Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:59, дипломная работа
Целью данной работы является изучение драматургических произведений с точки зрения лингвистических аспектов речевой характеристики.
Для решения поставленной цели был поставлен ряд задач:
1. Раскрыть понятия речи и лингвистических аспектов речевой характеристики персонажа драматургического произведения.
2. Осуществлять метопредметные связи на уроке.
В работе Грибоедова над языком заметны две тенденции. Автор «Горя от ума» стремился, с одной стороны, преодолеть гладкопись, обезличенный светский язык. В то же время он настойчиво очищал свои произведения от тяжеловесной архаической, восходящей к «высокому штилю» книжной речи. Лексические и стилистические архаизмы Грибоедов допускает в своей комедии только с’ художественными целями - передать особенности языка того или иного персонажа, его эмоциональное состояние. Это имело принципиальное значение.
Возьмем, для примера, героев наших прекрасных комедий: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова, Хлестакова, городничего, Расплюева - каждая из этих фигур создана небольшим количеством слов и каждая из них дает совершенно точное представление о своем классе, о своей эпохе.
В изображении барской Москвы первые места, по всей справедливости, принадлежат Фамусову и Скалозубу. Фамусов — убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия.[16]
Лирика и ирония, патетика и сарказм своеобразно соединены Грибоедовым в один поэтический стиль «комедии в стихах», которая требует соответствующей сценической формы, более сложной и изощренной, чем жанр социально-бытовой комедии. Чацкий как образ — часть этого стиля, преломление известной мысли Грибоедова, что пьеса подобна «превосходному стихотворению».
3.2. Комическое в речи героев
В драматургических произведениях, в частности в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума», само название уже комично. Несоответствие языкового уровня, сюжетного и уровня характера является основой комического произведения.
В языковом уровне герои используют нелепицы, оговорки, имитацию дефекта речи, акцента, не к месту звучащая иностранная или иностилевая, например, «ученая речь». В сюжетном уровне могут быть недоразумения: одного героя принимают за другого, неузнавание, ошибочные действия. В характере могут отражаться противоречия между самооценкой и произведенным впечатлением, между словом и делом, между желаемым и действительным.[19]
Помимо несоответствий, автор использует комические приемы в речи, которые мы и используем в фрагментах уроков. Примеры вы можете наблюдать в данной таблице.
Комический приём |
Примеры |
«смешенье языков» (французского с нижегородским). |
|
Коверканье или неправильное понимание литературных слов. |
|
Имитация акцента |
|
Смысловые нелепицы |
|
Гипербола |
Молчалин в стремлении «угождать всем людям без изъятья», доходит до угождения «собаке дворника, чтоб ласкова была» |
Алогизм |
|
Доведение до абсурда |
|
3.3. Разработки уроков для изучения характеристики речи героев
В программе по русскому языку для 9 класса не предполагается изучение синтаксиса на примере текстов из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы в рамках программы. В учебниках русского языка для 9 класса разрозненно в упражнениях используются предложения из разных текстов в рамках одной темы и одного упражнения.
Привлечение материалов из текстов художественных произведений для анализа и наблюдения на уроки русского языка программа не требует.
Был проведен анализ реплик Чацкого, Скалозуба и Фамусова с точки зрения структуры предложений и выбраны наиболее интересные с нашей точки зрения для работы на уроках. Уроки проходили в школе – интернате г. Великие Луки в 9 классе.
Было дано 8 уроков
по темам: «Предложения с
В классе было 16 учеников. Вводное занятие показало, что подобная работа для учеников является абсолютно новой. Навыков работы с синтаксическим материалом, основанным на репликах персонажей драматургического произведения, ученики не имели.
Фрагмент урока № 1 «Предложения с обращением»
Цели:
1.Учебные: закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Обращение»; отработать пунктуационный навык при обращении.
2.Развивающие: развивать речь, память, логическое мышление, интонационное разнообразие устной речи с обращениями.
