Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций
Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения
Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.
Вопрос 3
Понятие о фольклоре. Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста.
Фолькло́р — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.
Классификация материала
русского ф.д. На основе функционально-возрастного
критерия делит его на две группы.
В первую группу ("поэзия пестования"),
обращённую взрослыми к самым
маленьким детям, входят колыбельные
песни, пестушки, потешки и прибаутки.
К заклинательной поэзии восходят самые
древние образы и сюжетные мотивы
колыбельных песен. Пестушки - произведения,
предназначенные для
К детскому фольклору относится произведения, во-первых, созданные самими детьми, во-вторых, заимствованные детьми у взрослых, но переработанные в соответствии с психологией и потребностями детского возраста.
Детский фольклор создается как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки и др.), гак и в жанрах, разработанных самими детьми (жеребьевки, считалки, дразнилки и др.). Жанровая система детского фольклора—явление довольно подвижное.
Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста.:
1)сказка. С ней ребёнок
встречается, начиная с
2) пословицы и поговорки.
Пословицы и поговорки, как
и другой жанр устного
3)загадки. Положительные
эмоции, вызванные процессом
4) колыбельная песня. Как
один из древнейших жанров
фольклора, составляет ценную
часть сокровищницы народного
творчества. В ней особым образом,
специфическими средствами
5) русские народные песенки,
пестушки, потешки. Они развлекают
ребёнка, создают у него
6)народная музыка. Народные
музыкальные произведения
Песенки, потешки могут
существенно помочь воспитателю
привить положительное
Потешки можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, использовать пальчиковый театр, шапочки, маски различных персонажей. Игрушки должны быть мягкими, легкими, красочными. Используя игрушки в игре, дети быстрее запоминают потешки, загадки и сказки.
Вопрос 4
Сказка. Русские народные сказки, их характерные особенности, воспитательная ценность. Отношение поэтов и писателей к сказкам
Сказка фольклорная — эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) .
Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.
Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам.
Народные сказки делятся на три группы:
- сказки о животных - самый
древний вид сказки. В них свой
круг героев. Животные разговаривают
и ведут себя как люди. Лиса
всегда хитрая, волк глуп и
жаден, заяц труслив.
- бытовые сказки - герои
этих сказок - крестьянин, солдат,
сапожник - живут в реальном мире
и борются обычно с барином,
попом, генералом. Они
- волшебные сказки - герои
волшебных сказок борются не
на жизнь, а на смерть, побеждают
врагов, спасают друзей, сталкиваясь
с нечистой силой. Большинство
этих сказок связано с поиском
невесты или похищенной жены.
В экспозиции сказки
Композиция сказки:
1. Зачин. (“в некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“стали они жить – поживать и добра наживать” или “устроили они пир на весь мир…”).
Герои сказок:
-любимый герой русских
сказок - иван-царевич, иван-дурак,
иван - крестьянский сын. Это
-важное место в русских
волшебных сказках отведено
-воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают кощей бессмертный, змей горыныч и баба яга.
-баба яга - один из
самых древних персонажей
-змей горыныч - огнедышащее
чудовище с несколькими
Особенности русских народных сказок:
В русских сказках часто встречаются повторяющиеся определения: добрый конь; серый волк; красная девица; добрый молодец, а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; долго ли, коротко ли…
Характерны для русских сказок краткие и усеченные формы прилагательных: красно солнце; буйну голову повесил;- и глаголов: хвать вместо схватил, подь вместо пойди.
Языку сказок свойственно употребление имен существительных и имен прилагательных с различными суффиксами, которые придают им уменьшительно – ласкательное значение: мал-еньк –ий, брат-ец, петуш-ок, солн-ышк-о…все это делает изложение плавным, напевным, эмоциональным. Этой же цели служат и различные усилительно-выделительные частицы: то, вот, что за, ка…( вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)
Воспитательная ценность
народных сказок заключается ещё
и в том, что в их запечатлены
лучшие черты русского трудового
народа: свободолюбие, природный разум,
настойчивость, упорство достижение цели.
Сказки воспитывают у детей гордость
за свой народ, любовь к родине. Народная
притча, обычно, вызывает богатые эмоции
у детской аудитории, что увеличивает
её воспитательное воздействие. Интенсивность
переживаний детей находиться в
тесной зависимости от содержания сказки,
разнообразие приключений, которые
испытывают её герои. Эмоции содействуют
пониманию дошкольниками