Лекции по "Зарубежной литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 14:07, курс лекций

Краткое описание

Греческая культура развивалась самостоятельно (греки создали философию, понятия эпоса, лирики, драмы), а римская - была перенята у греков (дополнили греческую культуру правом и государством). У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть. Произведения укладывались в гекзаметр. В основе - мифы, пантеон. Человек в центре внимания.

Вложенные файлы: 1 файл

зарубежка.doc

— 586.50 Кб (Скачать файл)

Целиком дошли “Хэрей и Каллирея”  Харитона (I-П вв.), “Дафнис и Хлоя” Лонга (П-Ш вв), “Эфиопская повесть” Гелиодора (Ш в.), “Левкиппа и Клитофонт” Ахилла Татия (Ш в.). По сюжету они однотипны: Все герои необычайно красивы, любовь вспыхивает внезапно, юноша и девушка влюбляются, женятся или тайно обручаются, иногда бегут, если родители против. Такова завязка. Далее – они разлучаются, один из них попадает во власть разбойников, другой ищет, находят друг друга, потом снова разлучаются. Но в разлуке герои верны своей любви, они терпят страдания, но не изменяют Приключения стандартизированы: буря, кораблекрушения, плен, рабство. Иногда встречается мотив мнимой смерти. Все несчастья – капризы судьбы. Обычная концовка романа – счастливая развязка.

“Дафнис и Хлоя” Лонга –  наиболее законченное произведение. Действие происходит в буколической атмосфере, где пастушеские божества в трудный момент приходят на помощь героям.

Дафнис и Хлоя были в свое время  подкинуты своими родителями и выросли  в среде пастухов. Основное содержание – это возникновение и развитие чувства любви у подростков, хотя сохранены и традиционные похищения, плен, кораблекрушение. Заканчивается роман благополучно, родители “узнают” своих детей и женят их.

Фигурально выражаясь, можно сказать, что уже переход от «Илиады» к  «Одиссее» (и аналогично от «Махабхараты» к «Рамаяне») есть первый шаг в сторону романа. Однако в древнем мире процесс романизации героической эпопеи зашел недалеко, и роль героического эпоса в реальном генезисе романа была невелика, хотя как раз некоторые отголоски структуры «Одиссеи» чувствуются в романе. В формировании греческого романа, возникшего в эллинистический период и достигшего расцвета в римское время, большое участие приняли эллинистическая любовная поэзия, элегическая и идиллическая, с их сильным лиро-эпическим элементом, новая комедия, легенды и мифы, в том числе восточные, псевдоисторические сюжеты. Все эти источники были сильно переработаны с широким использованием риторических приемов еще до появления второй софистики. В качестве модели «страстей» героев использованы не столько мифы героические, сколько мифы об умирающих и воскресающих героях, выступающих в роли пассивных жертв (отсюда, между прочим, такие популярные мотивы романа, как принесение героини в жертву и ее целомудрие, необходимое для ритуальной жертвы, мнимая смерть и т. п.).

 

Известные романы.

5 сохранившихся греческих романов  составляют канон:

«Повесть о любви Херея и  Каллирои» Харитона (II век)

«Повесть о Габрокоме и Антии» Ксенофонта Эфесского (II век)

«Левкиппа и Клитофонт» Ахилла Татия (II век)

«Дафнис и Хлоя» Лонга (II век)

«Эфиопика» Гелиодора (III-IV век)

 

Кроме этого известен один неканонический греческий роман, «Климентины» (III в.), произведение древнехристианской литературы на типичную тематику разлуки и соединения семьи.

 

Анонимный «Аполлоний Тирский» сохранился в латинском переводе, по причине чего получил огромную популярность и влияние в средние века (в отличие от непереведённых греческих романов).

 

Два романа сохранились в пересказе:

«Вавилоника» Ямвлиха (II век)

«Невероятные приключения по ту сторону Туле» Антония Диогена (II век)

 

С конца XIX века в разных районах  Египта было найдено около десятка  фрагментов на папирусах, относящихся  к известным и неизвестным  романам, в том числе отрывки  так называемого «Романа о  Нине» (I век до н. э.), о царевне Хионе (I—II вв. н. э.), о Герпиллиде (начало II века н. э.), о Метиохе и Партенопе и фрагменты о Каллигоне (II век н. э.). Особое значение имеют фрагменты «Финикийской повести» Лоллиана, романов об Иолае, Давлисе и Тинуфисе: по своей тематике они близки не к греческому «любовному» роману, а к римскому «сатирическому».

 

Очень мало общего с каноническим греческим романом имеют псевдоисторические и «житийные» повествования: «История Александра Великого» (II—I в. до н. э.), «История о разрушении Трои» Дарета, «Дневник Троянской войны» Диктиса и «Жизнь Аполлония Тианского» Филострата.

