Лекции по "Античной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:16, курс лекций

Краткое описание

Для римской элегии характерна чрезвычайная суженность; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций.
Любовь - центральное жизненное чувство, которое почти не оставляет места для других эмоций. Но любовь элегического поэта - трудная, скорбная; он находится в тяжелом «рабстве» у суровой «владычицы» и лишь с величайшими усилиями может возбудить ответное чувство, тем более, что дама ищет богатых поклонников, а влюбленный поэт не может предложить ей ничего, кроме верности до проба и вечной славы в его стихах
Все восприятие мира поэта протекает под углом зрения любовной тоски. Влюбленный поэт, «учитель любви», находится на тяжелой «военной службе» - у Амура.
Римский элегик посвящает свои стихи лишь одной возлюбленной, реальной или фиктивной.
Проперций и Тибулл пользуются для этого именами божеств (Немесида) или их эпитетами (Делия, Кинфия — эпитеты богини Артемиды), Овидий дает своей возлюбленной (вероятно, фиктивной) имя древней греческой поэтессы Коринны
Любовь вечна - по крайней мере до следующего сборника стихов, который можно уже посвятить новой возлюбленной. Характерна стилизация образа влюбленного поэта и подача любовных переживаний как средоточия жизни.

Содержание

1. Древнегреческий фольклор и мифология 2
2. Художественные особенности, композиция, структура «Илиады» 4
3. Художественные особенности, композиция, структура «Одиссеи» 6
4. Гомеровский эпос и другие эпические жанры в древнегреч. лит-ре 8
5. Гомеровский вопрос 10
6 Древнегреческая лирика (VII – VI вв. до нэ) 11
7. Мелическая поэзия 12
8. Дидактический эпос. Творчество Гесиода 13
9. Древнегреческий театр. Структура трагедии 14
10 Обзор творчества Эсхила (525-456) 15
11. Идейное содержание и худож особенности «Прометей Прикованный» Эсхила 16
12 Идейное содержание и худож особенности трагедии «Орестея» Эсхила 16
13 Обзор творчества Софокла (496 г. - 406 г.) 18
14 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Царь Эдип» 19
15 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Антигона» 20
16. Обзор творчества Еврипида (480-406) 21
17 Идейное содержание и худож особенности трагедии Еврипида «Медея» 22
18. Древнегреческая комедия. Общий обзор творчества Аристофана 23
19 Вопросы воспитания на примере комедии Аристофана «Облака» 24
20 Борьба Аристофана за мир – «Мир», «Лисистрата». 24
21 Эллинистический период. Творчество Менандра 24
22. Анализ комедии Менандра «Третейский суд» 26
23. Александрайская поэзия. Коллимах, Феокрит 27
24. Происхождение и характеристика древнегреческого романа. Анализ «Дафнис и Хлоя» 29
25. Древнегреческая историография. Геродот. Фукидид 30
26. Древнегреческая философия. Литературные взгляды Платона и Аристотеля 31
Рим 32
27. Римский фольклор и мифология (относительно греческой) 32
28 Римский театр, его отличие от греческого, организация представлений 33
29. Обзор творчества Плавта. (представитель комедии паллиата) 34
30. Комедия Плавта «Хвастливый воин». Художественные особенности и своеобразие 34
31 Теренций. Обзор творчества 36
32 Художественное своеобразие комедии Теренция «Свекровь» 36
33. Первые римские поэты. Ливий Андроник и Гней Невий 38
34 Римская поэзия I в до нэ. Лукреций и Катулл 39
35. Римская проза первой половины I в до нэ. Цицерон, Цезарь 40
36 Обзор творчества Вергилия 42
37. Героическая поэма Вергилия «Энеида». Художественное своеобразие и идейная направленность 43
38 Творчество Горация 44
39 Творчество Овидия 45
40 Художественное своеобразие и композиционная специфика поэмы Овидия «Метаморфозы» 46
41 Римский роман. Художественное своеобразие романа Аппулея «Метаморфозы или Золотой осёл» 47
42 Римская элегия и её представители: Тибулл, Проперций, Овидий 48
43 Римская сатира и её представители: Ювенал, Марциал, Петроний 50

Вложенные файлы: 1 файл

античная литература.doc

— 629.00 Кб (Скачать файл)

Основоположник исторической критики (проверка фактов), доказательства.

Цель Фуксидида – достоверность фактов, а не словесное состязание (поэзия).

   Власть = военная мощь + политическая сила.

