Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 13:16, курс лекций
Для римской элегии характерна чрезвычайная суженность; она исчерпывается небольшим кругом мотивов и ситуаций.
Любовь - центральное жизненное чувство, которое почти не оставляет места для других эмоций. Но любовь элегического поэта - трудная, скорбная; он находится в тяжелом «рабстве» у суровой «владычицы» и лишь с величайшими усилиями может возбудить ответное чувство, тем более, что дама ищет богатых поклонников, а влюбленный поэт не может предложить ей ничего, кроме верности до проба и вечной славы в его стихах
Все восприятие мира поэта протекает под углом зрения любовной тоски. Влюбленный поэт, «учитель любви», находится на тяжелой «военной службе» - у Амура.
Римский элегик посвящает свои стихи лишь одной возлюбленной, реальной или фиктивной.
Проперций и Тибулл пользуются для этого именами божеств (Немесида) или их эпитетами (Делия, Кинфия — эпитеты богини Артемиды), Овидий дает своей возлюбленной (вероятно, фиктивной) имя древней греческой поэтессы Коринны
Любовь вечна - по крайней мере до следующего сборника стихов, который можно уже посвятить новой возлюбленной. Характерна стилизация образа влюбленного поэта и подача любовных переживаний как средоточия жизни.
1. Древнегреческий фольклор и мифология 2
2. Художественные особенности, композиция, структура «Илиады» 4
3. Художественные особенности, композиция, структура «Одиссеи» 6
4. Гомеровский эпос и другие эпические жанры в древнегреч. лит-ре 8
5. Гомеровский вопрос 10
6 Древнегреческая лирика (VII – VI вв. до нэ) 11
7. Мелическая поэзия 12
8. Дидактический эпос. Творчество Гесиода 13
9. Древнегреческий театр. Структура трагедии 14
10 Обзор творчества Эсхила (525-456) 15
11. Идейное содержание и худож особенности «Прометей Прикованный» Эсхила 16
12 Идейное содержание и худож особенности трагедии «Орестея» Эсхила 16
13 Обзор творчества Софокла (496 г. - 406 г.) 18
14 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Царь Эдип» 19
15 Идейное содержание и худож особенности трагедии Софокла «Антигона» 20
16. Обзор творчества Еврипида (480-406) 21
17 Идейное содержание и худож особенности трагедии Еврипида «Медея» 22
18. Древнегреческая комедия. Общий обзор творчества Аристофана 23
19 Вопросы воспитания на примере комедии Аристофана «Облака» 24
20 Борьба Аристофана за мир – «Мир», «Лисистрата». 24
21 Эллинистический период. Творчество Менандра 24
22. Анализ комедии Менандра «Третейский суд» 26
23. Александрайская поэзия. Коллимах, Феокрит 27
24. Происхождение и характеристика древнегреческого романа. Анализ «Дафнис и Хлоя» 29
25. Древнегреческая историография. Геродот. Фукидид 30
26. Древнегреческая философия. Литературные взгляды Платона и Аристотеля 31
Рим 32
27. Римский фольклор и мифология (относительно греческой) 32
28 Римский театр, его отличие от греческого, организация представлений 33
29. Обзор творчества Плавта. (представитель комедии паллиата) 34
30. Комедия Плавта «Хвастливый воин». Художественные особенности и своеобразие 34
31 Теренций. Обзор творчества 36
32 Художественное своеобразие комедии Теренция «Свекровь» 36
33. Первые римские поэты. Ливий Андроник и Гней Невий 38
34 Римская поэзия I в до нэ. Лукреций и Катулл 39
35. Римская проза первой половины I в до нэ. Цицерон, Цезарь 40
36 Обзор творчества Вергилия 42
37. Героическая поэма Вергилия «Энеида». Художественное своеобразие и идейная направленность 43
38 Творчество Горация 44
39 Творчество Овидия 45
40 Художественное своеобразие и композиционная специфика поэмы Овидия «Метаморфозы» 46
41 Римский роман. Художественное своеобразие романа Аппулея «Метаморфозы или Золотой осёл» 47
42 Римская элегия и её представители: Тибулл, Проперций, Овидий 48
43 Римская сатира и её представители: Ювенал, Марциал, Петроний 50
Основоположник исторической критики (проверка фактов), доказательства.
Цель Фуксидида – достоверность фактов, а не словесное состязание (поэзия).
Власть = военная мощь + политическая сила.
Вместо вставных новелл – вставные речи – средство анализа ситуации. Записывал не буквально, а так, как считал, они д.б. звучать. Речь Перикла (вождь афинской демократии) на могиле падших воинов – говорит о демократии, идеальный правитель.
Особенности:
В отличие от Геродота – очень трудный язык. Единый стиль и замысел.