3.Воспитательные: воспитывать любовь к предмету через литературные произведения; обратить внимание на этические нормы при употреблении обращений в речи.
Оборудование: ТСО, раздаточный материал, таблица с обращениями.
Ход урока
1.Слово учителя:
- Сегодня на уроке мы с вами будем работать с предложениями из драматургического произведения А.С.Грибоедова «Горе от ума».
На доске написаны реплики героев и их партитура. Давайте прочитаем их с паузами , логическими ударениями и соответствующей интонацией.
2.Предложения с обращением. Партитура предложений.
Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!
Не удалось сказать двух слов.
В швейцары произвел ленивую тетерю,
Не знает ни про что, не чует ничего.
Друг старый,│ мы давно знакомы,│ вот судьба!║
Не удалось сказать двух слов.║
В швейцары произвел ¦ ленивую тетерю, ¦
Не знает ни про что, ¦ не чует ничего.║
3.Составление партитуры предложений.
- А теперь
попробуйте сами составить
Чтоб множество не накоплялось их.
4.Беседа по лексическому наполнению речи.
- Как вы думаете, какая здесь лексика? (Диалектная/литературная; русская/иноязычная; активный/пассивный запас.)
- Есть ли
среди данных предложений
- К кому мы можем обращаться с речью? (К конкретному лицу и неодушевленному предмету.)
5. Работа над предложениями.
- Найдите
предложения, где стоят знаки
препинания при обращении.
- Какой знак еще ставится, кроме запятой? (!)
6.Выберите предложение к схемам:
[ … , О , …].
1,3,7, 9,10,11,12,14,15,16,17,18,19,
[О! ……..]. 2,8,25.
[ О, …….]. 13,17,20,23.
[ …… , О]. 4,5,24.
- Есть ли среди реплик предложения, которые соответствовали бы этим схемам?
7.Устная работа
- У нас
здесь только обращения к
- К какому
неодушевленному предмету
- Попробуйте
составить обращение к
Еще раз прочитайте предложения. Почему в роли обращений выступают то имена собственные, то нарицательные? Когда мы выбираем собственное имя? А нарицательное? Как такой выбор характеризует говорящего? А что можно сказать об адресате речи?
8.Беседа
- Много ли обращений в пьесе (конечно обращений очень много, т.к. действие происходит на сцене и герои взаимодействуют)?
- Как вы
думаете, какому герою
- К каким героям комедии он обращается? А кто они? (это и друг семьи, и слуга, и дочь, и другие).
9.Домашнее задание: выписать из реплик Фамусова по 5 предложений с обращением.
Фрагмент урока № 2 «Односоставные предложения»
Цели:
1.Учебные: выработать умение узнавать односоставные предложения с главным членом - сказуемым, главным членом - подлежащим; сформировать умение различать односоставные и двусоставные предложения.
2.Развивающие: развивать умение использовать односоставные предложения в речи для передачи нужной интонации, развивать логическое мышление.
3.Воспитательные: воспитывать любовь к предмету через литературные произведения и литературное слово, принимая за основу драматическое произведение.
Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал, таблица односоставных предложений, слайды - презентации.
Ход урока
1.Повторение двусоставных и односоставных предложений.
Рассказать об односоставных и двусоставных предложениях, используя предложенные схемы: (схемы на доске)
[ - = ] двусоставное предложение
[ ]
Односоставные предложения
[ =
]
2.Группы односоставных предложений (слайд 1)
- Найдите среди данных
предложений односоставные
- Найдите среди данных
предложений односоставные
- На какие три вида
делятся односоставные
3.Партитура предложений.
- Составьте партитуру 7, 20 и 10 предложений:
Спешил!│ летел!│ дрожал!│ вот счастье,¦ думал близко.║
- А теперь с выражением прочтите эти предложения со всеми паузами.
-Определите
способ выражения главного