направлена на внутренний мир. Это всегда песенная поэзия.

Элегия:

Элегия различается как военная, гражданская, философская, дидактическая. И только на последнем месте стоит любовная элегия

Главный признак элегии – размер – элегический дистих. Небольшой объём.

  Каллин Эфесский (1/2 VII до н.э.)

дошло только 4 отрывка, где он призывает молодежь спасти Эфес от нашествия врагов → наставление (слава лучше позора, лучшая гибель – в бою и т.п.)

  Тиртей (2/2 VII до н.э.)

Жил в Спарте. Тема защиты родины. Главное – твердость воина. Идея героизма во имя родины. С этическими указаниями переплетаются практические советы. Поучение строится на конкретных примерах. Основатель: Эмбатерий – маршевая песня.

  Мимнерм (~600)

Создатель любовной элегии. Сборник к Наннó → говорил о любви к героиням древних сказаний.

Восхваляет прелести юности. Предвосхитил современную элегию

  Солон 638-558 гг. до н.э

Политич деятель и поэт. Запрет долгового рабства. В поэзии затрагивает общественную тематику. Предсказал расцвет драмы. Всем свойственно стремление к богатству (родовое проклятье)

       Ямбографы:

Ямбы писали и врагам. Первый автор и первое дошедшее стихотворение – 6 апреля 648 года – Архилох

Архилох (сер VII до н.э. – по затмению)

Родился на о. Парос, отец – аристократ, мать – рабыня → не мог претендовать на наследство. Был воином-наёмником и поэтом, героизирован после смерти.

Особенности:

  1. стихотворения дидактичны, выступает как наставник и руководитель
  2. новое понимание человека – человек изменяется, на него влияют события
  3. против войны
  4. гомеровская лексика приобретает ироническое звучание (щит «безупречный»)
  5. взлеты и падения в своей личной жизни делает типическими, показывает образцы поведения
  6. жизнь человека для него – череда удач и неудач, так преодолевается высказанная им же идея человеческой беспомощности
  7. сделал поэзию средством раскрытия личных чувств; сближение героя и слушателя

Семонид (Аморгский)

Особенности:

  1. четкая назидательность, учит, что несчастье – удел всех людей и в этом должно быть утешение
  2. его мир мелок и приземлен, человек ≈ овца, не знает, для чего живет
  3. взгляды на жизнь ≈ Гесиода (труженик)
  4. Поэма - порицание женщин

Гиппонакт (2/2 VI до н.э.)

Родился в г. Эффесе, за насмешки над правителями был выслан и стал странствующим певцом.

    • его герой – озлобленный попрошайка, издевающийся над врагами и богачами
    • есть пародии на «высокую» эпическую поэзию.
    • обилие бытовых подробностей; комизм достигался помещением эпических героев в несвойственную им обстановку
    • любимый размер – хромой ямб (последняя стопа 6-тистопного ямба заменяется хореем)

7. Мелическая поэзия

Сольная мелика:

   Алкей

20-е VII в г. Мителене, мальчиком  участвовал в междоусобной борьбе  аристократов с тираном Меланхром, воевал с афинянами за г. Троады. В изгнание из Мителена из-за  гражданских столкновений → странствовал→ дома амнистия →вернулся

- связь с эпосом –  нередко обращается к темам  троянских сказаний (идет борьба  за Троаду). Осуждает Елену.

- из народной песни  заимствует любовный мотив

- стих – разные стопы, повторяющиеся в ритмически сложном чередовании

   Сапфо VII

Возглавляла один из девичьих союзов, главная функция союза – воспитание молодого поколения. → определяет поэзию. Тоже пережила изгнание.

-  попытка изобразить  чувства через внутреннее состояние

- Главный жанр – эпиталамия, свадебные гимн.– в обычной фольклорной манере. Песни для жениха и невесты, плачи

- часто – стихи о  расставаниях, напутствия и утешения

Сапфическая строфа.

