Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций
Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.
В поздней лирике лермонтова
природа часто является умиротворенной
и умиротворяющей. Она воплощает
собою совершенство, гармонию, особенно
часто эти чувства вызывают небо
и звезды. Часто гармония природы
противопоставляется
В лирике лермонтова звучит постоянное обращение к природе, помогающее раскрыть единство духовного мира лирического героя и мира природы. Лирический герой поэта в своем одиночестве тянется к природе, умеет видеть ее красоту. Природа словно подчеркивает одиночество лирического героя.
Сергей есенин – это
один из самых знаменитых певцов русской
природы. Многие ранние стихотворения
навеяны религиозными представлениями
и поверьями. В этих стихотворениях
природа приобретает
Описание природы у пушкина не самоцель, а эмоциональный ключ, создающий определенный настрой, позволяющий лучше понять переживания человека, который остается главным действующим лицом пушкинской лирики.
Есенин унаследовал пушкинскую поэтическую культуру в реалистическом описании родной природы. Однако его пейзажная лирика по сути своей отличается от пушкинской. В ней намного сильнее влияние русского фольклора и языческой мифологии.
Вопрос 26
Анализ произведения а.м.горького "воробьишко", «про иванушку – дурочка», «самовар». Умение а.м.горького забавно говорить детям о серьезном
Анализ произведения воробьишко
Воробьишко пудик летать еще не умел, но уже с любопытством выглядывал из гнезда: «хотелось поскорее узнать, что такое божий мир и годится ли он для него». Пудик очень любознателен, все-то ему хочется понять: отчего деревья качаются (пусть перестанут - тогда и ветра не будет); почему это люди бескрылые - им что, кошка крылья оборвала?.. Из-за непомерного любопытства пудик и попадает в беду - вываливается из гнезда; а уж кошка «рыжая, зеленые глаза» тут как тут. Происходит сражение между мамой-воробьихой и рыжей разбойницей. Пудик от страха даже первый раз в жизни взлетел... Все кончилось благополучно, «если забыть о том, что мама осталась без хвоста».
В образе пудика ясно проглядывает характер ребенка - непосредственного, непослушного, шаловливого. Мягкий юмор, неброские краски создают теплый и добрый мир этой сказки. Язык ясный, простой, понятный малышу. Речь персонажей-птичек основана на звукоподражании.
Горький вовсе не бранит пудика, а симпатизирует ему. Благодаря своей дерзости птенец научился летать. И на осуждающее мамино «что, что?» (видишь, мол, что бывает, если не слушаться?) Птенец отвечает убедительно и мудро: «всему сразу не научишься!»
В сказке «воробьишко» есть еще один момент воспитания. Это воспитание доброты к миру, всему его разнообразию. Пудик думает, что он, его папа и мама самые совершенные существа на этой земле. Действительно: они живут высоко, под крышей и смотрят на мир свысока.
Внизу ходят взад и вперед люди, которые гораздо больше пудика размерами и, конечно сильнее его физически. Но людей «едят мошки», маленькие существа, которые гораздо меньше самого пудика, доставляют неприятности большому человеку. Что может быть хуже, когда тебя буквально едят? А маленький пудик сам ест этих самых мошек. Так что же получается: пудик сильнее мошек, а значит он и сильнее человека?
Пудик не верил маме, что у человека нет крыльев; он ещё не знал, что если маме не верить, это плохо кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во всё горло распевал стихи собственного сочинения про бескрылого человека.
Пудик буквально вырос в своих глазах, загордился и пропищал: «а я маленький совсем, зато сам мошек ем». Но тут он вываливается из гнезда и оказывается перед пастью большой рыжей кошки, которая его, знаменитого и лучшего в мире пудика, готовится съесть. Пудик испытывает холодящий душу страх от того, что может стать пищей для страшной кошки. Оказывается кошка сильнее всех?
И тут на помощь приходит воробьиха-мама. Она бесстрашно бросается на кошку, уводит её от пудика. Неужели мама сильнее всех? А сильнее-то не мама, а мамина любовь. Сразу понятно, как заблуждается маленький глупенький птенчик, считая себя сильнее человека. Мама, любая мама - человека, птички, котенка - не даст в обиду своего ребенка. Она не пожалеет не только своего хвоста, но и самой жизни. Значит, маму надо любить и быть благодарным ей за её самоотверженность и ежедневную заботу.
И еще, надо уважать жизнь,
животных и птиц. Ведь у всех есть
мамы, все радуются тому, что они
живут, у всех есть свои мечты и
желания. А от того, что мир населён
разными существами, он и красив,
и звонок и интересен. Вот так,
без назидания и в доступной
форме горький преподает
Сказка «воробьишко» написана в стиле устного народного творчества. Рассказ звучит неторопливо, иносказательно. Как и в народной культуре, воробьи наделены чувствами, мыслями, человеческими переживаниями. Как и в народной сказке здесь присутствует героическое, комическое. Как и в народной сказке, в произведении горького заложен большой воспитательный фактор.
Анализ произведения «самовар»
В сказке «самовар» много легких, остроумных стихов, охотно запоминаемых детьми.
«самовар» - проза вперемежку со стихами.
В сказке нет «проповеди», но нравоучение, безусловно, содержится. Однако заключено оно в такую забавную, игровую форму, что воспринимается читателем легко и весело, без малейшего протеста. Герой сказки самовар очень любил хвалиться; он считал себя умницей, красавцем, ему давно уже хотелось, чтоб луну сняли с неба и сделали из нее поднос для него. «самовар до того раскалился, что посинел весь и дрожит, гудит.
