Лекции по "Детской литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 09:11, курс лекций

Краткое описание

Детская литература область всеобщей культуры. Специфика д.л. Роль д.л. В формировании идейно-эстетического облика подрастающего поколения

Детская литература — это литература, специально предназначенная для детей до 15-16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей. В то же время в сферу детского чтения входят произведения, написанные изначально для взрослых, такие как знаменитые сказки а. С. Пушкина, шарля перро, в. Гауфа, ганса христиана андерсена, братьев я. И в. Гримм, а также «робинзон крузо» даниэля дефо, «дон кихот» м. Сервантеса, «путешествие гулливера» джонатана свифта и многие другие.

Вложенные файлы: 1 файл

0807344_0F87E_shpargalka_ekzamenacionnye_otvety_po_detskoy_literature.docx

— 244.39 Кб (Скачать файл)

Очень большой пласт сказочной  литературы занимают былины и небылицы про покорителей дикого запада. Одни из них довольно правдиво пересказывают  жизнь каких-либо ковбоев. В других же аналогично славянским небылицам  собраны различные нелепицы в  одну кучу. Однако в них бывает и  доля смысла, т.к. Они пытаются найти  объяснение мироустройству. Так, например, в «мешке правдивых небылиц» рассказывается про двухметровую женщину необычайной  силы. По легенде, все самые высокие  люди америки произошли от нее.

Существуют в сша и  своеобразные юмористические сказки. Они представляют собой нечто  среднее между анекдотом и  небылицей. Как ни странно, часто  предметом шуток становится американская глупость и жадность.»

 

 

Вопрос  15

Взгляды а. С. Пушкина  на детскую литературу.  Лирика а. С . Пушкина в чтении детям

 

Пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек.

Интерес к народному творчеству у пушкина возник с раннего  детства. На всю жизнь запали в  его душу сказки, услышанные еще  в колыбели.  К народным сюжетам  он обратился в 30-е годы, когда  разгорелись споры о русском  национальном характере, об отношении  к народному творчеству, о народности литературы, в свое время поднятые декабристами.

А.с.пушкин утверждал, что наука и образование – непременное условие развития человеческой цивилизации, ее духовного обогащения.

Он искренне радовался  появлению в россии новых букварей и школьных учебников.

Поэт резко отрицательно относится увлечению дворянства домашним образованием и воспитанием  детей, считая их безнравственными. В  барской усадьбе ребенок видит  одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких  понятий о взаимоотношениях людей, о справедливости, об истинной чести. Его образование ограничивается знанием начальных основ наук, двух – трех иностранных языков, преподаваемых нанятым учителем. Ненамного лучше организовано обучение и воспитание детей в частных пансионах. Главный путь, по мнению а.с.пушкина, – это развитие сети общественных и государственных учебных заведений. Он поддерживает так называемые “ланкастерские” школы как составной элемент военного образования, ратует, далее, за расширение сети гимназий, лицеев, пансионов при университетах с продлением срока обучения. И, наконец, считает необходимым особо рассмотреть работу духовных семинарий. А.с.пушкин выступил против запретительных мер в отношении обучения молодежи в зарубежных учебных заведениях. Он считал, что обучение в них, несмотря на все неудобства для русских студентов, менее вредно, чем патриархальное воспитание и обучение в дворянских семьях.

В произведения и статьях  а.с.пушкина обнаруживаешь золотую россыпь мыслей, предложений о нравственном, патриотическом и эстетическом воспитании подрастающих поколений, которые не потеряли своей актуальности и в наше время. Он был противником формализма и педантизма в обучении и воспитании детей и юношества.

А.с.пушкин боролся за нравственную чистоту в литературе, тем более в книгах, предназначенных для детей и молодежи. “безнравственное сочинение есть то, – писал он, – коего целию или действием бывает потрясение правил, на коих основано счастие общественное или человеческое достоинство.”

Первыми в круг детского чтения, как правило, входят сказки пушкина, а нередко знакомство со сказочным миром поэта начинается с пролога к поэме «руслан  и людмила» - «у лукоморья дуб  зелёный…». Небольшое художественное пространство этого пролога вмещает  в себя множество мотивов и  образов народных сказок, воссоздавая  атмосферу их волшебного мира. Сказки пушкина также имеют фольклорную  основу, но воспринимаются уже как  совершенно оригинальные авторские  произведения.

За традиционной сказочной  поэтикой скрыты социальные и психологические  коллизии, очевидно, что пушкин обращается к сказке прежде всего как к жанру, сохраняющему определённые этические ценности и нравственные идеалы. Создавая образы сказочных героев, поэт исследует природу человека, ищет в ней то, что остаётся вечным и неизменным во все времена, то, на чём держится мир и человек.

Чуть позже дети знакомятся с образцами пушкинской лирики. Это  стихотворения самой разнообразной  тематики: о природе, о дружбе и  любви, об истории родины и т.д. Так  же, как и сказки, стихи великого поэта незаметно становятся частью той языковой среды, в которой  формируется речь и сознание подрастающего  человека. Эти стихи легко запоминаются и остаются в памяти едва ли не на всю жизнь, незримым образом определяя  весь духовный строй личности, ведь именно пушкин считается создателем современного русского литературного  языка, языка, на котором говорит  современный образованный человек.

Лирические стихотворения  пушкина многослойны. Читатель каждого  возраста берет из них свое, исходя из своих возможностей: начитанности, умственного и эстетического  развития, душевного состояния, постигает  доступную ему идейную глубину, чувствует гармонию.

 

Зимний вечер

 

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню, как  синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как  девица

За водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

 

За весной, красой природы

 

За весной, красой природы,

    лето знойное  пройдёт -

    и туман и  непогоды 

    осень поздняя  несёт: 

    людям скучно, людям горе;

    птичка в дальные  страны,

    в тёплый край, за сине море 

    улетает до  весны.