Философия сначала объединяла все науки. Зародилась в Ионии. Формы- разнообразны.
У истоков философской мысли и объективного идеализма (который утверждает, что мир познаваем) – Сократ (468-399). До нас не дошло на одной строчки, написанной его рукой. Все записано учениками Платоном и Ксенофонтом. Сократ абсолютизирует человеческий разум. Две аксиомы: есть абсолютные ценности (ум, красота, храбрость) – без них нет человека. Это учение об абсолютных истинах дает толчок учению Платона об абсолютных идеях. Пытался учить путем диалога – сократической беседы. Приведение собеседника при помощи вопросов к единственно правильному выводу. (был психологом)).
Заслуга первых философов – предложили научное объяснение происхождения мира – натурфилософы. Материя – первооснова всего.
П л а т о н
Настоящее имя – Аристокл. Гибель учителя привело его к болезни. После смерти Сократа бежит из Афин. Изучает философию, мистику.
Идея Платона – в душе каждого есть истинные знания, он их правильными вопросами «высвобождал».
Платона считают основателем философского идеализма. Материю считает тленной и переходящей. Платон приходит к выводу, что где-то есть прообраз всего – идеи. Платон не мог решить, как взаимодействует мир идей и вещей. Он сказал, что идеи и вещи общаются. Много рассуждал о том, как сделать человека счастливым
Значение Платона:
В диалогах один выступающий – всегда Платон. Беседы на природе, в доме, на пиру, в конце жизни – в тюрьме. Может быть, не все диалоги подлинны. Назывались либо по имени собеседника («Гибий», «Федон», «Лисий»), либо по теме («Государство», «Законы»). Датировки не точны. «Законы» последние, писал в тюрьме, незакончены.
-бессмертие души; -идея загробного воздаяния; -утопическое учение об идеальном государстве
Считает, что искусство
нарушает душевное
Считает, что нужны только религиозные гимны и музыка. Сам писал произведения разных жанров.
Аристотель (384 – 322)
Из Македонии (северная Греция), сын придворного врача.
367 – приехал в Афины и стал учеником Платона
342 – обратно в Македонию, был воспитателем Александра (сын Филиппа II). Переписка Аристотеля и Македонского выдумана.
335 – опять в Афины.
Открыл школу в роще Апполона-
323 – вынужден переехать на о. Евбею, т.к. его обвиняли в промакедонской ориентации.
Аристотель читал лекции два раза в день – утром и вечером. Много лекций посвящено критике идей Платона (Платон мне друг, но истина дороже»)
Аристотель – первый энциклопедист. Четыре группы: 1) сочинения по теории научного доказательства или органон; 2) естественно-научная группа произведений; 3) сочинения по этике, включают в себя политику; 4) курс по теории литературы и ораторскому искусству. «Ритоика» в трех книгах и «Поэтика» в двух.
Особое значение имеет «Поэтика». Сам Аристотель назвал ее техне – руководство. Написано скупо, как свод правил. Главный вопрос: соотнесенность искусства и действительности. Искусство подражает действительности – мимесис.
Объектом искусства является человек. Аристотель первым заговорил о гуманистических функциях искусства. Высшей формой искусства считал трагедию, которая ведет к катарсису. У Аристотеля много толкований катарсиса, но все можно свести к двум: медицинское – очищение от эффекта жалости и страха, как естественная функция. Этическое толкование – трагедия способствует нравственному очищению души.
Первый выделил 6 элементов трагедии: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст, музыкальная обстановка. Для Аристотеля фабула и сюжет – одно и то же. Фабула должна быть законченной и органически целостной. Характеры должны быть правдоподобными, благородными и последовательными. Не должны быть идеальными или порочными – просто хорошие люди, совершившие ошибку.
Значение Аристотеля:
Периодизация римской литературы:
I. Древнейший период —
до появления в Риме
II. Архаический период
— до начала литературной
III. Золотой век римской литературы:
а) время Цицерона — расцвет римской прозы (81 — 43 г. до н. э.),
б) время Августа — расцвет римской поэзии (43 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
IV. Серебряный век римской
литературы — до смерти
V. Поздний императорский период (117 — 476 г. н. э.)
долит-й период 8-3 вв до н.э. |
фольклор | |
эпоха республики |
ранняя III-II в. (рост рабовладельческой республики, экспансия на юг); |
Плавт Теренций |
поздняя (период гражданских войн с конца II в. до 30-х гг. до н. э.). |
Катулл; Цицерон Цезарь; Салюстий | |
принципат Августа 30-е до н.э. -14 г. н. э. «золотой век» |
Вергилий; Гораций Овидий; римские историки | |
эпоха империи |
I-II вв н. э. («серебряный век»); |
Сенека; Петроний Марциал; Ювенал историки |
позднейшая литература (II-476г.). |
Апулей |
Эллинистический период достиг своего пика, начинает развиваться литература на латинском языке. По сути – такие же стадии развития, но она более поздняя, поэтому заимствованы очень многие черты и открытия греческой культуры.