 

Иную жанровую природу имеют  и латинские произведения, которые  также принято называть романами:

«Метаморфозы» Апулея

«Сатирикон» Петрония (сохранился частично)

 

Все названные греческие и латинские произведения ни в коей мере не являются разновидностями какого-то единого «жанра», ни даже генетически родственными жанрами. Фактически это гетерогенное множество, условно объединяемое под одним названием лишь в проспективном отношении, по причине того, что все они имели значение (различное и в разное время) для генезиса романа средних веков и Нового времени.

 

Согласно радикальной теории Ольги  Фрейденберг, к жанру греческого романа относятся евангелия и  ранние жития. Позднее к подобным выводам приходили Нортроп Фрай и Фрэнк Кермоуд.

16. Греческая  лирика и ее жанровый состав.

Лирика от сл. «лира», первоначально  представлявшей собой череп животного.

Песни были обрядовые, трудовые, лирические. Все стихи римы не имеют, разного  размера.

Жанры лирики:

1. Ода.

2. Гимны (песни прославляющие  богов и героев; дифирамбы –  гимны богу Дионису).

3. Ямб – обличительное стихотворение.

4. Элегия. Элегический дистих –  6 слогов, 5 слогов.

5. Свадебные песни – эпиталамы.

6. Эпитафия – надпись на могиле.

7.Идиллия (буколика) – рисует  быт пастухов. Классическое место  – аркадия, представитель –  Феокрит.

8. Георгики – о трудах землепашцев.  Вергилий. 

Формы лирики:

1. Мелика.

2. Декламационная.

Термин «лирика» не принадлежит рассматриваемой  нами эпохе; он создался уже позже, во времена александрийских филологов, заменив собою более ранний термин «мелика» (от melos — «песня»), и применялся по отношению к тем видам песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента, в первую очередь семиструнной лиры, изобретение которой миф приписывает богу Гермесу. В настоящее время, когда говорят о греческой лирике, употребляют этот термин в более широком значении, охватывающем и такие жанры, которые у древних не признавались «лирическими», например элегии, сопровождавшиеся звуками флейты.

Небходимо различать: 1) элегию, 2) ямб и 3) мелику, или лирику в тесном смысле слова; эта последняя в свою очередь имеет многочисленные подразделения в зависимости от содержания или культового задания песни, но основным является ее разделение на две категории — монодическую лирику, исполняемую отдельным певцом, и хоровую лирику. Различие между всеми этими видами обусловлено было тем, что они возникали из различных типов фольклорной песни, получали свое литературное развитие в разных областях Греции и в различной классовой обстановке, и каждый жанр имел свою тематику, свои стилистические и стиховые особенности и сохранял даже диалект той области, в которой он впервые литературно оформился. Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой.

Элегия и ямб  — важнейшие лирические жанры, созданные  в Ионии. И тот и другой жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями;

Элегии пелись на пирах и народных сходках. Внешним  признаком элегии, который отличал  ее от всех других жанров, является особый стиховой строй, регулярное чередование гексаметра со стихом несколько иной структуры, пентаметром, образующее строфу из двух стихов, элегический дистих (элегическое двустишие). Это мелодическое построение, вероятно, было уже свойственно старинной заплачке, и литературная элегия переняла его, вместе с аккомпанементом флейты. Следы былого траурного характера элегии сохранились также в использовании элегического размера для стихотворных надписей на надгробных плитах

Совершенно иного происхождения был ямб. На земледельческих праздниках плодородия (стр. 20), для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами

Все эти черты  народного ямба, сатирический и обличительный  характер, персонально заостренная  издевка, сохранились в литературном ямбическом жанре, но и он вышел за фольклорные рамки, превратился  в орудие выражения личных чувств и настроений

Внешним признаком  ямбического жанра опять-таки служит пользование особенными стихотворными размерами, ямбами (È — ) или трохеями (хореями: — È). Из ямбических стихов наиболее употребительным является триметр («трехмерник»)

Авторами элегий и ямбов в ряде случаев были не профессиональные певцы, типа аэдов и рапсодов, а люди практической политики, видные деятели эпохи. Это показательно для политической роли лирики.

 