Анакреонт 2/2 VI

  1. темы песен – Диониса, Эрота, Афродиту, вино, любовь, веселье
  2. язык контрастен и ясен, строфы кратки
  3. элегии, ямбы, военные песни и гимны

В историю литературы он входит как создатель легких песен о любви-флирте, игре. Ему принадлежат и философские стихи. Язык Анакреонта лишен украшений

 

Хоровая мелика:

сохранила наиболее тесную связь с культом и обрядом

Под кифару исполнялись гимны богов. В честь Диониса – дифирамб (Особенность – дифирамб исполнялся как диалог), Ареса и Аполлона – пэан. Просодии – маршевые песни. Гипорхемы – песни плясок. Парфении – песни девушек. Трены (френы) – похоронные песни. Энкомии – песни в честь отличившихся граждан. Эпиникии –песни победителям Олимпийских игр.

  Симонид Кеосский 2/2 VI -1/2 V

- прославляет доблесть  человека, требуя, чтобы память о  нем была сохранена

- писал трены, первый стал  прославлять воинов, падших в  бою

-  представление об  идеальном гражданине – гармония  физ. и интел. Сил

известен и как один из творцов эпиграммы. Эпиграммой (т. е. «надписью») первоначально называлась стихотворная надпись, которая делалась на надгробном памятнике или на предмете, принесенном в дар божеству. Эпиграммы эти обычно составлялись элегическим дистихом

   Пиндар (1/2 V)

Мастер Оды. Пиндар любил зашифровывать содержания своих од. Стиль Пиндара выделяется своей торжественностью и пышностью, богатством изысканных образов и эпитетов, зачастую сохраняющих еще тесную связь с образной системой греческого фольклора

  1. первый стал писать эпиникии Симонид, но для П. доблесть представляла собой наследственную привилегию аристократов. Арете – доблесть
  2. структура эпикиниев – сложна. Сост из строф (триад), в каждой из которых за двумя ритмически одинаковыми строфами (строфа- атристрофа) следует третья – эпод (припев)
  3. каждая песня – отдельному конкретному подвигу
  4. считает, что чел – слабое ничтожное существо

Вакхилид (500-450)

Кроме эпикиниев создаёт дифирамбы. Дифирамбы имеют характер баллад, в которых лирически разрабатываются отдельные эпизоды мифа. Видное место занимают афинские предания — результат роста политического значения Афин после греко-персидских войн. Восхваляет «доблесть», но понимает ее не как совокупность традиционных качеств аристократа, а как способность быть на высоте любой задачи.

 

 

 

8. Дидактический эпос. Творчество  Гесиода

Конец 8 – начало 7 века до н.э. – бурное развитие полиса. Частная жизнь горожанина – земледелие. В городе складываются другие экономические отношения, появляются классы и деньги, мировоззрение горожанина становится иным. Труд, который ценился в общине, в городе становится уделом рабов – чем-то унизительным. Часть людей принимает новую идеологию, а часть людей, включая Гесиода, старается удержать прошлое.

С точки зрения формы дидактический эпос похож на гомеровский. Но автор давлеет над всем, он поучает. Гомер аристократичен с точки зрения героической архаики – воспевает царей и героев, Гесиод патриархален, выражает патриархальную крестьянскую точку зрения.

8 – 7 век до нашей эры  – начинается поворот от мифологического  восприятия мира к научному  истолкованию. Поэмы Гесиода –  как раз момент перехода.

Гесиод сохранил патриархальные представления о жизни. Получил хорошее образование.

Гесиод подчеркивает, что свой талант он получил от муз. Произведения «Теогония» и «Труды и дни».

Личность Гесиода может быть узнана из произведений. Личность желчная, мизантроп, гордый человек, не признает чужого мнения, всегда считает себя правым, не терпит возражений – поэтому он одинок.

«Теогония» - это первая попытка осмысления всего сущего, осмысление происходящего и истории мира. У Гесиода впервые поставлена задача, которая мифологии не свойственна – задача объяснения окружающего мира, действия тех сил, с которыми сталкивается человек. В поэме о происхождении богов нет ничего о восхвалении богов. Боги и люди – две неравные противостоящие силы. Понятие «зависть богов» вводит Гесиод.

«Труды и дни» связана с жизнью Гесиода. Повод создания – брат Перс неправедно получил часть наследства и промотал его. Гесиод свою малую часть приумножил, Перс попросил поделиться, но Гесиод вместо этого написал ему поэму о труде. Четыре части. Первая – увещевание к брату вместе с пассажами о несправедливости. Вторая часть – ряд наставлений и сентенций морального характера, как нужно жить. Третья часть – о земледельческом труде, это руководство. Четвертая часть – о мореходстве. Одна из центральных тем – тема богатства и бедности - Гесиод впервые поднимает эту тему.