Жизнь римской общины отлична от греческой. Греки составляли плотную этническую группу эллинов, а римляне был окружены другими племенами. Поэтому- постоянная борьба за выживание.
У греков было
больше возможностей развивать
культуру. Римляне не создали
разветвленной мифологии –
Религия превращается в техническое подспорье к жизни общества.
Жизнь общины и семьи давлеет над религией. Явное предпочтение государственного перед религией.
Только когда
римляне начали завоевание
Собственные мифы. Прежде всего римский миф, чтобы обосновать право римлян на завоевание других народов. Он очень разветвленный – давал возможности соединить греческую и римскую религии, обосновать превосходство. Он повествует о Ромуле и Реме.
Они должны были погибнуть. Но их пожалели, положили в корзину. Пустили по реке. Волчица выкормила их молоком, затем их подобрал пастух. Они вырастают, начинают создание римского государства.
Герои греческой мифологии жили в отдаленные мифические времена. Римляне обожествляли своих предков. Добрые и злые силы как бы присутствовали постоянно. Божки – лары и манны – помогали в обыденной жизни. Героями становились предки, жившие за поколение или за два. Религия древних римлян теряет космогонический, мистический ореол.
Трагедию не заимствовали,
а историю, лирику, комедии взяли.
В Греции литература
В Греции почти не было сатиры, нотки у киников. В Риме сатирические жанры начинают развиваться одними из первых.
В Риме рано начинает развиваться проза. В Риме появляется раньше всего и в разных вариантах.
В Риме появляются эпистолярные жанры. У греков писем нет. Личность более осознавала себя – развиваются мемуары, чего вообще не было у греков. Записки Юлия Цезаря.
Главный прием римской литературы – прием контаминации, соединение в одном произведении сюжетов и образов из разных произведений. Римляне не стеснялись использовать другие произведения, всегда указывали, что заимствовали
В Риме, как и в Греции, драматические представления были связаны с культом. Они являлись одним из видов «игр», устраивавшихся во время различных празднеств. Наряду со сценическими играми, давались цирковые и гладиаторские. Регулярный характер имели ежегодные «государственные игры», число которых значительно возросло в конце III в. Почти все они включали в свой состав драматические представления.
После представления трагедий обычно давалась короткая «заключительная пьеса» - ателлана, или мим; архаическая традиция требовала, чтобы праздничный день получал веселое завершение.
На «римских» играх», «плебейских», «Аполлоновых», «Мегалезийских» (в честь Великой матери богов, в апреле) ставились трагедии и комедии; на играх Флоры давались мимические представления, допускавшиеся, впрочем, и на других играх.
Спектакли шли с раннего утра до вечера. К регулярным играм присоединялись, однако, и внеочередные, государственные или частные. Устраивались по любому поводу. Посещение игр было бесплатным и общедоступным (в Греции сначала тоже, потом за плату, но бедным давали деньги на просмотр. В Греции только 3 раза в год устраивались)
Гос игры находились в ведении магистратов. Римские сценические игры, по крайней мере во времена Плавта и Теренция, не имели характера поэтических состязаний, но отличивщаяся труппа получала от магистрата некоторую премию.
Лишь в 55 г. до н. э. Рим получил свой первый каменный театр, выстроенный известным полководцем Гнеем Помпеем. Римские театры строились по образцу греческих, но с некоторыми отклонениями. Места для зрителей возвышались рядами над орхестрой, составлявшей правильный полукруг; однако и орхестра являлась частью зрительного зала: она была отделена для сенаторов. То есть зрители разделялись по сословиям.
Как и в греческом
театре эллинистического
Театр по-прежнему
оставался без крыши, но в I в. стали
расстилать для защиты от
В римском
театре установились свои
Женские роли трагедий и комедий исполнялись, как и у греков, мужчинами; актрисы выступали только в мимах.
Для римского гражданина актерское ремесло считалось «бесчестием»
Ранняя римская комедия была «комедией плаща» (comoedia palliata; pallium — греческий плащ), и актеры были одеты в греческий костюм; комедия с римскими персонажами, «комедия тоги» появлялась уже значительно позже.
Источниками римской паллиаты служили пьесы «средней» и «новой» аттической комедии; «древняя» комедия, с ее политической злободневностью V в., не представляла, конечно, интереса для римской сцены.
Тит Макк Плавт (250-184) родился на с Италии, занимался торговлей, разорился, нанялся на мельницу и там писал