С самоваром спорит старенький чайник, в котором тоже кипит вода. Горький мастерски предает их диалог, который прерывается репликами стоящей вокруг посуды. Диалог настолько ярок и сочен, что заставляет поверить в то, что это действительно спорят самовар и чайник. «так они оба всё кипели и кипели, мешая спать всем, кто был на столе. Чайник дразнит:
Каждый персонаж этой сказки обладает своим голосом. Синий сливочник, из которого вылили все сливки, раздраженно говорит пустой стеклянной сахарнице: «все пустое, все пустое! Надоели эти двое». А сахарница отвечает «сладеньким голосом»: «да, их болтовня раздражает и меня». Чайник, чашки, самоварная тушилка общаются между собой только стихами, причем все пыхтят, фыркают... Самовар разваливается на кусочки - тут и сказке конец.
Обычный самовар получил статус живого существа и показал, насколько он напыщен и глуп в своей хвастливости. Даже чайная посуда, с которой он практически не расстается, и та не захотела ему посочувствовать. Горький для осуждения человеческих слабостей и пороков мастерски использует бытовые предметы, показывая на их образах к чему может привести бахвальство, хвастовство и неуважение к окружающим.
Анализ произведения "про иванушку – дурочка"
В рассказе «про иванушку-дурачка» наивность главного героя смогла рассмешить медвежье семейство, которое первоначально собиралось его съесть. Хозяева оставили иванушку приглядеть за детьми, велели накормить и следить за ними, но из-за его неумения дети убежали в лес. Пошел и иванушка в лес их искать, но встретил там медведя. Но иванушка взял с собой в лес дверь от дома, ведь хозяева велели ее стеречь! Этим и рассмешил медведя и все его семейство, которое, уверившись в безобидности глупого человека, стало ему помогать.
Умение а.м. Горького «забавно» говорить с детьми о серьезных вопросах
К числу достоинств книг для ребят горький относил художественность, умелое использование игрового начала, ориентацию на детский игровой фольклор: «дошкольникам нужны простые и в то же время отмеченные высоким художественным мастерством стихи, которые давали бы материал для игры, считалки, дразнилки».
Горький нежно относился к ребятам. Он писал своему сыну максиму добрые письма. Он любил пошутить со своими внучками - марфой и дарьей. Дедушка называл их то девчурками, то девчугами, то девчурашками, то девчурёнками, то девчугонами, то девчурохами. То весёлыми старушками. То детятами. То многоуважаемыми учёными девочками.
История рассказов и сказок горького для детей начинается необычно: с землетрясения. В руках горького было могучее оружие - слово. Его книги разошлись по свету. Читатели в разных странах прислушивались к его слову. Они знали: он любит людей и желает им добра. И горький обратился ко всему миру: придите на помощь италии. Люди откликнулись на его призыв. В мессину стали посылать деньги и вещи.
Ему писали письма дети, он не оставлял их без ответа.
Вопрос 27
В.а. Жуковский. Стихи, сказки жуковского вошедшие в круг детского чтения. Анализ «мальчик с пальчик», «овсяной кисель»
Жуковский родился 29 января 1783 года, в селе мишенском белеевского уезда тульской губернии.
Он был незаконным сыном помещика афанасия ивановича бунина. Мать его - жившая в поместье бунина турчанка сальха, захваченная в плен в 1770 г при взятии крепости бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе бунина мелкопомеченного дворянина андрея жуковского.
В мишенском жуковский провёл детские годы, будучи любим в семье буниных, но рано почувствовал необычность своего положения.
Двусмысленность семейного положения жуковского роковым образом отразилась на эмоциональной сфере его жизни. Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье на которую ушла вся его молодость, жуковский с ранней юности предано и с поразительным трудолюбием служил делу литературы.
Литературный труд долго был для жуковского во всех отношениях способом существования. Чтобы «устроить» поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице марии фёдоровне, а затем в 1862 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание будущего наследника престола александра ii.
Либерал и вместе с тем
монархист по своим воззрениям, а
также унаследовав
В 1841 г., в связи с совершеннолетием
наследника, жуковский ушёл в отставку,
рассчитывая вновь целиком
Перед концом своей жизни жуковский с семьёй решил переехать в россию. Всё было готово и отъезд назначен на 14 июля 1815 года. Но роковым образом переезд не осуществился - поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрёл собственную «машинку». Чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни жуковский предполагал посвятить «агасферу», «илиаде», а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.
Он сочинил для маленьких читателей несколько песенок «птичка», «котик и козлик», «жаворонок», «мальчик с пальчик», которые были изданы отдельной книгой. Жуковский писал и переводил для детей песни, сказки («сказка о царе берендее», «кот в сапогах» и другие), стихотворные повести («две были и ещё одна», «матео фальконе» и другие). Он первый познакомил читателей со сказками братьев гримм, поместив переводы нескольких сказок в журнале «детский собеседник». Перевод «одиссеи» гомера поэт предназначал для юношества.
Создавая стихи для детей, жуковский обращался к русскому фольклору. Игривые и шуточные песенки «котик и козлик» и «птичка» напоминают народные потешки и песенки.
Жуковский переводил и
создавал большинство своих сказок
для детей. Он первый познакомил детей
с художественной поэтической сказкой,
которая вошла в русскую
Хотя огромное влияние
на творчество поэта оказал пушкин,
все его сказки самобытны, с яркой
романтической направленностью. В
волшебных сказках жуковский
стремился поднимать
Сказки жуковского насыщены романтикой, в них много тепла, нежности, красочности, много добродушной иронии типичной для сказок жуковского.
Творчество жуковского обогатило
русскую литературу тонкой передачей
душевных переживаний. Он стремился
к тесному соединению тем и
образцов русской жизни, национальной
манеры, письма с новейшими