Вместо вставных новелл – вставные речи – средство анализа ситуации. Записывал не буквально, а так, как считал, они д.б. звучать. Речь Перикла (вождь афинской демократии) на могиле падших воинов  – говорит о демократии, идеальный правитель.

Особенности:

В отличие от Геродота – очень трудный язык. Единый стиль и замысел.

 

 

 

26.   Древнегреческая  философия. Литературные взгляды Платона и Аристотеля

Философия сначала объединяла все науки. Зародилась в Ионии. Формы- разнообразны.

     У истоков философской мысли и объективного идеализма (который утверждает, что мир познаваем) – Сократ (468-399). До нас не дошло на одной строчки, написанной его рукой. Все записано учениками Платоном и Ксенофонтом. Сократ абсолютизирует человеческий разум. Две аксиомы: есть абсолютные ценности (ум, красота, храбрость) – без них нет человека. Это учение об абсолютных истинах дает толчок учению Платона об абсолютных идеях. Пытался учить путем диалога – сократической беседы. Приведение собеседника при помощи вопросов к единственно правильному выводу. (был психологом)).

    Заслуга первых философов – предложили научное объяснение происхождения мира – натурфилософы. Материя – первооснова всего.

П л а т о н

Настоящее имя – Аристокл. Гибель учителя привело его к болезни. После смерти Сократа бежит из Афин. Изучает философию, мистику.

Идея Платона – в душе каждого есть истинные знания, он их правильными вопросами «высвобождал».

Платона считают основателем философского идеализма. Материю считает тленной и переходящей. Платон приходит к выводу, что где-то есть прообраз всего – идеи. Платон не мог решить, как взаимодействует мир идей и вещей. Он сказал, что идеи и вещи общаются. Много рассуждал о том, как сделать человека счастливым

Значение Платона:

  1. В литературе – создал новый жанр – диалога (дошло 42 диалога).

В диалогах один выступающий – всегда Платон. Беседы на природе, в доме, на пиру, в конце жизни – в тюрьме. Может быть, не все диалоги подлинны. Назывались либо по имени собеседника («Гибий», «Федон», «Лисий»), либо по теме («Государство», «Законы»). Датировки не точны. «Законы» последние, писал в тюрьме, незакончены.

  1. В философии – много новых философских идей:

-бессмертие души;     -идея загробного воздаяния;  -утопическое учение об идеальном государстве

    Считает, что искусство  нарушает душевное самообладание. Оно 1. возбуждает страсти → развращает 2. люди воспроизводят дурные поступки, показанные в произведении.

 Считает, что нужны  только религиозные гимны и  музыка. Сам писал произведения  разных жанров.

Аристотель (384 – 322)

Из Македонии (северная Греция), сын придворного врача.

367 – приехал в Афины  и стал учеником Платона

342 – обратно в Македонию, был воспитателем Александра (сын Филиппа II). Переписка Аристотеля и Македонского выдумана.

335 – опять в Афины. Открыл школу в роще Апполона-Ликейского, учителя – перипатетики («гуляющие  вокруг»).

323 – вынужден переехать  на о. Евбею, т.к. его обвиняли в промакедонской ориентации.

Аристотель читал лекции два раза в день – утром и вечером. Много лекций посвящено критике идей Платона (Платон мне друг, но истина дороже»)

Аристотель – первый энциклопедист. Четыре группы: 1) сочинения по теории научного доказательства или органон; 2) естественно-научная группа произведений; 3) сочинения по этике, включают в себя политику; 4) курс по теории литературы и ораторскому искусству. «Ритоика» в трех книгах и «Поэтика» в двух.

    Особое значение  имеет «Поэтика». Сам Аристотель назвал ее техне – руководство. Написано скупо, как свод правил. Главный вопрос: соотнесенность искусства и действительности. Искусство подражает действительности – мимесис.

    Объектом искусства  является человек. Аристотель первым заговорил о гуманистических функциях искусства. Высшей формой искусства считал трагедию, которая ведет к катарсису. У Аристотеля много толкований катарсиса, но все можно свести к двум: медицинское – очищение от эффекта жалости и страха, как естественная функция. Этическое толкование – трагедия способствует нравственному очищению души.      

     Первый выделил 6 элементов трагедии: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст, музыкальная обстановка. Для Аристотеля  фабула и сюжет – одно и  то же. Фабула должна быть законченной и органически целостной. Характеры должны быть правдоподобными, благородными и последовательными. Не должны быть идеальными или порочными – просто хорошие люди, совершившие ошибку.