Гесиод замечает, что поведение человека зависит от количества его денег: «Стыд за убожеством следом идет, за богатством же – смелость».

Двигатель жизни по Гесиоду – борьба, он называет ее Эридой. Одна Эрида – раздор, у Гесиода она – соревнование.

Наблюдения Гесиода над жизнью пессимистичны. У Гомера жизнь красивая, яркая. У Гесиода - одни бедствия.

Гесиод советует трудиться, причем под его руководством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Древнегреческий театр. Структура трагедии

Белинский: «Драма является высшей ступенью развития поэзии». Термин «драма» в переводе с греческого означает «действие». Жизненные события раскрываются не через рассказ автора, а через поступки и речь героев. Основными элементами в драме являются действие и диалог, через которые непосредственно раскрываются события, характеры, мысли и чувства.

Неотъемлемой частью драмы был хор. Он пел под музыку и танцевал. В драме на первый план (в отличие от эпоса) выдвигался герой, человек, а не событие. Драма строится на напряженном столкновении сил, на острых конфликтах. Герой античной трагедии вступает в конфликт с судьбой, с богами, с себе подобными, намечается конфликт с обществом – 5 век до н.э.

 

В  VII – VI после антиаристократических переворотов у власти тираны. Они старались быть любимыми в народе → поощряли народные праздники (культ Диониса). Люди выходили на улицы и разыгрывали сценки из его жизни

Корни драмы лежат в культах (религиозных и мифологических) в честь бога Диониса: дифирамбы и элевсинские мистерии. В основе драмы – культ Диониса. Дионис теснит культ Аполлона – культ аристократов. Сами театральные представления рождаются из дифирамба. По преданию, первый дифирамб придумал Орион. Но до нас дошли только дифирамбы Вакхилида. Песни в честь Диониса – «козлиные песни» - tragos.

Писистрат в 20-е VI издал указ, чтобы в дни великих Дионисиев ставить представления на сцене → узаконил постановки.

 

Антропоморфизм богов давал большие возможности для театра. До нас дошло семь трагедий Эсхила, семь Софокла и семнадцать Еврипида.

Представления шли только три раза в год в празднества Диониса. На них пелись не только трагические песни, но и веселые. Толпа исполнявших такие песни называлась коммос. Был еще один жанр – сатировская драма.

Театральные представления шли по принципу агонов (по гр – соревнование) – Состязались 3 трагедийных поэта, каждый представлял тетралогию (3 трагедии и 1 сатировская драма) три комедийных поэта (по 1 комедии)

Те, кто подготавливал его материальную сторону, назывались хореги. Иногда они разорялись, так как театр был делом дорогим, но никогда не отказывались от этой почетной должности.

Круг представления начинался проагоном – приносили жертвы Дионису, первоначально даже человеческие. Затем выводились хоры. У каждого трагика должна была быть представлена тетралогия: трагическая трилогия и сатировская драма.

Актеры – только мужчины

Хор – повествователь, комментатор, занимал центральное место в повествовании. Актеров могло было быть только трое, а сначала вообще один – протагонист (первый отвечающий), который выделился из запевалы хора. Второй отвечающий – девтерагонист, его ввел Эсхил. Они могли конфликтовать. Софокл ввел третьего актера – тритагониста, это вершина греческой трагедии.

Главная задача театра – катарсис. Очищение от снедающих человека страстей. Побеждает всегда судьба, хотя герой и благороден.

Структура греческой трагедии

Трагедии начинались пародом – песнью хора, идущего по орхестре. Предводитель хора – корифей. В позднейшее время он сменился прологом (завязка) – это все до первой песни хора, обычно рассказ, экспозиция. Потом шел стасим – песнь стоячего хора. Затем эписодий – появлялся протагонист. Потом шло чередование стасимов и эписодиев. Эписодий заканчивался комосом – совместной песнью героя и хора. Вся трагедия заканчивается эксодом (уход хора) – песнью вообще всех.

Информация о работе Лекции по "Античной литературе"