Вопрос № . Ямбическая и элегическая лирика в Греции VII-VI вв. до н.э.( Архилох Тиртей Мимнерм, Солон, Феогнид) Элегия—это, как правило, стихотворение наставительного содержания, не имевшее в Греции обязательного скорбного характера. Элегия может содержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: мы знаем военные, политические, любовные элегии.Элегия и ямб — важнейшие лирические жанры, созданные в Ионии. И тот и другой жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями; однако новое содержание, порожденное социальной революцией VII — VI вв., не только тематически обогащает фольклорные жанры, но и поднимает их на высшую ступень: народная песня превращается в индивидуальную лирику, в которой находят свое выражение противоречия эпохи, ее политическая борьба и мировоззренческие проблемы. Элегии пелись на пирах и народных сходках. Внешним признаком элегии, который отличал ее от всех других жанров, является особый стиховой строй, регулярное чередование гексаметра со стихом несколько иной структуры, пентаметром,[2] образующее строфу из двух стихов, элегический дистих (элегическое двустишие). Древнеионийская литературная элегия не имеет, однако, обязательного скорбного характера: это — лирическое стихотворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждения и призывы к важному и серьезному действию, размышления, афоризмы и т. п.[Совершенно иного происхождения был ямб. На земледельческих праздниках плодородия (стр. 20), для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами; они служили, между прочим, и фольклорным средством общественного порицания. Все эти черты народного ямба, сатирический и обличительный характер, персонально заостренная издевка, сохранились в литературном ямбическом жанре, но и он вышел за фольклорные рамки.Основным содержанием поэзии Архилоха является его личная жизнь, боевые приключения воина-наемника, отношение к друзьям и врагам. Следует также выделить сатирическую и любовную тематику поэзии Архилоха, важно проанализировать его отношение к традиционным эпическим идеалам и представлениям. ТИРТЕЙ - автор “воинственных элегий” и маршевой песни - “эмбатерия”. Элегии Тиртея обращены к коллективу граждан, и основная цель их - защита родного города. Как и Архилох, Тиртей противопоставляет эпическому идеалу доблести свой, новый идеал. Он воспевает отважного защитника родины.В произведениях Мимнерма появляется выражение индивидуальных чувств, которые переживает человек в своей личной жизни. Поэт воспевает радости любви, молодость. Встречаются и грустные размышления о старости и смерти. СОЛОН пропагандирует идеи своей законодательской деятельности. Солон известен реформами, положившими конец произволу родовой знати. В поэзии Солона на первый план выдвигается личная ответственность каждого человека перед государством, способного своими поступками содействовать его процветанию или гибели. Далее Солон говорит о том, что рано или поздно приходит возмездие, которое карает не только виновного, но и весь город.Лирика ФЕОГНИДА становится выражением не только субъективно-личных, но и социально-определенных взглядов.Его лирика имеет политическую направленность. Феогнид – аристократ, ненавидящих демос, делящий мир на «добрых» и «дурных».(обращение к мальчику Кирну)Солом («Седмицы человеческой жизни»)обращ. К Мимнерму, который пишет, что для человека достаточно прожить 60 лет,»Лет восьмидесяти смерти предела достичь»

 

17. Творчество  греческих поэтов-лириков (Сафо, Анакреонт, Феокрит).

Сапфо

Женщина-поэтесса представляет собой  в рассматриваемую эпоху явление, характерное лишь для дорийско-эолийских частей Греции, где положение женщины было более свободно, и она не была затворницей, как у ионийцев. В этих областях сохранилось много пережитков примитивных половозрастных объединений: мужчины и среди женщин. Сапфо стояла во главе одного из таких содружеств, коллектив этот был посвящен определенным божествам. Круг интересов содружества определяет и основную тематику поэзии Сапфо: это — женские культы с их празднествами, свадьбы, общение между подругами, их взаимные влечения, соперничество, ревность, разлука. Политическая жизнь Лесбоса находит здесь лишь случайные отклики. Лирика Сапфо редко выходит за пределы переживаний, связанных с ее замкнутым кружком, но переживания эти выражены с чрезвычайной простотой и яркостью, составившими последующую славу лесбийской поэтессы. Она размышляет о красоте и любви, иллюстрируя свои мысли мифологическими примерами и личными переживаниями: «самое красивое на земле — то, что мы любим».

Помимо любовной лирики Сапфо была известна своими эпиталамиями, свадебными песнями. По ритмико-мелодическому типу поэзия Сапфо близка к алкеевой и тоже отличается большим разнообразием. Так называемая «сапфическая» строфа.

Анакреонт

Близость к народной песне, придающая  характер свежести и непосредственности лирике лесбосцев, в значительной мере уже утрачена у третьего выдающегося представителя монодической лирики, ионийца Анакреонта, творчество которого относится ко второй половине VI в.

Он принадлежит к довольно многочисленной в конце VI в. группе поэтов, которые придавали своим искусством блеск дворам различных тиранов

Лирике Анакреонта на веселый лад: изредка попадаются воинственные мотивы, а также мотивы социальной сатиры. По существу же его темы — почти  исключительно вино и любовь, но эти темы трактуются не серьезно, а в плане остроумной, насмешливой игры. Иронизирует над своими любовными неудачами. Стихотворения Анакреонта невелики по размеру; они не изображают сложных переживаний, а дают фиксацию отдельного момента в простых, но оригинальных и рельефных образах, часто с неожиданной концовкой.

Живость, ясность, простота — основные качества поэзии Анакреонта; даже гимны  богам превращаются у него в легкие и изящные стихотворения. Игровой  характер, приданный Анакреонтом  любовной лирике, вполне соответствовал тому отношению к любви, которое стало господствующим в развитом рабовладельческом обществе, и Энгельс справедливо называет его древним классическим певцом любви.[2] От поздней античности сохранился целый сборник подражаний Анакреонту, так называемые «анакреонтические стихотворения» (Anacreontea); они долгое время ошибочно считались подлинными произведениями древнегреческого поэта.

Информация о работе Лекции по "Зарубежной литературе"