Значение Аристотеля:

  1. разделил литературу на виды
  2. описал структуру эпоса, трагедии, комедии
  3. описал комических и трагических героев;        описал природу комического

Рим

Периодизация римской литературы:

I. Древнейший период —  до появления в Риме литературы  по греческому образу (до 240 г. до  н. э.).

II. Архаический период  — до начала литературной деятельности  Цицерона (240 — 81 г. до н. э.).

III. Золотой век римской  литературы:

а) время Цицерона — расцвет римской прозы (81 — 43 г. до н. э.),

б) время Августа — расцвет римской поэзии (43 г. до н. э. — 14 г. н. э.).

IV. Серебряный век римской  литературы — до смерти императора  Траяна (14 — 117 г. н. э.).

      V. Поздний  императорский период (117 — 476 г. н. э.)

 

долит-й период 8-3 вв до н.э.

фольклор

эпоха республики

ранняя III-II в. (рост рабовладельческой республики, экспансия на юг);

Плавт

Теренций

поздняя (период гражданских войн с конца II в. до 30-х гг. до н. э.).

Катулл;     Цицерон

Цезарь;     Салюстий

принципат Августа 30-е до н.э. -14 г. н. э. «золотой век»

Вергилий;   Гораций

Овидий;   римские историки

эпоха империи

I-II вв н. э. («серебряный век»);

Сенека;      Петроний

Марциал;   Ювенал

историки

позднейшая литература (II-476г.).

Апулей


 

 

27.  Римский фольклор  и мифология (относительно греческой)

    Эллинистический период достиг своего пика, начинает развиваться литература на латинском языке. По сути – такие же стадии развития, но она более поздняя, поэтому заимствованы очень многие черты и открытия греческой культуры.

   Жизнь римской общины отлична от греческой. Греки составляли плотную этническую группу эллинов, а римляне был окружены другими племенами. Поэтому- постоянная борьба за выживание.

   У греков было  больше возможностей развивать  культуру. Римляне не создали  разветвленной мифологии – примитивные  мифы. Верили в добрые и злые силы – нумина.

Религия превращается в техническое подспорье к жизни общества.

   Жизнь общины и  семьи давлеет над религией. Явное  предпочтение государственного  перед религией.

    Только когда  римляне начали завоевание Греции, они начали приспосабливать свою религиозную систему под греческую. Были некоторые боги, которые не имели аналогов у римлян. Были собственно римские боги – Янус, бог начала и конца. Отсюда – январь. Особое место занимал Марс (Арес) – более почетен, чем в Греции. Особый бог Квирин – покровитель римской общины и собраний.

Собственные мифы. Прежде всего римский миф, чтобы обосновать право римлян на завоевание других народов. Он очень разветвленный – давал возможности соединить греческую и римскую религии, обосновать превосходство. Он повествует о Ромуле и Реме.

    Они должны  были погибнуть. Но их пожалели, положили в корзину. Пустили по  реке. Волчица выкормила их молоком, затем их подобрал пастух. Они  вырастают, начинают создание римского  государства.

     Герои греческой  мифологии жили в отдаленные мифические времена. Римляне обожествляли своих предков. Добрые и злые силы как бы присутствовали постоянно. Божки – лары и манны – помогали в обыденной жизни. Героями становились предки, жившие за поколение или за два. Религия древних римлян теряет космогонический, мистический ореол.

   Трагедию не заимствовали, а историю, лирику, комедии взяли. В Греции литература развивалась  поступательно, последовательно. В  Риме все жанры появились одновременно. Положительное: эти жанры взаимно  дополняли друг друга. С другой стороны, римляне могли отбросить то, что мешало им, например, хор, связанный с культом Диониса.

    В Греции почти  не было сатиры, нотки у киников. В Риме сатирические жанры  начинают развиваться одними  из первых.

    В Риме рано начинает развиваться проза. В Риме появляется раньше всего и в разных вариантах.

    В Риме появляются  эпистолярные жанры. У греков  писем нет. Личность более осознавала  себя – развиваются мемуары, чего  вообще не было у греков. Записки  Юлия Цезаря.

