Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:45, реферат
Актуальность темы научного исследования обусловлена теоретической значимостью проблемы фольклоризма в современной филологической науке. Последние десятилетия XX века отмечены оживлением интереса исследователей к разным аспектам данной проблемы. Тем не менее методология и методика исследования фольклоризма нуждается в дальнейшем углублении как на уровне теоретического осмысления, так и в практике творчества отдельных писателей, и особенно в том случае, когда речь идет о так называемом латентном, или скрытом, фольклоризме. Именно он, по мнению А. Л. Налепина, способствует появлению в сознании читателя вполне «определенных фольклорных ассоциаций, аналогий»1. Кроме того, необходима серьезная систематизация и осмысление огромного пласта материала, связанного с литературной сказкой.
3. Плотникова, Е. А. Особенности
жанровой организации «
Публикации в других изданиях:
4. Плотникова, Е. А. «Настоящие
сказки» Л. Петрушевской в
5. Плотникова, Е. А. Фольклорные
истоки сказок Л. Петрушевской
/ Е. А. Плотникова // Современные
методы исследования в
6. Плотникова, Е. А. Фольклоризм
прозы Л. Петрушевской / Е. А.
Плотникова // Актуальные проблемы
современной фольклористики и
изучения классического
7. Плотникова, Е. А. Фольклор
как один из способов создания
текстов в современной
Гуманитарные науки и образование. Волжский университет им. В. Н. Татищева.-Тольятти, 2009. - Часть II. - С. 88-94.
8. Плотникова, Е. А. Традиционные
сказочные персонажи и их
9. Плотникова, Е. А. Функции
несказочной прозы в
Ю.Плотникова, Е. А. Особенности
реализации пропповской модели в
«Настоящих сказках» Л. С. Петрушевской
/ Е. А. Плотникова // Концепция мира и
человека в русской и зарубежной
литературе : материалы Всероссийской
научной конференции с
11 .Плотникова, Е. А. Поэтика
повседневности в «Настоящих
сказках» Л. С. Петрушевской / Е.
А. Плотникова // Актуальные решения
современной науки: сборник
Подписано в печать 25.10.2011 г. Формат 60x84/16. Усл. печ. л. 1. Тираж 100. Заказ № К1/1118. Отпечатано с готового оригинал-макета
в копицентре «ЬАОТОКТ». 424001, г. Йошкар-Ола, пр. Гагарина, 2.
ВВЕДЕНИЕ.
1. НАРОДНАЯ ПРОЗА В ТВОРЧЕСТВЕ Л. С. ПЕТРУШЕВСКОЙ.
1.1. Сказка и ее разновидности
в творчестве Л. С.
1.2. Несказочная проза
в творчестве Л. С.
2. ФУНКЦИИ НАРОДНОЙ ПРОЗЫ В ТВОРЧЕСТВЕ
Л. С. ПЕТРУШЕВСКОЙ.
2.1. Типы и характер трансформации народной прозы в творчестве
Л. С. Петрушевской.
2.2. Жанровое своеобразие
«Настоящих сказок» Л, С.
Проблема фольклоризма литературы
— одна из тех, что постоянно находятся
в поле зрения как фольклористов,
так и литературоведов. В то же
время в разные периоды развития
науки о фольклоре на первый план
выдвигался тот или иной, но вполне
определенный ракурс ее изучения. Сам
термин «фолыслоризм» впервые был
предложен и обоснован
В. осмыслении природы данного
феномена сначала в общественной
мысли и литературной критике, а
несколько позднее и в
Так,, на первом этапе (к. XVIII
— н. XIX века) наиболее характерным
моментом следует признать попытки,
в основном, критиков (В. Г. Белинский)
и деятелей литературы (А. С. Пушкин,
М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. Н. Кольцов,
В. Ф. Одоевский, А. А. Дельвиг, Н. М. Языков,
О. М. Сомов и др.) рассматривать
его в рамках категорий «простонародности»
и «народности». При этом термин
«простонародность», появившийся в
последней трети XVIII века, означал
простоту, естественность народной поэзии,
которая противопоставлялась «
В. Г. Белинский был первым, кто выступил против подмены понятия «народности» понятиями «старины» или «простонародности». Народность в его понимании - «отражение индивидуальности, характерности народа,, выражение духа внутренней и внешней его жизни, со всеми ее типическими оттенками,, красками и родимыми пятнами» [27, с. 23]. Рассматривая творчество А.С.Пушкина, В.Г.Белинский подметил вне зависимости от предмета изображения (русская . природа или русские характеры) удивительную верность поэзии Пушкина русской, действительности. Именно за эту особенность общий голос назвал Пушкина русским национальным народным поэтом.; В то же время Белинский1 подчеркнул, что «истинная: национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть, и тогда национален, когда' описывает совершенно сторонний- мир; но глядит на него: глазами своей национальной стихии; глазами своего, народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они: сами» [28, с. 439].
Непосредственно изучениевзаимосвязей народной поэзии и творчества писателей обозначилось на .втором этапе (вторая половина XIX века). Труды Ф. И. Буслаева [41], А. Ы. Афанасьева [18], А. Н. Веселовского [50] и ряда других ученых в том или ином научном контексте освещали этот вопрос. Серьезной, заявкой в этом направлении стали и работы В. Н. Перетца о народных песнях [223]. Существенный вклад в раскрытие способов введения фольклора в литературу был также сделан в работах В. Миллера [188], К. Кузьминского [135] и некоторых других исследователей. Подробный анализ «весьма характерных» [161, с. 44] для XIX века примеров взаимопроникновения?литературы и фольклора в практической деятельности ярких представителей отечественной культуры дан в статье Л. М. Лотман
1 По мнению некоторых
исследователей, например, В. Е. Гусева,
именно с высказываний В.Г.
Русская историко-филологическая
наука и художественная литература
второй половины XIX века. (Взаимодействие
и развитие)» (1996). Автор работы подчеркивает
значимость и перспективы достижений
отечественной филологии того времени
(в том числе и в решении
проблемы фольклоризма) для дальнейшего
«взаимодействия историко-
В первой половине XX века (на
третьем условно выделяемом этапе)
проблема фольклоризма получила свое
дальнейшее развитие. Отличительная
черта этого периода —
Что касается 40 — 50-х гг. XX
века, то в этот период большинство
исследователей под фольклором подразумевали
лишь устную поэзию «трудового народа»,
соответственно фольклор других прослоек
общества и социальных групп оказался
вне поля их зрения. Своеобразно
понимался и фольклоризм. Например,
М. Г. Китайник относительно последнего
пишет: «Не подражание, не стилизация
под фольклор, а критическое и
творческое освоение его, как неиссякаемого
источника познания и изображения
жизни и лучших духовных черт народа
— вот что было исходным и определяющим
фольклоризм передовых деятелей
русской культуры» [120, с. 166]. Очевидно
и то, что исследователей данного
периода интересовал не просто «фольклор
трудового народа», но фольклор, отобранный
почти исключительно с
На следующем этапе (1960
— 1980 гг.) проблема фольклоризма становится
уже предметом специальных
Актуальным становится и такой аспект проблемы фольклоризма, как взаимовлияние сфер «мифа — фольклора — литературы». В это время на страницах журнала «Вопросы литературы» (1978), правда, весьма осторожно
2 Подробный перечень
В конце 70-х годов были
предприняты и серьезные