 

Зима (????) 

 

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

 на дровнях обновляет  путь;

 его лошадка, снег  почуя,

 плетется рысью как-нибудь;

 бразды пушистые взрывая,

 летит кибитка удалая;

 ямщик сидит на облучке

 в тулупе, в красном  кушаке.

 вот бегает дворовый  мальчик,

 в салазки жучку  посадив,

 себя в коня преобразив;

 шалун уж отморозил  пальчик:

 ему и больно и  смешно,

 а мать грозит ему  в окно.

 

Уж небо осенью дышало

 

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

 

Вопрос  16

Сказки а.с. Пушкина. Анализ сказки о рыбаке и рыбке

 

 

Пушкинские сказки возникли как апофеоз народного духа и  закономерно предшествовали изображению  народного действия.

Сказки а.с.пушкина появились в период наивысшего расцвета его  творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение.

Живя в михайловском, пушкин близко познакомился с простым народом, с  крестьянами. Там он  с глубоким сочувствием и интересом   изучал народные нравы, обычаи и поверья.

Няня рассказывала ему, как  и в детстве, сказки, пела  народные песни, и пушкин был восхищен их поэтичностью. В то время в деревне можно  было услышать множество чудесных песен - и свадебных и похоронных, и  грустных и веселых, и хороводных и колыбельных, и богатырских  и «божественных». Рассказывалось множество  интереснейших сказок, повторялось  громадное        количество поэтических загадок, пословиц и  поговорок. Все это сочинялось народами, крестьянскими поэтами, которые  грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен не записывали, а  рассказывали и пели их, передавая  друг другу с голоса. Пушкин не мог  не слушать всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок и записывал то что слышал от них. На праздники ходил в соседний святогорский монастырь, для того чтобы послушать пение слепых и нищих и запомнить их песни.

А.с.пушкин создает свои сказки на фольклорном материале « сказка о попе  и его работнике балде» близка по сюжету к народной сказке «батрак шабараша». Сюжет «сказки о рыбаке и рыбке» связан истоками со сказкой «жадная старуха» и был подарен пушкину собирателем фольклора писателем в.и.далем. «сказка о царе салтане» перекликается с народной сказкой «о чудесных детях». «сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к сюжету народной сказки «волшебное зеркальце» . Обращаясь к устному народному творчеству, а.с.пушкин видел в нем неисчерпаемые возможности для обновления литературы.

Сказки а.с.пушкина – сюжетные произведения, в которых показан резкий конфликт между светлым и темным миром.

У пушкина сказочные персонажи  психологически  и художественно  совершенны; в процессе работы над  сказкой он постоянно оттачивал  ее стих, приближая его к народному, заостряя сатиру.

Враждебное отношение  а.с.пушкина к самодержавно – крепостнической власти ярко проявлялось  в том, что положительные герои всех его сказок- люди из народа.

Для сказок пушкина, как и  для народных, характерна вера в  светлые силы и чувства. Сказки пушкина оптимистичны, в них добро всегда побеждает тьму и злобу. В сказках пушкина много слов разговорного, иногда просторечивого языка «и молва трезвонить стала», «не кручинься», «он стоял позадь забора».

Сказки пушкина отличаются богатством творческой фантазии. В  них гармонично уживаются реалистические картины быта и нрава различных  сословий русского общества с чудесами волшебного мира, возникшего под пером  поэта.

Для сказок пушкина характерны чудесные превращения: старухи- крестьянки в царицу; лебедя – в прекрасную девушку; князя гвидона – в  комара, шмеля, муху.

Язык сказок пушкина прост  и лаконичен. Считая народный язык «бесценным кладом» , поэт широко использует слова и обороты народной речи, придавая им художественное совершенство.

Художественный мир пушкинских сказок целостен и нерушим, благодаря  высоким ценностям, положенным в  его основу.

 

Анализ сказки о рыбаке и рыбке

Сказка о рыбаке и рыбке  пушкина вошла в поговорки.  Однако, войдя в поговорки, сказка словно утратила свой изначальный истинный смысл, ради которого и писал её пушкин.

В «сказке о рыбаке и  рыбке» отразились мотивы, бытующие не только в русском языке, но и в  зарубежном фольклоре. Так,  в сборнике братьев гримм есть похожая сказка. Но они ограничились моралистическим  выводом : жадность вредна, довольствуйтесь  тем, что у тебя есть .сказка гримов лишена социальной окраски: оба действующих лица – старик и старуха – поровну пользуются почестями и богатствами, доставшимися им по милости золотой рыбки. Сказка пушкина представляет собой сатиру на крепостничество. Это подчеркивается резким противопоставлением старика и старухи: он остается крестьянином, а она поднимается все выше по социальной лестнице. В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, он не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:

«что ты, баба, белены объелась?»

Отношения старика и старухи  поразительны тем, что отсутствуют  вовсе. Старуха ничего не видит, не слышит, не понимает. Она хочет только командовать, глупо, не разумно, не считаясь с реальностью. А старик в ужасе ей подчиняется, явно не ведёт себя как мужчина, не воспитывает жену вожжами, не ведёт  с ней переговоров, вернее пытается вести, но всегда безуспешно.

«жил старик со своею старухой

 у самого синего  моря;»

Море – символ свободы, глубины, тайны. Начало – потенциал  очень сильный. Длительный союз на берегу бескрайней свободы.

«они жили в ветхой землянке

 ровно тридцать лет  и три года.»

Землянка ветхая, нищета, развития нет, стагнация в течение 33 лет. 33 года – возраст христа, когда  он закончил свой земной путь.

Информация о работе Лекции по "Детской литературе"