    Главный прием римской литературы – прием контаминации, соединение в одном произведении сюжетов и образов из разных произведений. Римляне не стеснялись использовать другие произведения, всегда указывали, что заимствовали

 

 

 

 

28    Римский театр, его отличие от греческого, организация представлений

    В Риме, как и в Греции, драматические представления были связаны с культом. Они являлись одним из видов «игр», устраивавшихся во время различных празднеств. Наряду со сценическими играми, давались цирковые и гладиаторские. Регулярный характер имели ежегодные «государственные игры», число которых значительно возросло в конце III в. Почти все они включали в свой состав драматические представления.

После представления трагедий обычно давалась короткая «заключительная пьеса» - ателлана, или мим; архаическая традиция требовала, чтобы праздничный день получал веселое завершение.

    На «римских» играх», «плебейских», «Аполлоновых», «Мегалезийских» (в честь Великой матери богов, в апреле) ставились трагедии и комедии; на играх Флоры давались мимические представления, допускавшиеся, впрочем, и на других играх.

    Спектакли шли с раннего утра до вечера. К регулярным играм присоединялись, однако, и внеочередные, государственные или частные. Устраивались по любому поводу. Посещение игр было бесплатным и общедоступным (в Греции сначала тоже, потом за плату, но бедным давали деньги на просмотр. В Греции только 3 раза в год устраивались)

    Гос игры находились в ведении магистратов. Римские сценические игры, по крайней мере во времена Плавта и Теренция, не имели характера поэтических состязаний, но отличивщаяся труппа получала от магистрата некоторую премию.

    Лишь в 55 г. до  н. э. Рим получил свой первый  каменный театр, выстроенный известным  полководцем Гнеем Помпеем. Римские театры строились по образцу греческих, но с некоторыми отклонениями. Места для зрителей возвышались рядами над орхестрой, составлявшей правильный полукруг; однако и орхестра являлась частью зрительного зала: она была отделена для сенаторов. То есть зрители разделялись по сословиям.

    Как и в греческом  театре эллинистического времени, актеры играли на высокой эстраде, но римская эстрада была ниже и шире греческой и соединялась боковыми лестницами с орхестрой. Во второй половине II в. в римском театре был введен по эллинистическому образцу занавес.

    Театр по-прежнему  оставался без крыши, но в I в. стали  расстилать для защиты от солнца  пурпурное полотно.

     В римском  театре установились свои традиции. Так, исполнение арий («кантиков») делилось между актером, ограничивавшимся пантомимой, и специальным «певцом», которому принадлежала вся вокальная часть под аккомпанемент флейт. Римские актеры первое время ограничивались гримом и только в конце II в. стали прибегать к маске греческого типа.

   Женские роли трагедий и комедий исполнялись, как и у греков, мужчинами; актрисы выступали только в мимах.

Для римского гражданина актерское ремесло считалось «бесчестием»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

29. Обзор творчества Плавта. (представитель комедии паллиата)

    Ранняя римская комедия была «комедией плаща» (comoedia palliata; pallium — греческий плащ), и актеры были одеты в греческий костюм; комедия с римскими персонажами, «комедия тоги» появлялась уже значительно позже.

Источниками римской паллиаты служили пьесы «средней» и «новой» аттической комедии; «древняя» комедия, с ее политической злободневностью V в., не представляла, конечно, интереса для римской сцены.

 

Тит Макк Плавт (250-184)  родился на с Италии, занимался торговлей, разорился, нанялся на мельницу и там писал

  • Плавт (прозвище)– плоскостопный (жанр низовой комедии), Макк – «маска дурака» (прозвище?) → близок к народу
  • писал комедии – паллиаты - комедии с греческим сюжетом
  • герои, сюжеты те же (подброшенные дети, юноша, влюбленный в гетеру, рабы, сводники)
  • сюжетно близок к новой комедии, но смешнее Менандра, серьезная сторона↓, смешная↑
  • действие комедий происходит в греческих городах. Герои – греки.
  • остроумие не  в словах, а в ситуациях, хотя остроты есть
  • Использует приёмы контаминации, не стараясь это скрыть. Контаминация может выразиться и в объединении различных интриг, слиянии двух пьес воедино, и в перенесении какой-либо сцены из одной пьесы в другую.
  • все пьесы разные по построению и по форме, разная степень переделки
  • безразмерные размеры – разная метрика, важная роль – музыкальное сопровождение
  • все греческое, но вводятся римские реалии (форум, а не агора)
  • комедии рассчитаны на плебс → мало философских и психологических проблем
  • главный двигатель интриги – раб (ех: помощник влюбленного, но безвольного хозяина).
  • интрига обусловлена не характерами лиц, а неожиданностью положений

Информация о работе Лекции по "Античной литературе"